Военно-морское строительство в годы царствования Георгия I. Черное море.
Не меньше забот у «адмиралтейств-коллегии» вызвал флот черноморский. Он в ту пору, представлял из себя довольно внушительную силу. В строю было шесть броненосцев, и строился седьмой. Причем единственный потенциальный соперник на этом театре – флот турецкий пребывал в совершеннейшем упадке. Можно было, не кривя душой сказать, что самый слабый из черноморских броненосцев (откровенно убогий)» Двенадцать апостолов» превосходил весь флот потенциального противника. Все это благолепие портил один прискорбный факт, в море Средиземном постоянно находилась мощная английская эскадра, и она всегда могла прийти на помощь своему давнему союзнику. Поэтому денег на усиление черноморской эскадры, традиционно, не жалели. По сему, на одном из заседаний встал вопрос о строительстве очередного (восьмого) броненосца.
Уважаемые адмиралы, значительная часть службы которых прошла на Черноморском флоте, увлеченно обсуждали предполагаемые свойства корабля. По общему мнению, ему было бы недурным иметь следующие характеристики. Водоизмещение около 12000 тонн. Скорость можно было считать достаточной в 16 узлов. Дальность плавания можно было урезать, и за счет этого увеличить вооружение.
Государь отмалчивался, а вот его двоюродный дядя и близкий друг великий князь Александр Михайлович в полемику вступил.
Александр Михайлович, надобно заметить, был личностью неординарной. Образованный моряк, обладавший цепким умом и большой эрудицией. Тонкий честолюбец, он, хотя, сразу по отставке генерал-адмирала, дал понять, что может взвалить на свои плечи тяжёлую ношу руководства военно-морским ведомством, сумел не перейти тонкую грань и стал ближайшим сотрудником в этом вопросе императора Георгия.
— Против какого противника будет предназначен новый броненосец?
-Э… Турции.
— А не избыточен ли уже имеющийся на черном море флот против турецкого флота?
-Но Англия…
— А мы можем построить флот равный английскому?
Для всех стало очевидно, что великий князь согласовал свою позицию с государем и доносит его точку зрения.
-Тщательный анализ показал, что Османская империя имеет крайне ограниченные финансовые возможности. Даже при содействии Англии и крайнем напряжении собственных сил она может достроить уже строящийся броненосец, купить или построить в какой ни будь европейской стране еще один, и самое большее два крейсера эльсвикского типа.
— Мы на черноморском театре имеем, продолжал великий князь, четыре тарана, современный (и весьма мощный) броненосец «Три святителя». Несколько устаревший малый барбетный броненосец «Двенадцать апостолов» и еще строится малый броненосец «Ростислав». Таким образом, против возможных двух новых броненосцев противника мы, также, будем иметь два современных броненосца, плюс пять барбетных. Таким образом, господство на море можно считать обеспеченным. А вот крейсерские силы на данном театре явно не достаточны. Следовательно, надо для исправления этой, совершенно нетерпимой, ситуации построить минимум два крейсера превосходящих по мощи самые сильные крейсера эльсвикского типа.
Доводы Александра Михайловича были признаны основательными, и обсуждение повернулась в другую сторону.
Сразу было решено, что крейсера типа «улучшенная Светлана» предполагаемые к строительству на Балтике для Черного моря не подойдут. Решено было вернуться к проекту ранее разрабатываемого крейсера в 6000 тонн. Поскольку, предполагался ограниченный театр военных действий, дальность плавания было решено сократить до 1500 миль, а вот вооружение и бронирование усилить. Было разработано два варианта. Первый должен был получить помимо палубы бронированный пояс в 114 мм и 19 узлов скорости. Второй, предполагался только бронепалубным, но со скоростью не менее 21 узел. Вооружение в обоих случаях предполагалось одинаковым: 2-203мм; 10-152мм; 12-75мм орудий системы Канэ. Такое вооружение обеспечивало превосходство над всеми доселе известными эльсвикскими крейсерами.
