В основу нынешней военно-морской стратегии КНР, которая начала разрабатываться в конце 80-х и была официально провозглашена в 1995 году, положена Стратегия активной обороны, подразумевающая создание таких ВМС, которые обладали бы способностью отразить агрессию со стороны моря. При этом не исключается возможность и нанесения превентивных ударов по противнику.
Концепция развития
В появляющихся в СМИ Поднебесной публикациях на военную тему постоянно содержатся притязания более чем на пять миллионов квадратных километров «китайской территории, оккупированной иностранными государствами», объявленная же морская зона безопасности КНР простирается в глубь просторов Тихого океана уже на 2000 миль, а возможно, и более. При этом политкомиссар элитной Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал Вен Цонгрен в докладе о военной мощи народной республики заявил: «Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем ее, сможем вести речь о подъеме Китая. Чтобы подъем был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из них в своем будущем развитии».
Основными элементами боевого применения ВМС в рамках действующей в настоящее время стратегии являются следующие концепции: активного воздействия на противника на максимальных дальностях с подготовкой ВМС к боевым действиям на всю глубину океанских (морских) ТВД, ограниченного ядерного контрудара в целях самозащиты с участием ВМС в нанесении ядерного удара с помощью ПЛАРБ по противнику в составе стратегических ядерных сил Китая.
В соответствии с современной китайской военно-морской стратегией в будущей войне на ВМС будет возлагаться решение следующих главных задач: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, нарушение морских коммуникаций противника, нанесение внезапных ударов по ВМБ, портам и важным береговым объектам противника с целью ослабления его военного потенциала, осуществление морских десантных операций с участием сухопутных войск и ВВС, а также противодействие высадке морских десантов противника, обеспечение безопасности морских коммуникаций, рыболовства, разработки полезных ископаемых и научных исследований, а также ряд других.
Китайская военно-морская стратегия предусматривает три этапа развития ВМС.
На первом этапе предполагалось создание группировок, которые могли бы поддерживать заданный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» (острова Рюкю и Филиппинский архипелаг), включающей акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей и одновременно призванной играть роль «морской Великой китайской стены». В настоящее время этот этап завершен.
На втором этапе (до 2020 года) планируются активные действия ВМС в пределах зоны, ограниченной «второй цепью островов» (Курильские острова, Хоккайдо, острова Нампо, Марианский и Каролинский архипелаги, Новая Гвинея) и включающей акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага.
На третьем этапе (до 2050 года) предполагается создать мощный океанский флот, способный решать поставленные задачи практически в любом районе Мирового океана. Поэтому одной из важнейших задач развития китайского ВМФ считается создание авианосных сил и полноценных ПЛА уже в начале XXI века.
Общее количество боевых кораблей и катеров во флоте КНР за последние четыре года резко выросло — примерно с 570 до 700. Однако это произошло не только за счет нового строительства, но и вследствие вывода многих единиц из резерва, в котором находится значительное число ПЛ, БКА и ДКА. В свою очередь вероятное сокращение численности корабельного состава в 2015-2020 годах может произойти за счет перевода части ПЛ, БКА и ДКА в резерв.
Программы военного кораблестроения
За последние 10 лет Китай существенно увеличил объемы военного кораблестроения. Основное внимание в нем сместилось с кораблей ограниченного водоизмещения к крупным кораблям основных классов (ПЛА, АВ, ФР). Вместе с тем продолжается строительство ракетных катеров (РКА).
Подводные силы
ПЛАРБ. В боевом составе китайского флота находится одна ПЛАРБ Chang Zheng-6 проекта 092 (в 1995-2001 годах прошла модернизацию и была перевооружена МБР JL-1A) и две ПЛАРБ типа Daqinqyu проекта 094.
К строительству серии подлодок проекта 094 Китай приступил в 2001 году. Головная субмарина Daqinqyu формально вступила в состав ВМС еще в 2007-м, а первая серийная — в 2009-м, но испытания предназначенных для них новых МБР продолжались и в 2011 году. Отставание программы создания ударного оружия для этих подлодок вполне закономерно. Например, ПЛАРБ проекта 092 Chang Zheng-6 вошла в состав ВМС в августе 1983 года, однако первый успешный пуск МБР осуществлен только 15 сентября 1987-го. Окончательный ввод в боевой состав китайского флота двух ПЛАРБ типа Daqinqyu, очевидно, произойдет в текущем году. По заявлению китайского руководства, строительство серии этих подводных ракетоносцев имеет целью обеспечение стратегического сдерживания ядерных сил США на море.
