Военно-морской флот СССР тридцатых годов
Военно-морской флот СССР тридцатых годов. Тут обобщаются материалы по флоту в альтернативной реальности кировская весна.
Военно-морской флот СССР тридцатых годов
Изменения в корабельном составе ВМС РККА
Первые годы существования Советского государства кораблестроительная промышленность приводила в порядок корабли Военно-Морских Сил, оставшиеся в строю после Империалистической войны. С 1917 по 1921 года были отремонтированы и введены в строй 17 эсминцев типа «Новик», пять подводных лодок типа «Американский Голланд» и ряд мелких кораблей и вспомогательных судов.
С 1923 по 1928 год было завершено восстановление одного легкого крейсера типа Богатырь и завершена достройка по первоначальному проекту двух легких крейсеров типа Светлана. К 1928 году было завершен ремонт и перевооружение 7 речных мониторов типа «Шквал».
С 1928 года началась модернизация, совмещённая с ремонтом, линейных кораблей типа Севастополь: в 1928-1931 годах «Марат», в 1932-1934 годах «Октябрьская революция» и в 1934-1941 годах «Парижская коммуна». В 1939-1940 годах был достроен до плавбатареи горевший в 1918 году линкор «Фрунзе».
К началу первой пятилетки в 1928 году было утверждено тактико-технические задания на эсминец и тральщик (они были заложены в 1932 и 1931 году соответственно). На 1928 год корабельный состав включал 34 боевых корабля (3 линкора типа Севастополь, 2 крейсера типа Светлана, 1 крейсер типа Богатырь, 5 подводных лодок типа «Американский Голланд» и 7 речных мониторов типа «Шквал»). По состоянию на 1928 год были заложены первые надводные корабли советской постройки (8 сторожевых кораблей проекта 2) и первые 6 подводных лодок I серии (позднее лодкам по имени головного корабля присвоили типа Декабрист). За период с 1928 по 1932 год вошли в строй еще 14 кораблей (1 легкий крейсер типа Светлана, 1 эсминец типа Новик, 6 сторожевых кораблей типа «Ураган» и 6 подводных лодок типа «Декабрист»). В 1932 году была принята «Десятилетняя программа военного кораблестроения на 1933-1942 годы».
На рубеже первой и второй пятилеток, с 1931 по 1935 год, был построен Беломорско-Балтийский канал. Любопытно, что первоначальным проектом были установлена глубина канала 3,65 метров и дата окончания работ 1933 год. С назначением в декабре 1931 года нового председателя ОГПУ Лаврентия Павловича Берии проект канала был пересмотрен с учетом того факта, что осадка подводной лодки I серии составляла 3,8 метров, а эсминца типа Новик от 3,9 до 4,2 метра. Причину запроектированной глубины канала в 3,65 метра выяснить не удалось, но были развернуты работы по его углублению. К 1935 году глубину канала довели до 5 метров, что позволило вплоть до 1941 года избежать строительства на Северном флоте собственных судостроительных мощностей – подводные и надводные корабли (до эсминца включительно) Северного флота строились исключительно в Ленинграде и затем переходили к месту службы по Беломорканалу.
С началом в 1933 году второй пятилетки военное кораблестроение активизировалось. Развернулось проектирование и строительство современных эсминцев, тральщиков, подводных лодок, а в 1934-1935 годах были с иностранной помощью заложены лучшие советские корабли тридцатых годов: крейсера типа «Александр Пушкин», эсминцы типа «Ладный» и подводные лодки типа «Истребитель». За период с 1933 по 1937 год в строй ВМС РККА вошли 107 кораблей (7 эсминцев, 14 сторожевых кораблей, 8 тральщиков, 70 подводных лодок разных типов, и 8 речных мониторов).
