Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.4.1
Корветы
В связи с кризисом англо-русских отношений в 1878-1879 годах, для пополнения созданного Добровольного флота было разработано задание на проектирование корабля специальной постройки, который в случае войны должен был стать рейдером (крейсером). В соответствии с данным заданием 5 мая 1879 года Добровольный флот заказал французской верфи «Форже э Шантье Медитеране», расположенной в Тулоне, строительство парохода стоимостью 2,5 млн франков со сроком готовности через 14 месяцев. Судно под названием «Ярославль» было заложено летом 1879 года, наблюдающий корабельный инженер А. П. Торопов. В феврале 1880 года Великий князь Алексей Александрович передал икону на строящееся судно. Судно спущено на воду 10 мая 1880 года.
Крейсер II ранга «Ярославль»
Судно представляло собой стальной одновинтовой трехмачтовый пароход, с железными мачтами, водоизмещением 3050 т (норм.) — 3500 т (полн.). Размеры: длина – 89,98 м (по ВЛ), 101,4 м (наибольшая), ширина – 12,41 м, осадка кормой – 6,0 м, носом – 4,4 м. Корпус корабля был значительно облегчен, Благодаря преимущественному применению стали при строительстве, что позволило увеличить запас угля до 1000 тонн, что составляло 30 % водоизмещения. Главной энергетической установкой являлась одна трёхцилиндровая горизонтальная паровая машина прямого расширения с шестью котлами высокого давления. Она выдавала мощность в 2450 л. с. (2950 л. с. – при форсировке котлов) и работала на один винт фиксированного шага. Движителем также являлись паруса площадью 1480 м². Они были устроены по схеме барка. Крейсер под парами мог развить скорость при неполной нагрузке в 16,5 узла, а при полном запасе угля – 14 узлов. По расчётам, со скоростью 10 узлов, корабль должен пройти – 6700 миль (фактически – 5250 миль с запасом угля 750 т). С включением парохода в состав Черноморского флота Российской империи, он был вооружён шестью 152-мм (6-дюймов, 25 калибров) дальнобойными пушками ; четырьмя 107-мм (42 линии) пушками Круппа на поворотных станках; одной 44-мм скорострельной пушкой системы Энгстрема; двумя 37-мм револьверными пушками Гочкисса (Р37); одной 25,4-мм (26,4-мм) картечницей Пальмкранца; четырьмя 381-мм поворотными однотрубными торпедными аппаратами на станках наподобие пушечных; также в переоборудованных трюмах размещалось до 180 мин заграждения. Данное вооружение было более скорострельным и менее тяжёлым, чем изначально предполагавшееся к установке.
В ходе службы, в разное время, вооружение состояло из: на момент вступления в строй — 4×1-152-мм/28, 2×1-47-мм, 4×1-37-мм, 2×1-64-мм (десантных), 1×1-229-мм мортира, 4×1-381-мм поворотных палубных ТА, 180 мин заграждения. В 1889 году произведена замена вооружения: 2×1-178-мм, 4×1-107-мм, 1×1-229-мм мортира, 4×1-381-мм НТА, 1×1-457-мм подводный ТА. В 1902 году произведена модернизация корабля: 6×1-152/45, 4×1-87/50, 4×1-7,62-мм пулемета М95, 4×1-381-мм поворотных палубных ТА, 1×1-457-мм подводный ТА.
Использование парохода в коммерческих целях, изначально построенного для военных целей со слишком мощной и громоздкой энергетической установкой и с ограниченной вместимостью трюмов, оказалось нерентабельным и он приносил убытки – пароход поставили в консервацию, а затем Морское министерство выкупило его по контрактной стоимости в миллион рублей. 18 апреля 1882 года пароход «Ярославль» в качестве безбронного крейсера был зачислен в состав Черноморского флота. 1 февраля 1892 года корабль был отнесён к подклассу крейсеров 2-го ранга. МТК планировало размножить корабль в качестве корвета – по улучшенному проекту. Но этим планам сбыться было не суждено.