Впервые ПЛАРБ проекта 094 была сфотографирована спутником Quickbird в конце 2006 года во время стоянки на базе «Сяопиндао» вблизи города Даляна. Эксперты сразу установили, что подлодка напоминает российские корабли проекта 667БДРМ.
Новая китайская ПЛАРБ вооружена 12 МБР JL-2 с разделяющейся головной частью (РГЧ). Эта ракета представляет собой уменьшенный вариант МБР DF-31, которая была испытана еще в 1999 году. Максимальная дальность стрельбы — до 8000 километров при оснащении моноблочной головной частью (МГЧ) с тротиловым эквивалентом 0,35 Мт. Стартовая масса твердотопливной МБР — 42 тонны, габариты — около 12,0х2,0 метра, она оснащена инерциальной системой управления (СУ). На ракете возможна установка РГЧ.
В настоящее время ведется строительство трех ПЛАРБ проекта 094 и запланирована постройка еще одной такой же подлодки. Однако, по имеющейся информации, строящиеся ПЛАРБ уже относятся к кораблям проекта 096, на борту которых будет находиться 24 МБР. Более того, ЦРУ США в середине 2011 года получило спутниковую фотографию одной из этих подлодок на ходовых испытаниях в море.
По мнению экспертов, заявленные размеры субмарины (длина — 150 м и ширина — 20 м) не вызывают доверия. Прежде всего это касается ширины ПЛАРБ, так как она зависит от качества стали и толщины прочного корпуса. Маловероятно, что Китай освоил технологию производства и обработки такой стали и смог обойти в области металлургии США, Россию, Великобританию и Францию. Однако в любом случае после 2016 года Китай, вероятно, будет располагать шестью новыми и одной устаревшей ПЛАРБ. Причем вооружение четырех подлодок окажется не хуже, чем ПЛАРБ США.
Некоторые СМИ утверждают: при проектировании и строительстве субмарин типа Daqinqyu использовались российские технологии. Однако как полагают большинство специалистов, в части АЭУ и МБР это маловероятно по причинам политического характера. Ведь на момент начала проектирования этих лодок (конец 80-х годов) у Москвы были куда лучше отношения с Вашингтоном, чем с Пекином. Кроме того, технологии, применяемые в АЭУ и производстве МБР, таковы, что отказ от освоенных технологических процессов и переход на другие требуют много времени и огромных затрат.
Эксперты полагают, что вероятнее всего при создании АЭУ на ПЛАРБ проекта 94 по-прежнему используются французские технологии. В связи с этим не исключено, что в качестве ГЭУ применяется АТЭУ с двумя усовершенствованными реакторами французского типа разработки 70-80-х годов. В то же время некоторые специалисты считают, что новая китайская ПЛАРБ оснащена обычной АЭУ.
Не исключено, что полученные из России в середине 90-х годов две неатомные подлодки проекта 877ЭКМ, безусловно, позволили Китаю применить в субмаринах типа Daqinqyu (а в более полном объеме и на ПЛАРБ проекта 096) некоторые российские технологии в части акустической скрытности и новейших видов вооружения — гидроакустика, торпеды, ПКР. Однако наличие огромного количества мелких шпигатов в надстройке подлодок проекта 094 показывает, что не все технологии по скрытности поняты китайскими специалистами и внедрены ими.
Публикации в СМИ с указанием уровня шумности ПЛАРБ проектов 094 (115 Дб) и 096 (95-100 Дб) ни о чем не говорят, поскольку при этом не приводится скорость хода лодки.
Заявленное в СМИ подводное водоизмещение подлодок проекта 094 — 9000 тонн — явно занижено. При наличии двух реакторов и 12 МБР (со стартовой массой 42 т каждая) оно должно быть не менее 11-12 тысяч тонн. Даже надводное водоизмещение больше и, по мнению экспертов, составляет 9500 тонн. Оценка водоизмещения подлодки проекта 096 более реальна и близка к 16 тысячам тонн.
