Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.3.3
Последние крейсера 3 ранга
В постах 9.3.2, 9.3.2.1 бис и 9.3.2.2бис попытался провести «интенсивный» путь развития Русского Императорского флота. Однако авторитетные коллеги, я бы сказал мэтры, доходчиво объяснили, что у России такого интенсивного пути развития нет и видимо быть не может. Обмозговывая этот посыл, пришел к выводу. Ну нет в России нужных инженеров, нет нужных станков и взять их совершенно неоткуда. И заказать требуемого размера и качества у ведущих мировых станкостроителей тоже не получится. Не иначе как «пресловутые санкции» были для России уже тогда. Да и русские мастеровые обучаются с трудом и на это уйдет лет эдак…. В общем много. Тогда я решил, что для России уготован только экстенсивный путь развития. Ну это когда что бы получить больше хлеба нужно распахать и засеять больше земли. Ну земли в России много – всегда пахали больше и т.д. Короче «особенности национального характера».
И не сказать, что я совсем разуверился в русских людях, нет. И хотя коллега arturproetor, уверял меня в том, что русские ничем не хуже других. Но вот холодок сомнения мне в душу закрался. А потом, потом я приподнял свою кепку, затылок почесать, проверил, что все четыре козырька на месте. И думаю, что в моей АИ по турбинам не так? Ну во первых визуализация – внешний вид лет эдак на 30 опередил события, а так низяяяяяя. Так, а техническая сторона? Да «железо» оно нифига не прогрессорское – все это было возможно и тогда. Ведь Парсонс не с Луны же материалы брал для своих поделок. Все они уже были, либо были сделаны на основе тех, что были. Тогда остаются люди – умные, целеустремленные и….., да грош цена твоей целеустремленности, профессионализму и грамотности, если тебя никто не слышит и в упор не замечает. А сам ты гол как сокол. Когда то, один человек сказал: «Кадры решают все». Я эту фразу дополнил: «Кадры и деньги решают все». На Парсонса ведь тоже по первости наклали «большую кучу», но у него были бабосики и он смог реализовать задумку и сделать эпотаж, и причем вовремя. А сколько таких «парсонсов» не смогли сделать эпатаж? И не только в России. Вот Блинов сделал реальный трактор, один, на свои средства и что? А никому его трактор не понадобился. Как будто небыло в стране тяжеленных орудий, которые надо было таскать. И грузы на стройках века перемещать, тоже не требовалось. То есть деньги тоже не всегда имеют решающее значение, но лишними для талантливых людей они не будут. Видимо, в то время, действительно ничего нового внедрить было нельзя – элита просто прозябала в своей неге ничегонеделанья. И энтузиастов и патриотов в ней не имелось. Я попытался такого «сгородить» из генерал-адмирала, но видимо из алкоголика и тунеядца патриота сделать невозможно.
Ну да ладно низя, так низя, нам то нужно крейсер 3 ранга сделать. Маленький такой клипер нового типа. С традиционной паровой машиной, традиционным размещением вооружения и традиционной архаичной архитектурой. Что ж, посмотрим насколько это возможно.