В 1882 году, в Морской технический комитет, поступил проект отставного капитан 1 ранга Л.П. Семечкина и инженера П.К. Дю Бюи. Предлагался проект крейсера водоизмещением 2158 тонн и расчетной скоростью 13 узлов при мощности паровой машины 2100 л.с., причем в экстренных случаях в форсированном режиме мощность могла быть увеличена до 2400 л.с. и скорость до 14,5 узлов. Его вооружение состояло из четырех 6-дюймовых орудий и шести 9-фунтовых. Предусматривалось парусное вооружение брига. В МТК, по предложению генерал-адмирала, внесены изменения: корабль должен иметь двухвальную силовую установку. Которая должна обеспечивать ход не менее 15,5 узла. Машины должны быть вертикального типа. Так же требовалось переработать проект с учетом наличия броневой палубы толщиной 1-2 дюйма.
Контракт на постройку двух корветов был заключен 24 июня 1883 года. В контракте особо оговаривалось, что "Все члены и части крейсера и дельные вещи, без исключения, должны быть изготовлены и окончательно отделаны в возможно лучшем виде непременно в России". За границей разрешалось лишь закупить тик и красное дерево (они не росли в пределах Российской империи) и "привилегированные механизмы" (то есть те, которые еще не были освоены отечественной промышленностью). Наблюдающим за строительством был назначен корабельный инженер капитан Леонтьев. Корветы «Витязь» и «Рында» были заложены 16 августа 1883 года на Галерном островке в Санкт-Петербурге, на верфи Общества Франко-русских заводов. Постройка была начата 13 октября. «Витязь» был заложен знаменитым кораблестроителем, инженером-самоучкой П. А. Тыртовым 23.10.1884 г. он уже был спущен на воду, и его командиром был назначен капитан 1-го ранга С. О. Макаров. Ещё 2 года «Витязь» оставался на достройке и все это время С. О. Макаров принимал самое деятельное участие в этой работе. «Рында» был спущен на воду 18 июня 1885 года. Оба корабля были введены в строй в 1886 году.
Корабли оказался одними из последних военных кораблей «переходного периода», то есть были совершенными парусниками и одновременно имели самые лучшие и мощные, для того времени, паровые машины. Первыми из русских кораблей, «Витязь» и «Рында» целиком были построен из судостроительной стали и имели бронированную палубу. Чтобы уменьшить перегрузку, вместо деревянных мачт впервые в русском флоте на корветах были установлены стальные.
Корвет "Витязь" (крейсер II ранга): построен на верфи Общества франко-русских заводов на Галерном острове, во фрегатском деревянном эллинге – начало работ на стапеле – 16 августа 1883 года, спуск на воду – 23 октября 1884 года, фактическое вступление в строй – июль 1886 года. Водоизмещение нормальное – 3350 т, полное – 3681 т, длина по ватерлинии – 84,1 м, ширина – 13,72 м, осадка – 5,4 м, две вертикальные паровых машины прямого расширения, 12 цилиндрических котлов, мощность силовой установки — 3416 л.с., максимальная скорость, на естественной тяге – 15,14 уз., при форсировании котлов – 15,89 уз., дальность плавания 3600 миль на 10 уз., при полном запасе топлива – 600 т угля, бронирование — палуба над машинами, котлами и крюйт-камерами — 38 мм (сталь).
Вооружение на момент вступления в строй: 10×1-152/25, 4×1-87/25, 10×1-47 револьверных пушки Р47, 3×1-381-мм ТА (надводных, 6 торпед).
Перегрузка – 90 тонн.
Полная стоимость – 2,6 млн. инвестиционных руб..
Корвет «Витязь», под командованием капитана 1-го ранга С. О. Макарова, с августа 1886 года по март 1887 года, совершил переход в Иокагаму (Япония). По результатам плавания Степан Осипович написал фундаментальный труд: «„Витязь“ и Тихий океан» посвященный, большей частью, результатам научных исследований, проведенных на корвете. Корвет «Витязь» прослужил неполные 7 лет, его судьба драматически закончилось в мае 1893 г. Тогда при очередных картографических работах в Японском море в районе порта Лазарева (ныне Северокорейский порт Вотсан), «Витязь» потерпел крушение, наскочив на камни. Спасательная операция безуспешно продолжалась около месяца, но корабль затонул.