С началом в 1938 году третьей пятилетки конструкторы надводных и подводных кораблей накопили серьезный опыт, а советская кораблестроительная промышленность окрепла и вышла на серийное производство надводных и подводных кораблей (крейсеров, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков и подводных лодок разных типов). Многие из вопросов, которые казались почти неразрешимыми в первой пятилетке и требовали серьезных усилий во второй пятилетке, теперь были разрешены. Поставщиками практиковалась выделка доброкачественной судовой стали, надежных дизелей и турбозубчатых агрегатов. Кораблестроительная промышленность уверенно освоила производство сварных корпусов, винтов, рулевого управления, систем судовой электрики на переменном токе. Повысилась надежность приборов навигации и связи, а также приборов управления зенитной, артиллерийской и торпедной стрельбой. Новые крейсера были оснащены радиолокационными станциями. Вышли на качественно иной уровень теория движения и расчет прочности. Темп увеличения численности и качества корабельного состава морских и речных сил ВМС РККА заметно увеличился. В период с 1938 по 1941 год вошли в строй 181 корабль (1 плавбатарея типа Севастополь, 8 новых крейсеров, 33 эсминца, 24 сторожевых корабля, 48 тральщиков, 60 подводных лодок, 3 речных монитора и 4 боевых корабля, поставленные в СССР правительством Испании в счет поставок вооружения, боеприпасов и военной техники для республиканских сухопутных войск). Все иные надводные корабли ВМС РККА в этот период прошли капитальный ремонт с перевооружением: они получили 100-мм универсальные орудия Минизини, 40-мм автоматические зенитные пушки Бофорс и 12,7-мм пулеметы ДШК.
В составе ВМС РККА на 22.06.1941 года состояли из 336 боевых надводных и подводных кораблей, 120 торпедных катеров и ряд вспомогательных кораблей, судов и катеров:
• 3 устаревших линкора и одна плавбатарея типа Севастополь;
• 3 устаревших легких крейсера типа Светлана;
• 1 устаревший учебный крейсер типа Богатырь;
• 8 новых крейсеров типа Александр Пушкин;
• испанская эскадра в составе одного линкора и трех крейсеров;
• 17 устаревших эсминцев типа Новик;
• 3 эсминца типа Ленинград;
• 37 эсминцев типа Ладный;
• 20 сторожевых корабля типа Ураган;
• 24 сторожевых корабля типа Ураган-У;
• 56 тральщиков типа Фугас;
• 141 подводная лодка разных типов (24 подводных минных заградителя, 60 больших, 28 средних, 24 малых и 5 учебных);
• 18 речных мониторов;
• 120 торпедных катеров;
• иные вспомогательные корабли, суда и катера.
Планирование развертывания «Большого флота»
Экономические возможности страны победившего социализма и ее авторитет на международной арене в период первой и второй пятилетки росли семимильными шагами. В 1936 году Политбюро ЦК ВКП(б) перед ВМС РККА была поставлена задача сформировать предложения, которые позволили бы привести корабельный состав за четвертую и пятую пятилетку в состояние, адекватное новым экономическим и техническим возможностям и политическому статусу СССР.
В связи с незначительностью отечественного опыта в части проектирования океанских кораблей, НИИ ВМС для формирования тактико-технических заданий (ТТЗ) на проектирование по предложению наркома обороны Уборевича был проанализирован значительный массив информации по закладке за последние годы военных кораблей в ведущих зарубежных государствах. Целью анализа был отбор «проектов-доноров», которые должны были дать в ТТЗ для ЦКБС основные размерения кораблей (водоизмещение, длину, ширину, осадку), мощность двигательной установки, скорость, дальность плавания, параметры бронирования. Требования к вооружению кораблей предлагалось выработать заново с учетом мировых тенденций в этой области. Вместо гонки за рекордной скоростью, характерной для первой половины тридцатых годов, от новых кораблей требовалось гармонично сочетать скорость, мореходность, вооружение и защиту.
По мере принятия отдельных решений о выборе того или иного проекта-донора, начиная с января 1937 года, ЦКБС получало от УВМС предварительные ТТЗ. Одновременно, разведывательное управление ВМС РККА приступило к заданию получить уточненные параметры и детальные чертежи проектов-доноров, которые в случае удачи передавались в ЦКБС и НИИ ВМС.