Для начала определим, зачем нам собственно этот крейсер нужен. Традиционно клипер рассматривался как дешевый, быстроходный военный корабль используемый против торгового флота противника. Его главное оружие многочисленность и быстроходность. С многочисленностью в русском флоте как то не заладилось с самого начала. Быстроходность же подразумевает наличие мощной силовой установки, которая сразу же исключает дешевизну такого корабля. Кроме того торговые корабли, переоборудованные во вспомогательные крейсера, неплохо заменили клипер на крейсерских операциях. При этом были многочисленны и дешевы. Стало быть и крейсер такой России не нужен. Остается только подразумевать, что крейсера 3 ранга в России развивались в угоду воззрениям какого то высокопоставленного вельможи. Допустим это блажь Великого Князя Алексей Александровича. Предположим, что он чуть не умер от умиления при рассмотрении аглицкого крейсера «Пелорус», который уменьшенный вариант крейсера «Перл». Ну тогда пусть будут. Ну и тут нужна доктрина. Ну это у меня просто, раз нужна, значит сейчас придумаем. Итак, Россия веками «готовилась» к крейсерской войне с главным супостатом всей планеты – Англией. Для этих целей генерал-адмирал «придумал» систему мер для прекращения снабжения «острова, над которым никогда не заходит Солнце». Для чего необходимо создать несколько рейдерских групп кораблей и расставить в ключевых точках по всему мировому океану. Для начала определили, что таких групп должно быть не менее четырех. Ну да одна в Атлантике, одна в Тихом океане, одна в Индийском, одна (нет в Северный ядовитый океан мы никого посылать не будем) должна быть в резерве. Ну да вот незадача – супостат имеет огромный флот и способен перекрыть кислород любой рейдерской группе. Значит надо как то эту группу обезопасить. Ну первое, что нужно сделать – это обнаружить крейсера супостата охотящиеся на «бедных» и беззащитный рейдеров. Значит нужно дальнее охранение. Конечно можно туда поставить и крейсера 1 ранга и второго. Но они малочисленны и дороги – жалко блин неимоверно. Ну, тогда строим дешевые крейсера 3 ранга и много, и что бы были быстроходны и само собой мореходны. Ну все концепция есть и даже первичное техзадание налицо – построить крейсер 3 ранга лучше и быстрее чем у англичан. Ну видимо это генерал-адмирал такую резолюцию выдал. Значит строим очень улучшенный «Пелорус», с вооружением адаптированным под наши задачи.
Теперь определимся с вооружением. Итак, для чего нам нужно оружие? Корабль маленький, дорогой, максимально облегченный. Стало быть артиллерии несет мизер. А для зачем она ему эта артиллерия. Ну конечно торговцев топить. Стало быть торговца надо утопить быстро и подешевше – ибо большой боезапас в это корытце не нагрузишь. Наиболее подходящая пушка для «топить торговцев» это шестидюймовка. Ну одна шестидюймовка – это моветон. Рассчитываем на две, а то и три пушки. Но однако шестидюймовкой от назойливого миноносца отбиться тяжеловато. Можно конечно, но тяжеловато – скорострельности не хватает. Можно шестидюймовки заменить на патронные 4,8 дюйма. Можно – но вот торговца ими можно лупить до «собачей паски» и так и не утопить. Стало быть, нам нужно еще что то, что поубавит прыть миносцам. Ну ладно у нас уже определен в категории «убедительно-достаточный» противоминоносный калибр в 87 мм. На борт таких пушечек надо не менее двух. Ну и пулеметики им в подмогу. Так с артой определились. Но ведь торговцы они ведь разные бывают. Есть такие агромадные, что и шестидюймовкой не затоптать. Стало быть нужен еще и радикальный вариант вооружения, на что подойдет торпедный аппарат. Пусть даже с самой устаревшей торпедой – самодвижущейся миной. Ну пожалуй хватит.
Так теперь нам нужно выбрать силовую установку. По предварительным прикидкам у нас получится корабль в 2 килотонны с СУ в 11-15 килопони. Само собой корпус строим по типу миноносца, а для лучшей пропульсивности соотношение длины к ширине берем близкое к 10:1. Соответственно ширину берем минимально возможную. А длину вычислим по соотношению. Конечно, необходимо выбрать прототип – корабль, на который будем так сказать опираться. Но вот крейсеров такого размера не фонтан – если есть то сущее убожество. А хочется более-менее выдающийся кораблик запилить. Вот правда есть бронепалубный крейсер «Пелорус» и китайцы разные. Но их ТТХ просто , ну совсем не ах. Так что придется заниматься масштабированием – то есть уменьшительством. Ох как мне нравится британский легкий крейсер «Даная» (это та, что у меня на заставке), но это уже совсем будет супер. Выберем что то попроще, ну хотя бы скаут «Форвард». Хотя и он на 10 лет опережает нашу «разработку», но хоть технологии постройки будут схожими.
