3

Первая Русско-Японская война – конфликт на капле августейшей крови

      В 1890 году назрела необходимость обеспечить кругосветное путешествие наследнику цесаревичу Николаю Александровичу. Для чего была создана вторая оперативная эскадра – ОЭ-2. В ОЭ-2 вошли: ЭБр «Император Александр II», ЭБР «Император Николай I», фрегат «Память Азова», фрегат «Владимир Мономах», фрегат «Минин» (прошел модернизацию энергетической установки – котлы заменены на котлы Бельвиля и получил новые машины), ВКр (вспомогательный крейсер) «Валдай»,  ЭТрУ (эскадренные угольщики) «Горизонт» и «Курс», ЭГ (эскадренный госпиталь) «Кострома», ПМ (плавмастерская) «Гефест». Его Императорское Величество Цесаревич Николай Александрович изъявили желание путешествовать на крейсере «Память Азова». ВК предложил перестроить крейсер в более комфортное состояние – для удобства путешественника. Но Александр III, сторонник аскетизма, распорядился ничего не менять. Более того, цесаревич был определен на крейсер как помощник вахтенного офицера и нес вахту наравне со всеми (хотя морского образования не имел). Почти всей свите сопровождающих была определена такая же участь – за исключением гражданских лиц конечно. Поэтому в море праздности на эскадре не наблюдалось, что нельзя сказать о пребывании на суше. Следует добавить, что младший брат цесаревича — 18-летний великий князь Георгий Александрович, служил на «Памяти Азова» мичманом. А сын греческих монархов принц Георг (правнук императора Николая I, кузен Николая и Георгия Александровичей) был определен на крейсере вахтенным офицером.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 8.4

     23 октября, после церковной службы в Гатчине, Император Александр III с императрицей вошли в вагон Императорского поезда, чтобы проводить Престолонаследника до ближайшей станции — Сиверской. Неожиданно слово взял присутствовавший на церемонии дядя цесаревича Великий Князь Алексей Александрович. Речь ВК была тревожной, сбивчивой и несвязной: «…  японец даже если делает гадость, всегда при этом улыбается…, никогда не доверяйте улыбке японца…. На Дальнем Востоке, в настоящее время происходит обострение в экономических интересах российской администрации и японских промышленников – японец не желает подчиняться нашим требованиям по рыболовным промыслам. В случае, какой либо провокации немедленно покиньте Японию. Китайцы не сильно отличаются от японцев …». После церемонии цесаревич отправился поездом через Вену в Триест, где перешёл на борт крейсера «Память Азова». После отъезда наследника Император спросил ВК: «В чем дело? Что значит это напутствие?». Алексей честно сказал: «Не знаю, Ваше Величество. Просто, какое-то чувство беспокойства есть. А что оно означает, не ведаю». Но «чувство беспокойства» передалось Императору. И потянулись корабли Доброфлота с войсками во Владивосток, опережая наследника. В октябре сибирские реки уже скованы льдом, поэтому сухопутный маршрут для войск был недоступен. Путешествие цесаревича было приурочено к открытию железной дороги Байкал-Владивосток. Официально было объявлено, что переброска войск осуществляется для обеспечения безопасности проезда наследника по новой железной дороге. Армейские части начали прибывать на ДВ в «самый подходящий» по погодным условиям месяц – январь. И хотя там уже готовились к их приему, солдатикам пришлось не сладко. Морозы хоть и не Сибирские, но влажность и промозглый ветер заставили ускорить работы по постройке казарм. Благо солдаты были способны это выполнить сами.

      По укоренившейся традиции все русские наследники престола, начиная от Павла I, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Чаще всего путешествий было два: большое — по России, чуть поменьше — по Европе. Но для Николая планировалось необычное, грандиозное, морское и сухопутное турне, которое объединило оба путешествия. Причём обе части путешествия должны были проходить по территории, где раньше не бывал ни один цесаревич, исключая только последнюю часть пути. План этого грандиозного путешествия задолго до его начала разрабатывался представителями Генерального штаба и Синода.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 8.4

      Эллипс маршрута пролегал через Варшаву, Вену, Триест, Грецию, Средиземное море, Египет, Красное море, Аден, Индийский океан, Индию, Цейлон, Сиам, Яву, Сингапур, Китай, Японию и бескрайнюю Восточную Россию.