Процесс передачи ТТЗ был завершен к концу 1937 года, когда НИИ ВМС представил руководству УВМС РККА итоговый проект «Десятилетней кораблестроительной программы на период с 1943 по 1952 годы». Программа включала небольшое число новых для советского кораблестроения типов кораблей: 4 линкора и 2 авианосца. Тяжелых крейсеров решили просить 8, а легких – 16. Таким образом, с учетом восьми крейсеров типа «Александр Пушкин» в строю ВМС РККА было бы 32 крейсера. Легкие силы планировалось составить из 48 больших эсминцев, которые бы дополнили достраивающиеся 40 эсминцев типа Ладный. Дополнительно НКВД СССР выдвинул необходимость в 24 сторожевых кораблях стандартным водоизмещением в 3400 тонн с гидросамолетом:
Таким образом, проекты-доноры включали в себя итальянский линкор «Литторио», английский авианосец «Арк-Ройял», американский тяжелый крейсер «Уичита», английский легкий крейсер «Манчестер», голландский легкий крейсер «Тромп» и французский контр-миноносец «Ле Фантаск». Вооружение кораблей было пересмотрено и унифицировано. Предстояло разработать, в дополнение к существующим 180-мм орудиям, орудия главного калибра для линкоров (406-мм) и легких крейсеров (152-мм), а также универсальные башенные спаренные установки калибра 130-мм и счетверенные 40-мм зенитные автоматы.
От наличия четырех типов подводных лодок (малые, средние, большие, подводные минные заградители) было решено отказаться в пользу двух типов – морские и океанские. Тут за образец было решено взять немецкие подводные лодки типов VII и IX, предусмотрев строительство всего 144 лодок: морские для Балтийского и Черноморского флотов, океанские для Тихоокеанского и Северного флотов.
Эскизное проектирование как кораблей, так и новых судостроительных мощностей для их строительства (с расширением существующих судостроительных заводов и закладкой нового — Северного судостроительного завода), было в основном завершено к 1938 году. В ряде случаев в проекты внесли определенные изменения, для приведения их к метрической системе с одной стороны, и для снижения номенклатуры новых изделий с другой. Был сформирован перечень необходимых станков и иного оборудования, который следовало для такого строительства закупить. В 1938 году началось рабочее проектирование, создание и испытание моделей в опытовом бассейне и прочие изыскания. Также были развернуты научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по новым образцам артиллерийского вооружения, турбозубчатым агрегатам большой мощности, корабельным РЛС и иным связанным с современным кораблестроением темам. Были выполнены эскизные проекты расширения промышленных предприятий-смежников.
Тем временем в 1938 году международная обстановка осложнилась: 4 февраля Гитлер получил должность Верховного Главнокомандующего, в апреле произошел аншлюс Австрии, в июле-августе состоялись бои на озере Хасан между японской армией и РККА, в октябре начался раздел Чехословакии между Германией, Польшей и Венгрией, к концу года была потеряна надежда на победу республиканцев в Испании.
В такой обстановке опасность скорого втягивания СССР в большую Европейскую войну не оставила советскому правительству иного выхода, кроме отклонения выдвинутой Галлером программы строительства «Большого флота» в период с 1943 по 1952 годы. Все доступные СССР ресурсы были сориентированы на резкое усиление сухопутных и воздушных сил. Вместо расширения судостроительных мощностей были заложены новые и расширены действующие заводы для производства самолетов, танков, артиллерийских тягачей, орудий, минометов, стрелкового вооружения. Десятилетнюю кораблестроительную программу на 1932-1942 год было решено завершать по первоначальным планам, там, где возможно, завершая третью пятилетку за 3-4 года, но надводные и подводные корабли новых типов не закладывать. Рабочие и инженерные кадры судостроительных предприятий в период с 1941 по 1943 год планировалось постепенно, по мере выполнения производственной программы, перебрасывать на иные предприятия военно-промышленного комплекса.
Изменения боевой подготовки ВМС РККА
Боевая подготовка советских военных моряков, носившая в первые годы советской власти несколько условный характер, с 1937-1938 года значительно интенсифицировалась и приобрела иной характер. Заметное воздействие на боевую учебу ВМС РККА оказали пять боевых походов советских крейсеров, доставивших в Испанию в 1936-1937 годах личный состав советского посольства, а затем четырех командировок советских военных советников, а также служба в качестве военно-морских советников правительства Испанской Республики значительного числа представителей комсостава ВМС РККА и морских летчиков. В немногочисленных, но ожесточенных воздушных и морских сражениях 1936-1938 годов на Средиземном море был накоплен их первый боевой опыт.
