Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

1

К созданию подобного материала меня в свое время подтокнули именно занятия альт. историей различных флотов. Удобно было пользоваться разными справочниками, чтобы добыть ТТХ тех или иных кораблей своего времени, но вот чисто статистической выборки — сколько и чего строилось в те или иные годы — действительно не хватало. К примеру, занимаюсь я альт-РИФ, и клепаю броненосные крейсера, не сильно задумываясь о количестве и распределении в постройке по времени, а потом внезапно оказывается, что я систематически забывал вовремя закусывать, и мало того что кораблей получилось слишком много — так еще и по датам распределены по-идиотски. И вот из-за подобных переборов возникла потребность в какой-то общей системе по ведущим морским державам, где можно будет в сравнении определить адекватность тех или иных альтернативных судостроительных программ. Подобные проблемы, скорее всего, испытывают и многие другие альтернативщики, и потому указанный материал будет также полезным и для них. Кроме того, подобная стат. выбора из реальной истории может дать нам достаточно интересную информацию для размышлений.

Материалы сравнения приведены по восьми государствам — Великобритании, Франции, России/СССР, Германии, Италии, Австро-Венгрии, США и Японии. Там, где нужные классы кораблей отсутствовали как таковые, государства исключены из таблиц. В большинстве случаев в качестве основы используются даты закладки кораблей, потому в таблицы внесены также недостроенные корабли вроде линкоров. Кроме того, в некоторых случаях используются также даты начала работ, которые были остановлены до официальной закладки. В случае с перестроенными из гражданского транспорта кораблей преимущественно используются даты начала перестройки, а в случае с эсминцами в подавляющем большинстве случаев используются не даты закладки, а даты спуска на воду или ввода в строй (по датам закладки материала оказалось маловато). Там, где имеют место особые условия учета кораблей, эти условия будут указаны. Частично не учтены экспортные, и полностью — трофейные корабли, попавшие в состав указанных морских держав. Первоначально планировалась также сводка по гидроавианосцам, но из-за определенных трудностей с определением всех кораблей этого класса этот пункт отсутствует.

В целом, таблицы носят очень примерный характер, и в них могут крыться достаточно серьезные ошибки с неучтенными или учтенными дважды кораблями. Тем не менее, общий фон на основе этой информации все же остается понятным.

Авианосцы

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

Во внимание приняты все классические эскадренные и легкие авианосцы спец. постройки, или же капитальные авианосцы, перестроенные из гражданских кораблей. Не учтены в силу специфичности своего предназначения эскортные авианосцы из числа ВМВшных переделок, пригодных исключительно для эскортирования конвоев.

Из любопытного:

— по сути авианосцы массово строили лишь три государства — США, Япония и Великобритания, остальные по сути "барахтались" со штучными экземплярами;

— несмотря на массовую постройку авианосцев, японцы по их числу почти в 2 раза уступили Великобритании и в 2,5 — США. И это с учетом того, что англосаксам не засчитаны эскортные авианосцы, а у японцев учтены недостроенные до конца войны!

Линейные корабли

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

Рассматривались только корабли концепции "all big guns". В таблицу, помимо собственно линейных кораблей, внесены также линейные крейсера всех держав как сходные по водоизмещению и общим характеристикам стоимости и сложности постройки, а также из-за затрудненной классификации отдельных кораблей. В эту же таблицу внесены корабли со столь спорной ранговой принадлежностью как "Сталинград", "Кронштадт", "Аляска", "Шарнхорст" и "Худ". Грубо говоря, в таблицу занесены все капитальные корабли согласно западным послевоенным представлениям (более 20 тысяч тонн стандартного водоизмещения).

Из интересного:

— дольше всех с постройкой капитальных кораблей упорствовал СССР;

— абсолютным лидером по постройке капитальных кораблей, несмотря на все усилия США, осталась Великобритания;

— Япония и Россия/СССР осуществили одинаковое количество закладок кораблей, однако если вспомнить, сколько из всего этого было достроено у нас в сравнении с японцами, становится как-то печально. Впрочем, при аналогичном количестве закладок капитальных кораблей французы достроили не сильно больше;

— Австро-Венгрию можно было смело игнорировать.

Броненосцы

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

Учитывались по возможности не только собственно эскадренные броненосцы, но и броненосцы береговой обороны с мониторами. Последние учтены лишь в рассматриваемый период времени, мониторы более поздней постройки не упоминаются в силу потери их роли в войне на море [1]. В случае США учитывались корабли времен Гражданской войны, но только Союза.