       Пышность путешествия решили углубить присоединением в пути к отряду наследника кораблей Тихоокеанской эскадры. Кроме двух канонерских лодок («Манчжур» и «Кореец»), в Сингапур для лицезрения наследника и почётного усиленного конвоирования пришёл самый мощный тогда на Тихом океане крейсер «Адмирал Нахимов» под флагом начальника эскадры вице-адмирала П.Н. Назимова (он сменил В.Г.Басаргина на посту командующего второй оперативной эскадрой). Потом, уже в Нагасаки к эскадре присоединятся канонерка «Бобр», клипер «Джигит» и три парохода добровольного флота: «Петербург», «Владимир» и «Байкал». В Бангкоке Николай в течение недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна. Этот визит повлиял на дальнейшую историю Таиланда. Таиланд – единственная страна Юго-Восточной Азии, которая никогда не была колонизирована европейцами. К концу XIX века Таиланд (тогдашний Сиам) оставался единственной страной Юго-Восточной Азии, сохранившей независимость. По мнению европейских колониальных держав, долго такое безобразие продолжаться не могло. Тогда англичане с французами сели за стол и поделили Сиам. Англия отписала себе юго-западную часть страны, Франция – северо-восточную. Европейцы начали, не торопясь, готовиться к вторжению. В Сиаме тогда правил король Рама V, обладавший очень редким для монарха свойством — умом. Не зря его изображают на купюре в сотню бат. Узнав, что алчные европейцы уже поделили его страну, король засобирался во Францию на переговоры. Но получил от ворот поворот: сиди, мол, дома, мы сами скоро придем. И Рама пошел на хитрость… С Николаем II сиамского монарха связывала давняя дружба: русский император гостил в Сиаме и остался очень доволен. Получив отказ из Франции, летом 1897 года Рама V отправился в Россию, в гости к другу Николаю. Сиамский король неделю гостил в Москве и Петербурге, встречался с царем, членами его семьи и министрами, ходил в театры, оперу, посетил Петергоф. Русская пресса восторженно писала про Раму V, называла его «симпатичным» и «приятным» человеком, сравнивала с японским императором, причем не всегда в пользу последнего. Россия не претендовала на это азиатское государство и создавать напряженность в отношениях с Францией не собиралась. Потому, Николай придумал такой аккуратный ход: одно дружественное фото, немедленно опубликованное в европейской прессе, заставило Францию забыть об ультиматуме. В 1899 году было объявлено о соглашении Сиама и России о взаимовыгодном сотрудничестве. Россия становится гарантом независимости Сиама. А Сиам предоставляет России на 10 лет, в безвозмездное пользование, пустынный (не заселенный) остров Ко Чанг. Расположенный в 300 км южнее Бангкока. В 1900 году Россия выкупит этот остров у Таиланда. Конечно же для базы флота. Россия продолжала готовится к крейсерской войне с Великобританией.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 8.4