При подготовке личного состава первой командировки острый дефицит профессиональных морских офицеров со знанием испанского, или на крайний случай французского языка можно было ликвидировать только одним способом. В СССР были срочно призваны из запаса и направлены на трехмесячные курсы испанского языка годные по состоянию здоровья бывшие офицеры Русского императорского флота. Избежавшие гибели в ходе дела «Весна» офицеры, ради испанской командировки оставили службу экономистов, бухгалтеров, администраторов на предприятиях народного хозяйства, а также преподавателей в советских военно-морских учебных заведениях и штабах флотов. Данная категория военнослужащих была отправлена в Испанию не в качестве военных советников, а в качестве военных специалистов, впрочем, формально с теми же дипломатическими паспортами помощников военно-морского атташе. Все они занимали должности командиров БЧ или старших помощников командира корабля – по политическим причинам поручать им командование испанскими кораблями было не желательно. Во второй, третьей и четвертой командировке преимущественно проходило службу молодое поколение советских моряков, к тому времени завершившие шестимесячные курсы повышения квалификации. Курсы включали в себя не только штудирование испанского языка, но и базовые знания по театру военных действий, тактические занятия по специальности, изучение тактико-технических характеристик кораблей ВМС республиканской Испании и их противников, уточнение ситуации на фронтах. Преподавание на шестой месяц шло на испанском языке. В каждой командировке одновременно в рядах республиканского флота с октября 1936 по октябрь 1938 проходили службу 70 советских моряков с дипломатическими паспортами (на подводных лодках – по одному, на эсминцах – под два, на крейсерах по пять, на линкоре 8 человек, в штабе — 7). Раз в шесть месяцев состав военных специалистов полностью менялся. Всего через четыре испанские командировки прошло 280 командиров ВМС РККА, среди них 232 с надводных кораблей и 48 с подводных лодок. К 1941 году на подавляющем числе надводных кораблей и в штабах соединений служил как минимум один моряк с испанским опытом.
Гражданская война в Испании, в которой советские люди стояли плечом к плечу с республиканцами против фашизма, завершилась в марте 1939 года трагическим поражением социалистических сил. Советские поставки вооружения и военной техники были частично компенсированы испанским правительством золотом, а частично – возвратной поставкой четырех ценных боевых кораблей (линкора, двух крейсеров и одного скаута), которые заметно усилили молодой советский Северный флот.
С лета 1937 года в ВМС РККА была введена новая должность – заместитель командующего ВМС РККА по боевой подготовке. На эту должность был назначен сменивший в ноябре 1936 года погибшего Владимира Митрофановича Орлова 35-летний Николай Герасимович Кузнецов. С августа 1936 года по ноябрь 1936 года Кузнецов занимал должность старшего помощника на линкоре «Хайме I» и продемонстрировал настоящие чудеса в боевой подготовке – к ноябрю команда линкора из банды анархистов превратилась в образцовый боевой экипаж.
Торпедные аппараты с линкоров, крейсеров и сторожевых кораблей были демонтированы и сохранены только на эсминцах, подводных лодках и торпедных катерах. Крупные корабли усилили внимание к артиллерийской стрельбе главным калибром по морским и береговым целям, эсминцы к торпедной стрельбе по маневрирующему противнику, и, все без исключения – к противовоздушной и противолодочной обороне. Советские подводники вместо походов на рекордную автономность теперь неустанно тренировались как на тренажерах, так и с учебными торпедами в проведении одиночных и массированных торпедных залпов при различных курсовых углах и скоростях надводных целей. Стало обычной практикой проведение совместных маневров береговых войск, подводных и надводных сил и морской авиации. В 1940 году были проведены совместные с сухопутными войсками учения по ведению крупных десантных операций: на Черном Море был десантирован на необорудованное побережье корпус РККА.
В 1939 году на всех флотах была введена в действие инициированная на Тихоокеанском флоте система боевых готовностей, которая с 1940 года (с необходимыми изменениями) перекочевала и в другие рода войск.