Крейсер II ранга «Рында» по состоянию на январь 1904 года
Корвет "Рында" (крейсер II ранга): построен на верфи Общества франко-русских заводов на Галерном острове, во фрегатском деревянном эллинге – начало работ на стапеле – 16 августа 1883 года, спуск на воду – 23 октября 1884 года, фактическое вступление в строй – июль 1886 года. Водоизмещение нормальное – 3350 т, полное – 3681 т, длина по ватерлинии – 84,1 м, ширина – 13,72 м, осадка – 5,4 м, две вертикальные паровых машины прямого расширения, 12 цилиндрических котлов, мощность силовой установки — 3416 л.с., максимальная скорость, на естественной тяге – 15,14 уз., при форсировании котлов – 15,89 уз., дальность плавания 3600 миль на 10 уз., при полном запасе топлива – 600 т угля, бронирование — палуба над машинами, котлами и крюйт-камерами — 38 мм (сталь). Перегрузка – 90 тонн. Полная стоимость – 2,6 млн. инвестиционных руб.. Вооружение на момент вступления в строй: 10×1-152/25, 4×1-87/25, 10×1-47 револьверных пушки Р47, 3×1-381-мм ТА (надводных, 6 торпед).
По архивным сведениям, «Витязь» и «Рында» были заложены именно в одном и том же эллинге Галерного острова – его ширина это позволяла.
В 1903 году, после замены машин и артиллерии, Крейсер II ранга «Рында»: водоизмещение нормальное – 3350 т, полное – 3773 т, длина по ватерлинии – 84,1 м, ширина – 13,72 м, осадка – 5,52 м, две вертикальные паровых машины тройного расширения (аналогичная машинам крейсеров типа «Гранит»), 12 цилиндрических котлов, мощность силовой установки — 5807 л.с., максимальная скорость, на естественной тяге – 17,94 уз., при форсировании котлов – 18,48 уз., дальность плавания 4400 миль на 10 уз., при полном запасе топлива – 750 т угля, бронирование — палуба над машинами, котлами и крюйт-камерами — 38 мм (сталь).
Вооружение на момент вступления в строй в 1903 году: 6×1-152/45, 6×1-87/50, 2×1-7,62 пулемета М95, 3×1-381-мм ТА (надводных, 6 торпед).
На корабле произвели замену машин, якорей и артиллерии. При этом рангоут остался без изменений. Начало войны крейсер встретил в Корсакове. В марте 1904 года, вместе с двумя крейсерами 3 ранга, вспомогательным крейсером и судном обеспечения, начал крейсирование вдоль Тихоокеанского побережья САСШ. В мае вся группа сместилась к Маршалловым островам, где препятствовала проходу торговых судов с контрабандой для Японии. После окончания боевых действий, «Рында» совершила переход во Владивосток. В 1912 году корабль был разоружен и переведен в гидрографическую службу. С 1922 года – учебный корабль Нахимовского училища (переквалифицирован в корвет). В 1958 году машины и котлы заменены на дизели. Тогда же произведен капитальный ремонт корпуса. Легендарный корабль до сих пор в строю.
Граниты
В 1892 году Морское ведомство, наконец-то, снова озадачилось крейсерами 2 ранга. Суждения адмиралов о самом востребованном классе крейсеров попали на «благодатную почву» рабочего стола генерал-адмирала. Корабли проектировались на основе опыта эксплуатации «Витязей». Объектом для подражания выбрали крейсер «Память Азова». Только в слегка уменьшенном виде. Однако техника не стоит на месте – в распоряжении проектировщиков появились первые надежные котлы Бельвиля, артиллерия под бездымный порох, паровые машины нового типа. МТК напрягло свои силы и выдало проект крейсера 2 ранга «Гранит». Корабли имели развитый полубак и полуют, на которых были размещены шестидюймовые пушки, защищенные коробчатыми щитами. На открытой батарейной палубе, на казематных станках, было установлено шесть 122-мм орудий. Батарейная палуба имела высокий фальшборт. На шлюпочной палубе имелся штормовой переходный мостик. На крыльях которого были установлены одноствольные 47-мм пушки. Крылья доходили до фальшборта и имели выносные балкончики. Четыре револьверных 37-мм пушки, установленных на мостиках дополняли противоминную артиллерию. Крейсера имели две мачты с довольно развитым рангоутом, хотя паруса предполагалось иметь только как аварийный движитель. Силовая установка имела шестнадцать котлов Бельвиля и две четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения, выполненные по спецификации 1894 года.