ПЛАТ. В составе ВМС Китая находится пять ПЛАТ: три проекта 091 постройки 1980-1990 годов (две первые подлодки этого проекта уже списаны) и две проекта 093. С учетом проведения заводских ремонтов субмарины проекта 091 будут постепенно выводиться из состава флота в 2012-2020 годах. В настоящее время осуществляется постройка многоцелевой ПЛАТ проекта 093, сравнимой по характеристикам с российской атомной подлодкой проекта 671РТМ. Всего до 2020 года планируется построить до восьми ПЛАТ этого типа.
Всю вышеприведенную информацию по ПЛАРБ проекта 094 в части российских технологий по АЭУ эксперты подтверждают и применительно к подлодкам проекта 093. Вместе с тем специалисты полагают, что водоизмещение этой субмарины, заявленное в СМИ, более соответствует реальности. То, что строительство головной ПЛАТ проекта 093 продолжалось 13 лет, косвенно указывает: при ее создании использовались российские технологии (проект был переделан после ознакомления с НАПЛ проекта 877ЭКМ).
На следующих шести ПЛАТ полное внедрение новых технологий привело к таким изменениям проекта, что сменился и его номер — 095. Кроме того, программа строительства была временно прервана после постройки двух первых подлодок по проекту 093. Скорее всего возобновление программы строительства ПЛАТ будет осуществляться по проекту 095 и только после освоения новейших технологий по скрытности.
Эти технологии в части акустической скрытности и новейших видов вооружения (гидроакустика, торпеды, ПКР) позволили снизить уровень шума более чем в три раза по сравнению с ПЛАТ проекта 091. Однако до уровня шума новых ПЛАТ ведущих стран мира китайским специалистам еще далеко.
Кроме того, можно отметить сравнительно низкий уровень надежности АЭУ, что свидетельствует о том, что и французские технологии в определенной части пока недостижимы для промышленности Китая.
Тем не менее экспертам давно понятно, что для окончательного преодоления отставания в подводном кораблестроении Китаю потребуется умение не только копировать зарубежные образцы, но и осваивать многие теоретические разработки, связанные с фундаментальными науками. Но для этого необходимы огромные средства и опыт, накопленный ведущими морскими державами за последнее столетие. Маловероятно, что они поделятся этим опытом с Китаем. Возможная передача (продажа) нескольких российских ПЛАТ проектов 949А и 971 вряд ли поможет китайцам достигнуть необходимого уровня подводного кораблестроения в ближайшее время. Новое руководство ВМС КНР это осознает и несколько притормозило развитие именно ПЛАТ для того, чтобы иметь время для освоения новых технологий, а основные усилия пока сосредоточивает на строительстве или покупке за рубежом НАПЛ.
НАПЛ. В составе ВМС на начало 2012 года оставалось 48 неатомных подлодок (проекты 041, 039/039G, 035, 877ЭКМ/636). В настоящее время строительство продолжается лишь по проекту 041. Ныне в строю находится четыре НАПЛ этого проекта, одна лодка в стадии строительства и три субмарины запланированы к постройке.
Подлодка проекта 041 является практически полной копией НАПЛ российского проекта 636 c изменением в размещении носовых и кормовых рулей. Носовые горизонтальные рули расположены на ограждении рубки, а у кормовых вертикальных рулей появилась верхняя часть. Кроме того, подверглась изменениям главная энергетическая установка, которая трансформирована в дизель-электрическую и воздухонезависимую энергетические установки (ДЭУ+ВНЭУ). ВНЭУ создана на базе двигателей Стирлинга, которые для этих лодок, вероятно, были закуплены в Швеции.
Большинство экспертов считают, что в Китае вряд ли смогут освоить технологию производства ВНЭУ на базе водородной техники (электрохимические генераторы изготавливаются в России и Германии). Вместе с тем создание ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга (освоено Швецией и Японией) вполне возможно, поскольку КНР в последние годы наращивает техническое сотрудничество со Швецией.
