Военное дело эльфов

3

 

Статья представляет собой попытку рассмотреть военную тактику и стратегию народа, который достаточно часто встречается в различных мирах фентези, при этом серьезно отличаясь от людей, т.е. попытку понять основы военного дела у существ, которые людьми не являются.

В качестве основных источников используются работы Толкиена, и другие создатели фентези-миров, в том числе ДнД.

Для того чтобы понять особенности развития военного дела у эльфов, надо учитывать следующие особенности.

1) Эльфы весьма немногочисленны, что вероятно связанно с тем, что они не занимаются земледелием, следовательно нуждаются в большем пространстве для выживания.

2) Эльфы живут очень долго (нередко они считаются бессмертными), но ценой этого является малая плодовитость эльфиек.

3) В тех случаях, когда эльфы собирают большую армию, речь идет о мобилизации всех мужчин и скорее всего, большей части женщин, в отличие от людских, не обремененных детьми и по своему физическому уровню не слишком уступающих мужчинам.

 

Прямым следствием всех этих факторов является важнейшая особенность эльфийской стратегии – стремление максимально избегать потерь. Это связано с тем, что серьезные потери в сражении означают для эльфов гибель значительной части населения в целом, причем восстановить довоенный уровень населения эльфы смогут только за несколько столетий, если вообще смогут. Таким образом, серьезные потери означают, что эльфы не только не могут воспользоваться освободившимися землями, но и потеряют свои собственные, поскольку их заселят представители других рас, возможно, даже союзных эльфам.

Так, победа Гиль-Гэлада над Сауроном, когда эльфы вступили в открытый бой и понесли огромные потери, о которых рассказывает Элронд, привела к исчезновению Единого царства эльфов, так что во время своих странствий хобиты встречают лишь отдельные анклавы этого великого народа.

Отсюда же вытекает тот факт, что эльфы славятся именно как лучники. Даже если они не являются заядлыми охотниками, для которых лук является основным орудием труда, он имеет то преимущество, что лучники при нормальных условиях не участвуют в прямом бою. Учитывая, что природные способности эльфов делают их прекрасными снайперами, это выглядит наиболее логичным.

 

Тесная связь с природой делает эльфов также специалистами маскировки на привычном ландшафте, умеющими как прекрасно прятаться, так и использовать природные ловушки (овраги, болота и т.д.). Другой особенностью, вытекающих из данных предпосылок, является тот факт, что эльфы мало заинтересованы в экспансии – захват земель для эльфов имеет мало смысла, поскольку им трудно заселить их, да и к тому же скорее всего речь также пойдет о серьезном изменении ландшафта, что требует серьезных усилий.

Исключением является ситуация, когда эльфийская знать стремится занять место правящей верхушки, подчиняя себе другие народы. Однако поскольку традиционный быт эльфов очень тесно связан с лесом, более того, как утверждается во многих источниках, эльфы нуждаются в подпитке от леса (или его магии), то получается, что они чисто физически не могут проводить много времени вдали от леса, выполняя обязанности аристократии по управлению своими подданными.

Хотя в разных мирах фентези описываются различные расы эльфов, в подавляющем большинстве их можно свести к трем – лесным, высоким и темным. При этом вполне возможен вариант, что под высокими эльфами понимается знать лесных эльфов.

Тем не менее для каждой из этих групп характерны свои особенности военного дела, что позволяет рассматривать их отдельно.

Лесные эльфы

Военное дело эльфов

Лесные эльфы. Это типичные эльфы, живущие своим укладом и не вмешивающиеся особо в чужие дела. Основу армии, как уже говорилось выше, составляет ополчение. Возможно, в распоряжении короля эльфов есть небольшая группа воинов, склонная к изучению боевых искусств, которую можно назвать его дружиной.

Также вполне вероятно существование рейнджеров, дежурящих на границе, скорее всего состоящих из смеси указанных дружинников и ополченцев, проводящих на границе какое-то время.

Основой стратегии является защита своих земель, основным оружием является лук, использование знаний родного леса и навыков маскировки в лесу.

Также вполне возможно использование магии, в первую очередь для разведки (например, путем использования растений и животных). Так, отряд хранителей кольца, вошедших в Лес Владычицы Галадриэль, был обнаружен практически сразу.

Наиболее привычной для эльфов является партизанская борьба – частые, в идеале непрерывные обстрелы противника при максимально возможном игнорировании рукопашных стычек.

Скорее всего отряд эльфов, встретившись с противником, двигающимся в глубь эльфийских лесов, делится на несколько групп. Одна занимает позицию и начинает обстрел, по возможности используя знания собственных лесов, возможности маскировки (навыки охотников, магические возможности). Вторая занимает другую позицию, немного подальше или с другой стороны движения, или остается в резерве.

Первая (или первые) группа ведет обстрел противника, причем при приближении противников, т.е. возникновении угрозы рукопашной, позиция тут же оставляется, и эльфы отступают, по возможности незаметно и под прикрытием огня другой группы. Т.е. в идеале противник находится под непрекращающимся обстрелом, который ведется с разных сторон.

