1

Среди немногочисленных типов гражданских самолетов, спроектированных и построенных в Советском Союзе в 1930-е годы, особое место занимает двухмоторный РАФ-11 конструкции А.Н. Рафаэлянца. Потому, прежде всего, что самолетик создавался в системе «Аэрофлота».

Проектировался и строился на основе накопленного опыта эксплуатации вполне успешного ПР-5. Кроме того, РАФ-11 был полностью деревянным, и при недостатке в стране металла это стало положительным моментом, повышающим шансы на его запуск в серийное производство. Однако, как говорится, не сложилось. И это весьма показательный пример, свидетельствующий, что перед войной нам было вовсе не до пассажирских самолетов.

«Воздушный экспресс» инженера Рафаэлянца

Используя опыт создания ПР-5, в 1937 г. Рафаэлянц приступил к проектированию небольшого двухмоторного самолета РАФ-11. Он представлял собой 6-местный низкоплан хороших аэродинамических форм, был оснащен двумя двигателями МГ-31 300 л.с.

«Воздушный экспресс» инженера Рафаэлянца«Воздушный экспресс» инженера Рафаэлянца

Конструкция планера РАФ-11 полностью деревянная. Фюзеляж – полумонокок обтекаемой формы с обшивкой из березового шпона. Крыло двухлонжеронное, сверху обшито фанерой вплоть до второго лонжерона, далее – полотно. Двухстоечное основное шасси убиралось в полете в моторные гондолы при помощи гидросистемы. Размещение двух членов экипажа в пилотской кабине рядом, управление штурвальное, сдвоенное. Пассажирский салон в стандартном варианте рассчитан на шесть человек, оборудован отоплением и вентиляцией. Входная дверь одна, размещена на левом борту фюзеляжа.

«Воздушный экспресс» инженера Рафаэлянца

Первый опытный экземпляр РАФ-11 был построен и испытан в 1938 г. 17 августа 1938 г. РАФ-11 2 МГ-31Ф был зарегистрирован как СССР-Л2481 и закреплен за авиазаводом №241. Хотя первый экземпляр расценивался как перетяжеленный, в целом РАФ-11 считали неплохим самолетом, поэтому хотели его строить серийно на заводе №241 в Быково.

12 ноября 1939 г. начальник Главного Управления ГВФ B.C. Молоков (тот самый Василий Сергеевич, который четыре года назад на самолете ПР-5 СССР-Н70 летал на Диксон) в своем письме на имя В.М. Молотова и А.И. Микояна осветил некоторые вопросы Гражданской авиации СССР. Во многом это письмо можно рассматривать как доклад о достижениях и план предстоящих усовершенствований «Аэрофлота». Нашлось в этом письме и место самолетам Рафаэлянца, в частности РАФ-11, о котором сказано было буквально следующее:

«Это тип деревянного, двухмоторного самолета для местных линий и коротких участков. Такие самолеты широко применяются за границей. Нам эти самолеты особо необходимы в окраинных республиках, в горных условиях, где большие самолеты применить чрезвычайно трудно.

Один экземпляр такого самолета построен и показал неплохие результаты, но перетяжелен в производстве, и сейчас в облегченном виде строится его дублер. Серийная постройка предположена на заводе №241, где в настоящее время этот самолет заканчивается производством.

Эта машина ценна тем, что будет сделана целиком из дерева. Моторы МГ-31 в настоящее время осваиваются в эксплуатации и приняты на заводе №16 для освоения в серийное производство».

«Воздушный экспресс» инженера Рафаэлянца

В 1940 г. был построен второй экземпляр (заводской №2) двухмоторного пассажирского самолета А.Н. Рафаэлянца. Внешне он почти не отличался от первого экземпляра, назывался РАФ-11бис (РАФ-11/2). Был зарегистрирован 25 января 1941 г. с опознавательным знаком СССР-Л3700. 24 августа 1941 г. самолет был передан для последующей эксплуатации Наркомзему.

«Воздушный экспресс» инженера Рафаэлянца

В период Великой Отечественной войны пассажирские РАФы продолжали эксплуатироваться. В 1943 г. РАФ-11 (неизвестно какой – первый или второй экземпляр) летал в составе 6-го Отдель­ного авиаполка ГВФ.

«Воздушный экспресс» инженера Рафаэлянца


Источник: Михаил Маслов "«Воздушный экспресс» инженера Рафаэлянца" // Крылья №4

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account