Надо отметить, что масштабные закупки НАПЛ в России (приобретено 12 подлодок проектов 877ЭКМ и 636 при построенных по своему проекту только 13 субмаринах проекта 039) свидетельствуют о том, что руководство ВМС не удовлетворено качеством не только своих ПЛА, но и НАПЛ. При этом большинство экспертов полностью согласны с тем, что подлодка проекта 041 (копирование российской НАПЛ) даже с ВНЭУ не сможет полностью соответствовать по боевым возможностям новым российским или французским субмаринам из-за невозможности копирования китайцами многих технологий. Сложившаяся ситуация, видимо, будет способствовать продолжению закупок Китаем новейших российских или французских НАПЛ.
Авианосные силы
После заявления руководства Китая, что у каждой великой державы должен быть авианосец, стало окончательно ясно о переходе программы создания авианосных сил ВМС КНР в практическую плоскость. Однако прямо о начале строительства АВ до конца 2007 года Пекин не сообщал. Вместе с тем еще в марте 2007-го в одной из гонконгских газет, поддерживаемых КНР, была опубликована информация, что Поднебесная получит свой первый «плавающий аэродром» к 2010 году.
Несколько позже выяснилось, что закупленный через подставные фирмы на Украине недостроенный советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» проекта 11436 будет достроен в Китае как полноценный средний авианосец (АВС). В 2007-м корабль официально переименован в Shi Lang (Admiral Shi Lang) в честь адмирала, командовавшего китайским флотом, захватившим в 1681 году Тайвань.
Надо отметить, что Китай методом покупки списанных на металлолом АВ уже достаточно давно изучает авианосные технологии. Первым удачным приобретением стал ТАВКР «Минск» проекта 1143. Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании крейсер отводится в один из портов Южной Кореи и перепродается в 1997 году в Китай за пять миллионов долларов. Основной целью покупки объявлялось создание плавучего увеселительного аттракциона. После 18 месяцев ремонта, который обошелся примерно в 45 миллионов долларов, бывший «Минск», превращенный в аттракцион, встает на якорь в бухте специальной экономической зоны Шэньчжэнь, недалеко от Гонкога. Затем в 2000-м КНР приобрела за 8,5 миллиона долларов списанный «Киев» — головной корабль проекта 1143.
За «Варяг» китайцы заплатили 20 миллионов долларов, якобы намереваясь превратить его в плавучий пятизвездочный отель. Но совершенная сделка неожиданно вызвала жесткую реакцию Турции, которой принадлежит право пропуска и менеджмента судоходства в Черноморских проливах (конвенция Монтрё). Отказав в пропуске корабля, Анкара руководствовалась «пожеланиями» США, которые небезосновательно полагали, что Китай желает достроить «Варяг» как полноценный АВ и таким образом начать осваивать авианосную технологию, вторую в военном кораблестроении по значимости после ПЛА. Только во время визита министра иностранных дел КНР Тан Цзясюань в Турцию этот вопрос был решен и корабль провели через проливы в 2001 году и в марте 2002-го доставили на судостроительный завод (ССЗ) Dalian Shipyard в городе Даляне, где и началась его достройка.
На момент прекращения строительства АВС «Варяг» степень его готовности оценивалась в 68-70 процентов. Это соответствует следующему: были смонтированы все боевые и технические средства, размещаемые внутри корпуса корабля, протянуты и подключены к механизмам практически все трубопроводы и кабельные трассы, опробованы в работе лишь небольшие механизмы. Для сведения: АВС «Адмирал Кузнецов» проекта 11435 к лету 1989 года, то есть за четыре месяца до выхода на заводские испытания, был готов всего на 71 процент.
Таким образом, Китай получил практически готовый корабль, но без элементов вооружения, размещаемых наверху (тросы аэрофинишеров, газоотражательные шиты, РЛС, ЗРК, ЗРАК и др.).
Китайские специалисты довольно долго не могли приступить к достройке корабля и занимались только его изучением, поскольку КНР, вероятно, не получила часть технической документации, без которой невозможно достроить корабль и осуществить испытания уже смонтированных механизмов. Однако с конца 2005 года началось оживление достроечных работ. Была полностью проведена ревизия механизмов, трубопроводов и кабельных трасс. Многие механизмы выгрузили и отправили на специализированные заводы Китая. Работы по ГЭУ удалось выполнить, так как к этому моменту китайцы имели весь комплект документации по российскому эсминцу проекта 956Э, у которого механизмы ГЭУ идентичны механизмам ТАВКР проекта 11436.
