Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

0

 

История

       1 августа 1850 года российским мореплавателем Геннадием Невельским в ходе Амурской экспедиции 1849-1855 гг в устье Амура, было основано военно-административное поселение Николаевский пост. Первое население поста состояло из шести человек. Якутская изба-ураса стала первым строением в будущем городе. Поскольку бассейн реки Амур, включая его устье, согласно Нерчинскому договору 1689 года, юридически принадлежал Цинской империи, закладка военного поста на чужой территории первоначально была расценена российским правительством, как самоуправство. Однако впоследствии действия Невельского одобрил сам царь Николай I. 14 ноября 1856 года на месте Николаевского поста основан город Николаевск. Также в Восточно-Сибирской губернии создана Приморская область со столицей в Николаевске. К тому времени Николаевск стал крупнейшим портом Дальнего Востока России. 24 февраля 1858 года Николаевск становится областным городом. На тот год в городе находилось до 200 зданий и проживало 1757 человек. Начинается строительство судоремонтного завода и примитивной верфи для сборки кораблей. Также были открыты краеведческий музей, библиотека, морское училище. По Амуру начинают ходить пароходы с коммерческими рейсами, в город также приходят торговые корабли из-за рубежа. Основание города имело важное значение для страны: навечно закрепило эти территории за Россией и способствовало обороне дальневосточных рубежей в период Крымской войны. Город стал базой для освоения Приморья, в нем развивались промышленность, судоходство, торговля, открывались школы и больницы. В 1856 году начинается возведение первых укреплений в районе мыса Чныррах.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

      В июне 1860 года начала выходить первая в Приморье газета «Восточное Поморье». Бурный рост города продолжался до 1865 года. В 1870 году из Николаевска во Владивосток переносится главный порт на российском Дальнем Востоке, после чего в Николаевске начинается упадок. 28 апреля 1880 года столица Приморской области переезжает из Николаевска южнее – в Хабаровку, которая становится Хабаровском. Николаевск превратился в небольшой провинциальный городок. Единственное предприятие судостроительная верфь поддерживается усилиями Управляющего Морским министерством. В 80-х годах XIX века, в районе Николаевска открыты золотые месторождения. Город постепенно становится центром дальневосточных золотодобытчиков. Появляются золотосплавочная лаборатория, а также конторы Охотской и Амурско-Орельской золотопромышленных компаний. Это немного оживляет город. Золотая лихорадка привлекла в город множество переселенцев, способствовала развитию горнорудной, рыбной, лесоперерабатывающей промышленности. Добыча золота постепенно привлекает переселенцев, и к 1897 году численность населения достигает 5668 человек. Николаевск вновь становится крупным портом. 1 марта 1885 года, по инициативе ВК Алексея Александровича Николаевск переименовывается в Николаевск на Амуре. В 1890 году в Николаевске останавливается А. П. Чехов, следующий проездом на Сахалин.  В 1893 году в Николаевск приходит железная дорога. ВК проталкивает закон о «свободной экономической зоне» в Николаевске на Амуре. Промышленники быстро оценили возможности «зоны». Быстро появляется железоделательный завод. Причем с полным циклом – производство кокса (на Сахалинском угле), доменное производство, железорудный рудник с обогатительной фабрикой, сталеплавильное производство. Залежи руды оказались полиметаллическими: железу сопутствовали медь, цинк, молибден, серебро и золото. В 1896 году начинает работать завод цветных металлов. А через год Николаевский металлический завод. На этом заводе открыто литейное производство и различный прокат. Основным потребителем продукции металлического завода является верфь, но кое что увозится и в европейскую часть страны. В пригороде Николаевска, селе Красное, строится рыбоперерабатывающий завод и завод по производству бочкотары.