Ладно, начинаем танцевать от печки – ну конечно же от котлов. Итак, что у нас на примете? Ну да, СУ миноносцев серии «Доброволец» – вполне себе достойный вариант. Хоть и тоже значительно более поздний. Итак, принимаем котел Нормана по типу «Добровольцев». Котел Норман по ЭМ «Украина»: длина 3,55 м, ширина 3,75 м, высота – 3,5 м. Котельное отделение на два котла – длина – 10,4 м, ширина – 4,0 м, высота – 3,8 м. проектная мощность установки из 4 котлов – 6200 л.с., вес котла с водой – ????? Вес всей котломашинной установки, включая гребные винты и валы, составил 177,62 т. Ну да это шибко для нас. Снижаем проектную мощность СУ до 5700 л.с. – скорее всего на 1896 года котлы Нормана были в таких габаритах с такой паропроизводительностью. Короче принимаем такую СУ: 8 котлов Нормана в двух КО, длина одного КО – 10,4 м, ширина – 8,0 м, мощность 11 400 л.с., ширина угольной ямы, на мидельшпангоуте, принимаем равно 1,2 м. Стало быть ширина крейсера будет 10,4 м. Что там у «Форварда» с соотношением длина/ширина – 9,35294. Тогда наш крейсер будет длиной – 97,27 м, ну чтобы коэффициент полноты совпадал. Принимаем длину нашего крейсера равную 9,3 м. Ну вот два предварительных размера есть. Кстати для крейсера «Разбойник» я брал меньший габарит котла и ширина кофердама угольной ямы принималась в 1,45 м.
Теперь надо определиться с осадкой корабля. Придется заниматься графикой: рисуем разрез КО по мидельшпангоуту. То что будет выше ватерлинии нужно взять из чего то, что этот размер указывает. Ну вот этот размер на крейсере 2 ранга «Новик» равен 0,6 м. Вот бронепалубу на этом месте и рисуем, хотя нет уменьшаем этот размер вдвое. Ведь у нас крейсерок мелкий, ему и 0,3 м хватит. Ах да скос на «Новике» уходит под воду на 1,2 м – то же учтем. Заодно проверим нашу ширину корпуса. Кстати, носовая группа котлов может оказаться немного меньшего габарита. Все дело в том, что корпус к носу сужается и защемляет большие котлы – кофердамы становятся неприлично маленькими, ну в общем плохо это. Но для определения этого «защемления» потребуется вид сверху, что я сомневаюсь что корректно нарисую. Поэтому принимаем, что кораблестроители все учли и котлы там у нас «правильные».
Поперечное сечение по мидельшпангоуту
Вот что у меня получилось, осадка – по минимуму – будет 4,4 м. Получилось слегка плоскодонно, но вот у нашего прототипа осадка даже меньше, а с учетом большей ширины килеватость не будет больше. Хотя там возможно котлы имеют меньшую ширину. Поэтому предварительно оставляем так. Делаем предварительный расчет нашего корпуса и СУ, опираясь на «Форвард».
Сводим полученное таблицу предварительных расчетов:
Итак "получили корабль" с полным водоизмещением в 2262 т и максимальной скоростью хода 23,59 узла, для 1896 года конечно весьма неплохо. Но нам потребуется проверка водоизмещения, а то как бы не оказался наш кораблик очень уж легким. Итак, расчет делаем для нормального водоизмещения. Где его взять? Не мудрствуя, пересчитаем это соотношение у других бронепалубников – получаем полное водоизмещение от нормального отличается на 4-9%. Берем средний параметр 6,5% и округляем до 7%. Отсюда наш крейсер имеет предварительно нормальное водоизмещение 2103 т. Вот на эту цифру и будем ориентироваться.
Так теперь нам надо определиться с численностью экипажа. Наверное, где-то в архивах есть нормы комплектования для российских кораблей, может он даже у кого-то из коллег есть в запаснике. Но вот у меня нет, а посему придется подбирать, так сказать, по аналогии. Конечно, ошибки при этом неизбежны, но вот дискретность ошибки будет мала и мы ей можем пренебречь. Итак, Форвард – 289 чел., Новик – 328, Украина – 90, Кореец – 184. Если удвоенный экипаж Украины, то мало, на Форварде и Новике арты немеряно – для нас много. Кореец по стволам близок к нам, но СУ очень допотопная. Принимаем численность экипажа равную 205 человек.