Если говорить об оснащении АВС, то в Китае имеется собственное производство практически всех видов вооружения за исключением РЛС привода и посадки самолетов, а также авиатехнического оборудования — аэрофинишеров (АРФ), паровых катапульт (ПКТ) и некоторых видов связи. Все это, очевидно, удалось заказать за рубежом, поскольку уже в 2007 году появились сообщения в СМИ о том, что Китай договорился о покупке четырех комплектов АРФ, аварийного барьера и других элементов авиатехнического оборудования в России.
Первый комплект будет использоваться для проведения анализа и возможного копирования, второй установлен на АВС Shi Lang, третий и четвертый предназначены для первых двух авианосцев китайской постройки. Однако в конце 2011 года стало известно, что Россия, вероятно, под давлением США отказалась продать АРФ и документацию по ПКТ. По неофициальным данным, Китаю удалось разместить заказ на АРФ в Швеции, а вместо ПКТ ведется разработка собственной электромагнитной катапульты (ЭКТ) при технической помощи ряда стран Запада, в частности шведских фирм.
Вряд ли Китай повторит ошибки командования ВМФ СССР, когда на АВ взгромождалось все мыслимое оружие и вооружение. Скорее всего при достройке Shi Lang будет использован опыт США и Франции и корабль оснастят минимальным набором оружия и вооружения, ориентированным прежде всего на обеспечение эксплуатации палубной авиации. В августе 2011-го Shi Lang своим ходом вышел в море на испытания, но еще без палубных самолетов, при создании которых возникло много трудностей. Ожидается, что пока без них корабль войдет и в боевой состав ВМС в 2012 году.
В СМИ идет бесконечная атака на первый китайский авианосец. Многие российские специалисты, например, дружно говорят о «ненадежности его ГЭУ по опыту отечественного АВС проекта 11435», «слабой системе ПВО», «отсутствии самолетов различного назначения — РЭБ, ДРЛО», о том, что «J-15 (Су-33) хуже, чем американский F/A-18А», и т. д. Однако все эти утверждения вряд ли соответствуют действительности. Так, «ненадежность ГЭУ» — следствие безобразного остаточного принципа снабжения АВС «Адмирал Кузнецов» на протяжении 1992-2005 годов, когда российские адмиралы просто предали забвению надводные корабли и бесполезно стремились сохранить в составе ВМФ огромный атомный подводный флот (все равно не сохранили), направляя туда все расходные материалы, запасные части и финансовые средства на ремонт. При этом все забыли, что ТАВКР типа «Киев» проектов 1143, 11434 (четыре единицы) эксплуатировались с такой же ГЭУ до планового ремонта без всяких проблем.
Относительно упреков в «слабой ПВО» можно отметить, что нормальный АВ никогда и не имел мощной противовоздушной обороны, основанной на зенитных ракетных комплексах. Это типичное заблуждение флотских «стратегов», когда палубные истребители заменялись ЗРК. Разговоры о том, что J-15 (Су-33) уступают F/A-18А, малообоснованны, поскольку боевую мощь истребителя определяет не авионика, а качество его оружия, а российские ракеты Р-77 вряд ли хуже американских аналогов.
Для китайского АВ разрабатываются самолеты всех назначений, просто эксперты об этом умалчивают. В частности, машина ДРЛО создается на базе транспортника Y-7 (клон Ан-24, продувки которого проведены в аэродинамической трубе). Интересная деталь — китайские адмиралы не закладывают в бортовую электронику этого самолета (как того требовали советские адмиралы от машины радиолокационного дозора Як-44) запредельных возможностей, поэтому можно полагать, что самолет ДРЛО гарантированно будет разработан.
Планы создания собственного АВ были одобрены в Китае еще в 1992 году, но озвучены только в 1993-м. По сообщениям западных агентств, строительство АВС проекта 9985 началось, вероятно, в 1999 году на Шанхайском ССЗ Shanghai Jiannan Zaochuanchang.