     Темпы роста промышленности могли быть и выше, но все сдерживалось отсутствием рабочей силы. Китайские сезонные рабочие числились в Николаевске в количестве до 15 тысяч человек, но их все равно не хватало. Мастеровые и квалифицированные рабочие ехали в Николаев с неохотой. Пришлось заниматься инфраструктурой (социалкой) – жилье, школы, профучилиша (ремесленные училища), театры. Неожиданно помощь пришла откуда не ждали – вдова императора Александра III Мария Федоровна обратилась к датском, германским и шведском промышленникам с просьбой вербовки рабочих-добровольцев на Дальний Восток. Оказалось, что в этих странах немало романтиков желающих поселиться в дебрях сибирской тайги. Конечно, далеко не все они были квалифицированными рабочими, но кое что умели. И все таки, главным предприятием в Николаевске была верфь. Она развивалась быстрыми темпами и к концу века была способна строить крупные корабли.   К 1900 году число жителей города достигает 54,4 тысяч человек (без учета сезонных рабочих). В городе было 42136 зданий, создана сеть ремесленных училищ и школ. Гарнизон крепостей составлял 12 тысяч человек. А личный состав Амурской флотилии, расквартированной в Николаевске имел в своем составе около 3,5 тысяч человек.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/55181

Верфь в Николаевске

       Первоначально примитивную верфь организовали предприимчивые купцы братья Симбирцевы – уроженцы Нижнего Новгорода. Благодаря организаторским способностям старшего Игнатия Михайловича были налажены связи с промышленниками в Севастополе и Петербурге. Из этих городов в Николаевск на Амуре доставлялись механизмы и готовые секции для речных судов. Доставка производилась морскими судами. Младший брат — Карп Михайлович имел инженерную жилку и занимался собственно сборкой судов. Почти все суда, ходившие по Амуру и его притокам, были собраны на этой верфи. Был на верфи и деревянный цех. В этом цехе изготовлялись все суда, которые могли продать братья в Приморье. Это были и карбасы, и джонки, и фелюги, и небольшие шхуны. Железные суда получались достаточно дорогими – сказывалась дальняя транспортировка. Симбирцевы выигрывали качеством сборки – клиенты были всегда довольны. Деревянные суда так же отличались отменным качеством, но стоимость их была приемлемой. Ведь изготовлялись они из местных материалов. Игнатий Михайлович приглашал мастеровых с Сормово, Архангельска и Николаева. Но основную массу рабочих на верфи составляли корейцы. Корейцы были более предпочтительны – они были дисциплинированны, доброжелательны и с охотой принимали российское подданство. Китайцы были полной противоположностью корейцам, поэтому Симбирцевы их использовали только на строительных работах. И то если не хватало корейцев. До 1885 года все шло благополучно, но потом у братьев произошел разлад. Злые языки утверждали, что младший увел у старшего возлюбленную. У каждого из братьев не было средств, что бы выкупить вторую половину верфи у брата. И верфь выставили на продажу.

     Как раз в это время ВК планировал начать строительство канонерских лодок для амурской флотилии. Ему доложили о невозможности воспользоваться верфью Николаевска на Амуре по причине семейного разлада Симбирцевых. ВК не вдаваясь в подробности, приказал выкупить верфь. С 15 июля 1885 года в Николаевске на Амуре начала работать верфь Морского ведомства. Управляющим верфи был приглашен Игнатий Симбирцев – так что верфь не потеряла своего престижа. Карп Михайлович тоже не остался без дела – он организовал судоремонтный завод здесь же в Николаевске на Амуре. Правда организаторских способностей ему не хватило, и в 1890 году он свой завод продал верфи. То есть опять же Морскому министерству.

     Приобретение верфи, считалось облегчит и удешевит строительство судов для Дальнего Востока. Но оказалось, что это «чемодан без ручки». И проблема в отсутствии транспортного сообщения с европейской Россией. Кроме того в регионе наблюдается длительный ледостав. В период которого, доставка комплектующих для строившихся кораблей невозможна. Кроме того возможности верфи были весьма скромными. Единственный плюс в приобретении было наличие квалифицированных рабочих и мастеровых. ВК посчитал это немаловажным фактором для развивающегося региона – и перенос верфи во Владивосток отменил.