«Граниты» стали первыми русскими, так называемыми «чехлами для машин», имели шестидюймовую артиллерию главного калибра и были типичными русскими «прерывателями торговли» – Россия продолжала готовиться к войне с Англией. Не смотря на наличие очень мощной (по тому времени) машины, при проектировании было уделено много внимания на мореходность и большую автономность. Крейсера типа «Гранит» строились в Архангельске во втором малом крытом эллинге, по традиционному для Соломбальской верфи порядку – после спуска одного корабля, на его месте закладывался следующий крейсер серии. Всего построено четыре крейсера: «Гранит», «Базальт», «Гнейс» и «Кварц». Машины и котлы предоставил Балтийский завод, а артиллерию Обуховский и Александровский заводы. Серийное строительство кораблей на одном и том же стапеле, растягивало сроки ввода всей серии в строй. Однако корабль следующей постройки был немного дешевле предыдущего, да и сроки ввода кораблей уменьшались.
Крейсер II ранга «Гранит»
Крейсер II ранга «Гранит»: построен на верфи Архангельского адмиралтейства, во втором малом эллинге. Начало работ на стапеле – 22 августа 1893 года, спуск на воду – 6 мая 1894 года, фактическое вступление в строй – июль 1895 года. Полная стоимость – 2,9 млн. инвестиционных руб..
Крейсер II ранга «Базальт»: построен на верфи Архангельского адмиралтейства, во втором малом эллинге. Начало работ на стапеле – 1 июня 1893 года, спуск на воду – 21 апреля 1894 года, фактическое вступление в строй – март 1897 года. Полная стоимость – 2,84 млн. инвестиционных руб..
Крейсер II ранга «Гнейс»: построен на верфи Архангельского адмиралтейства, во втором малом эллинге. Начало работ на стапеле – 11 августа 1894 года, спуск на воду – 16 октября 1895 года, фактическое вступление в строй – июнь 1897 года. Полная стоимость – 2,82 млн. инвестиционных руб..
Крейсер II ранга «Кварц»: построен на верфи Архангельского адмиралтейства, во втором малом эллинге. Начало работ на стапеле – 19 мая 1895 года, спуск на воду – 12 марта 1896 года, фактическое вступление в строй – июль 1898 года. Полная стоимость – 2,73 млн. инвестиционных руб..
Водоизмещение нормальное – 3650 т, полное – 3871 т, длина по ватерлинии – 96,6 м, ширина – 13,2 м, осадка – 5,8 м, две вертикальные паровых машины тройного расширения, 16 котлов Бельвиля, мощность силовой установки — 7780 л.с., максимальная скорость, на естественной тяге – 19,94 уз., при форсировании котлов – 20,89 уз., дальность плавания 5200 миль на 10 уз., при полном запасе топлива – 1100 т угля, бронирование – карапасная палуба – 38 мм, скосы 76 мм, гласис над машинами и котлами – 51 мм (сталь), щиты орудий – 38 мм, боевая рубка – 51 мм вертикальные стенки, 25 мм крыша. Перегрузка – 68 тонн. Вооружение: 2×1-152/45, 6×1-122/45, 8×1-47/43, 4×1-37-мм револьверных пушки Р37, 4×1-381-мм ТА (надводных, 8 торпед).
В Русско-Японскую войну 1904 года, все четыре крейсера типа «Гранит» прибыли на Дальний Восток в составе третьей оперативной эскадры. С базированием на Корсаков. И по два корабля были включены в первую и вторую южные группы блокады Японских островов.