Косвенным доказательством этого, по мнению экспертов, может служить тот факт, что на военно-морских базах в Даляне, Шанхае и Чжаньцзяне ведется реконструкция причалов, после которой базы будут в состоянии принимать корабли такого класса. Однако по мнению ряда аналитиков, это маловероятно по следующим причинам: достройка АВС проекта 11436М ведется на ССЗ Dalian Shipyard в Даляне и, следовательно, опыт работы с АВ получает именно этот завод, а не Шанхайский ССЗ; у Китая пока нет налаженного производства паровых и газовых турбин военного назначения единичной мощностью в агрегате 50000-70000 лошадиных сил, а любые их закупки отсутствуют; КНР не обладает производством паровых котлов или ядерных реакторов необходимой для авианосца мощности.
В то же время некоторые эксперты указывают: и паровые турбины, и котлы соответствующей мощности могли быть сняты с ТАВКР «Минск» и «Киев», что считается вполне вероятным. Не исключено, эти агрегаты использовались или прямо после ремонта, или как образцы для налаживания производства. Однако весьма посредственная эксплуатация подобных установок на эсминцах проекта 956Э/ЭМ показывает, что сделать это будет сложно.
Скорее всего строительство собственного АВ в Китае еще не началось, а ведутся проектные работы по такому кораблю. Закладка его может быть произведена лишь при окончательном выборе ГЭУ и полной гарантии ее получения на ССЗ перед закрытием нижней палубы корабля на стапеле.
По мнению экспертов, строительство АВС завершится не ранее 2017-2020 годов. Водоизмещение корабля составит 45000-50000 тонн, его оснастят катапультами. Тип ГЭУ пока не сообщается. Очевидно, он все же будет соответствовать варианту среднего авианосца с атомной энергоустановкой (АЭУ) и тремя катапультами.
Состав авиакрыла АВС Shi Lang и АВС нового проекта, вероятно, станет унифицированным и включающим 24-36 J-15 (клон Су-33М), четыре самолета ДРЛО (на базе Y-7 или Як-44), 6-18 Ка-28ПЛ, два Ка-28ПС и другие машины (всего до 50-55 единиц). В качестве основного многоцелевого истребителя (МЦИ) выбран J-15. Так, в октябре 2008 года российские источники заявили, что Китай выразил желание закупить 14 МЦИ Су-33М. При этом, вероятно, в Китае будет организована сборка дополнительной партии самолетов или их китайской версии, которая может быть создана за счет интеграции планера существующего истребителя Су-33 с РЛС и авионикой, установленной на Су-30МК2. Не исключалось, что в дальнейшем эти МЦИ пройдут модернизацию для обеспечения возможности старта с катапульты. Однако в 2011 году попытки заключения контракта на поставку данных машин были приостановлены. Возможно, опять-таки вследствие давления со стороны США на Россию. Отказ от заключения контракта замаскирован объяснениями нерентабельности производства такой маленькой партии самолетов.
Надо отметить, что на АВС проектов 11435 и 11436 советскими конструкторами по указанию руководства ВМФ СССР и втайне от политического руководства страны были зарезервированы места для двух паровых катапульт, для маскировки названных «помещениями десанта». Поэтому во время очередного ремонта АВС Shi Lang трамплин может быть убран, а на его месте размещены нормальные паровые катапульты. Китайцам, надо полагать, все это хорошо известно. Отсюда их намерение строить свои АВС с катапультами.
Необходимо напомнить, что для летчиков палубной авиации взлет с авианосца — простейшая операция, а посадка — самая сложная. Вот почему для Китая сейчас главное — научить летчиков методу посадки на палубу АВ, а метод взлета имеет второстепенное значение. В связи с этим до 2015 года модернизировать АВС Shi Lang под катапульты они, вероятно, не будут.
В настоящее время в СМИ пока появляются проектные изображения нового китайского авианосца только с обычной энергетической установкой.
Амфибийные силы
ДК. В боевом составе ВМС КНР имеется около 100 десантных кораблей (ДК), в том числе два десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД) проекта 071 (один в постройке). Самостоятельное создание ДВКД является безусловным успехом Китая. В этом корабле угадывается его прототип — ДВКД ВМС США типа San Antonio (LPD-17), так как первоначальные его проектные изображения были очень похожи на прототип. Вместе с тем быстрое наращивание амфибийных сил за последние четыре года (построено около 70 танко-десантных кораблей — ТДК) показало, что китайская промышленность способна в мирное время строить простые корабли (технологии 50-60-х годов) в высоком темпе.