В 1886 году железная дорога пришла в Хабаровск. ВК инициировал поисковые работы на строительство ЖД в сторону Николаевска на Амуре. Министерство Финансов как всегда было против, но оценив перспективы природных ресурсов региона, дало согласие (в первую очередь оценивалось наличие золота) и средства были выделены. Но строительство стало возможно только в 1889 году. Когда строительство магистрали от Байкала до Владивостока подходило к концу и появились «лишние» рельсы и рабочие.

     Строительство дороги было трудным – рельсы уходили от Амура, и вернулись к реке в селе Пермское. От Пермского дорога ушла в долину реки Амгунь и пересекла реку в районе старообрядческого села Тавлинка. Далее по долине реки Амгунь протянулась до самого Николаевска на Амуре. Строительство закончено в 1893 году. Протяженность дороги составила 1087 км. В 1897 году с Байкала перевезли один ледокольный паром, ставший там не востребованным. «Байкал» остался на Байкале, а однотипный с ним «Ольхон» перевезли в Николаевск. В Байкальске паром разобрали и собрали в Николаевске на Амуре. Паром начал работать на переправе через Амурский лиман, что послужило началом строительства Транссахалинской железной дороги (была закончена в 1902 году – дорога пришла в Корсаков). «Ольхон» оказался очень востребованным пароходом. Кроме того, что он сам перевозил вагоны и грузы, в зимнее время каналом, пробитым этим ледоколом, пользовались угольщики. А сахалинский уголь требовался местной металлургической промышленности в большом количестве. «Ольхон» ходил на Сахалин и обратно раза в сутки – из-за чего лед не успевал смерзаться. На западном берегу острова Сахалин поселке Чинтай был построен порт. Отсюда ЖД по долине рек Лангры и Пильтун переходила на восточный берег и далее шла на юг острова.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Железная дорога до Николаевска на Амуре

     Железная дорога до Николаевска на Амуре вдохнула жизнь в регион и дала возможность развивать верфь. Теперь стало возможным не только собирать небольшие речные суда, но и строить крупные корабли. К 1893 году были построены миноносный эллинг и два эллинга для строительства канонерских лодок. Следует добавить, что климатическое положение верфи сказывалось на сроках спуска корпусов кораблей. До 1893 года старались спустить корабль со стапеля перед ледоставом и после вскрытия реки ото льда. Но это не устраивало корабелов. Новые эллинги были в виде стапельдоккамер. То есть это был док, в котором выполнялась постройка корабля. По завершении постройки, док заполнялся водой – корабль выводился к достроечной стенке, а в доке закладывали новый корпус. Если корабль был готов к спуску в зимнее время – ледоколом ломали лед вокруг дока и выводили корабль по каналу во льду. Миноносный эллинг позволял строить сразу два корабля – они располагались в кильватер друг другу. В зимнее время миноносцы доводили до полной готовности (отсутствовали только мачты) и пришедший из Владивостока ледокол, уводил их в основную базу флота. Собственного ледокола (если не считать «Ольхон») в Николаевске на Амуре до 1902 года не имел. К концу века в Николаевске на Амуре было три старых стапеля, на которых собирали речные и морские торговые суда, землечерпалки и драги. Деревянный цех с эллингом, где делали деревянные суда из местного материала. Миноносный докэллинг в габаритах 150х12 метров, два канонерных докэллинга с габаритами 150х16 метров и один докэллинг с габаритами 180х23 метра. Строительство кораблей на николаевской верфи было быстрым – сказывалась кооперация с другими заводами. В первую очередь с Сормовским, Александровским и Балтийским. По сути Сормовский завод работал почти полностью на Николаевск. По железной дороге доставлялись укрупненные части корпусов и комплектующие, а в Николаевске быстро и качественно собирали корабли. Николаевская верфь строила для нужд Морского министерства миноносцы, контрминоносцы, канонерские лодки, мореходные мониторы, подводные лодки и клиперы.

