Военно-транспортные летающие лодки-амфибии Sikorsky JRS-1 (S-43). США

16
Военно-транспортные летающие лодки-амфибии Sikorsky JRS-1 (S-43). США

Военно-транспортные летающие лодки-амфибии Sikorsky JRS-1 (S-43). США

В конце двадцатых, тридцатые и в начале сороковых годов в области транспортно-пассажирских летающих лодок хорошо зарекомендовала себя американская компания Sikorsky Aviation Corporation (Sikorsky), которая была основана пионером авиации и ее провидцем, знаменитым авиаконструктором и бизнесменом Игорем Ивановичем Сикорским – русским человеком, который после эмиграции в США взял фамилию Sikorsky, чтобы его не путали с поляком.

В области летающих лодок компания Sikorsky тесно сотрудничала с авиакомпанией Pan American, по спецификациям которой был разработан ряд гидросамолетов. Среди них очень успешной была четырехмоторная летающая лодка S-42, рассчитанная на перевозку 32 пассажиров. В марте 1934 года, когда эта машина в первый раз поднялась в воздух, это был самый крупный построенный в Америке летательный аппарат тяжелее воздуха. Летающие лодки S-42 были широко известны в мире под обозначением Clipper, которое им присвоила авиакомпания Pan American.

24 декабря 1935 года министерство торговли США, которое регулировало деятельность гражданской коммерческой авиации, выдало сертификат ATC-593 (Approved Type Certificate – свидетельство утверждённого образца) другому успешному гидросамолету компании Sikorsky – двухмоторной амфибии S-43. Этой машине в компании-производителе было придумано наименование Amphibion, но позже самолет стал известен под прозвищем Baby Clipper. Машина имела современную цельнометаллическую конструкцию из дюралюминия 24-ST (детали были последовательно анодированы) и с обшивкой из листов алькледа. Только в консолях крыла между основным лонжероном и задней кромкой, элероны крыла и хвостовое оперение (стабилизатор горизонтального оперения регулировался в полете) имели дюралюминиевый силовой набор и полотняную обшивку. Минимум стоек способствовал элегантности самолета. Основные стойки шасси системы Grumman убирались в борта фюзеляжа, хвостовая стойка шасси была частично убираемой. Перед хвостовой стойкой был установлен убирающийся водяной руль. В качестве силовой установки используются два девятицилиндровых радиальных редукторных двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney Hornet S1EG, развивавших мощность 750 л.с. (551 кВт) каждый и вращавших трехлопастные дюралюминиевые винты изменяемого на земле шага. Амфибия S-43 была спроектирована для полетов с экипажем из трех человек и с коммерческой нагрузкой от 11 до 18 пассажиров (в более поздние годы авиаперевозчики за счет уменьшения расстояния между сиденьями увеличивали пассажировместимость до 25 человек).

схема военно-транспортной летающие лодки-амфибии Sikorsky JRS-1

схема военно-транспортной летающие лодки-амфибии Sikorsky JRS-1

схема пассажирского салона амфибии Sikorsky S-43

схема пассажирского салона амфибии Sikorsky S-43

В 1936 году, когда началось серийное производство, было изготовлен 20 штук. Двенадцать машин было поставлено авиакомпании Pan American для эксплуатации на Гавайских островах, четыре были проданы во Францию, две – в СССР (в рамках закупки технологий) и еще по одной в Норвегию и Китай (или ВВС Чили). 14 апреля 1936 года принадлежавший компании-производителю гидросамолет S-43 становил мировой рекорд высоты полета летающих лодок-амфибий, достигнув 8519 метров.

В начале 1937 года для китайского филиала авиакомпании Pan American была создана первая амфибия S-43W с двумя 760-сильными (560 кВт) двигателями Wright Cyclone GR-1920F-52. Другие машины данной модификации были изготовлены для других клиентов. Часть данной модификации была завершена в варианте S-43WB в виде чистых летающих лодок без колесного шасси. Год спустя компания Sikorsky построила модификацию S-43B с улучшенными характеристиками при полете на одном двигателе; машина имела новое двухкилевое вертикальное оперение, немного поднятые законцовки крыла и в дополнение уширенную носовую часть.

