Интересная статья Вячеслава Шпаковского.
Некоторые технические проекты всегда опережали жизнь, но случалось и так: жизнь опережала самые бредовые проекты, которые в итоге становились еще более бредовыми! Так, 27 августа 1915 года в России состоялись первые ходовые испытания гигантского танка Лебеденко. Безусловно, они были совершенно секретными. Но прошел год, и в номере американского журнала «Электрический экспериментатор» за февраль 1916 года появился материал о гигантском танке на двух колесах, который не падал благодаря гироскопу! Наверное, такой танк с гироскопом можно было бы построить. Да, с гироскопом и на двух колесах. Но только не такой огромный, как на обложке журнала. Вы представляете его давление на грунт? Но, видимо, тот, кто писал этот материал и рисовал это «техническое чудо», об этом не думал.
Дальше — больше! В декабрьском номере американского журнала «Популярная наука»1916 года была напечатана статья о гигантских танках ближайшего будущего. По мнению автора и художника, этот танк должен был представлять собой трехколесную машину просто чудовищных размеров и иметь спереди два огромных колеса (100-200 футов в диаметре) и одно, сзади, поменьше — рулевое. То есть схема один в один копирует наш российский «Царь-танк», но размеры увеличены во много раз — 30-60 метров колеса! Появление этой статьи также вполне объяснимо, ведь 15 сентября 1916 состоялся боевой дебют отнюдь не фантастических, а вполне реальных танков — английских Mk I. И вот автор (очень может быть, что даже и не зная про наш танк!) «приставил палец ко лбу» и, зная, как выглядят британские машины, измыслил это «нечто», долженствующее поразить воображение всех. Безусловно, что журнал с такой машиной на обложке охотно покупали, читали и… довольствовались чувством эйфории. Что вот, мол, что в будущем-то будет! Мало кто думал о том, что изображен совершеннейший бред. Что такая машина даже и с места бы не сдвинулась — наш танк хотя бы десять метров проехал, а то и вообще разломалась бы под собственной тяжестью. Но… поднять тираж, наверное, было в данном случае главной задачей! Кстати, посмотрите на его вооружение. Это ОГРОМНЫЕ ЦЕПИ, которыми он везется по земле и разрушает все на своем пути.
Также в июльском номере «Электрического экспериментатора» появился материал про транспортное средство в виде огромного колеса, с подвешенной внутри него на оси кабиной. В принципе такое транспортное средство возможно, хотя тут есть много «но». Опять-таки там должен был находиться гироскоп и вот тут-то и возникает главный вопрос: зачем делать так сложно, когда можно намного проще? Поставить четыре колеса меньшего размера и катись себе через реки и овраги. И, кстати, говоря, в Канаде такой вездеход был построен, но только он все равно где-то там застрял, несмотря на свои большие колеса. Что это тренинг на развитие фантазии или опять-таки попытка привлечь внимание читателей к журналу?
Впрочем, поскольку в то время шла война, тема «большого колеса» была развернута в военную плоскость уже в февральском номере «Электрического экспериментатора» за 1917 год. Здесь на обложке мы видим танк-колесо, штурмующее немецкие окопы, но… как такое вообще пришло кому-то? Ведь кабина на оси будут раскачиваться! И как же из них тогда стрелять и попадать? Да, гусеничный танк тоже «кидает и бросает», но у него другой ритм колебаний — «жесткий», так сказать, и к нему можно приноровиться. А тут? И как стрелять в стороны? И где в этот «ящике» помещается двигатель, трансмиссия, запас топлива, вооружение и экипаж?
Видимо, в редакцию кто-то написал о том, что показанный «прожект» — глупость, и через год его решили «модернизировать»! Теперь «колесо» усовершенствовали, добавив к нему еще две броневые «корзинки» для ведения огня в обе стороны. Но суть прожекта от этого не изменилась!
Столь же бредовым выглядит и линкор на колесах, выезжающий из воды на берег («Электрического экспериментатора», июль 1917 года) и опять-таки невольно задаешь себе вопрос, а какой неуч это придумал? Собственно сама по себе идея выглядит оригинально: старые американские броненосцы, негодные в эпоху дредноутов, поставить на колеса и заставить действовать на суше. Но вес, мощность двигателей, трансмиссия… наконец как быть с углом склонения орудий? Об этом в статье про эту машину практически ничего не сказано.