Планы обороны Николаевска на Амуре

       По концепции ВК Алексея Александровича оборону Амурского лимана, острова Сахалин и Курил должна осуществлять мощная эскадра, состоящая из канонерских лодок различного назначения. Этой эскадре отводилась роль охраны побережья, противодействия крейсерским силам противника, противодействие десантным операциям и оказание помощи своим сухопутным силам. Дополнять эту эскадру должны были миноносцы и минные транспорты. Кроме того эскадра должна была иметь разведчиков в виде быстроходных клиперов. Упор на канонерские лодки был сделан не только из-за меньшей стоимости малых кораблей, но и исходя из возможностей местной верфи.

      В зимнее время, когда все подходы с моря скованы льдом, оборону города планировалось осуществлять с помощью крепостей. В период навигации, в случае военного конфликта, оборону укрепляли минными полями в Амурском лимане – с севера вход из Охотского моря, с юга в проливе Невельского. С прикрытием оных канонерскими лодками. Наличие большого количества мелей и банок способствовало осуществлению этих планов.

     Устье Амура защищалось крепостями. Крепость Чныррах строилась с 1856 года и с каждым годом укрепления становились обширнее и крепче. Крепость прикрывала город со стороны Амура. Крепость Озерпах прикрывала вход в Амурский лиман. В Нижнем Пронге и на острове Оремиф, были выстроены редуты, оборудованные артиллерийскими позициями.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Окрестности Николаевска на Амуре

Планы обороны Корсакова

      В зимнее время николаевская эскадра канонерских лодок уходила в Корсаков. Корсаков не был базой флота. Это был так называемый пункт базирования. В пункте базирования имелись запасы топлива и провианта, были ремонтные мастерские. Но не было доков и судоремонтных заводов. В ремонтных мастерских могли произвести локальный ремонт, для обеспечения перехода судна в базу.

     Пункт базирования Корсаков использовали корабли ОКПС и Морского ведомства. В связи с близостью Японии и возможности неожиданного нападения в Корсакове стоянка кораблей имела постоянное прикрытие боносетевым заграждением. Ворота в бонах были возле северного пирса. Канонерские лодки несли постоянную дозорную службу. Залив Анива не имеет защищенных бухт, не смотря на это, учитывая стратегическое положение Корсакова, пункт базирования постоянно развивался (кстати — стратегическое положение Корсакова было оценено только в 1898 году). Постепенно отсыпался мол-волнолом. Строились береговые укрепления, монтировались береговые батареи. В случае военного конфликта Корсаков так же планировалось защищать минными банками с прикрытием канонерскими лодками.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Порт и военный пункт базирования Корсаков

Был еще один пункт базирования для николаевской эскадры – Императорская гавань. Но там положение дел было еще хуже – сторожевой пост Константиновский, крошечная деревенька Знаменское, лесопилка и телеграф. Больше ничего небыло. Поэтому, этой роскошной гаванью, корабли пользовались очень редко, в основном при переходе из Николаевска в Корсаков.

Владивостокские ледоколы Морского ведомства

       С момента посещения Владивостока в 1871 году ВК не забывал о проблемах города и базы флота. Естественной проблемой базы была ледовая обстановка и соответственно отсутствие ледоколов. Первым ледоколом Владивостока стал пароход «Бычек» — увеличенный «Пайлот» Михаила Бритнева. Детали парохода изготовлены в Петербурге на Путиловском завое и собирались в Николаевске на Амуре. «Бычек» прибыл во Владивосток в 1886 году. Но ледокол оказался очень слабым для Владивостокских льдов. Наблюдая как «Бычек» пробивает канал во льду Амурского залива, моряки в шутку окрестили его «мордобоец». Пришлось заказывается новый ледокол.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Ледокольный буксир «Бычек»

Водоизмещение — 367 тонн, длинна – 32,6 метра, ширина – 6,7 метра, осадка – 3,2  метра. Один цилиндрический огнетрубный котел, одна ВТР машина мощностью 360 л.с., скорость на чистой воде – 8,3 узла.

