Не самая приятная новость пришла из США. Армия США приняла решение об отмене программы Future Attack Recon Aircraft. Именно в рамках этой программы велась разработка вертолёта будущего Сикорский S-97 Raider, за которой мы следим с самого её начала. Теперь эту машину можно смело переводить в разряд нереализованных проектов вертолётов. А это немного жаль. Но обо всём по порядку.
На самом деле это часть более масштабной реструктуризации, которую армия США планирует в отношении своего будущего парка вертолетов и других пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
Распил в угоду очередных проектов? Нет. Фактически этот пересмотр – очень непростое и важное решение (на этот раз снимаю шляпу перед американцами), которое было принято на основании анализов, сделанных на сведениях, полученных из Украины. И выводы, сделанные американскими военными, оказались весьма неприятными для вертолетов в целом. В условиях современной войны, которую сегодня наблюдают в СВО, вертолет оказался очень дорогой и уязвимой машиной.
В итоге программу FARA сворачивают, а судьба принявших в ней участие вертолетов откровенно незавидная. Программа FARA была начата в 2018 году и ставила целью в первую очередь замену AH-64 Apache, которые использовались в качестве разведывательных после снятия с вооружения разведывательного вертолета OH-58D Kiowa Warrior. Использование «Апачей» в этой роли, в свою очередь, последовало за годами неудачных попыток найти прямую замену OH-58D.
Претендентов мы знаем, про них неоднократно писалось в том числе и у нас: Raider X от Sikorsky, оригинальная и сложная машина, и 360 Invictus от Bell, более традиционная конструкция вертолета.
Отмена FARA является частью того, что армия в настоящее время называет ребалансировкой авиационных инвестиций. Более того, Минобороны заявляет, что отложит производство турбовального двигателя General Electric T901, разработанного в рамках программы Improved Turbine Engine Program (ITEP), которая была тесно связана с FARA, в рамках этого плана. В настоящее время основное внимание будет уделяться интеграции T901 в существующие ударные вертолеты AH-64 Apache и многоцелевые вертолеты UH-60 Black Hawk.
Одновременно представители военного ведомства заявляют, что программа по приобретению новых конвертопланов на основе конструкции V-280 Valor компании Bell в рамках Future Long Range Assault Aircraft (FLRAA) будет продолжена, но это отдельный разговор.
В качестве еще одной части своих новых авиационных планов армия США прекратит модернизацию старых UH-60 Black Hawk в пользу покупки большего количества новых серийных UH-60M. Остается неизменным план закупки улучшенных тяжелых транспортных вертолетов CH-47F Chinook Block II.
Оба эти решения были в значительной степени продиктованы желанием не оставить ВВС без вертолетов как таковых и не развалить связанную с этим промышленную базу по выпуску UH-60 и CH-47.
Одновременно было озвучено намерение избавиться от всех оставшихся беспилотников RQ-7 Shadow и RQ-11 Raven. Тоже логично, учитывая двадцатилетний возраст этих аппаратов. В свою очередь, служба «увеличит инвестиции в исследования и разработки для расширения и ускорения возможностей беспилотной воздушной разведки армии, включая будущие тактические беспилотные авиационные системы и запускаемые эффекты». Это взято из официального релиза.
С беспилотниками не все понятно, потому что однажды им просто сменили электронную базу с аналоговой на цифровую, и они прослужили еще 10 лет. Тем не менее, окончание FARA на сегодняшний день является самой большой частью недавно объявленной перебалансировки авиационных программ армии.
Начальник штаба армии генерал Рэнди Джордж:
«Мы узнаем на поле боя, особенно на Украине, что воздушная разведка коренным образом изменилась. Датчики и оружие, установленные на различных беспилотных системах и в космосе, стали более распространенными, более доступными и более дешевыми, чем когда-либо прежде. Я уверен, что армия может принести пользу Объединенным силам, как на приоритетном театре военных действий, так и во всем мире, ускоряя инновации, закупки и развертывание современных беспилотных авиационных систем, включая Future Tactical Unmanned Aircraft System, Launch Effects и коммерческие системы малых беспилотных летательных аппаратов».
Безусловно, конфликт на Украине привлек много внимания к оценке полезности беспилотников различных уровней непосредственно на поле боя, а также к угрозам, которые они представляют. Армия США уже планировала приобрести множество новых беспилотных летательных аппаратов, в том числе воздушного базирования, которые могут действовать как сетевые рои, еще до того, как Россия начала СВО.