Полторашки
Летом 1894 года Морской технический комитет объявил конкурс на проектирование и постройку нового крейсера. После изучения предложений, комитет остановился на проекте французской компании «Forges et Chantiers de la Méditerranée» из Гавра, предложившей проект корабля, напоминающий французский крейсер «Friant» («Фриан»). Крейсер проектировался как яхта для генерал-адмирала. Но ВК Алексей Александрович не был бы сам собой, не внеся в проект свои дополнения. На обсуждении, он вдруг «рассмотрел» в проекте 203-мм пушки в оконечностях. И когда его разуверили в этом, очень огорчился. В «чувстве расстройства» генерал-адмирал отказался от крейсера-яхты. Он вдруг вспомнил про японские крейсера типа «Мацусима» (с их мощнейшими 320-мм монстропушками), построенные этой же верфью. И французский стацианер «D'Entrecasteaux» («Д’Антркасто»), так же построенный в Гавре. Однако управляющий компанией «Forges et Chantiers de la Méditerranée» не желал потерять столь лакомый заказ и предложил перепроектировать корабль на усмотрения Алексей Александровича. Так новый крейсер перестал быть яхтой и стал обычным боевым кораблем. Правда, слово «обычный» тут не совсем к месту. Пожелания генерал-адмирала гласили: крейсер 2 ранга, с двумя 203-мм пушками в оконечностях, 10-12 пушек среднего калибра, карапасная броневая палуба, скорость – 22 узла, дальность хода – 5000 миль. И «вишенкой на этот торт» ВК положил – полный противоосколочный пояс. Пусть будет тонким, но обязательно полным. От таких пожеланий оторопели бы многие кораблестроители. Многие, но не из Гавра. Алексей Александрович, увидев изумление на лицах французов, подсластил им свою пилюлю. Заверив, что в случае удачного решения задачи, проект МТК выкупит.
Новый проект был утвержден Великим князем Алексей Александровичем в мае 1895 года, а уже 28 июня 1895 года заложен к постройке на верфи в Гавре как крейсер 2 ранга «Светлана». Спущен на воду в декабре 1896 года. 21 марта 1898 года крейсер вступил в строй. Проект был выкуплен и сестрички «Светланы» были заложены во втором малом эллинге Архангельского Адмиралтейства. Всего было построено четыре корабля: «Светлана», «Ольга», «Софья» и «Анна». Следует добавить, что котлы и механизмы для всей серии были изготовлены во Франции. Крейсера российской постройки имели перегруз в 27 тонн, что было весьма мало для Соломбальской верфи. Поэтому от «француженки» по своим скоростным данным не отличались. Концепция крейсерской войны, по видению генерал-адмирала, предполагала использование «Светлан» в качестве качественного усиления рейдерских групп в океане. С целью возможности прикрытия этих групп при боестолкновении с группой боевых кораблей противодействия рейдерству. На простом языке это выглядело так: «Светлана» ведет ретерадный бой с кораблями противника, пока свои «разбегаются». После чего уходит сам. Планировалось иметь четыре рейдерских группы, поэтому и крейсеров усиления заказали четыре.
По классификации крейсера типа «Светлана» относились ко 2 рангу. Но имели «избыточное» водоизмещение для этого класса кораблей. Так в классификации 1891 года крейсер 2 ранга определен как «броненосный, бронепалубный или безбронный крейсер с водоизмещением до 4000 тонн….», «Светланы» имели чуть более 5200 тонн, но до крейсеров 1 ранга так же не дотягивали. Так как 1 ранг начинался с 6000 тонн. Поэтому флотские остряки быстро окрестили эти корабли «крейсера 1,5 ранга», вернее просто «полторашки». Кстати, отнесение «Светлан» ко 2 рангу сыграло злую шутку с японцами. Заказанные позднее японские крейсера типа «Такосаго», имели совершенно идентичное вооружение. Но вот водоизмещение в точности соответствовало русскому стандарту крейсеров 2 ранга. В результате японцы получили очень неустойчивую платформу для 203-мм орудий главного калибра. Русские «Светланы» тоже небыли лишены проблем с заряжанием и точностью стрельбы, но были значительно устойчивее. И действительно лишние 1000 тонн водоизмещения, оказались совсем «не лишними».