Из интересного:

— Германия построила столько же броненосцев, сколько и Россия;

— в первые десятилетия существования броненосцев Франция и Великобритания шли "ноздря в ноздрю" по закладкам кораблей. При этом нельзя сказать, что франко-прусская сильно сказалась на темпах броненосцестроения Франции, темпы строительства и количество закладок стали уменьшаться заметно позднее.

— итальянцы после Лиссы сильно сбавили в постройке своих броненосцев;

Тяжелые крейсера

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

В таблицу вносились как классические "вашингтонские" крейсера, так и более поздние корабли с 203-мм артиллерией ГК, и крейсера со спорной классификацией. К последним, в частности, отнесены советские крейсера пр. 26 и 26-бис, "Красный Кавказ" [2],германские "карманные линкоры" и японские крейсера типа "Могами", вступившие в строй как легкие крейсера.

Из интересного:

— если рассматривать советские крейсера со 180-мм артиллерией как тяжелые, то получается, что СССР построил столько же тяжелых крейсеров, сколько и Италия с Францией. 

— активно тяжелые крейсера строились только тремя государствами — США, Японией и Великобританией, при этом целенаправленную ставку на них можно увидеть у последних двух. Американцы же шли с ними "ноздря в ноздрю" по количеству тяжелых крейсеров до начала ВМВ, и лишь после 1941 начали резко наращивать количество своих кораблей этого ранга.

— Германия также не сильно отставала по числу тяжелых крейсеров от Италии и Франции, однако выгодно отличалась от них качественно благодаря 283-мм ГК "карманных линкоров". Из-за этого вырисовывается довольно своеобразная картина — у Германии после Версаля сформировались лучшие тяжелые крейсерские силы, чем у морских держав-победительниц Франции и Италии!

Броненосные крейсера

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

Рассмотрены классические броненосные крейсера и ранние броненосные фрегаты. Замечена интересная подтасовка у Конвея — первый русский броненосный фрегат отнесен к классу броненосцев, из-за чего получается, что англичане — законодатели класса броненосных крейсеров!

Из интересного:

— наблюдается странное единство в количестве построенных броненосных крейсеров у Японии, Германии, России, США и Италии — по 14-15 штук. Больше этого "золотого броненосно-крейсерского стандарта" построили только Франция и Великобритания;

— как и с линкорами, Австро-Венгрию  можно было проигнорировать;

— Великобритании удалось построить огромное количество броненосных крейсеров, при том что основная их масса была заложена за короткий период с 1898 по 1905 год (35 штук).

— несмотря на хороший старт, французы в целом проиграли гонку в постройке броненосных крейсеров-рейдеров британским защитникам торговли. Впрочем, навести шороху в случае войны на британских коммуникациях они бы все равно смогли — превосходства в 10 кораблей для прикрытия всего мирового океана англичанам будет маловато.

Легкие крейсера

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

Рассмотрены все классические легкие крейсера — т.е. крейсера с калибром артиллерии до 155мм включительно, с поясной броней и турбинной ЭУ. Включены в список также крейсера ПВО вроде "Атланты" и "Дидо", а также сверхлегкие крейсера вроде "Капитани Романи" и учебные "Жанна д'Арк" и "Катори".

Из интересного:

— считается, что первыми в истории легкими крейсерами являются британские "Аретузы" (закладка в 1911 году). При этом многим известно, что германцы заложили свои легкие крейсера на год раньше — в 1910 году. Но при этом забывается, что австрийцы своего "Адмирала Шпауна" заложили аж в 1908! Получается, что Великобритания пришла к постройке легких крейсеров 3-й из 8 заметных морских держав своего времени, но почему-то считается, что она все равно сделала это первой.

— СССР после ВОВ неплохо так раскочегарился с закладками легких крейсеров, благодаря чему, с учетом дореволюционных заложенных кораблей, вышел в этой таблице аж на 3-е место по количеству закладок!

— США довольно мало внимания уделяли развитию легких крейсеров, пока не началась ВМВ — из своих 76 кораблей за 1941-1945 они заложили 49 штук, т.е. больше половины.

Бронепалубные крейсера

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

Рассмотрены все бронепалубные крейсера в период по 1914 год, вне зависимости от их идеологической принадлежности. Плюс к этому, в список добавлены торпедные крейсера с броневой защитой в виде карапасной палубы.