В комментариях генерала Джорджа не упоминается о том, что война на Украине также поставила под сомнение общую живучесть обычных вертолетов на будущих полях сражений высокого уровня. Как украинские, так и российские силы понесли значительные потери в вертолетах в ходе боевых действий и приняли тактику, направленную на то, чтобы держать эти машины как можно дальше от потенциальных угроз, то есть, от передовой.
Но тут стоит помнить, что не Украиной единой… Есть более опасные для США театры гипотетических военных действий. Например, Тихий океан.
Вооруженные силы США столкнутся с еще более серьезными угрозами ПВО в любом будущем крупномасштабном конфликте, особенно с Китаем в Тихом океане. В этом сценарии традиционные вертолеты могут иметь еще более ограниченную полезность, учитывая их недостаточную дальность полета, необходимую для эффективной работы на очень больших территориях, большая часть которых будет покрыта водой.
Выбор армией более дорогого, но более дальнобойного и высокопроизводительного конвертоплана в качестве будущей платформы FLRAA, это решение, которое продолжает оставаться предметом серьезных дебатов. Проигравший FLRAA вертолет Defiant X был разработан компаниями Sikorsky и Boeing и был вертолетом, аналогичным Raider X для FARA. Вполне возможно, что вооруженный вариант FLRAA или его производная теперь могут заменить программу FARA.
Отмена FARA также повлияет на будущее авиационных парков армейского спецназа. В прошлом году Командование специальных операций США заявило, что FARA, или его вариант или производная, как ожидается, станет заменой AH-6/MH-6 Little Birds, которые в настоящее время эксплуатирует элитный 160-й авиационный полк специального назначения.
Стоит также отметить, что решение армии в отношении FARA соответствует сокращениям вертолетного парка Корпуса морской пехоты в последние годы. Что касается именно морской пехоты, то все это является частью более масштабной реструктуризации всей структуры вооруженных сил на основе новых концепций проведения операций, в которых большое внимание уделяется готовности к будущему крупному конфликту в Тихом океане.
Однако, здесь не стоит забывать, что США – страна лобби. И даже после всех заявлений существует вероятность того, что Конгресс все еще может заблокировать отмену FARA для армии. Делегация членов Конгресса из Коннектикута, где находится штаб-квартира Сикорского, уже выступила с заявлением, осуждающим это решение.
«Мы крайне разочарованы тем, что армия решила выйти из программы FARA. Армия неоднократно говорила нам, что FARA является их приоритетом номер один. Это полный разворот этой позиции».
«Мы разочарованы этим решением и будем ждать разбора полетов армии США, чтобы лучше понять ее выбор», — говорится в заявлении Lockheed Martin, материнской компании Sikorsky.
Компания Bell заявлениями на тему не отметилась. Возможно потому, что выиграла конкурс на все еще действующую программу FLRAA.
Как бы то ни было, решение армии США о сокращении FARA может только поднять еще больше вопросов о будущем вертолетов в вооруженных силах США в целом.
Но поднявшееся в американских СМИ обсуждение показало: отказ от будущего ударного разведывательного вертолета был правильным выбором армии.
Бескрайние просторы Тихого океана, современная противовоздушная оборона, достижения в технологиях беспилотных летательных аппаратов и уроки, извлеченные из Украины, убили все более убедительные аргументы в пользу FARA.
И тут ключевым действительно является АТР, Азиатско-Тихоокеанский регион. И то, что армия США отменяет одну из своих самых громких авиационных программ, Future Attack Reconnaissance Aircraft, с двумя конкурирующими прототипами, уже построенными «в металле», стала шоком для многих, но на самом деле это весьма закономерно.
По мере того, как Пентагон делает ставку на возможность войны в Тихом океане на высоком уровне и видит результаты боевых действий вертолетов на Украине, актуальность программы FARA совершенно правильно поставлена под сомнение, а предположения о будущей воздушной войне, на которой она основана, также нуждаются в серьезном пересмотре.
Проще говоря, двигаться вперед было бы расточительным занятием, и отменить его сейчас, до того, как он углубится в летные испытания, было правильным решением. Конечно, «Сикорский» и «Белл», получив столь громкую плюху, будут очень недовольны, поскольку их прототипы уже почти готовы. И обе команды, «Сикорский» с их Raider X и «Белл» с их 360 Invictus, работали очень усердно, придумывая совершенно разные решения одной и той же проблемы с вооруженным разведчиком и ударным вертолетом. Оба прототипа кажутся весьма многообещающими, и возможно, они даже и будут жить. Но это тема совершенно отдельного разговора.