Нет сомнения в том, что реально этот мощный флот ТДК создан прежде всего для политического давления на государства, охваченные «первой цепью островов» (Рюкю и Филиппинские), — Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Южную Корею.
ДКА. Кроме десантных кораблей, в боевом составе ВМС КНР находится более 150 десантных катеров (ДКА), в том числе 10 ДКА на воздушной подушке (ДКАВП) грузоподъемностью до 15 тонн. В настоящее время ведутся работы по созданию ДКАВП с грузоподъемностью 50-60 тонн для использования его в ДВКД проекта 071 в качестве высадочного средства. Реально Китай может располагать до 500 ДКА, но они распределены между различными ведомствами и точному учету не поддаются.
ВМС проявляют интерес к российскому многоцелевому десантному кораблю на воздушной подушке (МДКВП) проекта 1232.2. По сообщениям некоторых источников, предполагался заказ на шесть-восемь кораблей этого типа на Украине. Однако реально заказано лишь четыре (два из них должны быть построены в Китае). В результате возник небольшой скандал между Москвой и Киевом из-за нарушения авторских прав. Некоторые эксперты считают, что претензии России в данном случае несостоятельны, поскольку вся строительная документация по этому МДКВП есть на феодосийском заводе ФПО «Море» (где строились и могут строиться такие корабли) и после распада СССР перешла в собственность Украины без всяких условий.
Многоцелевые силы
ЭМ. К концу 2011 года в боевом составе ВМС числилось 27 эсминцев (ЭМ) различных проектов. Отличительной чертой программы строительства ЭМ является постройка двух кораблей в серии с различными системами вооружения и схемами ГЭУ. Наиболее современными из них считаются два ЭМ проекта 052C типа Lanzhou, строившихся на китайских верфях, но с использованием иностранных технологий и комплектующих (французские РЛС, ГАС, 100-мм АУ, российский ЗРК «Риф», украинские ГТД и др.). Закупленные в России ЭМ проектов 956Э и 956ЭМ уступают данным кораблям по вооружению ПВО, превосходя их по ударным возможностям. ЭМ проекта 052С оснащены многофункциональной РЛС (МФРЛС) с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками (ФАР) типа 382, созданными с использованием российских технологий.
Поскольку стоимость такого корабля оказалась очень высокой, принято решение о строительстве двух ЭМ проекта 051С типа Shenyang. В отличие от ЭМ проекта 052С на этих эсминцах вместо неподвижных ФАР установлен вращающийся антенный пост ЗРК типа «Форт-М».
ВМС Китая, строя достаточно разнотипный флот ЭМ, явно стремятся быстрее найти наиболее оптимальный тип эсминца и, конечно, получить максимум новейших технологий.
Европейские специалисты побывали в 2007 году на ЭМ Guangzhou (проект 052B) и сделали следующие заключения. На первый взгляд корабль соответствует уровню XXI века. Здесь и моноблочная надстройка, и внешне широкое применение технологий обеспечения малозаметности «Стелс». Однако при более внимательном изучении эсминца поражает большой объем применяемых технологий 50-60-х годов. Это и старые, еще советские общекорабельные системы, совершенно примитивная система вентиляции сквозных коридоров, проходящих вдоль бортов через надстройку из носа в корму. По мнению экспертов, при такой вентиляции в случае ее повреждения полная загазованность корабля дымом от пожара или новейшими отравляющими веществами произойдет быстрее, чем экипаж успеет надеть индивидуальные средства защиты.
Немалое удивление вызвали газоводонепроницаемые двери, конструкция которых может привести к их перекашиванию и выходу из строя при боевых повреждениях или в сильный шторм. Многие системы оружия (324-мм ТА, РБУ и ряд других) имеют только ручные приводы, что особенно поразительно для корабля со значительной насыщенностью весьма современной радиоэлектроникой.
Подробное рассмотрение радиотехнического вооружения показало, что кабельные трассы большинства систем не имеют никакой защиты от возможного электромагнитного воздействия и поэтому весьма компактны и просты.
После осмотра один из специалистов дал такую оценку работе создателей ЭМ ВМС Китая: «Для них даже эсминцы проекта 956Э будут еще долго оставаться космическими кораблями…»
Поэтому большинство экспертов считают, что пока КНР еще не может построить вполне современный и сбалансированный по боевым и техническим системам корабль.
