Весьма удачные, но так и не построенные эскадренные миноносцы Кригсмарине типа «1944» и «1945»
К 1943 году стало ясно, что ни о каком успешном противостоянии немецких линейных сил британскому флоту не может быть и речи. Из четырёх линкоров и шести тяжёлых крейсеров к середине 1943 года Кригсмарине потеряли почти половину: линейные корабли Bismarck и Scharnhorst, а также тяжёлые крейсеры Admiral Graf Spee и Blücher. По приказу Гитлера, линейным силам запрещалось производить какие-либо операции без личного разрешения фюрера, поэтому основную часть времени они провели в гаванях, нервируя союзников самим фактом своего существования.
Вместе с этим флот отчаянно нуждался в эскадренных миноносцах и лёгких крейсерах, способных выполнять задачи по проведению конвоев, защите побережья и постановке минных заграждений. Поэтому в конце 1942 года проектное бюро Кригсмарине приступило к разработке эсминца на базе проекта «1942» (Z-51), заложенного в начале года и оснащенного экспериментальной дизельной силовой установкой.
Содержание:
Эсминец Z-52 и проект «1944»
Сразу же был размещен заказ на строительство корпусов для семи эскадренных миноносцев по улучшенному проекту, которые должны были отличаться от Z-51 более мощной силовой установкой и вооружением.
Во второй половине 1943 года комиссии представили черновой проект под рабочим названием «вариант А», который был возвращен на доработку из-за слишком слабого вооружения и неудачной силовой установки, как и последующий «вариант В», представленный в декабре того же года. Хотя уже в начале 1943 года на верфи компании DeSchiMAG в Бремене был заложен первый корабль этой серии с названием Z-52.
Только в феврале 1944 года комиссия Кригсмарине приняла все внесенные доработки, и под названием «проект 1944» эти #эсминцы были официально одобрены и приняты в качестве окончательного варианта. Но из-за напряженной ситуации на фронте и катастрофической нехватки ресурсов уже в июне того же года был отдан приказ остановить строительство, а в июле весь заказ из 7 единиц был аннулирован. Частично собранный корпус головного эсминца Z-52 до начала 1945 года находился на стапеле верфи, пока его не разобрали на металл, а сталь использовали для строительства субмарины типа XIX.
По сравнению с Z-51, эсминцы проекта «1944» имели увеличенный корпус длиной 126 м, шириной 12 м и соотношением длины к ширине 10:1. Проектное водоизмещение увеличилось до 3170 тонн (против 2330 у Z-51), а полное должно было достигать 3700 тонн. Это позволило бы разместить увеличенные топливные цистерны и более мощное зенитное вооружение.
Сам корпус изготавливался из усиленной стали с широким применением сварки и продольной системой набора. Поперечные водонепроницаемые переборки делили его на 14 отсеков, а в средней части корпуса (почти 57% длины) проходило двойное дно, достигавшее уровня ватерлинии. На Z-51, в свою очередь, двойное дно простиралось только на 40% длины и проходило под жизненно важными отсеками.
Корпус также имел скошенный вперед форштевень, укороченный полубак и небольшую надстройку, для которой предполагалось использовать облегчённую конструкционную сталь в целях снижения общей массы.
Начинка Z-52
Было принято решение установить на эсминцы проекта «1944» двухвальную дизельную силовую установку, более мощную, чем устанавливалась на Z-51. Она включала в себя восемь V-образных дизелей MAN по 9500 л.с. каждый. Это позволило бы эсминцам развивать скорость 37,5 узлов, а проектный запас топлива в 640 т обеспечил бы дальность плавания 19-узловым экономичным ходом в 6800 миль.
Эсминцы изначально предполагалось вооружить четырьмя универсальными орудиями 12,7-cm SK C/41, размещенными в одноорудийных установках. Такое #вооружение было признано недостаточным, поэтому в варианте В было предложено установить на носу две двухорудийные установки, а в корме — две одноорудийные, но такой вариант тоже забраковали как слишком слабый. Поэтому в окончательном варианте было принято решение установить по линейно-возвышенной схеме в носовой части две двухорудийные башенные установки Drh LC/41 с толщиной брони 10 мм, обеспечивающие угол вертикального наведения до 60°. В кормовой части предполагалось разместить одну такую башню.
Универсальное орудие 12,7-cm SK C/41 имело длину ствола 45 калибров и практическую скорострельность до 10 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы по морским и наземным целям достигала 22 км, по воздушным – 12 км. Суммарный боекомплект составлял 1080 выстрелов.
В кормовой части предполагалось установить три одиночные установки экспериментальных зенитных автоматов 5,5-cm Gerät 58 калибра 55 мм с досягаемостью по высоте порядка 2,5 км. Штатный боекомплект должен был составлять 2000 выстрелов на ствол.
Также на надстройках планировалось разместить семь спаренных установок 30-мм зенитных автоматов Flak M44, разработанных на базе скорострельной авиационной пушки MK-303. Такие #автоматы были приняты на вооружение только в 1944 году и изначально предназначались для субмарин. Их теоретическая досягаемость по высоте составляла около 5 км, а техническая скорострельность достигала 400 выстрелов в минуту на ствол.