Король Сиама Рама V и Император России Николай II

       15 (27) апреля 1891 года в составе восемнадцати кораблей русского флота, возглавляемая флагманским крейсером «Память Азова», эскадра под брейд-вымпелом Цесаревича вошла сначала в Кагосиму (Хиросиму), а затем в порт Нагасаки. Собственно посещение Японии началось с Нагасаки, где Николай со спутниками пробыл 9 дней. Цесаревич инкогнито знакомился с городом и вместе с офицерами эскадры неоднократно бывал в пригороде Нагасаки Инасамура (или Инасу), которую называли русской деревней. Здесь в 1870-е годы проживали некоторое время около 600 моряков с потерпевшего крушение фрегата «Аскольд». Именно тогда здесь возникли русско-японские семьи, а также русское кладбище. В городе он покупал сувениры и даже познакомился с мастерами татуировок. Интерес к татуировкам, которыми в Японии клеймили преступников и которыми пользовались только представители низших классов, не был случайным. Получивший «английское воспитание», цесаревич не мог не знать о распространившейся со второй половины XIX века в британских аристократических кругах моде на «тату». Очевидно, что и русский Цесаревич в своём стремлении обзавестись татуировкой следовал примеру своих английских родственников. На фрегат «Память Азова» доставили двух японских мастеров. Один сделал татуировку Николаю Александровичу, а второй — его двоюродному брату Георгу Греческому. Так у будущего русского монарха на правой руке появилось изображение дракона — с чёрным телом, жёлтыми рожками, красным брюхом и зелёными лапами. Сведения о татуировании Цесаревича, несмотря на секретность визита мастеров, всё-таки просочились в японскую печать. Вскоре после Пасхи, пришедшейся в 1891 году на 22 апреля (4 мая), Николай Александрович специально посетил Нагасаки как представитель русского самодержца. Он побывал на выставке керамики, увидел синтоистское святилище Сува и принял участие в застольях.

       23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и 27 апреля прибыла в порт Кобэ. Из Кобе Цесаревич с сопровождающими лицами по суше добрался до Киото, где они останавливаются в отеле «Токива». В Кобэ они встретился с делегацией, возглавляемой принцем Арисугавой Тарухито (Арисугава-но-мия Тарухитэ). Поскольку это был первый визит наследника иностранного престола в Японию, и из-за быстрого роста военного влияния Российской империи на Дальнем востоке, японское правительство уделило большое внимание этому визиту, чтобы поспособствовать улучшению российско-японских отношений. Однако визит Николая Александровича вызвал и большую тревогу среди японского населения. Далеко не все в Японии с удовольствием наблюдали за усилением России на Дальнем Востоке. В этот же день у гостиницы собралась толпа, и раздавались враждебные выкрики. В русскую дипломатическую миссию поступил документ угрожающего характера, подписанный кровью. Однако правильные выводы сделаны не были. Цесаревич, пребывая в «море» японского гостеприимства, совершенно забыл о словах своего дяди.

      29 апреля (10 мая) Николай с принцем Георгом в сопровождении принца Арисугава-но-мия отправились на колясках, которые везли джан-рикши, из Киото в город Оцу (Отсу). Там они посетили почитаемый японцами храм Миидэра (храм Спасения), полюбовались красотами озера Бива, посетили базар, где Николай приобрел много мелочей сувенирного характера. Возвращаясь обратно в Киото, длинная процессия из сорока джан-рикш медленно двигалась по улице, запруженной народом. Наследник ехал в ручной коляске, которую вез один возница, два других «толкача» подталкивали джан-рикшу с обеих сторон сзади. Следом ехали принц Георг Греческий и другие лица свиты. В это время полицейский по имени Цуда Сандзо (Тсуда Санцо), который стоял в оцеплении, охраняя безопасность проезжавших и находился в толпе кланяющихся горожан, когда коляска Цесаревича поравнялась с ним, выхватив самурайский меч, дважды ударил Николая по голове. От смерти его спас греческий принц Георг, сопровождавший цесаревича, отбивший тростью очередной удар. Возница наследника повалил покушавшегося, а возница принца Георга, схватив меч, ударил его по шее и спине, приведя в бесчувственность, что позволило начальнику охраны русской свиты связать преступника. Все это произошло за несколько секунд. Николай был быстро доставлен в близлежащий дом владельца галантерейного магазина, где ему подготовили постель. Однако Николай отказался в неё ложиться и после перевязки сел у входа в магазин, спокойно куря.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 8.4

П.Илышев, «Нападение на Цесаревича Николая»

       По словам Э.Э.Ухтомского, первыми словами Цесаревича были: «Это ничего, только бы японцы не подумали, что это происшествие может что-либо изменить мои чувства к ним и признательность мою за их радушие». Затем под охраной, наследника препроводили в здание префектуры города Оцу, где ему оказали квалифицированную медицинскую помощь. Несколько часов спустя его незаметно отвезли в Киото. Это происшествие в истории получило название «инцидент в Оцу». Из Киото цесаревич, на поезде, немедленно отправился в Кобе, а оттуда на эскадру. Видимо, совокупность произошедших событий, он начал пониматься правильно, и случайность покушения стала казаться не реальной. А может кто-то из свиты сопровождающих напомнил слова ВК. Утром 30 апреля эскадра покинула Японию, а уже 4 мая прибыла во Владивосток.