Вероятнее всего эльфы будет стремится не поразить всех противников, а максимально ранить возможно бóльшее количество воинов, чтобы сделать врагов, обременённых большим количеством раненых, малоподвижными. Кроме того, доспехи обычно защищают наиболее важные части тела, но редко прикрывают их целиком.

Вполне возможно, что эльфы будут использовать различные природные яды, что еще больше увеличивает опасность их огня.

Вполне логичным представляется создание на границах Леса особой полосы, которую можно назвать Границей, т.е. неким укрепрайоном по-эльфийски. Т.е. это особая пограничная территория, которая патрулируется эльфами (и возможно их разведчиками из числа птиц и т.д.) плюс магические средства обнаружения.

Ее особенностью является большое количество надежных позиций, отвечающих следующим параметрам: они обеспечивают неплохой обзор (и возможность стрелкового огня), они хорошо замаскированы, нередко прикрыты кустарником, деревьями или оврагами, возможно небольшими родниками и т.д. И они в обязательном порядке имеют пути отхода, по возможности незаметного – скорее всего небольшое углубление в земле или другое прикрытие. Вполне возможно, что там же может быть небольшой запас, в первую очередь стрел.

Такие позиции, максимально использующие существующий ландшафт и дополняемые специально выращенными в необходимом порядке растениями и кустарниками, серьезно увеличивают возможности эльфов.

Также при необходимости эльфы могут создать аналог своей Границы и в обычном лесу. Но тут уже многое зависит от наличия времени и могущества эльфийских магов.

Вообще возможности эльфийской магии весьма велики, хотя и не слишком заметны.

Это и лориенские плащи, и меткость эльфов. Учитывая связь эльфов с природой, вполне возможно использование животных (крупных или хищных), дендроидов, колючих и ядовитых растений и т.д. и прочих возможностей природы для уничтожения противника.

Также вполне возможным представляется сознательное выращивание различных существ для уничтожения противника.

Исходя из этого можно предположить следующий образ действий. При вторжении армии противника эльфы на первых порах стремятся измотать его непрерывными атаками лучников из засад, завести его в ловушки и т.д.

Однако при приближении врага к жилищам, священным рощам, городам такая тактика уже не эффективна. Следует также учесть, что она не всегда действенна против больших отрядов, которые двигаются глубоко эшелонированным строем.

Поэтому в том случае, когда враг измотан, а также с целью раздробить крупные массы войск на отдельные небольшие отряды, следует атака дружинников, подкрепленная стрельбой лучников.

Эта атака должна разорвать порядки противников, не дать ему возможности закрепиться на одном месте. В случае неудачи эльфы, скорее всего, не ввяжутся в драку, а постараются отступить и повторить ее позднее.

Наличие цитаделей, замков и городов дает эльфам возможность пересидеть нашествие за их стенами. Но оно также свидетельствует о том, что эльфам не всегда удается обойтись одной партизанской борьбой, и иногда они вынуждены отсиживаться в замке. Эльфы могут также закрепиться на природном рубеже, например, реке, и сдерживать атаки противника на нем (Лориен). Вероятно, что при этом часть их остается в лесу и продолжает нападать на противника из засад.

В качестве примера рассмотрим битву за наследство Смога у Одинокой горы (битву Пяти Армий в "Хоббите"). Движимый алчностью эльфийский король вывел свою армию из леса, но позаботился о прикрытии своих лучников отрядами людей, заключив союз с Озерным городом. В столкновении с орками была принята единственно возможная тактика: отступить к отрогам горы, разместить эльфийских лучников наверху и прикрыть их отрядами Озерного города и гномами Дори Славного. Это позволило остановить орков, но, когда часть из них сумела обойти союзников с тыла и ударить по эльфийским лучникам, союзников спасло лишь прибытие новой армии – орлов.

Таким образом, эльфы очень эффективны как лучники, но в рукопашной вряд ли превосходят другие народы.

Также следует отметить, что их армия хорошо подходит для обороны, но ее использование в наступательных боевых действиях требует создания особых условий.

Высокие эльфы

В отличие от своих лесных родственников, они обычно живут в намного более труднодоступных местах: горы, острова. Их города имеют великолепные укрепления. Поэтому они обычно не обороняются, а наступают в тех случаях, когда считают нужным вмешаться.

Их армия напоминает дружину лесных эльфов, но их немногочисленность приводит к тому, что ополчение у них отсутствует. Высокие эльфы гораздо шире применяют магию и различных магических существ, в первую очередь – грифонов, а также пегасов, драконов и т.д.

Основной проблемой высоких эльфов является их немногочисленность. Они могут объединиться с кем-либо, но с ними очень трудно ужиться. К тому же они почти всегда требуют беспрекословного подчинения себе. В целом, их армия – это небольшие элитарные отряды.

Их тактика, видимо, напоминает действия дружинников лесных эльфов, хотя вероятно больше направлена на уничтожение серьезных противников, скорее монстров, чем гуманоидов.

Следует отметить, что высокие эльфы часто выступают как аристократия лесных эльфов, т.е. могут представлять именно ту часть эльфийского общества, которая больше всего заинтересована в большой политической игре.