Теперь броня. Нам полную бронепалубу наверное не надо – корабль конкретно в драку лесть не должен. Хотя жить захочешь и не так раскорячишся. Но вот обезопасить СУ от шального осколка 76-мм снаряда, выпущенного из какого нибудь миноносца, наверное следует. Поэтому принимаем гласис над КО и МО, со скосами и траверзами. Нуда длина КО у нас есть – 20,8 м. А вот МО мы еще не считали. Ищем подходящую по мощности. Находим – «Боярин». На «Боярине» длина МО – 12,2 м. Итого гласис имеет длину 33 м. Но мы возьмем 35 м, и запланируем поперечную угольную яму между кормовым КО и МО. Ширину – по нашему рисунку – 6,9 метров. Принимаем толщину горизонтальной палубы равной 25 мм (1 дюйм). Скосы пусть будут – 37 мм, это так сказать минимум палубной защиты. Высота скосов – 2,2 м, высота траверзов – 1,45 м. Итого вес гласиса – 137,9 т, вес боевой рубки – 13,3 т, где крыша 25 мм, а борта 37 мм, а диаметр боевой рубки 3,8 м. Больше ничего у нас не бронируется поэтому считаем, что вес брони составляет – 151,2 т.
Ищем вес СУ. Котлы Нормана, в среднем имеют удельный вес – 0,0152 т/л.с., получаем вес котлов с водой – 173,3 т. Так теперь машины. Но с этим весьма сложно, ведь машины бывают разные. В основном они разнятся по размерам кораблей. Нет не габаритами – они разнятся по удельному весу на л.с.. Так для больших кораблей с «тяжелыми» винтами (шаг винта примерно 7 м) и большим диаметром винтов они имеют обороты 120-180 в минуту, а для всей СУ таких машин удельный вес будет – 0,069 т/л.с.. Для миноносцев, с «легкими» винтами (шаг примерно 2,5-3 м) и оборотами – 280-350 в минуту, удельный вес СУ – 0,0287 т/л.с. Но нам, ни та, ни та машина не подходит – у нас мелкий крейсер, с шагом винтов 3,5-4 м и оборотами 180-250 в минуту. То есть, что то среднее между машиной миноносца и броненосца. Скорее всего, у коллег есть удельный вес таких машин конкретный и задокументированный. А у меня как обычно – нету. Ну что, опять будем с потолка списывать данные, что там у нас получается? А, вот подружка Арифметика подсказывает – среднеарифметически… Ага, получили удельный вес нашей СУ – 0,04885, округляем в большую сторону до 0,05 т/л.с., тогда вес нашей СУ – 556,9÷570 т. Принимаем вес силовой установки равный 570 т, тогда вес машин – 396,7 т, хотя зачем нам теперь это. Ведь вес всей установки у нас известен, и он довольно внушительный. Ясен пень – большая машина мало весить не будет. Так вспомогательное оборудование предварительно принимаем равное 93 т.
Считаем вооружение: принимаем к установке три пушки 152/45 и три пушки 87/50, а так же четыре 25-мм револьверных. Количество снарядов определим как – 120 выстрелов для 6”пушек на ствол, 160 патронов для каждой 87-мм и по 500 на каждый ствол для револьверов. Почему так мало – корабль для боя не предназначен, ошивается рядом с рейдерской группой, там есть корабль снабжения. Вот там он всегда может пополнить боезапас. Ну это в идеале конечно.
Итак, что у нас получается: орудие 152/45 — вес щита 991 кг. Общий вес станка без орудия 6290 кг, с орудием без щита – 14 668 кг, длина гильзы – 1096 мм, вес пустой гильзы – 14,4 кг, вес снаряженной гильзы – 26,4 кг, бронебойный «старого чертежа» — вес 41,48 кг, имел длину 2,8 клб и содержал 1,23 кг пикринита, взрыватель 11 ДМ; тяжелый бронебойный — вес 55,92 кг, имел длину 4,4 клб и содержал 2,2 кг пикринита, взрыватель 11 ДМ; фугасный стальной «старого чертежа» — вес 41,48 кг, длиной 3 клб, содержал 2,713 тротила, взрыватель 9ДТ; тяжелый фугасный стальной — вес 55,92 кг, длиной 4,5 клб, содержал 5,62 кг тротила, взрыватель 9ДТ; легкий фугасный снаряд — «изготовляли в целях экономии», отливали снаряды из обыкновенного чугуна — вес 41,5 кг, длиной 3,25 клб, с весом ВВ 1,365 кг черного пороха и ударной трубкой обр. 1884 г. Блин какое изобилие!!!! Ладно принимаем, что все снаряды у нас 56 кг. Тогда на одно орудие вес – 24556 кг, на два – 49,112 т, соответственно на три – 73,668 т.