Из интересного:

— по таблице получается, что первенцами в постройке бронепалубных крейсеров является не Великобритания (как традиционно считают), а Италия! Речь идет о торпедной канонкерке "Пьетро Микка" (598 тонн, 13 узлов, 1 16-дюймовый ТА и 2 картечницы), которая, согласно Конвея, имела защитную бронепалубу. Так как это довольно сомнительный крейсер, то не заявляю, что англичанка и тут на себя много берет (как с легкими крейсерами), но факт остается фактом — бронепалубами занимались и до англичан, еще в 1875 году;

— Россия явно не развивала свои крейсерские силы в эпоху бронепалубников, ибо по количеству кораблей, даже с учетом "Муравьева-Амурского" и его систершипа, которые попали в состав Хохзеефлоте из-за начала ПМВ, находится на предпоследнем месте, опережая только Австро-Венгрию;

— Великобритания построила огромное количество бронепалубников. Собственно, она их построила не шибко меньше, чем остальные державы вместе взятые — 146 против 194, начисто перекрыв общее число построенных бронепалубников основных вероятных противников — Франции, России и Германии (вместе 97 штук);

— японцы много внимания уделяли постройке бронепалубников, лишь на 3 корабля уступив в этом США.

Безбронные крейсера

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

Рассмотрены все обнаруженные мною винтовые фрегаты, клиперы, безбронные колониальные крейсера и т.д. спец. постройки. По возможности не рассмотрены гражданские пароходы, перестроенные под нужды военно-морских сил (в частности, таких было много в Гражданскую войну в США), хотя иногда существовали затруднения с определением корней происхождения кораблей. Также в список внесены некоторые крупные мореходные безбронные корабли, которые можно назвать крейсерами.

Из интересного:

— лидером по количеству безбронных крейсеров являются США, Великобритания построила таких крейсеров немногим меньше;

— за исключением клиперских серий, Россия безбронные крейсера практически не строила;

— пик постройки безбронных крейсеров приходится на 60-70 годы XIX века, после чего их практически не строили во всех государствах кроме Великобритании. Россия и США полностью отказались от постройки таких кораблей сразу же, как только появились бронепалубные крейсера, у остальных на это ушло какое-то время.

Эскадренные миноносцы

Военное судостроение ведущих морских держав в 1860-1950 гг.

Наиболее сложный по учету класс кораблей как по количеству, так и по критериям и определению точных дат по закладке и спуску на воду, из-за чего цифры могут быть неточными. Рассмотрены собственно классические эсминцы, а также лидеры эсминцев, германские "дивизионные миноносцы", эскортные миноносцы (из-за своих крупных размеров), минные крейсера, германские миноносцы времен ВМВ и малые торпедные канонерки (в случае с Великобританией). Обычные миноносцы в этот список не попали. При этом стоит отметить, что из-за сложностей учета все советские эсминцы проекта 30-бис записаны в один год — 1949.

Из интересного:

— 1943 год в США поражает масштабами. По сути, за этот год США заложили/спустили на воду больше эсминцев, чем любая другая страна вообще за указанный период времени в почти 70 лет, за исключением одной только Великобритании;

— за 2 года РЯВ в России заложили эсминцев и минных крейсеров чуть меньше, чем за 18 лет до этого;

— не считая Австро-Венгрии, антирекорд в постройке эсминцев принадлежит Франции, что несколько неожиданно;

— почетное 3-е место по количеству заложенных эсминцев принадлежит Германии, что также достаточно неожиданно (я ставил на Японию);

— по структуре (в таблице не указана, но я обратил внимание) вступивших в строй эсминцев Японии заметны ее проблемы с ресурсами к концу войны: все спущенные на воду в 1945 году корабли из таблицы — это эскортные миноносцы, последние крупные эсминцы были спущены на воду и введены в строй в 1944 году.

Примечания

1) Точнее, мониторы получили куда более узкую нишу, чем на момент своего создания, и уже не могли даже близко соперничать с современными им ЭБР, не говоря уже об дредноутах.

2) Знаю, крайне спорное решение — не тянет "Кавказ" на тяжелый крейсер, но по калибру ГК решил его все же отнести к этому классу, а не к легким крейсерам.

Подписаться
Уведомить о
guest

40 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account