«Вилохвостые демоны» в небе Вьетнама. Штурмовик Lockheed А-38С «TurboLightning».
0
Недавно блуждая по просторам Интернета Ваш покорный слуга наткнулся на интересный англоязычный сайт, посвящённый моделированию альтернативной авиации. Оттуда и взят излагаемый ниже материал. Модель создана человеком под ником Alvis 3.14159. Перевод осуществлял лично и даже немного его углубил, уточнив характеристики самолёта — в исходном тексте о них ничего не говорилось.
После Второй Мировой войны ВВС США начали перевооружение на более быстрые модели самолётов. Многие из них были раздавлены бульдозерами или просто затоплены в море, сброшенные прямо с палуб авианосцев. В разгаре этого истребления фирма «Локхид» разработала планы по возвращению в строй и продлению службы винтовых истребителей Р-38 «Лайтнинг», оставшихся на консервации. В конце концов, 300 штук этих прекрасных мощных самолётов было спасено. «Лайтнинги» были в первую очередь переоснащены двигателями. Вместо штатных поршневых «Аллисонов» рядной схемы они получили более мощные радиальные Pratt-Whitney R-2800 (2 000 л.с.), а позже и R-3350 (2 200 л.с.) с четырёхлопастными винтами. Конструкция планеров подверглась значительному усилению, поскольку новая модификация «Лайтнинга» рассчитывалась для штурмовых ударов по наземному противнику и нуждалась в несении большого количества вооружения – бомб и неуправляемых ракет. (Общее количество точек подвески вооружения достигло 16). Встроенное вооружение самолёта составляли две 20-мм пушки Colt M-12 с боезапасом по 120 снарядов на ствол. Хвостовое оперение «Лайтнингов» было сильно изменено – новые кили стали выше, прямоугольной формы и получили длинные форкили для повышения устойчивости в полёте при большей боевой нагрузке. Главной целью переоборудования Р-38 в штурмовик изначально была продажа их ВВС стран третьего мира, которые не могли позволить себе покупку новейших реактивных самолётов по причине их высокой стоимости. В начале Корейской войны ВВС США столкнулись с нехваткой самолётов непосредственной поддержки войск, в связи с чем все модернизированные «Лайтнинги» были в спешном порядке выкуплены у фирмы обратно и под названием F-38 «SuperLightning» снова встали в строй. Благодаря мощным двигателям и вооружению «Суперлайтнинги» быстро завоевали популярность лётчиков. Кроме удачных бомбоштурмовых ударов по силам КНДР на счету «Суперлайтнингов» числилось и 7 сбитых советских истребителей МиГ-15. Иностранным покупателям так и не было продано ни одного F-38, все они использовались в США и были сохранены после окончания войны.
В начале 60-х годов выяснилось, что новейшие сверхзвуковые истребители-бомбардировщики плохо справляются с наземными ударами по повстанческим силам противника. Ввиду этого, сохранённые «Лайтнинги» снова расконсервировали и провели их модернизацию. Поршневые двигатели были заменены на более современные ТВД Lycoming T-55L-9 (2 400 л.с.), кабины были удлинены и стали двухместными, сидящий сзади штурман-оператор получил усовершенствованное радиооборудование для поддержки тесной связи с наземными силами. Для обеспечения длительного барражирования над контролируемой местностью внутренние топливные баки были увеличены, появились и дополнительные наружные на законцовках крыльев, позаимствованые из конструкции учебного самолёта Т-33. Дополнительно A-38C «ТурбоЛайтнинг», как его заново переименовали, по-прежнему имел возможность нести два ПТБ на внутренних узлах подвески между мотогондолами и фюзеляжем.
Во Вьетнаме A-38C вновь проявили себя с лучшей стороны. Имея весьма скромную по меркам 60-х скорость, их дальность намного превосходила любую из таковых у турбореактивных самолётов, а скорость давала значительное преимущество перед основным конкурентом – одномоторным штурмовиком Douglas А-1 «Skyraider». Без подвесного вооружения «ТурбоЛайтнинг» в горизонтальном полёте был способен разогнаться до 745 км\ч! Оба самолёта ВВС США использовали с должным эффектом, но, тем не менее, было отмечено, что «ТурбоЛайтнинги» с гораздо большей охотой выпрашивались для эскортирования вертолётных десантов и нанесения ударов по объектам в Северном Вьетнаме. Добавились и новые воздушные победы: 3 вьетнамских истребителя были сбиты из пушек, 1- НУРСами и 6 – с помощью ракет «Сайдуиндер», которые также вошли в номенклатуру вооружения «Лайтнингов» и подвешивались на два дополнительных пилона с внешней стороны крыльев. Пилоты МиГов дали им грозную кличку «Вилохвостые Демоны» (Fork Tailed Demon).
На фото представлена модель A-38C, базировавшаяся на авиабазе Дананг в 1970 г, пилот – Боб Санчес (Bob Sanchez), с рисунком и надписью в носовой части "Speedy Gonzales" («Шустрый Гонсалес»). Поскольку штурмовики А-1 имели прозвище "Sandy", "Speedy" быстро стало собирательной кличкой «Лайтнингов», которую их пилоты произносили с гордостью за свой быстрый, вёрткий и грозный в бою самолёт.
* * *
Показанная на фотографиях модель самолёта, кроме «родных», «лайтнинговских» деталей собрана из передней части фюзеляжа и концевых топливных баков учебного Lockheed Т-33, пропеллеров от «Скайрейдера», ракетных пилонов с «Сайдуиндерами» от истребителя F-86 «Sabre» и остальных от штурмовика Cessna А-37 Dragonfly, хвостовых балок с вертикальными килями от транспортника Fairchild C-119 Flying Boxcar. Маркировка с акульими пастями на мотогондолах взята с истребителей Phantom F-4E.