С точки зрения статьи не важно, является ли это участие в политической борьбе отражением того, что эльфы являются хранителями порядка в мире, защищающими его от неких злых сил, или, наоборот, коварными интриганами, умело манипулирующими своими союзниками.

Важнее другое – основным оружием высоких эльфов является слово, точнее создание образа врага. Это позволяет им мобилизовывать для защиты тех интересов, которые они считают важными, различных союзников для участия в Великих походах за интересы мира и демократии или Сил Света, и т.д.

Нередко все что получают взамен участники, это красивые титулы из рук эльфов (наподобие Друг эльфов, Паладин, Герой или Чемпион Света). Те кто выступают против этого, заявляя о необходимости думать о собственных интересах, тут же получают прозвища типа Гнилоуста и обвинения во всяческих грехах. Для слаборазвитых народов такие титулы позволяли закреплять власть обычных вожаков, превращая их в правителей, правящих от имени Света.

А для эльфов позволяли создавать режимы, руководимые их сторонниками, причем контроль над аристократией часто дополнялся контролем над известными и популярными личностями, создававшими то самое общественное мнение, которое при случае могло повлиять и на королей.

Также вполне возможно обучение аристократов под контролем эльфов или в их городах, поддержка представителей древних династий (наподобие поддержки Арагорна) и прочие методы контроля над окрестными владыками (само по себе наличие Арагорна означало сильнейший фактор давления на правителей Гондора).

Можно предположить, что наряду с информационной войной высокие эльфы активно используют тактику создания небольших групп (созданных нередко из числа союзников, т.е. представляющих собой расходный материал) для проведения различных рейдов, уничтожения ключевых фигур и объектов противника и т.д.

Как пример подобных действий можно рассматривать организацию похода Хранителей кольца и вообще действия Гендальфа, близкого друга и союзников эльфов. Сами эльфы, кроме Леголаса, прямо не участвуют в боевых действиях, хотя сам по себе поход был задуман в их цитадели (Равендоле), с участием их союзников.

Таким образом, их действия во многом напоминают действия современных сверхдержав в холодной войне – информационные войны, разведка, поддержка союзников и т.д. при минимальном собственном участии.

Темные эльфы

Военное дело эльфов

Дроу представляют как раз тот вариант эльфов, которые оторвались от родных лесов в погоне за установлением господства над миром, что выразилось в отказе от почитания традиционных богов и сильнейших изменениях в традициях и менталитете этой группы эльфов по сравнению с сородичами.

Однако цена этого отказа была очень высока, что проявляется и в военной тактике дроу.

Армии темных эльфов включают в себя как собственно отряды дроу, где мужчины-воины дополняются женщинами-магами/жрицами, так и широким использованием различных союзников, точнее слуг из представителей различных рас, плюс широкое использование магии и ее созданий.

Теоретически это могло бы привести к созданию силы, способной завоевать мир.

Однако, как уже говорилось, темные эльфы дорого заплатили за отказ от своих корней, получив в итоге то, что вполне можно назвать массовым безумием как характеристику всего народа. Большую часть сил они тратят на борьбу между собой, что делает задачу создания крупной армии дроу практически невозможной. Практически невозможно заставить отряды различных домов действовать согласованно и удерживать их лидеров от попыток подставить друг друга под удар врага, а то и ударить исподтишка. Если к этому прибавить интриги внутри дома, то невозможность согласованных действий дроу становится очевидной.

Еще одним фактором, отрицательно влияющим на мощь их армий, является отношение к другим расам. Высокомерие дроу обычно приводит к тому, что у них очень плохие отношения с союзниками. Поэтому мораль и боеспособность таких отрядов очень низка и держится больше на страхе перед командирами и желании пограбить разгромленного врага. Действительно, хорошие наемники из числа тех же орков не стремятся попасть в армию дроу. Да и возможные союзники часто не спешат им на помощь, вполне резонно опасаясь превратиться в пушечное мясо, которое любой военачальник темных эльфов не задумываясь бросит в пекло, не гнушаясь и прямым обманом.

В результате их союзники обычно боятся дроу больше, чем неприятеля.

Это гарантирует их лояльность, но характерно для существ, имеющих не очень высокие бойцовские качества. Кроме того они, естественно, ненадежны, особенно в случае поражения.

Таким образом, типичный отряд темных эльфов включает в себя небольшое количество собственно дроу, обычно из одного дома, имеющих сильное магическое прикрытие, и отряд поддержки, например, гоблинов, выполняющих вспомогательные функции (прикрытие магов, но до первого сильного удара, а также захват и охрана пленных, добычи и т.д).

 

Заключение

В целом, несмотря на довольно высокий индивидуальный уровень бойцов и сильную магию, ни один народ эльфов не способен в одиночку выставить полноценную боевую армию. В результате в большинстве миров они не являются хозяевами положения.

С другой стороны, на своей территории эльфы очень сильны, поэтому необходимость в серьезных нововведениях отсутствует. Традиционный консерватизм также ведет к нежеланию изменяться, в том числе в военном деле.

Подписаться
Уведомить о
guest

109 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account