В августе 1972 года дайвер и начинающий химик Стефано Мариоттини нырял возле местечка Риаче в Калабрии. Это самый юг Апеннинского полуострова, буквально подошва итальянского «сапога». После очередного погружения на шестиметровую глубину Мариоттини заметил руку, торчащую из песка. «Труп! Мафия!» – не на шутку струхнул дайвер. А что он мог еще подумать, зная, что Калабрия – родина безжалостной ндрангеты? Этим бандитам убить человека, что по нужде сходить.
Но мафия на этот раз была не при делах. Превозмогая ужас, Стефано потрогал мертвую руку, которая оказалась, на счастье, необычайно твердой — бронзовой. Поэтому вызывать на место пришлось не карабинеров, а археологов. А те извлекли из песка двух бронзовых воинов — молодого с грозным, надменным взглядом и добродушного, немного уставшего ветерана с непокрытой головой, которую раньше венчал коринфский шлем. Первоначальная ошибка синьора Мариоттини с торчащей рукой понятна — каждая статуя имела в высоту около двух метров, то есть примерно соответствовала человеческому росту. Да и выполнены бронзовые фигуры были столь искусно, что выглядели, словно живые. Лишний раз продемонстрировав, какой высоты достигало античное искусство.
Находки доставили в соседний город Реджо-ди-Калабрия, а дно возле Риаче начали тщательно изучать археологи. Но увы — по официальным данным, больше ничего выдающегося не нашли. Даже щиты и копья, которыми были вооружены бронзовые воины «при жизни», не обнаружились.
Позже ученые определили, что «воинов Риаче» отлили в V веке до нашей эры, в промежуток между 460 и 430 годами, и, скорее всего, сделали это в Греции, вероятно, в Афинах, где в то время, на заре классической эпохи, бурно развивалось изобразительное искусство и творили выдающиеся мастера. Причем руку к созданию бронзовых изваяний могли приложить скульпторы Мирон и Алкамен, ученик великого Фидия. Впрочем, это не точно.
Большой вопрос, как афинские статуи оказались не в Греции, а на юге Италии. Ученые предполагают, что бронзовых воинов перевозили из Греции в Рим (после того, как Эллада стала римской провинцией, грабили ее новые хозяева довольно безжалостно), и возле современного Риаче произошло кораблекрушение. Однако следов его не нашли — ни остатков кораблей, ни каких-то других грузов. Зато позже, в середине 2000-х годов, археологам совместной итало-американской экспедиции недалеко от места находки «воинов Риаче» открылись фундаменты древнего ионического храма. И появилась новая версия — мол, бронзовые воины когда-то давно украшали этот храм, который с течением времени ушел под воду, как и все побережье в том месте. Подобных храмов тогда на юге Италии было много — греки колонизировали эти земли еще в VIII веке до нашей эры и совсем неспроста южная Италия называлась тогда Великой Грецией. Впрочем, это не отменяет той версии, что изготовили статуи в Афинах и позже по морю доставили в Италию.
Отдельный вопрос — кого изображают скульптуры. Тут тоже нет однозначных ответов. Часть историков склоняются к версии, что молодой воин — это Тидей, герой-аргонавт, который упоминается в «Илиаде» Гомера и трагедии Эсхила «Семеро против Фив». А тот боец, что постарше, — Амфиарай, мифологический царь Аргоса. Причем обе скульптуры, предположительно, до того, как попасть в Италию, были частью находившейся в Аргосе композиции, посвященной походу семерых героев на Фивы. Другие ученые полагают, что скульптуры некогда украшали священные для эллинов Дельфы и были посвящены победе греков в Марафонской битве.
Имеется в этой темной истории еще одна загадка. Искусствовед Джузеппе Браго в 2008 году выступил с сенсационным заявлением: по его данным, в Риаче в 1972 году нашли не две, а три скульптуры (третья, мол, также изображала воина — с распростертыми объятиями). А, кроме того, в песке отыскали щит молодого воина и шлем ветерана. Однако еще до официальной презентации находок все это «ушло» куда-то в частную коллекцию. Недавно итальянские журналисты попытались поднять эту тему и обратились за комментариями к первооткрывателю — Стефано Мариоттини. Однако бывший дайвер от комментариев наотрез оказался. Возможно, ему есть что скрывать.