Воздушные авианосцы — единственный шанс советского ВМФ на паритет с ведущими флотами. Звено СПБ против АУГ Нагумо.

16

Содержание:

Статья о звено СПБ как основе бомбардировочной авиации в свое время вызвала знатный пожар как на альтхистори, так и на ФАИ. К сожалению, после того как лучшие авиаспециалисты ФАИ во главе с Вандалом пришли к шикарному выводу, что радиус петли и виража, а значит и точность бомбардировки с пикирования, не зависит массы самолета, коллективным разумом приведя формулу, где этот самый радиус зависит от скорости пикирования, подъемной силы и угла тангажа, то есть величин прямо зависящих от массы, диалог превратился в избиение младенцев и меня отлучили от этого охотугодья. Поэтому дальнейшего развития тема явно заслуживающая внимания не получила.

А ведь для советского ВМФ звено давало уникальный шанс играть на равных с флотами ведущих мировых держав. Причем шанс единственный — любые альтернативы в виде больших и малых флотов были по сути бесполезными дорогостоящими игрушками не дающими никаких шансов ни на одном ТВД даже при подавляюще численном преимуществе в целом — опыт РЯВ не даст соврать.

Проклятье разрозненных ТВД

Вопрос, на который сторонники больших надводных флотов еще не разу не дали более менее аргументированный ответ — сколько кораблей нужно для обороны наших берегов. По беглым прикидкам получается, что эквивалента объединенных сил США и Британской империи маловато. Делим на 4 ТВД и шансов отбится даже от Японии нет. Ну а поскольку мы прекрасно понимаем, что наш реальный труднодостижимый потолок это скорее вашингтонгские доли Франции и Италии, то вывод напрашивается один — лучше и не начинать.

А теперь возьмём флот из воздушных авианосцев в качестве главной ударной силы. Время маневра между ТВД измеряется сутками и часами. Куда бы противник не сунулся он получает шанс нарваться на сборную наших флотов. По сути, фактор разрозненных ТВД начинает играть против врагов.

Ну и численность. Пик производства ТБ-3 пришелся на 1933 год. Более 300 машин. В 1935 уже был готов вариант звена с 2 И-16. То есть возможность подвесить шесть сотен современных истребителей. Это уже реальные шансы сразится с объединенным авианосным флотом остального мира. Качественные аспекты рассмотрим чуть дальше.

Проклятье Перл Харбора, Тарранто, Кронштадтской побудки

Фактор не менее важный. Места базирования ВМФ СССР сверхуязвимы для диверсий любого рода. Просто территориально. И при попытке построить что то серьезное, угрожающее интересам других держав в регионе шансы обнаружить все построенное десятилетиями непосильного труда на дне бухты базирования стремятся к 100%. Воздушные авиианосцы звена в массе вполне могут базироваться в глубине территории страны без риска уничтожения внезапным ударом.

3. Возможность пополнять основные ударные силы флота. В ВМВ только одна страна могла строить с нуля крупные боевые корабли в значимых масштабах. Остальные довольствовались в основном тем что построили/заложили до войны. Авиастроение же работало у всех.

4. Универсальность применения в сухопутной/морской войне. Вложения в звенья будут ненапрасными при любом сценарии конфликта. Германия, Япония, Антанта + лимитрофы.

5. Двойное назначение. Звено в разборе это транспортный самолет плюс 2 истребителя. Первые вполне можно эксплуатировать в нархозе готовя пилотов с огромным налетом и пользой для экономики.

6. Управляемость. Эскадрильи звеньев можно оборудовать и качественной радиосвязью с профессиональными радистами, штурманами и ранними воздушными радарами. При этом на «отделяемой части» в виде подвесных истребителей можно слегка и сэкономить по первому времени — пролететь 40-50км в составе группы и вернуться с ней же задача не самая сложная.

Потенциальные противники

А теперь рассмотрим самый интересный момент — количественное и качественное соотношение сил в случае противостояния советского ВМФ использующего звенья в качестве основной ударной силы с ведущими флотами мира.

Итак, проект звено в рабочей модификиции пригодной для массового применения (ТБ-3 плюс 2 И-16 тип 5) появился у нас в 1935 году. Замечу, на тот момент производство ТБ-3 еще не свернуто, а серийное производство ДБ-3 и СБ не развернуто.

Что было у потенциальных противников? Начнем с Японии.

Только испытывался первый в мире палубный истребитель-моноплан И-96 (Mitsubishi A5M). Будет запущен в серию в 1936 году.
Mitsubishi A6M Зеро начнет выпускаться только в 1940 году.

Основа авиагрупп истребители-бипланы A2N, A3N и A4N, проигрывающие И-16 ранних модификаций с разгромным счетом.

Палубный пикировщик Aichi D3A Вэл, звезда Перл-Харбора в серию пойдет в 1940 году. При этом будучи вдвое тяжелее И-16, он уступает ему по скорости, вооружению (пара синхронных пулеметов винтовочного калибра и один турельный), и бомбовой нагрузке в Звене — 250+60х2 против 250х2.

Его предшественник Aichi D1A еще скромнее. Биплан с 250+30х2 бомбовой нагрузки и 310 км/ч максимальной скорости.

Торпедоносец Накадзима B5N2 Кейт на этом фоне совсем скромный с скоростью 360км, одним защитным пулеметом винтовочного калибра и максимальной бомбовой нагрузкой 800кг (торпеда, стандарт 6х60кг или 2-3х250кг).

Как и его предшественники-бипланы.

Итак, что мы имеем в сухом остатке. Для того, чтобы сформировать эквивалент ударного соединения Нагумо с шестью авианосцами достаточно пары сотен звеньев с устаревшими И-16 и ТБ-3. Причем эти самые пара сотен звеньев будут сильнее и в воздухе (как никак 400 истребителей с пушечным вооружением либо ШКАСы против бипланов) и при работе по земле/флоту (800 авиабомб в 250кг с пикирования и топмачтового бомбометания). 200 звеньев элементарно собираются в середине 30х (300 ТБ-3 годовой выпуск 1933 года).

А теперь добавим минимум фантазии. Поставим сразу на ТБ-3 звезду воздушного охлаждения унифицировав самолеты по двигателям и топливу. Рецепт не самый плохой, Б-17 не даст соврать. И соответственно массовый выпуск четырехмоторных самолетов не прекращаем, постепенно переходя на двухрядные звезды вместе с носимыми истребителями. Поскольку наши четырехмоторники не будут входить в зону активного ПВО нам не нужны будут запредельные характеристики по скорости/высотности и соответствующий геморой с турбокомпрессорами. По той же причине, а также благодаря наличию массы истребителей с собой не нужно массовое защитное вооружение.

Можно отказаться и от массового использования алюминия в конструкции.

По сути носитель звена это обычный транспортный самолет. Сверхэкономичный (у немцев Гиганты тратили на тонно-километр вдвое меньше топлива, чем Ю-52). Дешёвый. Массовый.

А вот сэкономленный алюминий пускаем на истребители. Как и должно быть при нормальном подходе.

Подписаться
Уведомить о
guest

94 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account