Крейсера 2 ранга типа «Светлана», имели нормальное водоизмещение 4916 т, длину 114,8 м по ватерлинии, ширину 14,8 м, осадку 6,6 м. Двойное дно шло на 56 % длины корпуса, под машинным и котельными отделениями, и имело толщину листов 6-мм. Корпус был разделён на одиннадцать основных отсеков. В подводной части стальной корпус обшивался тиком толщиной от 80 до 150 мм и красной медью толщиной 0,8 мм (2,0 мм у клюзов). По желанию генерал-адмирала был изменен внешний вид корпуса и поэтому «Светланы» небыли похожи на французские корабли. Внешний вид их скорее всего напоминал крейсер «Адмирал Нахимов», только с очень высоко поднятым форштевнем.
Крейсер II ранга «Светлана»
Крейсер II ранга «Светлана»: построен на верфи Форж э Шантье, Гавр, Франция. Начало работ на стапеле – 28 июня 1895 года, спуск на воду – 24 сентября 1896 года, фактическое вступление в строй – 22 марта 1898 года. Полная стоимость – 3,97 млн. инвестиционных руб..
Крейсер II ранга «Ольга»: построен на верфи Архангельского адмиралтейства, во втором малом эллинге. Начало работ на стапеле – 5 мая 1896 года, спуск на воду – 28 апреля 1898 года, фактическое вступление в строй – март 1901 года. 4,1 млн. инвестиционных руб..
Крейсер II ранга «Софья»: построен на верфи Архангельского адмиралтейства, во втором малом эллинге. Начало работ на стапеле – 1 июня 1898 года, спуск на воду – 16 октября 1899 года, фактическое вступление в строй – июнь 1901 года. 3,93 млн. инвестиционных руб..
Крейсер II ранга «Анна»: построен на верфи Архангельского адмиралтейства, во втором малом эллинге. Начало работ на стапеле – 29 октября 1899 года, спуск на воду – 2 марта 1901 года, фактическое вступление в строй – июль 1903 года. 3,74 млн. инвестиционных руб..
Водоизмещение нормальное – 4916 т, полное – 5238 т, длина по ватерлинии – 114,8 м, ширина – 14,8 м, осадка – 6,6 м, две четырехцилиндровые вертикальные паровых машины тройного расширения, 24 котлов Бельвиля, мощность силовой установки — 16600 л.с., максимальная скорость, на естественной тяге – 21,7 уз., при форсировании котлов – 22,6 уз., дальность плавания 5600 миль на 10 уз., при полном запасе топлива – 1250 т угля, бронирование: (броня Круппа) – полный пояс по ВЛ 2,4 м ширины с 1,24 м утончается к нижней кромке – в центре (протяженность 88,4 м (77%)) 102/76 мм, в оконечностях (27 %) – 76/51 мм, траверзы – 102 мм, карапасная палуба (броня сталеникелевая) – 38 мм, скосы (примыкают к нижней кромке пояса) – 76 мм, гласис над машинами и котлами – 51 мм, щиты орудий – 102 мм, боевая рубка – 102 мм вертикальные стенки, 51 мм крыша. Перегрузка – 22-27 тонн (у кораблей Архангельской постройки, «Светлана» перегруза не имела). Вооружение: 2×1-203/45, 10×1-122/45, 10×1-47/43, 8×1-37-мм револьверных пушки Р37, 4×1-381-мм ТА (надводных, 8 торпед).
Все крейсера типа «Светлана» совершили переход на Дальний Восток в составе эскадры контр-адмирала Вирениуса. Три крейсера входили в отряд блокирования восточного побережья Японии, с базированием на Корсаков. Крейсер 2 ранга «Светлана» входил в состав эскадры Порт-Артура. Крейсер погиб 14 мая 1904 года, в неравном бою с японскими крейсерами.