Сегодняшняя головная боль американских военных – боевые действия на Тихом океане. Понимание того, что существующие концепции внезапно устарели, есть, а вот видения, как может пойти дело там – нет. Но уже в Пентагоне понимают, что закупка сотен вертолетов с относительно малой дальностью полета по большим ценам не имеет смысла, когда речь идет о боевых действиях в Тихом океане.
В военных операциях на Тихом океане в подавляющем большинстве случаев FARA, даже с увеличенным радиусом действия, не сможет добраться от места базирования, туда, где они могут выполнять боевые задачи и выжить, чтобы сделать это неоднократно. Наиболее вероятный исход заключается в том, что вертолетам будет нечего делать во время такого конфликта не потому, что они не обладают высокими возможностями, а потому, что они просто не смогут добраться до районов, где идут бои, и шансы вернуться домой живыми, даже если бы они могли, были бы сомнительными.
А вот события на Украине показали, насколько уязвимы вертолеты, когда действуют на современном поле боя — даже на том, которое традиционно гораздо лучше для вертолетов, чем Тихий океан. Действия в условиях эшелонированной противовоздушной обороны значительно снижают полезность винтокрылых машин, особенно атакующих и разведывательных. Реалии живучести и необходимость приближаться к целям на расстояние поражения все больше и больше не соответствуют ударным вертолетам, и многие другие варианты платформ гораздо больше подходят для выполнения атак с дистанции. Пуск НУРС с кабрирования – это не боевой прием 21 века, как ни крути.
И человек в кабине вертолета при выполнении боевой миссии также становится все более сомнительным делом с каждым днем, особенно когда армия уже сидит на огромном флоте из почти тысячи AH-64 Apache, почти половину из которых машины FARA должны были заменить.
Здесь, конечно, более предпочтительно смотрятся беспилотники, которые легче, дешевле и использование которых не повлечет человеческих жертв.
Вертолет сегодня слишком медленная, большая и уязвимая машина. Что тут говорить, если уже зафиксированы случаи поражения вертолетов из ПТУР… И какие-то модернизации тут не помогут.
Да, чем больше скорость, тем выше выживаемость. Это означает меньшую возможность поражения в том числе традиционным наземным огнем, и меньшее время для противника, чтобы он мог среагировать и эффективно вступить в бой. Это также сократит время в пути к районам боевых действий и сделает уход от упомянутых угроз более приемлемым.
Но добавление 100-150 км/ч к максимальной скорости вертолета (в лучшем случае) не усилит возможности выживания вертолета, особенно при столкновении с современной интегрированной системой противовоздушной обороны. Независимо от того, движется ли вертолет со скоростью 200 или 300 километров в час, ракете класса «земля-воздух» будет все равно, как только цель будет обнаружена и отслежена. У самолета со скоростью 2М кое-какие шансы еще есть, у вертолета со скоростью 0,25М шансов никаких.
FARA — это не только скорость. Речь шла о том, чтобы объединить новые технологии со скоростью, чтобы машина могла выполнить любую миссию в сложных условиях. Но дальше без FARA.
А что дальше?
А дальше по мнению многих экспертов в США – ALЕ. Беспилотные летательные аппараты, которые могут вести наблюдение, обеспечивать помехи, действовать в качестве ложных целей и обеспечивать возможность нанесения ударов на больших расстояниях, в том числе в кооперативной манере «роения» — они были бы одним из самых больших подспорий в том, чтобы любой винтокрылый аппарат выжил над полем боя в высокоуровневом бою.
Эти беспилотники, запущенные и управляемые FARA, были бы важной частью уравнения живучести. Тем не менее, ALE и комплекс, необходимый для управления ими, могут быть установлены на любой армейский вертолет, не обязательно на суперсовременный. То же самое можно сказать и о системах радиоэлектронной борьбы, других передовых средствах противодействия, а также усовершенствованных датчиках и средствах связи, которые могут обеспечить большую ситуационную осведомленность и, следовательно, живучесть.
В общем, БПЛА смотрятся изрядно предпочтительнее, чем вертолеты, пусть и быстрые, и незаметные, и хорошо вооруженные. Они могут выполнить любую миссию вертолета, кроме, пожалуй, доставки личного состава, и при этом в случае потери аппарата не теряется экипаж.