После долгих прений все пришли к мнению что главной обязанностью новых крейсеров будут крейсерские операции, а не эскадренные бои. Поэтому бронепояс будет излишним, а увеличенная скорость необходима.
Также было решено построить несколько минных крейсеров. Построенные ранее минные крейсера типа «Казарский» были сочтены недостаточными, предполагаемые к постройке на Балтике минные крейсера в 1400 тонн излишне крупными. Поэтому остановились на 800 тонн водоизмещения. Отдельный спор вызвало предполагаемое вооружение. Устанавливаемые на балтийских безбронных крейсерах два 120мм орудия были, очевидно, слишком велики для столь небольших кораблей. Можно было ограничиться одной артустановкой, но это сочли неприемлемым. В результате сошлись на двух 75мм пушках и 6-47мм. Впрочем, потом рассмотрев проект вооружения более внимательно, заметили, что куда меньшие (и дешевые) контрминоносцы несут такое же вооружение, так что окончательное решение было 6-75мм орудий установленных гексагонально. Однако и это решение не стало окончательным. После памятного расстрела монитора на Балтике было решено провести более масштабные испытания артиллерии. Помимо проверки крупных калибров по бронированным кораблям, было расстреляно и несколько старых пароходов из пушек, так называемого, противоминного калибра. Результаты этих стрельб обескуражили ничуть не меньше. Как выяснилось 37мм и 47мм пушки, смертельно опасные для прежних миноносок в 20-30 тонн водоизмещения, для кораблей в 300 тонн совершенно не ощутимы. Новые 75мм орудия, точнее их снаряды , как выяснилось, имели существенный недостаток. Предполагалось, что для уверенного поражения котельно-механических установок миноносцев снарядам необходимо пробить борт, пройти сквозь слой угля в угольных ямах и пробить котлы. Поэтому их делали в виде цельнометаллических болванок. Практические стрельбы показали, что вероятность такого поражения крайне не велика. А остальные снаряды наносят ничуть не большие повреждения, нежели ядра прежних гладкоствольных бронзовых пушек. Выход, казалось, был очевиден, создать фугасные снаряды или, как их еще называли, гранаты. Увы, последнее оказалось не под силу казенным заводам в виду причин технологического свойства. Последнее особенно удивило государя.
— Каким образом, возмущался он, возможны гранаты для полевых орудий, и невозможны для морских!
Вопрос оказался более сложен. Как выяснилось, полевые орудия имеют больший калибр и худшую баллистику, в силу чего для них вполне можно изготовить шрапнель и чугунные гранаты. Для новых пушек, проект которых только разрабатывался на основе немецких и французских орудий, и вовсе предполагались только шрапнельные снаряды.
Было решено, немедленно разработать шрапнельные снаряды для 75 мм орудий Канэ. Как предполагалось, они будут поражать, стоящую открыто прислугу пушек и минных аппаратов на миноносцах противника. А также крушить лишенные брони надстройки и пригодятся также для стрельбы по берегу.
Однако, минные крейсера и после этого получались недостаточно вооруженными. Решение нашлось неожиданно. Во Франции для болгарского флота был заказан корабль близкий по характеристикам к предполагаемым русским минным крейсерам. «Надежда» как его назвали, из-за противодействия турок пришел в Черное море безоружным. Турки и так не хотели его пропускать, однако болгары, воспользовавшись непогодой, прорвались через турецкое охранение. Уже в Болгарии его вооружили в числе прочего двумя 100мм орудиями системы Канэ, близкими по конструкции к принятым в Российском флоте. Данные пушки как нельзя лучше подходили к 800 тонным минным крейсерам, однако, русские заводы их не производили. Было предложение купить некоторое количество орудий во Франции достаточное для вооружения минных крейсеров, но, в конце концов, решено было разработать собственную артсистему, подобно разработанным ранее 75мм пушкам.
Строить новые крейсера должны были по одному в Николаевском адмиралтействе и на строящемся заводе «Наваль» .