Воздушная картечница
Во французском языке слово "митральеза" (Mitrailleuse) означает любое малокалиберное скорострельное оружие, кроме ручного, однако в России митральезами или картечницами принято называть пулеметы, действующие с помощью внешнего привода. Как правило, "приводным механизмом" для них являлся сам стрелок, вращавший рукоятку или дергавший за рычаг, механически связанный с затвором. Такие картечницы, получившие распространение во второй половине XIX века, стали в современной поп-культуре одним из символов эпохи стимпанка.
Но были и исключения из этого правила – митральезы с моторным приводом, не требующие ручной работы. Одно из них – оригинальная двуствольная авиационная картечница, спроектированная в 1917 году венгерским инженером Францем Гебауэром и предназначенная для вооружения истребителей. Ее механизм работал за счет отбора мощности от карданного вала самолетного мотора.
Такая система давала целый ряд преимуществ. Во-первых, отпадала необходимость в синхронизаторе и устранялась угроза отстрелить собственный винт при его поломке (во времена Первой мировой войны такие случаи были не редкостью). Во-вторых, пулемет Гебауэра на полных оборотах мотора обладал внушительной скорострельностью. Даже с четырехлопастным винтом она составляла 1500 выстрелов в минуту, то есть вдвое больше, чем у спарки синхронных пулеметов "Шварцлозе". Кроме того, система получилась легкой, компактной и занимала на самолете гораздо меньше места, чем два пулемета. Однако при уменьшении оборотов скорострельность падала, а отбор мощности на привод оружия снижал мощность, передаваемую на винт.
Тем не менее, испытания, проведенные в июне 1918 года, сочли успешными. В августе австро-венгерское командование заказало на венской фирме "Солюкс", сотрудником которой являлся Гебауэр, 100 "моторных картечниц" под обозначением Gebauer Motorgéppuska 1918.M. Ими собирались вооружить новейший истребитель WKF D.I, незадолго до этого принятый на вооружение. Заказ был выполнен к концу октября и тогда же из цехов завода "Винер Кароссерие Флюгцойгфабрик" начали выходить первые серийные WKF.
Однако 3 ноября из-за поражений на фронтах, голодных бунтов, солдатских восстаний и начала распада страны Австрии пришлось капитулировать. Мировая война для нее закончилась, а вслед за этим были аннулированы все военные контракты. Истребителей с митральезами Гебауэра построили всего 20 штук, но и они, так и не успев вступить бой, вскоре были уничтожены по требованию держав-победительниц.
После войны изобретатель, обосновавшись в Венгрии, продолжил работу и в 1926 году выдал усовершенствованный образец. Новая картечница представляла собой два фактически отдельных пулемета, размещенных по обеим сторонам мотора и обладавших суммарной скорострельностью 2600 выстрелов в минуту. В 1931 году оружие запустили в серию под индексом 26/31.М GKM. Его ставили на закупленные для венгерских ВВС итальянские истребители "Фиат" СR-32, а также – на итальянские легкие бомбардировщики "Ромео-37" и немецкие "Хейнкель-46". Всего было выпущено 243 установки.
В 1940 году появилась крупнокалиберная модификация 1940.М GKM, предназначенная для вооружения венгерского истребителя MAVAG Heja-II (лицензионная копия итальянского "Риджани" Re-2000). В 1941-43 годах завод MAVAG выпустил 190 таких истребителей, которые активно применялись на Восточном фронте.
Митральеза Гебауэра в экспозиции венского военного музея. За ней – также весьма интересный двуствольный авиапулемет Гаста.
Она же с металлической патронной лентой и переходником, соединявшим ее с карданным валом авиадвигателя. Пулемет использовал винтовочные патроны "Манлихер" калибром 8 мм.
Картечница, укрепленная на двигателе "Иеронимус" в о время наземных испытаний.
Опытный образец истребителя WKF D.I.
Один из первых серийных WKF.
Эти истребители красились в оригинальный камуфляж, состоящий из темно-коричневых и темно-зеленых пятен причудливой формы, нанесенных поверх розовато-песочного фона.
Проектный чертеж WKF в варианте фоторазведчика. Самолет планировалось оснастить радиостанцией, а за кабиной – установить длиннофокусный аэрофотоаппарат с дистанционным приводом. Неизвестно, была ли построена эта машина.
WKF D.I в трех стандартных проекциях. Самолет оснащался двигателем "Иеронимус" мощностью 230 л.с. Его взлетная масса составляла 732 кг, максимальная скорость – 195 км/ч, время набора высоты 2000 м – 5,2 минуты, потолок – 6500 м.
Патентный чертеж мотомитральезы 26/31.М GKM.
Истребитель MAVAG Heja-II. Перед кабиной видны характерные обтекатели кривошипно-шатунных механизмов митральез Гебауэра.