Для орудия 87/50: масса орудия со станком и щитом – 2698 кг, унитарного патрона – 15,49 кг. Тогда для одного орудия – 5176,4 кг, для двух – 10,353 т. Для трех – 15,529 т. Для четырех – 20,705 т.
Для револьверной пушки Р25: масса орудия со станком, без щита – 263 кг, вес патрона – 506 грамм. Тогда на одно орудие – 516 кг, на четыре – 2,064 т. (все орудия и снаряды посчитана на мою АИ).
Всего артиллерия: 91,3 т, без учета подкреплений и подачи боезапаса. Почему я не считаю подкрепления и подачу в артиллерию – потому как на каждом корабле это вещи сугубо индивидуальные. У одного подача один этаж, у другого три. И пялить на оба случая одинаковый вес некорректно. Да и весят они не много. Вот у «Варяга» элеваторы подачи боезапаса и причем все, весят – 8,5 т. Поэтому я на вес корпуса докидываю 0,5% и отношу эти вещи к корпусным конструкциям. Возможно это так же не корректно, но я так принял.
Минное вооружение принимаем в виде двух палубных поворотных ТА. В принципе достаточно и одного, расположенного в диаметральной плоскости. Но вот уверенности, что такой ТА перебросит торпеду через полкорабля, нет. И придется лепить их к бортам. Но это не аутентично, принимаем, что с этой задачей справились и ТА установленный в диаметральной плоскости выбрасывает мину через борт. А ТА другой конструкции просто некуда всунуть. Есть конечно вариант – носовой ТА. Аутентичнее ТА расположить именно там. Но не хочется, а надо – будет и там ТА. Вес одного ТА – 17 т, вес одной торпеды – 430 кг. Принимаем вес двух ТА и шести торпед равную – 36,7 т.
Что мы можем еще посчитать? Экипаж и его питье-еду. Расчетная норма на одного члена команды – 0,135 т, плюс 0,022 т койка-гамак. Принимаем экипаж с вещами 157 кг на каждого члена команды, итого на 205 человек – 32,2 т, провиант и вода – расчетная норма 0,15 т на человека, итого — 30,8 т. Расчеты производились по крейсеру «Варяг».
Все больше ничего рассчитать мы не можем, остальное будем выделять как процент от водоизмещения. Хотя нам и осталось то вывести запас топлива и вес корпуса нашего крейсера. Определяем предварительно 310 т угля, как основной запас топлива – по аналогии с «Форвардом». Корпус, по аналогии с «Новиком» должен быть не менее 715 т. Но должен быть не мене 34,5% от ВИ, не забываем про 0,5% на погреба и подачу боезапаса. А лучше более 38%.
Теперь надо все свести в таблицу:
Вот, что у меня получилось. Сразу же хочу сказать, что я не считаю себя последней инстанцией и если кто найдет ошибки или некорректное счисление весовых нагрузок, с благодарностью приму помощь.
Ну вот, глаз вроде бы радует – во всяком случае, я косяков не вижу. Будем рисовать боковик. Естественно, ни о какой линейно-возвышенной схеме и думать не будем. Не потому, что это невозможно. Нет. Коллеги считают, что идея уже «витает в воздухе» и её даже пробуют на броненосцах. Но вот для легких кораблей Никто делать её не будет. А потому как я не знаю этого самого господина Никто, но думаю, что это весьма авторитетный и аргументированный господин, перечить не буду. Когда рисовал – думал выйдет «гадкий уродец» и вдруг самому понравилось. Даже дальнейшее повествование сломалось в голове. Придется передумывать. Ну думаю кому то он все равно не понравиться – большое удлинение – das ict progressorство. В то время невозможно и Никто так делать не будет. Ладно – у меня все равно кепка с четырьмя козырьками, рисуем дальше. Это у Крылова и Гуляева должна была голова болеть – как сделать быстрый и маленький корабль. А нам то что, пили, да пили – у нас же не кораблестроительный кружок. Но корабь должен быть реальноподобным.