гражданская амфибия S-43B с двухкилевым хвостовым оперением (собственность компании Inter-lsland Airways)

гражданская амфибия S-43B с двухкилевым хвостовым оперением (собственность компании Inter-lsland Airways)

Для миллионера Говарда Хьюза компанией Sikorsky была изготовлена специализированная модификация S-43H. Данная машина, предназначенная для совершения кругосветного перелета, была оснащена более мощными 900-сильным и (661 кВт) двигателями R-1920G-102 и оборудована дополнительными баками в фюзеляже. Однако для своего кругосветного полета Говард Хьюз выбрал двухмоторный самолет Lockheed Lodestar, а S-43H он переоборудовал в роскошный административный самолет, на котором он летал до 1950 года. В 1940 и 1941 годах Нидерланды закупили две амфибии S-43B для своей авиации в Голландской Ост-Индии; обе машины были уничтожены японцами вскоре после начала войны на Тихом океане.

К сожалению для компании Игоря Ивановича Сикорского на типе S-43 закончилось ее сотрудничество с авиакомпанией Pan American, поскольку она больше не была в состоянии удовлетворить очень требовательные спецификации этого основного авиаперевозчика, связавшегося с другими авиастроителями Гленном Мартином и Уильямом Боингом. Впрочем, к этому времени Игорь Сикорский после длительного периода создания летающих лодок начал переключаться на вертолеты.

Однако гражданские операторы были не единственными эксплантатами амфибий S-43, и компания Sikorsky преуспела и в работе с военными заказчиками. В период с 1937 по 1939 год американские ВМС закупили семнадцать S-43, которые в основном соответствовали базовой 18-местной версии амфибии и отличались установкой военного варианта двигателя Pratt & Whitney R-1690-52 Hornet, а также приборным и радиооборудованием (и комплектующими), отвечавшим требованиям управления аэронавтики (Bureau of Aeronautics) флота. Машинам было присвоено обозначение JRS-1. Пятнадцать амфибий (регистрационные номера управления аэронавтики 0504-0506, 1054-1059, 1062-1063 и 1191-1194) были переданы флоту, а остальные (регистрационные номера 1060 и 1061) – авиации Корпуса морской пехоты США. Гидросамолеты использовались в качестве транспортных, штабных и посыльных самолетов. Базировались амфибии в основном на западном побережье и на Гавайских островах. Флотские JRS-1 были переданы эскадрильям общего назначения (Utility Squadron) VJ-1 и VJ-2, расквартированным на авиабазе в Сан-Диего, тогда как машины КМП – эскадрильям VMJ-1 и VMJ-2.

до войны самолеты американского флота имели довольно яркую окраску. Амфибия JRS-1 имела выкрашенный алюминиевой краской фюзеляж, желтое крыло, контрастное хвостовое оперение и др.). Смысл данного антикамуфляжа заключался в обеспечении как можно более быстрого обнаружения самолета в случае его аварийной посадки

до войны самолеты американского флота имели довольно яркую окраску. Амфибия JRS-1 имела выкрашенный алюминиевой краской фюзеляж, желтое крыло, контрастное хвостовое оперение и др.). Смысл данного антикамуфляжа заключался в обеспечении как можно более быстрого обнаружения самолета в случае его аварийной посадки

JRS-1 американского флота в довоенной окраске

JRS-1 американского флота в довоенной окраске

В 1937 году пять амфибии S-43 были приобретены армейской авиацией (в те годы – авиационный корпус армии США [US Army Air Corps – USAAC]); машинам были присвоены серийные номера с 37-370 по 37-374 и обозначения Y10A-8 (позднее были переименованы в OA-8). Военные гидросамолеты соответствовали коммерческому варианту за исключением силовой установки в виде военной версии двигателей Hornet, регулируемых в полете винтов Hamilton Standard и казенное авиационное оборудование. Внутренняя часть фюзеляжа была модифицирована для перевозки грузов с возможностью установки простых сидений в случае доставки пассажиров. Командование USAAC включило машины OA-8 в состав военной транспортной службы (Military Transport Service – MTS), в составе которой они летали до 1942 года, хотя утверждается, что некоторые экземпляры OA-8 числились в составе MTS до конца войны. Летом 1941 года, еще до вступления США в войну, армейская авиация (к этому времени она была преобразована в ВВС армии США [US Army Air Forces– USAAF]) получила один гражданский самолет S-43. Эта машина, которой были присвоены обозначение OA-11 и серийный номер 42-1, в течение недолгого времени использовался для перевозки военнослужащих: амфибия проработала всего в течение нескольких недель и разбилась во время полета в Тринидад.