Было точно определено, что следует понимать под готовностью № 3, под готовностью № 2, под готовностью № 2, и что нужно делать при объявлении войны.
Готовность № 3 обозначала обычную готовность кораблей и частей, находящихся в строю с нормальными запасами топлива и боеприпасов. В этом случае они жили обычной жизнью. Личный состав по распорядку дня занимался повседневной боевой и политической подготовкой, в соответствии с регламентами и графиками вел ремонтные работы, занимался спортом и развитием своего культурного уровня, отдыхал. Соблюдался график отпусков и увольнительных.
Готовность № 2 означала необходимость принять свежую питьевую воду и пищевые запасы, уточнить наличие и пополнить все необходимые запасы, срочно завершить регламентные работы и привести в порядок материальную часть, установить дежурство на всех боевых постах. Увольнения на берег сокращались до минимума. Личный состав оставался на кораблях. В таком состоянии корабли могли жить долго, хотя такая жизнь требовала известного напряжения.
Готовность № 1 объявлялась в ситуации военной опасности. Тут уже все оружие и все механизмы должны быть способны вступить в действие немедленно, весь личный состав обязан находиться на своих местах. Объявляется боевая тревога. Корабли меняют места своей стоянки и переходят на заранее им известные запасные, расчехляют оружие. Гаснет уличное освещение военных баз и портовых городов, автомобили двигаются без включения фар. В местах стоянок развертываются противолодочные заграждения, торпедные катера маскируются в прибрежных зарослях. Усиливаются посты наблюдения за воздушными и подводными целями. Выходят в нейтральные воды подводные минные заградители и торпедные подводные лодки. Объявляется готовность к отражению атаки со стороны самолетов и подводных лодок противника. При появлении неопознанных воздушных, надводных и подводных целей немедленно открывается огонь на поражение. На береговых батареях личный состав занимает места по боевому расписанию, проверяет готовность орудий и досылает снаряды в казенники. Части пехотного прикрытия береговой обороны покидают казармы и занимают укрепления. В предполье устанавливаются минные поля с противопехотными и противотанковыми минами. В дальние рейды уходит сухопутная разведка береговых войск. Прием пищи производится с полевых кухонь. Самолеты разведывательной авиации ВМС РККА, подводные лодки и отдельные надводные корабли выходят в дальний и ближний дозор.
Объявление войны означает для каждого корабля или подводной лодки получение короткого сигнала и начало выполнения одной из заранее определенных боевых задач. Конверты с боевыми задачами по готовности номер 1 регулярно обновляются вышестоящими штабами в соответствии с текущей ситуацией и включают в себя несколько вариантов. Дежурные самолеты истребительных полков морской авиации поднимаются в воздух. Летчики истребительных, минно-торпедных и бомбардировочных полков морской авиации ожидают взлета вблизи от заправленных и снаряжённых к вылету самолетов. После целеуказания от воздушных и морских дозоров авиация взлетает и выполняет боевые задачи по предназначению. Надводные корабли уходят в бой с запасных стоянок. Подводные минные заградители минируют вражеские порты, большие подводные лодки прерывают коммуникации противника. Малые подводные лодки и торпедные катера находятся в готовности немедленно отразить атаку противника на советские военно-морские базы.
Поначалу не все получалось гладко. Первые проверки и учения на кораблях вскрыли массу недостатков. Не меньше года понадобилось, чтобы флоты научились быстро и точно переходить на повышенную готовность. Не будем перечислять все, что пришлось проделать в штабах, на кораблях и в частях. Большая это была работа, шла упорная борьба за время – не только за часы, но и за минуты, даже секунды с момента подачи сигнала до получения доклада о готовности флота. Такая борьба за время в военном деле чрезвычайно важна.
Началось активное строительство защищенных командных пунктов баз флота, а также активная работа по формированию эшелонированной противовоздушной обороны, включая создание истребительных авиаполком морской авиации и опытное производство первых РЛС. Налаженная связь дальних и ближних постов воздушного наблюдения и оповещения, а также дальних воздушных. Надводных и корабельных дозоров с центрами управления использовалась как для поднятия по тревоге истребительных авиаполков ВМС РККА, так и для приведения в боевую готовность кораблей и зенитной артиллерии баз флота. К 1941 году такие базы флота, как Ленинград, Севастополь, Одесса, Мурманск, Архангельск и Владивосток получили по одной стационарной РЛС с дальностью обнаружения самолетов 250 километров.