Крейсер 3 ранга «Партизан»
Крейсер 3 ранга «Партизан». Водоизмещение нормальное – 2044,2 т, полное – 2187,3 т, длина по КВЛ – 97,3 м, полная – 98,2 м, ширина – 10,4 м, осадка – 4,4 м. Силовая установка: 8 котлов Нормана, две четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 11389 л.с., максимальная скорость – 23,58 узла, далность хода – 4130 миль на 10 узлах, запас угля нормальный – 310 т, максимальный – 410 т. Бронирование: гласис над КО и МО (35 м, 36% от общей длины палубы) горизонтальная палуба – 25 мм, скосы и траверзы – 37 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 37 мм борт, 25 мм крыша. Вооружение 3×1×152/45, 3×1×87/50, 4×1×25-мм револьверные пушки Р25, два надводных 381-мм торпедных аппарата – один носовой, один палубный поворотный, шесть торпед. В перегруз до 50 мин заграждения.
Ну вот, следующий корабль серии, крейсер «Разбойник II» был переделан в опытовое судно, для отработки комбинированной силовой установкой. Кстати на нем обкатали не только ТПМ, но безштоковые якоря. Безштоковые якоря пришли в Российский Импераиторский флот вместе с крейсером «Светлана» и опробованы на крейсере «Разбойник II» российской постройки. Крейсер «Разбойник II», был построен в несколько измененном виде. Во время испытаний крейсера «Партизан», выяснилось, что носовые 152-мм орудия сильно заливаются волной. И стрельба в свежую погоду затруднялась. Поэтому было решено полубак удлиннить, а 152-мм орудия разместить в оконечностях и оставить их только два. А вот 87-мм пушек установили четыре штуки. Минное оружие осталось без изменений. Небыло на крейсере «Разбойник II» и угольной ямы между КО и МО – её габарит и вес забрал редуктор ТПМ (турбо-поршневой машины).
Крейсер 3 ранга «Разбойник II». Постройка Саломбальская верфь, г. Архангельск. Заложен май 1895 года, спущен на воду октябрь 1895 года, введен в состав флота 27 февраля 1898 года. Водоизмещение нормальное – 2135,3 т, полное – 2296 т, длина по ВЛ – 97,2 м, ширина – 10,4 м, осадка – 4,6 метра. Мощность паровой комбинированной машины – 13679 л. с., максимальная скорость – 25,94 узла. Запас угля – 289 т. Дальность плавания – 3000 миль на 10 уз., 3420 миль на 13 узлах (турбинный ход). Вооружение 2×1×152/45, 4×1×87/50, 5×1×25-мм револьверные пушки Р25, два надводных 381-мм торпедных аппарата – один носовой, один палубный поворотный, шесть торпед. В перегруз до 50 мин заграждения. Бронирование: гласис над КО и МО (35 м, 36% от общей длины палубы) горизонтальная палуба – 25 мм, скосы и траверзы – 37 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 37 мм борт, 25 мм крыша.
Третий корабль серии, крейсер «Егерь», был построен по типу крейсера «Разбойник II», но с СУ крейсера «Партизан».
Крейсер 3 ранга «Егерь»
Крейсер 3 ранга «Егерь». Водоизмещение нормальное – 2044,2 т, полное – 2187,3 т, длина по КВЛ – 97,3 м, полная – 98,2 м, ширина – 10,4 м, осадка – 4,4 м. Силовая установка: 8 котлов Нормана, две четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 11389 л.с., максимальная скорость – 23,58 узла, далность хода – 4130 миль на 10 узлах, запас угля нормальный – 310 т, максимальный – 410 т. Бронирование: гласис над КО и МО (35 м, 36% от общей длины палубы) горизонтальная палуба – 25 мм, скосы и траверзы – 37 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 37 мм борт, 25 мм крыша. Вооружение 2×1×152/45, 4×1×87/50, 5×1×25-мм револьверные пушки Р25, два надводных 381-мм торпедных аппарата – один носовой, один палубный поворотный, шесть торпед. В перегруз до 50 мин заграждения.