В 1888 году во Владивосток приходит ледокол «Силач». Именно с его помощью удается продлить навигацию. Но со льдами Николаевска на Амуре и этот пароход был не в силах бороться. Однако благодаря «Силачу» ВК настоял о переводе кораблей Сибирской флотилии на зимовку во Владивосток (к большому огорчению и неудовольствию личного состава флотилии, еще бы, ведь в Японии остались не только незамерзающие стоянки, но и приветливые и доброжелательные женщины). Из Нагасаки во Владивосток перевозятся все запасы флота. Корабли наконец-то начинают обживать «свою» базу. Но «Силач» оказался не всесильным. При толщине льда более 50 см, ему приходилось помогать. Лед перед ледоколом приходилось подпиливать.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Ледокольный буксир «Силач»

Водоизмещение – 752 тонны, Длинна – 47,4 метра, ширина – 8,4 метра, осадка – 4,0 метра. Два цилиндрических котла, одна ВТР машина мощностью 1200 л.с., скорость хода на чистой воде – 12 узлов.

       «Силач» строился на Саломбальской верфи. Корабелы выполнили корпус ледокола по типу поморских лодок. Это конструктивное решение помогло небольшому судну успешно бороться со льдами до полуметра толщиной. Для перевода на Дальний Восток, ледокол снабдили парусным вооружением. С помощью парусов корабль преодолел участок пути от Суэца до Сингапура.

      ВК нужен был ледокол для Николаевска на Амуре. В 1893 году на Саломбальской верфи построен ледокол «Надежный». Осенью 1894 года «Надежный» прибывает в Николаевск на Амуре. Испытания показали – «Надежный» способен спокойно проходить во льдах до 75 см толщиной. При этом скорость ледокола равнялась 4-5 узла. Со скоростью 2 узла ледокол проходил лет толщиной более метра. А лед более 120 сантиметров ледокол преодолевал с разгона. С помощью этого ледокола, Владивосток стал «незамерзающим» портом. А из Николаевска стала возможна проводка построенных кораблей и в зимнее время.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Портовый ледокол «Надежный»

Водоизмещение – 2203 тонны, длинна – 58,52 метра, ширина – 12,95 метра, осадка – 5,41 метра. Четыре огнетрубных цилиндрических котла, одна ВТР трехцилиндровая машина мощностью 3350 л.с., скорость на чистой воде – 14,4 узла. Запас угля – 300 тонн (в перегруз до 420 т), дальность хода на 9 узлах – 2040 миль. Экипаж 4 офицера, 42 матроса.

       «Надежный» оказался действительно надёжным ледоколом и в этом качестве, иногда становясь военным кораблём, прослужил 60 лет! Однако одного судна для обеспечения военного и гражданского судоходства в ледовый период оказалось недостаточно, а «Бычек» и «Силач» были переведены в Порт Артур. Требовались небольшие мощные буксиры способные работать у причалов, на акваториях куда «Надежный» не вписывался из-за своей осадки. В 1895г. Морское министерство в Финляндии для Владивостока заказало 3 буксирных ледокола типа «Удалец»: «Удалой», «Усердный» и «Проворный».

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Ледокольный буксир «Удалой»

Водоизмещение – 122 тонны, длинна – 24,38 метра, ширина – 5,33 метра, осадка – 2,24 м. Мощность машин – 233 л.с., скорость – 10,5 узла, дальность хода – 600 миль.