После нападения японцев на Перл-Харбор и после вступления США в войну в составе американского флота оставались несколько экземпляров JRS-1. После того как ситуация на Гавайях успокоилась, туда была передислоцирована эскадрилья VJ-1, где с восстановленных баз её JRS-1 действовали в качестве многоцелевых военно-транспортных самолетов. Несколько раз JRS-1 использовались для ведения патрулирования и разведки, а также для поиска японских подводных лодок. Из эксплуатации амфибии JRS-1 были выведены в 1943 году.

закамуфлированная амфибия JRS-1 американского флота на авиабазе в Сан-Диего

закамуфлированная амфибия JRS-1 американского флота на авиабазе в Сан-Диего

после объявления войны верхние и боковые поверхности амфибий S-43 были выкрашены в серо-синий цвет, а нижние поверхности в светло-серый цвет. Согласно предписаниям того времени, опознавательные знаки (на рисунке ОЗ образца 6 мая 1942 года, действовавшие по 31 июля 1943 года) наносились на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. В дополнение к опознавательным знакам в передней части фюзеляжа был нанесен небольшие бортовые номера

после объявления войны верхние и боковые поверхности амфибий S-43 были выкрашены в серо-синий цвет, а нижние поверхности в светло-серый цвет. Согласно предписаниям того времени, опознавательные знаки (на рисунке ОЗ образца 6 мая 1942 года, действовавшие по 31 июля 1943 года) наносились на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. В дополнение к опознавательным знакам в передней части фюзеляжа был нанесен небольшие бортовые номера

Часть гражданских S-43, которые ранее принадлежали авиакомпании Pan American, до середины пятидесятых годов использовались в качестве транспортных бразильской компанией-авиаперевозчиком Panair do Brasil. Вторая часть бывших машин авиакомпании Pan American продолжала эксплуатироваться в Норвегии в составе компании DNL и у аляскинского авиаперевозчика Reeve Aleutian Airways, в то время как третья – в составе калифорнийской авиакомпании Avalon Air Transport совершали транспортные рейсы на остров Каталина, продолжавшиеся до начала 1960-х годов.

В настоящее время из 53 единиц (в результате аварий восемь машин, принадлежавших различных операторам, были уничтожены или серьезно повреждены) сохранились лишь несколько S-43 и JRS-1 соответственно. Один отреставрированный гидросамолет, закамуфлированный под машину КМП США, экспонируется в музее авиации и космонавтики Пима, Тусон (Tucson), штат Аризона, второй гидросамолет отремонтирован и его восстановление близко к завершению. В число сохранившихся следует включить и бывший S-43H Хьюза, который и сегодня находится в эксплуатации.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sikorsky JRS-1

Назначение: военно-транспортная летающая лодка-амфибия

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Sikorsky Aircraft Corporation, Стратфорд (Stratford), штат Коннектикут

Экипаж: 3-4 человека

Силовая установка: два радиальных девятицилиндровых двигателей воздушного охлаждения Pratt Whitney R-1690-52 Hornet, развивавших по 750 л.с. и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага

Размеры:

размах крыльев 26,22 м
длина 15,60 м
высота 5,38 м
несущая площадь 72,56 м²

Масса:

пустого самолёта 5790 кг
взлетная 8670 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 295 км/ч
крейсерская скорость на высоте 255 км/ч
начальная скорость набора высоты 5,35 м/с
практический потолок 6300 м
дальность полета 1250 км

Количество изготовленных: 17 экз.

источник: Miroslav Balous, Petr Kolmann «Letadla 39-45 Sikorsky JRS-1 (S-43)» «L+K» 01/2018, стр.80-81

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account