Винтовые линейные корабли типа «Победа»
Доброго времени суток, коллеги. Что-то меня понесло в дали дальние, но такие близкие для нас, обитателей бывшей Российской империи. Речь пойдет о паровых линейных кораблях – теме совсем непопулярной здесь, и корабли эти будут носить Андреевский флаг. И даже более того – они встретят Крымскую войну и станут одними из ее героев, во всех известных смыслах…
Содержание:
Вступление, или Праэтора разрывают противоречия
Помните, я говорил, что Россия слишком большая для ее осмысления и создания вменяемой альтернативы про нее? Так вот, мне впору писать повесть «хождение по граблям», так как меня опять тянет альтернативить Россию и РИФ. С Конфедерацией все получалось складно – и историчка писалась (причем вся сразу), и технички довольно много вышло в результате (часть не опубликована до сих пор). Но пока писал про этих Портеров, Мэллори и Вильсонов, понял, что вот не то это все. Осознание пришло, когда начал в своих прикидках пихать везде русских генералов-иммигрантов, а в перспективе задумался о том, как КША могут повлиять на РЯВ… Нет, Конфедерация мне все еще интересна, и проект будет двигаться. Но пока что этот проект будет ограничен событиями войны за независимость, а альт-Россия будет вестись опять.
Оговорюсь сразу же – этот пост в большей мере пробный, чем фактический, ибо мне интересна реакция коллег на подобную альтернативу. Здесь есть как бы несколько моментов, которые могут вызвать негативную реакцию:
– очередные мои метания между разными альтернативами, которые могут уже порядком надоесть;
– история России – святая святых, а мой подход может показаться некоторым, метафорически выражаясь, ересью;
– менять историю я собираюсь без попаданцев, но в основном за счет тех же факторов личности в истории, и альт. личностей будет довольно много;
– Россия будет уверенно держаться на третьем-втором месте по вооружениям, экономике и прочим характеристикам, за исключением периодов экономических кризисов. Делать ее «впереди планеты всей» банально не хочется – писать про мировых гегемонов не интересно, мизерное количество альтернатив про Великобританию и США на сайте тому подтверждение (а что есть – касается в основном упадка этих стран);
– на сайте хватает альтернатив про Россию в общем и РЯВ в частности, еще одна моя говноклейка моя попытка может оказаться лишней и неугодной;
Тем не менее, я попытаюсь. И даже дам новое название этой альтернативе – МВР, или Мир Великой России. Само название я, возможно, и сменю, если придумаю что-то более удачное. Текущий вариант мне не совсем нравится.
Здесь есть очень важный момент. При перестановках папок с проектами я умудрился удалить все наработки по ФАНу (***ц), за исключением бронетехники и авиации, причем большая их часть посредством сайта не восстанавливается вообще никак. Потому Россия будет альтернативиться с нуля. В качестве точки бифуркации (вот не люблю я это слово!) будет начало царствования Николая I. Политику он поведет реформаторскую, что будет вызвано влиянием близкого друга и соратника, графа Константина Воронцова (полностью альтернативный персонаж), который будет играть ведущие роли. Раньше начнется взрывной рост промышленности на юге – благодаря постройке там железной дороги еще до Крымской войны. При этом протекционизм наше все – когда Россия от него отказывалась, получался экономический кризис (по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление). Ну да ладно… Это мало касается темы поста, и будет изложено отдельно.
А тема поста такова – России нужен винтовой линейный корабль специальной постройки! Началось все из-за желания создать для России хотя бы парочку эрзац-броненосцев времен Крымской войны. Не, ну а чем мы хуже Конфедератов через 7 лет? С промышленностью даже у реальной России не было такой задницы, как у КША, а южане вон сколько эрзац-броненосцев наклепали! В общем, началось шаманство на эту тему… Но напросился весьма логичный вывод – никакого броненосца не выйдет без предварительного развития парового флота. Сжав все размышления в один простой тезис, получил – нужен паровой линейный корабль! Вот ужас как нужен! И он появился.