Владивостокская база кораблей Морского ведомства

        В 1883 году для обеспечения ремонта и поддержания боевой готовности кораблей на территории Военного порта Владивостока, в самом конце бухты Золотой Рог, началось строительство артиллерийских и минно-торпедных мастерских, которые были известны как Механический завод. Эти работы были закончены в 1889 году. В дальнейшем, в  1887 году Механический завод получил свое нынешнее название: «Дальзавод». В общей сложности было построено 7 цехов различного назначения. Судоремонтники могли производить ремонт машин, котлов, всего корабельного оборудования и оснастки, артиллерийских и минно-торпедных систем. Одновременно с началом строительства мастерских, начаты дноуглубительные работы в акватории завода. После чего были выполнены причальные стенки, по типу достроечных, оборудованных кранами. Однако докование корабли проходили в Японии.

    Еще в 1862 году бывший военный губернатор Приморской области контр-адмирал П.В. Казакевич, предвидя скорый рост тогда еще военного поста Владивосток, делал представление в Петербург о необходимости завести в бухте Золотой Рог плавучий и сухой доки. Решение этого вопроса затянулось и первый док (им стал железный плавучий док системы Кларка, конструкции которого частично заказывались в Англии) во Владивостоке начали строить только в 1876 году, а сдали только в 1889. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем в нем побывали шхуны "Ермак", "Сибирь" и "Тунгуз", а также колесный пароход "Амур". Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн. Но перворанговые корабли док принимать не мог.

     В 1889 году нашлись деньги на строительство сухого дока. Незамедлил появится проект и план строительства дока. После недолгих раздумий власти решили показать план и условия строительства Отто Васильевичу Линдгольму, который уже был подрядчиком строительства плавучего дока, а также мастерских в Адмиралтействе.  Контракт предусматривал начало работ в 1890 году и завершение в 1895. Все поставки оборудования и строительство обеспечивал Торговый дом "О.В.Линдгольм и К°", тогда как техническое руководство осуществлял главный инженер-полковник морского ведомства Василий Васильевич Иванов. Отметим, что В.В. Иванов также не был новичком в своем деле. Под его руководством и при его энергичном участии во Владивостоке строились: судоремонтные мастерские, минный городок, военно-морской госпиталь, казармы Сибирского флотского экипажа, дома Докторской слободы и т.д.

      Уже 17 января 1890 года место строительства дока освятили, а 18 января в Минном овраге состоялась закладка сухого дока. Гигантская стройка привлекла во Владивосток несколько тысяч китайских рабочих, несмотря на свирепствующую в то время на Дальнем Востоке холеру. Почти все работы выполнялись вручную и в тяжелейших условиях. Строители производили бойку щебня, откачку воды и рыли котлован по колено в грязи. Выкопанная земля использовалась для засыпки расположенного неподалеку Жариковского оврага на улице Светланской, а также на планировку площади рядом с доком. Китайские рабочие были главной движущей силой этого строительства.  Док строился тяжело. Почти весь котлован вырыли в скале, очень часто применяли взрывные работы. Это дало бут, щебень и даже ступенчатые плиты, причем в достаточном количестве. Гравий доставляли с мыса Песчаного, песок с острова Русского и Сидеми (ныне — Безверхово), цемент для бетонирования днища – из Одессы, остальные материалы – из Новороссийска и Забайкалья. По килевой линии были поставлены гранитные параллелепипеды, привезенные из Забайкалья, так как в Уссурийском крае не нашли крепкого гранита. Строительство сухого дока обошлось казне в 2 млн рублей. Выемка грунта заняла полгода. 18 мая 1891 года стройку посетил наследник престола Цесаревич Николай Александрович Романов. Который, после освящения собственноручно опустил закладную доску и залил ее цементом. Надпись, сделанная на закладной доске, гласит:
"1891 года, мая 18 дня, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Александра III, при генерал-адмирале Его Императорском Высочестве и Великом Князе Алексее Александровиче, заложен сей док имени Цесаревича Николая, Его Императорским Высочеством Господином Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георга Греческого, при управляющем Морским министерством вице-адмирале Н.М. Чихачеве, командире владивостокского порта контр-адмирале П. И. Ермолаеве, главном инженере-строителе порта и строителе дока, инженере и военном полковнике В. Иванове". Затем строитель дока О. В. Линдгольм закрыл доску особым камнем, по которому Цесаревич три раза ударил молотком. Раздался торжественный салют. Военный губернатор П. Ф. Унтербергер произнес краткую речь. После чего в доке началась каменная кладка, а с 1892 года – бетонная, которая продолжалась около 1,5 лет. Потом готовый бетон больше года креп. В 1894 году дно дока уже было готово и началось возведение стенок и монтаж оборудования. До заморозков осени 1894 года окончены все работы собственно по доку и затвору. Зимой  окончены работы на водоотливном здании и на острове Аскольд заготовлен камень для набережной. К весне 1895 года поставлены машины и начаты работы по облицовке набережной. В сентябре начаты работы по очистке перемычки – две землечерпалки справились с работой за месяц.