       Вечером 30 апреля Министерство иностранных дел Российской империи получило от русского посланника телеграмму о покушении на жизнь наследника русского престола. Два часа спустя, в 22.30 МИД передал телеграмму в Гатчину — Александру III. «Киото, 29 апреля (11 мая) 1891 года. Сегодня на улице, в г.Отсу, полицейский нижний чин бросился на цесаревича и ударил его саблей по голове. Рана до кости, но, по словам наших докторов, благодаря Бога, неопасна. Его Высочество весел и чувствует себя хорошо. Хочет продолжать путешествие, привёл всех в восторг своим хладнокровием. Японцы в совершенном отчаянии. Князь Барятинский доносит подробно. Я выразил по телеграфу министру иностранных дел моё негодование». Император был взбешен, ВК вызван для разъяснений его «чувства беспокойства». Алексей Александрович прояснить ничего не мог – он и сам был в ярости от услышанного. В ярости в первую очередь за пренебрежение к провокациям, случившимся накануне покушения. Александр III созвал государственный совет. 1 мая Россия объявила о разрыве дипломатических отношений с Японией. Японский посланник пытался объяснить покушение как случайность и заверял, что Микадо предлагает направить в Россию специальную делегацию с извинениями за инцидент во главе с принцем Арисугава-но-мия. Но Император Александру III отказался от этого, настаивая на том, что покушение организовано спецслужбами Японии и (или) спланированного попустительства оных. 15 мая Россия объявила войну Японии.

       В то время пока цесаревич занимался «рутиной» по открытию ЖД Байкал-Владивосток и закладкой Владивостокского дока, ОЭ-2 в составе ЭБр «Император Александр II», ЭБР «Император Николай I», фрегат «Адмирал Нахимов», фрегат «Память Азова», фрегат «Владимир Мономах», фрегат «Минин» и ВКр «Валдай» начали маневрирования с целью выработки взаимодействия в групповом плавании. ВКр «Валдай» был определен форзейлем эскадры и был опробован на максимальную скорость. Клипер «Джигит», канонерские лодок «Манчжур» и «Кореец» выделены в отдельный крейсерский отряд для действий на восточном побережье Японии – этот отряд так же занимался маневрированием, с той же целью – взаимодействие в групповом плавании. Канонерская лодка «Бобр» определена как корабль береговой обороны Владивостока. В самом Владивостоке начался процесс подготовки судов для погрузки десанта. ГМШ и Генштаб спешно разрабатывали план вторжения – смутно представляя, куда собственно следует вторгаться. И какими силами. Видимо эти маневры показались японскому Императору угрожающими безопасности и целостности Японии. И уже 19 мая во Владивосток прибыла правительственная японская делегация, во главе с принцем Арисугава-но-мия, с предложением о заключении мира. 3 июня был подписан Владивостокский Мирный договор 1891 года между Россией и Японией. По этому договору были определены (подтверждены в соответствии с заключенными ранее договорами) границы, в том числе и морские. В дополнение, Япония признавала Охотское и Сахалинское моря внутренними морями России. Отказывалась от претензий на все Курильские острова и остров Сахалин. Для компенсации «нанесенного оскорбления» Япония обязалась выплатить России 50 миллионов золотых рублей (компенсацию предложили сами японцы).