Прямо как в сказке про Незнайку у Носова: «И все доступно уж, эх, ма, теперь для нашего ума!»
Интересный материал о замене живых солдат автоматическими был опубликован в том же журнале «Электрический экспериментатор» (ноябрь 1918 года). Позднее эту идею использовал американский писатель фантаст Курт Воннегут в своем известном романе «Утопия 14», где он описал войну ближайшего будущего с использованием «микроволновых часовых», расстреливавших всех и все до тех пор, пока их снабжал электротоком генератор. Но он мог это писать, у него это роман-утопия и это, понятно, был всего лишь не очень-то умный «технический прием» — война против советской России, выигранная при помощи одних лишь машин. А тут что? Волоконных кабелей нет, датчиков движения нет, радаров нет… Ничего нет, а вот «автоматические солдаты» есть! О том, какова может быть их реальная стоимость тоже ничего нет. Как нет и о том, куда эти «солдаты» побегут прятаться в случае обстрела из французских 320-мм железнодорожных орудий, либо германской 420-мм «Большой Берты».
Коммерческий успех журналов «Популярная механика» и «Популярная наука» (не говоря уже об «Электрическом экспериментаторе») привели к тому, что «зонтичные бренды» расплодились в США во множестве. Ситуация была во многом похожей на… то, что было у нас в России в 90-ые годы после появления журнала «Танкомастер». Вслед за ним пристроились «Авиамастер», «Флотомастер», «Мастер+Авиация», «Мастер-ружье», «Мини-мастер», «Стендмастер» и даже… «Мастер-нож»! Все так же было и за океаном. Вернее, у нас все было так же, как и за океаном, а там кроме «Популярной механики» в Штатах появились «Современная механика» и «Иллюстрированная механика». Правда, судя по обложкам «Современную механику» больше интересовали самолеты (видимо в редакции собрались бывшие авиационные инженера!), недаром именно в нем на обложке появился знаменитый «летающий танк Кристи» — типичный «летающий прожект».
Да, мощность его двигателя позволяла ему подняться в воздух. Да, оригинальной была идея с крыльями. Но была очень серьезная проблема с передачей от двигателя на винт, даже сталей нужной прочности тогда не существовало. И, наконец, самое главное: а кто будет такими танками управлять? Летчики? Но они не танкисты!Летчики-танкисты? Так ведь это же сколько им платить? Позднее эта же история повторилась у нас с экранопланами. По авиационным стандартам — одно, по морским — другое. А тут нужна совершенно новая инфраструктура и много чего еще. И ни у летчиков, ни у моряков нет желания измышлять что-то третье и вдобавок еще и переучиваться. Вот они и не пошли!
Впрочем, помимо танка Кристи удивительных прожектов танков тогда хватало. Например, в сентябрьском номере журнала «Самодельная механика» за 1936 год на обложке красовался проект танка типа «английский ромб», но… огромного размера и с откидными «крыльями» для стрелков по бокам. Причем журнал ничтоже сумняшеся сообщал, что «этот танк, спроектированный Иосифом Пиньйоне, должен быть представлен правительству США».
В январском номере журнала «Современная механика» был помещен прямо-таки ужасающий проект… чисто огнеметного танка с противоснарядным бронированием. Можно было подумать, что над этим серьезно работают и с точки зрения PR и пропаганды это был «хороший ход». Но… сам проект не выдерживает никакой критики. Столько же невозможен, хотя внешне и красив, проект бронированного гусеничного мотоцикла из февральского номера из этого же журнала за 1938 год. Ну, нельзя физически и рулить и стрелять! Так уж человек устроен!
Ну, а теперь вывод: почитаешь американские технические журналы 20-30-ых годов прошлого века, и видишь, что они буквально переполнены «прожектами» самого низкого пошиба. Для развития воображения — вроде бы да, ну так ведь многие из них выдавались за проекты, «над которыми работают» всерьез. И это была явная тенденция. Хорошо, что нас это поветрие не сильно задело!
источник: https://topwar.ru/73416-voennye-proekty-i-prozhekty.html