      7 октября 1895 года состоялось торжественное открытие построенного сухого дока во Владивостоке, названного именем цесаревича Николая. Первым в него вошел первый российский океанский броненосный крейсер 1 ранга "Дмитрий Донской". 

        Еще одна реликвия Дальзавода – корпусно-доковый цех №8, в котором ремонтируются и воссоздаются детали судов. Он начал свою работу одновременно с доком. Эти объекты и сегодня работают синхронно. В цехе установлена и работает американская, немецкая, чешская аппаратура и станки.

         В 1896 году на Всероссийской Нижегородской художественно-промышленной выставке выставлялась модель Владивостокского дока. Также приводились данные об объеме строительных работ и размерах дока: было вынуто 32 тысячи куб. саженей (41,6 тысячи куб. м) земли и скальных пород, причем периодически производились взрывные работы. Длина дока на кильблоках составляла 500 футов (152,4 м), так что в нем мог разместиться довольно крупный военный корабль длиной до 550 футов (167,64 м). Дно на глубину 31,5 фута (9,6 м) выстилалось камнем и на 6,5 фута (1,98 м) бетоном. 

         Ввод в эксплуатацию сухого дока обеспечил вести полный цикл ремонтных работ на кораблях Сибирской флотилии. Но в бухте Золотой Рог велись и другие работы. Проводилось дноуглубление, строились причальные стенки и якорные стоянки. Закупались угольные баржи (были созданы условия для одновременной загрузки угля в пять перворанговых кораблей) и суда по доставке котельной и питьевой воды. Была построена станция водоподготовки. Были сделаны запасы угля, продовольствия и боеприпасов. Построены казармы флотского экипажа и морской госпиталь. Продолжены работы по обустройству Владивостокской крепости.