      Император Александру III, был удовлетворен. Но его оптимизм охладил ВК Алексей Александрович, назвав Владивостокский Мирный договор «отсрочкой на подготовку к большой войне». В России и Европе острословы обозвали кризис 1891 года «самой кровопролитной августейшей войной». Острили так же по поводу «самой дорогой крови» у цесаревича Николая – по миллиону за каждую каплю. Но все эти остроты в России сопровождал ореол удали и удовлетворенности. Совсем другие, противоположные, настроения были в стране Восходящего Солнца. Япония лихорадочно начала искать союзника для войны с Россией. И он нашелся – Великобритания всегда была рада тем, кто был против России. С этого момента японское общество начало готовится к войне с Россией. И хотя японцы, по-прежнему, продолжали улыбаться русским морякам, былого благодушия больше небыло.

    Совместно с путешествием престолонаследника, ВК проводил эксперимент по возможности прохождения ОЭ-2 без заходов в иностранные порты. И если на переходе на восток это было сделать невозможно – цесаревич посетил очень много стран и городов. А эскадре приходилось всякий раз его дожидаться в порту. То на обратном пути планировалось это проверить в полном объеме. Но события в Отцу отменили эти планы. ЭБр «Император Александр II», ЭБР «Император Николай I» и фрегаты остались во Владивостоке. В 1893 году туда прибыл и третий броненосец — «Император Павел I». Началась работа по созданию флота постоянного базирования на Дальнем Востоке. А в бухте Золотой Рог продолжалось обустройство базы для этого флота. Уже ни у кого не было иллюзий по поводу базирования флота в Нагасаки. Моряки простились со своими временными женами навсегда – нужно было строить новую, постоянную жизнь во Владивостоке.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 8.4

Моряки Тихоокеанской эскадры прощаются со своими мусумэ

      Кризис 1891 года отразился и на всем Дальнем Востоке – Япония была определена как «потенциальный противник» — начато формирование разведки в этом направлении, создаются планы войны с Японией. Во Владивостоке начато формирование корпуса морской пехоты. В Забайкалье, со штабом в Чите, формируется 1й Сибирский корпус и 2й, со штабом в Благовещенске. 1й армейский Приморский корпус со штабом в Хабаровске. Владивосток становится крепостью, начинается интенсивное планирование его обороны. На Сахалине формируется отдельная территориальная дивизия, признанная осуществлять оборону острова. Там же, на Сахалине, расквартировывается отдельный батальон морской пехоты. Его назначение оборона Курильских островов. После 1896 года его перебазируют на остров Итуруп. Для обороны Сахалина, Курил и Николаевска на Амуре генерал-адмирал настаивает на создании мощного флота канонерских лодок. Выделяются средства для расширения Николаевской верфи. Начаты изыскания для строительства ЖД до Николаевска. ВК проталкивает свободную экономическую зону в Николаевске на Амуре. Создается Николаевское Общество Металлургии и Промышленности (НОМиП). Естественно одним из акционеров НОМиПа является генерал-адмирал. Общество строит в Николаевске аффинажный заводик – золото в первую очередь. А затем, крупнейший на ДВ, металлургический комплекс с замкнутым циклом производства: производство цветных металлов, коксовое производство (на сахалинском угле), добыча полиметаллических руд (месторождения в округе Николаевска не имеют ярко выраженной концентрации одного металла – тут и железо, и медь, и серебро с золотом, и вольфрам, и цинк, и олово с молибденом), обогащение концентратов, доменное производство, производство стали по технологии Сименс-Мартена, литейное и прокатное производство (прокат фасонных профилей, листового металла и рельсов). Жизнь региона изменилась радикально – главной проблемой стало не финансирование (те 50 миллионов рублей переданные Японией, госсовет решил потратить на усиление Тихоокеанской эскадры и развитие ДВ), а рабочие руки. Вернее их отсутствие. Соседствующий Китай, оказывал огромную помощь своим не занятым и обнищавшим населением, но нужны были специалисты в области металлургии, кораблестроения и строительства. Не смотря на разработанную программу и всевозможные посулы и льготы, с квалифицированным народом в Николаевске было сложно. Однако все постепенно налаживалось. Генерал-адмирал торопился — ему казалось, что война с Японией неизбежна и он не ошибся.

Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account