Сразу же говорю, что в парусном и раннем паровом флоте я почти полный ноль, так что возможны косяки. Очень серьезные. Потому состав статьи может меняться весьма значительно.
История создания винтовых линейных кораблей типа «Победа»
Активный экономический рост, вызванный освобождением крепостных крестьян в 1836 году [1], а также активное развитие железных дорог империи и связанного с этим машиностроения сказался и на кораблестроении. В строй вступали новые колесные, а затем и винтовые фрегаты. Все шло к тому, чтобы вспом. паровой движитель получили и линкоры. Первоначально этот процесс тормозился из-за недостатка финансирования и точки зрения многих адмиралов, что
… на корабле линии баталии капризная и ненадежная паровая машина будет только мешать…
В результате постройку паровых линейных кораблей удалось «протолкнуть» только в 1849 году при активном содействии морского министра Невского [2] и Великого князя Константина Николаевича, и то – лишь на Черном море. Проектом корабля занялся не особо известный кораблестроитель и изобретатель Николай Нотар, имигрант из Греции. Вместе с тем, удалось выкроить деньги сразу на три корабля – два из них заложили в Николаеве, а один, в качестве эксперимента, в Севастополе. Корабли получили названия «Победа», «Лейпциг» и «Кульм» [3]. В качестве основы для проектирования использовались чертежи линейного корабля «Императрица Мария». При этом Нотар, «впихивая» в чертеж паровую машину, котлы и винт, решил отказаться от привычного для того времени колодца для подъема гребного винта, и решил применить двухлопастный винт и стопор. После отключения от машины винт должен был проворачиваться вручную до строго вертикального положения и стопориться в нем, частично скрываясь за килем корабля от набегающих потоков воды при движении под парусами. Подобное решение позднее будет признано не оправдавшим себя.
Постройка николаевских линкоров шла с вполне обычной скоростью для того времени, хотя и пришлось несколько расширить наличные производственные мощности. Работа над севастопольским кораблем сразу не заладилась – Лазаревское адмиралтейство, обладая значительным опытом по ремонту кораблей в доках, не обладало достаточными навыками и производственными мощностями для постройки столь крупных кораблей своими силами, что практиковалось впервые. Возникли проблемы со своевременной поставкой машин и котлов – заказанные местным предприятиям, которые буквально только-только начали выпуск продукции, они были произведены со значительными задержками, хоть и не вызывали в результате нареканий по поводу качества сборки. Проблемы вышли и с артиллерией, хотя производители оказались не виноваты – до начала осады Севастополя «Кульм» успел получить лишь половину необходимых ему орудий, а остальные не успели отправить из Одессы, и в результате использовали их для обустройства обороны города.
«Победа» и «Лейпциг» вступили в строй перед самым началом Крымской войны и успели принять участие в Синопском сражении, где их артиллерия показала себя с самой лучшей стороны. Позднее, когда привычная война с турками превратилась в конфликт с половиной земного шара, эти паровые линейные корабли стали причиной головной боли командования союзников. Они стали одними из немногих кораблей, которые не были затоплены на входе в Севастопольскую бухту, и которые иногда выходили в море для отлавливания ошалевших от вседозволености кораблей союзников. Судьба их закончилась трагически, но в то же время славно – когда гарнизон решил оставить Севастополь, немногие оставшиеся в строю и с артиллерией паровые корабли (2 линейных корабля и 3 пароходофрегата) решили идти на прорыв в Николаев, несмотря на всю его опасность. В результате русская эскадра была перехвачена 13 сентября близ Тендровской косы кораблями союзников. В ходе сражения «Победа» и «Лейпциг», испытывая проблемы с машинами, из-за которых они не могли развить полный ход, прикрыли отход своих фрегатов и в одиночку связали боем пять линейных кораблей и три фрегата союзников. «Лейпциг» в результате погиб после взрыва крют-камеры – в живых из его экипажа спаслось лишь 47 матросов, остальной экипаж, включая офицеров и капитана I ранга Островского, погибли. «Победа» же ближе к вечеру, прижатая к берегу, выбросилась на мель и была взорвана экипажем, который покинул корабль и высадился на берег, но к утру были взяты в плен высадившимся англо-французским десантом. Победа далась союзникам нелегко – четыре корабля получили тяжелые повреждения, а один линейный корабль и один фрегат и вовсе отправились на дно. Героев «Победы» и «Лейпцига» после возвращения из плена встречали в столице как героев.