В центральной части корпуса, позади каждой дымовой трубы, должны были устанавливаться по одному поворотному четырёхтрубному торпедному аппарату калибра 533 мм, рассчитанному на стрельбу парогазовыми торпедами G7a. Восемь торпед находились в аппаратах в боевой готовности, еще 8 хранились в ангаре.
В кормовой части имелись палубные рельсы для постановки минных заграждений. По проекту, #эсминцы типа 1944 могли брать на борт до 60 мин, но при этом запас торпед снижался вдвое.
На эсминцах планировалось установить РЛС, позволяющие обнаруживать надводные цели на расстоянии около 20 км. Также планировалось оснастить их перспективной РЛС управления зенитным огнём, которая только проходила испытания, но так и не была принята на вооружение.
Дальнейшее развитие — проект «1945»
Также в начале 1945 года на основе эсминцев проекта «тип 1936» был разработан проект «1945». По сравнению с предыдущим проектом, он был более удачным, так как обладал более мощным зенитным вооружением, увеличенной дальностью плавания и скоростью хода. Но он так и остался на бумаге и даже не был одобрен комиссией Кригсмарине, так как все ресурсы в Германии уходили на постройку техники для вермахта, а флоту выделялись средства только для строительства субмарин.
Корпус эсминцев проекта «1945» практически полностью повторял корпус эсминцев проекта «1936». При почти идентичном стандартном водоизмещении в 2700 т и полном 3700 т корпус был на 7 метров короче — 120 метров в длину и 12 метров в ширину.
Сам корпус предполагалось изготавливать из углеродистой стали с использованием сварки и набирать поперечным способом. Водонепроницаемые переборки должны были разделять внутренний объём на 15 отсеков, а в нижней части планировалось размещение двойного дна на 64% длины корпуса. В остальной части должны были устанавливаться продольные водонепроницаемые переборки.
Двухвальная паротурбинная ГЭУ, состоявшая из шести паровых котлов Wagner-Deschimag и 2 ТЗА имела суммарную мощность в 80 000 л.с. Так как планировалось установить котлы с более высокой производительностью, то по проекту эсминцы типа 1945 должны были развивать скорость до 39.5 узлов (против 31 узла у проекта «1936»), а при запасе топлива в 800 тонн дальность плавания 19-узловым экономичным ходом должна была составить порядка 8000 миль.
Вооружение проекта «1945»
Из всех типов германских эсминцев Второй Мировой войны, в том числе и проектных, эсминцы проекта «1945» являлись наиболее вооруженными. В кормовой и носовой части по линейно-возвышенной схеме должны были размещаться по две двухорудийные установки Drh LC/41 с универсальными орудиями 12,7-cm SK C/41, имевшими угол вертикальной наводки 60°.
За носовыми башнями ГК, а также на площадках задней надстройки планировалось разместить четыре одиночные установки проектируемых 55-мм зенитных автоматов Gerät 58. С. С каждого борта на площадках надстройки должны были устанавливаться по 3 спаренные зенитные установки 30-мм зенитных автоматов Flak M44.
Также планировалось вооружить эсминцы проекта «1945» одной или двумя пусковыми установками неуправляемых зенитных ракет Henschel Hs 297 Föhn в 7- или 24-ствольных установках. На момент разработки проекта эти установки проходили войсковые испытания. Каждая ракета должна была нести до 280 г взрывчатки, имела высоту поражения в 1200 м и теоретически предназначалась для борьбы со штурмовой авиацией.
Но проблема заключалась в том, что для атаки на корабли в конце войны использовались скоростные маневренные самолёты, способные уйти от плотного зенитного огня, а неуправляемые ракеты, способные бить по площадям, но не по одиночным подвижным целям, вряд ли смогли эффективно выполнять задачу #ПВО ближнего боя.
Так как эсминцы проекта проекта «1945» планировалось привлекать к задачам по постановке минных заграждений, в кормовой части они имели палубные рельсы и могли принять на борт до 100 морских мин различного типа.
Два поворотных четырёхтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм располагались друг за другом и, помимо уже снаряжённых торпед, имели еще восемь в запасном ангаре.
Оценка проектов
Несмотря на то, что оба проекта можно считать достаточно удачными, их реализация у немецкой промышленности, испытывавшей к концу войны катастрофическую нехватку ресурсов и находящейся под постоянными авиационными ударами союзников, не представлялась возможной.
Но даже если бы эти эсминцы были построены запланированными сериями (7 единиц проекта «1944»), они бы не смогли изменить ситуацию, так как флоты союзников пополнялись десятками эсминцев, строящихся большими сериями на американских верфях. Поэтому проекты «1944» и «1945» так и остались одними из многочисленных проектов, хранившихся в архивах конструкторского бюро Кригсмарине наравне с лёгкими крейсерами типа М и Spähkreuzer 1938, суперлинкорами Н-44, субмаринами типа XXVI, линейными крейсерами типа О и другими.
Источник — https://dzen.ru/a/ZDH0O35uI0xN9f7o