ФР. В боевом составе находится 51 фрегат (ФР), часть которых по европейской классификации можно отнести к корветам (КРВ). Кроме шести ФР (проект 054А) все остальные имеют слабую ПВО, представленную в лучшем случае только ЗРК малой дальности (типа Crotale). Значительное количество устаревших фрегатов проектов 053 и 053Н было продано в ряд стран третьего мира.
Для замены старых ФР и как дополнение к сравнительно дорогим новым ЭМ строятся более дешевые фрегаты. К концу 2011 года построено два ФР проекта 054 с упрощенной ПВО, имеющих сходные характеристики и состав технических средств с французским фрегатом La Fayette. В дальнейшем эти ФР стали строиться (построено шесть кораблей) по измененному проекту 054А, предусматривающему замену ЗРК HQ-7 (Crotal) на ЗРК HQQ-16 («Штиль») 1х32 ВПУ(32). Кроме того, четыре ЗАК АК-630 заменены на два ЗАК типа 730 (Goalkeeper). Сегодня известно о продолжающемся строительстве еще двух ФР этого типа.
В связи с изменением состава вооружения изменилась и вся концепция строительства фрегатов в Китае. Ранее считалось, что дорогие ЭМ должны дополняться сравнительно дешевыми фрегатами. Но с приходом к руководству ВМС новых руководителей ФР стал рассматриваться как достаточно мощный универсальный корабль ограниченного водоизмещения, а новые эсминцы, вероятно, уже рассматриваются как корабли боевого охранения будущих авианосцев.
Патрульные силы
До 2003 года никакого нового строительства боевых катеров (БКА) для ВМС не планировалось. Однако в 2004-м программа развития БКА неожиданно получила новый импульс развития. Прежде всего ослаб интерес к патрульным (ПКА) и повысился к ракетным (РКА) катерам. Так, лучшие из ПКА проекта 037/1 (25 единиц) были довооружены ПКР С-802 и переведены в РКА.
В это же время по технологии, разработанной в Австралии, началось крупномасштабное строительство РКА типа Houbei, оснащенных новыми ПКР С-802. Всего к концу 2011 года построено более 60 РКА. Они имеют умеренную скорость полного хода (36 узлов), но благодаря катамаранной архитектуре и форме корпуса, выполненного по требованиям технологии «Стелс», обладают повышенной мореходностью и низкой заметностью.
Нет сомнения, что многие РКА прежних лет постройки могут быть выведены в резерв и общая численность БКА сократится в самое ближайшее время.
Минно-тральные силы
В боевом составе МТС имеется теперь всего несколько тральщиков (ТЩ), а более сотни кораблей и катеров этого класса выведены в резерв. Например, одних только рейдовых прорывателей минных заграждений (РПМЗ) проекта 312 в резервном флоте свыше 50. По мнению большинства экспертов, силы ПМО — самый слабый компонент ВМС Китая, развитие которого по непонятным причинам ведется недостаточными темпами.
Общий вывод
Несомненно, кораблестроительная промышленность Китая освоила много технологий, но все они представляют собой достижения прошлого. Китайские корабелы пока совершенно не могут производить, даже по лицензии, морские газовые турбины, крупные паровые турбины и высоконапорные котлы для военных кораблей класса АВ.
Но самое неприятное для китайцев — кроме баллистических ракет у них нет своих качественных образцов морского оружия и вооружения. Те, что имеются, являются копиями, созданными с отставанием в 10-15 лет, с худшими характеристиками по сравнению с оригиналами. У ВМС Китая, например, отсутствуют автоматические артиллерийские орудия всех калибров, торпеды и мины собственной разработки.
Это свидетельствует о том, что эффективные научно-исследовательские работы в данной области в КНР не проводятся. Впрочем, существующие в Китае нормали и ГОСТы вообще не соответствуют перспективам развития науки и техники. Большинство экспертов считают, что Поднебесной в нынешних условиях спроектировать и создать атомную бомбу и космическую ракету-носитель проще, чем разработать обыкновенный высокоэкономичный турбореактивный двигатель для пассажирского авиалайнера.
Владислав Никольский, доктор технических наук, профессор
Николай Новичков, кандидат технических наук
источник: Военно-промышленный курьер