Армия США по-прежнему планирует разработать Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA), который представляет собой тип аппарата средней грузоподъемности, основанный на конвертоплане нового поколения V-280 Valor компании Bell. В своем оправдании отмены FARA армия заявила, что будет продолжать уделять большое внимание FLRAA. Конструкция Bell обладает значительно большей скоростью, дальностью полета (его также можно дозаправлять в воздухе) и грузоподъемностью, чем любой из конкурентов FARA, и его можно легко адаптировать для выполнения задач вооруженной разведки и атакующих действий. На самом деле, это всегда было предусмотрено, вопрос необходимости.
Да, аппарат FLRAA в атакующей конфигурации явно потеряет в маневренности и будет больше по размерам, чем концепции FARA, но насколько это актуально для будущей войны армейской авиации, сказать сложно. FLRAA быстрее, чем FARA, поэтому эти недостатки будут в некоторой степени компенсированы. Но что толку, если мы имеем в виду суровые площади Тихого океана, в которых главенствовать будут не скорость и скрытность (спрятаться там и так можно), а дальность полета?
Учитывая все вышесказанное, и 360 Invictus, и Raider X являются многообещающими летательными аппаратами, аппаратами возможного будущего, причем, по совершенно разным характеристикам. Более традиционный дизайн фирмы Bell менее амбициозен, чем у конкурентов из Sikorsky. Raider X обладает большим потенциалом и имеет значительно более высокие характеристики, но он действительно экзотичен по традиционным вертолетным стандартам.
Помимо их возможностей, потеря FARA, когда победитель вообще не был определен, различна для каждой компании. У Bell уже есть контракт с FLRAA, который направлен на замену многих SH-60 Black Hawk и начало новой эры армейской винтокрылой авиации. Для Sikorsky это второй гвоздь в крышку гроба технологии X2 с жестким ротором, на которую в фирме явно делали очень большие ставки. Конечно, у Sikorsky есть много других программ, в том числе CH-53K King Stallion и, конечно же, чрезвычайно прибыльная, постоянно развивающаяся линейка Black Hawk, которую армия будет продолжать закупать в течение многих лет. Никуда не денется. Что касается долгосрочного будущего, то ключевым моментом должен был стать концепт X2, финалист в FARA и FLRAA. Теперь для легендарной авиастроительной компании будущее выглядит менее ясно.
Конечно, технология X2 может найти широкое применение за пределами вооруженных сил, особенно для поисково-спасательных операций, где каждая секунда на счету и где скорость реально решает. Можно предположить, что такой аппарат, как Raider, станет идеальной летательной машиной для VIP-персон, руководителей и сверхбогатых людей. Он сможет перемещать персонал по целым регионам гораздо быстрее, чем вертолет, но, естественно, что это ни в какое сравнение не пойдет с заказами для армии.
Тут, конечно, вопрос, продолжит ли Sikorsky инвестировать в технологию Х2 после этих потерь, особенно если окажется, что никакого другого военного финансирования на горизонте не предвидится.
Bell 360 Invictus — это легкий ударно-разведывательный вертолет с более традиционной конфигурацией и впечатляющими целевыми возможностями. Вполне возможно, что он может быть доработан и предложен для продажи на международном уровне. В своем нынешнем виде он менее универсален из-за своих основных конструктивных ограничений, чем Raider X.
Несмотря на то, что оба типа действительно впечатляют, и было бы интересно увидеть, как они приступят к летным испытаниям, глобальная перспектива испорченных отношений с Китаем и переходом к силовым методам решения противоречий заставляют переписывать концепции уже сегодня.
Вливание огромных средств в концепцию FARA просто не имеет смысла, особенно когда будущее за БПЛА с большими возможностями, которые могут использоваться более свободно в сценариях с высокой степенью сопротивления ПВО противника.
В общем, тот факт, что армия отказалась от FARA, хотя и нанес довольно ощутимый удар по фирмам-разработчикам техники, является признаком того, что осознание изменений в мире доходит до американских военных. И реакция на изменения, какой бы она не была есть свидетельство того, что в Пентагоне начинают работать над своим пониманием того, каким должно быть будущее для армейской авиации США.
Источник — https://topwar.ru/236154-vnezapnaja-poschechina-bellu-i-sikorskomu.html