Четвертый, пятый и шестой крейсера серии были построены по типу крейсера «Разбойник II», с ТПМ. «Разбойник II» и «Джигит» в Архангельске, «Наездник» и «Пластун» в Николаеве (покинули акваторию Черного моря невооруженными). По архитектуре, вооружению и компоновке они так же ничем не отличались от прототипа. Крейсера 3 ранга «Охотник» и «Стрелок» строились в Николаевске на Амуре и имели значительные отличия в компоновке. Верфь позднее всех остальных приступила к постройки этих кораблей и получила чертежи с изменениями. На этих крейсерах опробовали линейно-возвышенную схему размещения артиллерии. Это стало возможно в связи, с сильно возросшим весом СУ. Ну вот, опять-двадцатьпять, опять ЛВС? Блин, «Никто-то» хоть не видит, а то опять нарвусь под тапочную раздачу. Однако пробные стрельбы выявили недостаток такой схемы размещения артиллерии – пороховые газы, отпушек верхнего уровня, негативно воздействовали на прислугу орудий нижнего уровня. Для исключения чего на орудия нижнего уровня установили щиты, с развитой верхней кромкой.
Крейсера 3 ранга «Охотник»
Крейсер 3 ранга «Охотник». Водоизмещение нормальное – 2135,3 т, полное – 2296 т, длина по ВЛ – 97,2 м, ширина – 10,4 м, осадка – 4,6 метра. Мощность паровой комбинированной машины – 13679 л. с., максимальная скорость – 25,94 узла. Запас угля – 289 т. Дальность плавания – 3000 миль на 10 уз., 3420 миль на 13 узлах (турбинный ход). Вооружение 2×1×152/45, 2×1×87/50, 4×1×25-мм револьверные пушки Р25, два надводных 381-мм торпедных аппарата – один носовой, один палубный поворотный, шесть торпед. В перегруз до 50 мин заграждения. Бронирование: гласис над КО и МО (35 м, 36% от общей длины палубы) горизонтальная палуба – 25 мм, скосы и траверзы – 37 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 37 мм борт, 25 мм крыша.
Последними крейсерами этой серии стали крейсера «Забияка» и «Зверобой». Но это уже были другие корабли, что поделать: новая энергетика – новые корабли. Оба этих крейсера были опытовыми судами – на них отрабатывалась турбинная силовая установка. Однако «Забияка» успел поучаствовать в боевых действиях войны 1904 года. Не смотря на то, что в основе этих кораблей лежал все тот же «Партизан». «Забияка» и «Зверобой» очень сильно отличались и по архитектуре и по схеме размещения вооружения. Они выглядели как пришельцы из далекого будущего.
Крейсер 3 ранга «Забияка II»
Крейсер 3 ранга «Забияка II». Постройка Саломбальская верфь, г. Архангельск. Заложен май 1899 года, спущен на воду август 1901 года, введен в состав флота 22 мая 1903 года. Водоизмещение нормальное – 2057 т, полное – 2289 т,, длина по ВЛ – 101,4 м, ширина – 10,4 м, осадка – 4,4 метра. Мощность двух ГТЗА – 25117 л. с., максимальная скорость – 33,17 узла. Топливо: запас угля – 312 т, запас нефти – 80 т. Дальность плавания – 4120 миль на 13,5 уз. Вооружение: 4×1×122/45, 4×1×25-мм автоматических пушек АК25, 2×1×381-мм палубных ТА, до 50 якорных мин заграждения. Бронирование: гласис над КО и МО (35,2 м, 34,7% от общей длины палубы) горизонтальная палуба – 25 мм, скосы и траверзы – 37 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 37 мм борт, 25 мм крыша. Экипаж – 207 человек.
Утверждая проект крейсера «Егерь», генерал-адмирал предложил переработать его в сторону увеличения – в крейсер 2 ранга. Специалисты МТК рассчитали такой корабль. Было добавлено еще одно КО, корпус увеличен в длину и ширину. Добавили третью машину. С трудом втиснув его в чрево корабля. Нормальное водоизмещение выросло до 2800 т, а вооружение до восьми 122-мм пушек. В 1897 году крейсер «Сварог» был заложен в Архангельске. Но это уже другая история.
От автора; Ну вот, по первоначальному плану хотелось доказать, что такие корабли русскому флоту не нужны. А потом появились сомнения. И во что все это вылилось, вы видите сами. Да прошу прощения, если кого ненароком «задел» свои злым сарказмом. Что поделаешь – иногда во мне просыпается «красный бык». В год которого я родился. Мне многого стоило его здесь сдерживать. Правда к концу повествования «бык» утихомирился. А от этих крейсеров я устал. Беру тайм-аут.