«Кульм» и вовсе не успел вступить в строй до начала осады Севастополя – в его распоряжении имелась лишь половина артиллерии, мачты и паровая машина вовсе отсутствовали. В результате было решено использовать его в качестве плавбатареи на входе в бухту, и в этом качестве «Кульм» дослужил до 11 сентября 1855 года, когда был взорван вместе с оставшимися кораблями, не способными самостоятельно покинуть Севастопольскую бухту или лишенными артиллерии.
Линейные корабли типа «Победа» остались первыми паровыми линкорами России специальной постройки. Кроме них имелись также балтийские корабли, но уже после конца Крымской войны для русских адмиралов стало понятно, что будущее за броненосными кораблями, и потому история винтовых линкоров в России закончилась с достройкой тех судов, которые закладывались еще до и во время Крымской. «Победы» же оказались важным этапом в отечественном кораблестроении – если бы не было их, то, возможно, не было бы и броненосных плавбатарей, построенных в экстренном порядке в Крымскую войну, и возможно, вся история русского флота пошла бы путем безсистемного копирования зарубежных аналогов без малейшего понятия, как и где их применять…
«Победа», Николаевское адмиралтейство[4], Николаев – 12.05.1849/20.08.1851/13.09.1852«Лейпциг», Николаевское адмиралтейство, Николаев – 12.05.1849/11.10.1851/15.09.1852
«Кульм», Лазаревское адмиралтейство, Севастополь – 14.06.1849/03.04.1853/достроен в качестве несамоходной плавбатареи
- Водоизмещение: нормальное 4750 тонн
- Размерения: 64,5×12,8×6,3м [5]
- Механизмы: 1 вал, 1 ПМПД, 2 котла, 750 л.с. = 8-10 узлов
- Запас топлива: (неизвестно)
- Дальность: (неизвестно)
- Вооружение: 32 68-фунтовых бомбических орудия, 32 36-фунтовых пушек, 26 24-фунтовых карронад, всего 90 орудий
- Экипаж: 887 человек
Примечания
1) Как решить земельный вопрос – представляю себе слабо. Точнее, варианты есть – часть освободившихся крестьян нужно стимулировать к переселению в Сибирь (там и землей поделимся), часть мы привлекаем всяческими бонусами к постройке железных дорог по всей стране, где они становятся профессиональными рабочими-железнодорожниками или оседают в городах, через которые проходит строящаяся железка. При постройке железки через степи Таврии можно начать их активное освоение (основание лесополос + канальная система мелиорации) – это также даст определенное количество земли для освободившихся крестьян (собственно, этой землей и нужно будет их привлекать). Часть крестьян удастся завлечь в города и сделать из них первое массовое поколение заводских рабочих. Но все это не позволит дать землю всем освободившимся крестьянам, из-за чего могут начаться проблемы. Вообще, было бы полезным узнать мнения коллег, как можно полностью решить земельный вопрос в России, пускай и не в один заход, но без радикальных приемов типа «вся земля крестьянам, дворян расстрелять».
2) Да, опять он.
3) «Лейпциг» и «Кульм» названы в честь побед русской армии над наполеоновской Францией в Европе. Название «Победа» ранее уже носил линейный корабль Черноморского флота (выведен из состава флота в 1816 году).
4) Вообще в Николаеве тогда было несколько адмиралтейств (знаю Главное и Спасское), но я решил, что все они еще до Крымской войны будут собраны в одно единое судостроительное предприятие.
5) Вообще, осадка «Императрицы Марии», которая выступила основой «Победы», указывается обычно 7,3 метра, но почему-то по чертежам эта осадка не получается вообще, разве что при полном водоизмещении. У меня же указана при нормальном, как и на чертежах.