В 1939 году Советским Союзом был заключен Пакт о ненападении с прибалтийскими странами (Эстонией, Латвией и Литвой), предусматривавший базирование боевых и вспомогательных кораблей СССР в их портах, а также незамедлительное подписание договора об аренде островов Моозундского архипелага на 99 лет. К июню 1941 года строительство аэродрома, береговых батарей и иных инженерных сооружений архипелага было в основном завершено. Для обороны архипелага из РККА в Береговые войска ВМС РККА был передан стрелковый корпус и танковый батальон. Командование всеми силами и средствами (включая морские, сухопутные силы и авиацию) наркоматов обороны и внутренних дел (пограничная охрана) было сосредоточено в руках единого командующего обороной архипелага. В морские силы обороны архипелага входила одна плавбатарея типа Севастополь «Михаил Фрунзе», которая была довооружена 100-мм орудиями минизини для противодействия авиации и десантным средствам противника, несколько самоходных артиллерийских барж со 100мм орудиями, 6 подводных лодок типа «Малютка», дивизион тральщиков, дивизион морских охотников, дивизион торпедных катеров.
К 1941 году советские моряки и летчики морской авиации обновили свой боевой опыт в ходе бескровного возвращения в территориальный состав СССР Западной Белоруссии, Западной Украины и Молдавии, а также в ходе советско-финской войны 1939-1940 года.
Командование ВМС РККА
В ходе аттестации 1932 года начальник морских сил Владимир Митрофанович Орлов был снят с должности и направлен военно-морским атташе во Францию. На должность начальника морских сил в 1932 году был назначен командующий морскими силами Балтийского моря Лев Михайлович Галлер. Балтийский флот в 1932 году возглавил Иван Степанович Исаков.
В июле 1936 года В.М. Орлов был переведен в соседнюю Испанию и погиб в ходе бомбежки советского отряда крейсеров в порту Картахена 5 ноября 1936 года.
Высший командный состав ВМС РККА на 22.06.1941 года:
• Главнокомандующий ВМС РККА: Лев Михайлович Галлер
• Заместитель главнокомандующего ВМС-начальника штаба ВМС РККА: Иван Степанович Исаков
• Заместитель главнокомандующего ВМС по боевой подготовке -Николай Герасимович Кузнецов
• Черноморский флот: Иван Кузьмич Кожанов
• Тихоокеанский флот: Михаил Владимирович Викторов
• Балтийский Флот: Иван Степанович Юмашев
• Северный флот: Арсений Григорьевич Головко
Приложения
Сравнение результатов военного кораблестроения в реальной истории и альтернативной реальности «Кировская весна»
Источником ресурсов для увеличения введенных до 22.06.1941 года единиц суммарно на 11 782 тонны является отказ от строительства «Большого флота», суммарно на 105 419 тонн. В реальной истории к 22 июня 1941 года были заложены и находились в разных степенях готовности 59 боевых кораблей и 53 подводных лодок разных типов: 4 линкора типа «Советский Союз», 2 линейных крейсера проекта 69, 2 легких крейсера проекта 26-бис, 7 легких крейсеров проекта 68, 30 эсминцев проекта 30-К, 4 сторожевых корабля типа «Ястреб», 5 подводных лодок типа К, 5 подводных минных заградителя тип Л, 14 подводных лодок типа Малютка и 29 подводных лодок типа С.
Вместо всего этого в Альтернативной истории «Кировская весна» в постройке на 22.06.1941 года находилось 24 подводные лодки типа «Истребитель».
тральщики
https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-tralshchiki-tridtsatykh-godov
Сторожевые корабли
https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-storozhevye-korabli-tridtsatykh-godov
Линкоры и крейсера
https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-bolshie-korabli-vms-rkka
монитры
https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-monitory
эсминцы
https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-esmintsy-tridtsatykh-godov
подлодки
https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-podvodnye-lodki-tridtsatykh-godov