Вкратце. Небесный титан, страж морей
Данный материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а.
Противолодочная оборона со времён Первой Мировой войны была одной из важнейших задач морской авиации, а с появлением подводных ракетоносцев её уже можно назвать основной. Разумеется, и СССР и США уделяли активное внимание созданию новых противолодочных самолётов, делая ставку на увеличение времени полёта и возможности нести больше оборудования для обнаружения подводных целей. Так, появление у СССР Ту-142 в конце 60-ых серьёзно усилило возможности по нейтрализации угрозы от ПЛАРБ, но полностью военных этот самолёт не устроил. Высказывались претензии к экономичности, военные хотели бы увеличить время патрулирования без возвращения на базу. Также из-за узкого фюзеляжа, доставшегося от Ту-95, было затруднено размещение нового оборудования, а условия работы экипажа были не лучшими. В связи с этим уже в начале 70-ых годов стартовали работы над новыми противолодочными самолётами. Одним из этих проектов и был "Титан-П".
Самолёт дальней противолодочной обороны проектировался с 1972 года в ОКБ Бериева на основе самолёта ДРЛОиУ Ту-156. Выбор в пользу этого варианта объясняется тем, что Ту-156 изначально создавался под размещение внутри различного оборудования и долговременный полёт. В рамках проекта "Титан-П" были внесены изменения в конструкцию фюзеляжа для размещения различной поисковой аппаратуры, размещены дополнительные топливные баки. Максимальный вес самолёта возрос с 182 тонн до 193, что потребовало доработки шасси. На самолёт предполагалось устанавливать новую прицельно-поисковую систему и более совершенное гидроакустическое оборудование, чем у Ту-142. Экипаж должен был составлять те же 10 человек, что и на Ту-142, с теми же обязанностями, но со значительным улучшением комфорта работы.
В итоге бериевский проект значительно превосходил Ту-142 по основным параметрам. При той же полезной нагрузке "Титан-П" имел бóльшую дальность и время патрулирования. Эффективность долгой работы экипажа за счёт более удобного его размещения также выросла. Кроме того, самолёт был менее требователен к обслуживанию в отличие от Ту-142 и мог эксплуатироваться с менее подготовленных площадок.
В 1974 году после прекращения работ над Ту-156 проект "Титан-П" был также свёрнут, поскольку ОКБ Бериева не обладало должными ресурсами для создания самолёта с нуля. Позднее дальний противолодочный самолёт разрабатывался на основе Ил-76, но и этот вариант был отвергнут в пользу дальнейшей модернизации Ту-142.
Источники:
- Самолёты ТАНТК им. Г.М. Бериева 1968–2002. Г.С. Панатов.