Планы обороны Владивостокска

       Начало оборонительного строительства во Владивостоке было связано с обострением англо-русских противоречий, вызванных Русско-турецкой войной 1876–1878 гг., когда возникла реальная угроза нападения Англии, бывшей союзницей Турции на Дальнем Востоке. Первые батареи были возведены подполковниками Зотиковым и Петропавловским под руководством инженеров Морской строительной части на мысе Голдобина и мысе Эгершельда. Работы были продолжены под руководством прибывшего из Хабаровки военного инженера капитана В.П. Широкова. В 1878 г. Владивосток посетил заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа военный инженер полковник П.Ф. Унтербергер. Фортификационное строительство резко усилилось в 1880 году в связи с обострением отношений с Китаем в Центральной Азии (т.н. Кульджинский вопрос) возникла угроза нападения на Владивосток китайской армии, которую мог поддержать английский флот и во Владивосток были доставлены крупнокалиберные нарезные орудия, а также сформирована рота крепостной артиллерии для их обслуживания. Интенсивность строительства береговых батарей вновь повысилась после 1885 г. из-за очередного обострения отношений с Англией, а в 1888 г. батареи были вынесены на мысы Назимова, Новосильского и Ларионова, благодаря чему получил защиту т.н. Скрыплевский рейд. В 1887 г. началось формирование штабов и управления Владивостокской крепости, а в 1889 г. Владивосток официально объявили крепостью. В 1895 г. во время Японо-китайской войны была произведена пробная мобилизация и, поскольку определился новый и наиболее реальный потенциальный противник – Япония, то строительство береговых батарей снова усилилось. С этого года началась постепенная перестройка береговых батарей из деревоземляных в бетонные. Эта работа приобрела наиболее широкий размах после 1897 г., когда был принят план реконструкции крепости. Чтобы избежать морского десанта в тыл форта Русских вход в бухту Новик нужно было надежно заградить минами, что могло создать дополнительные неудобства для судоходства. Эти проблемы можно было решить устройством морского канала через перешеек полуострова Саперного Русского острова, который, к тому же еще и сокращал время движения судов из бухты Золотой Рог к подножию горы Русских. Строительство канала началось в 1897 г. Строительство велось в сухую с оставлением перемычек, которые разрушили в последний момент. Глубина канала была около десяти метров, а ширина около восемнадцати метров. Его набережные были облицованы камнем, а со стороны бухты Новик были построены две гранитные пристани. После завершения работ по строительству канала, часть Саперного полуострова стала островом, который был назван островом Елены. В 1899 г. строительство фортов «Северный» и «Северо-Восточный» остановили в связи с разработкой военным инженером полковником К.И. Величко проекта нового оборонительного обвода, расположенного значительно ближе к Владивостоку. План был высочайше утвержден в феврале 1900 г.

      Планы обороны города много раз менялись, но существенного результата ни к 1900 году ни 1904 году достигнуто небыло. Оно и понятно – все ресурсы после 1896 года забирал Порт-Артур. Рассмотрим последний перед РЯВ план обороны города. Он так же не был осуществлен вовремя — выполнили его в 1907 году.

       Накануне войны 1904 года, береговая оборона Владивостокской крепости оставляла желать много лучшего. Новыми орудиями были вооружены только 4 батареи (из 19), защищавшие Владивосток и бухту Золотой Рог со стороны Амурского залива и пролива Босфор Восточный: Сапёрная (4 254/45-мм орудия), Иннокентьевская (6 152/45-мм пушек Канэ, далее — просто 152/45-мм), Ларионовская-на-Пике (8 152/45-мм) и Новосильцевская (6 152/45-мм). Весь остальной арсенал крепости относился в основном к образцам 1877 и 1867 г.г. и был категорически неспособен противодействовать современным боевым кораблям с дальнобойной и скорострельной артиллерией.

Береговые батареи крепости Владивосток, запланированные к вооружёнию 254/45-мм и 152/45-мм пушками, по новому плану 1900 г.

 

Номер

Название

Расположение

254-мм

152-мм

Амурский залив

1

Лагерная

Сев-зап окраина Владивостока

6

2

Саперная

Бывшая Федорова

4

3

Иннокеньевская

Юго-запад Владивостока

6

4

Ларионовская на пике

Мыс Старицкого, о. Русский

8

5

XXXIII

Мыс Створный, о. Русский

6

6

XXXI

м. Таран, о. Русский

6

7

"Амурская"

м. Низкий, о. Попова

6

8

"Андреевская"

м. Андреева, о. Попова

4

9

"Андреевская-бис"

м. Андреева, о. Попова

6

Уссурийский залив

10

бывш. 55-й высоты

б.б. Горностай-Кетовая (55-я высота)

4

11

бывш. Басаргин

б.б. Горностай-Кетовая (м. Басаргина)

4

12

"Горностай-бис"

б.б. Горностай-Кетовая

6

13

XXV

севернее 55-й высоты

4

14

XIV-бис

б. Соболь (м. Басаргина)

6

15

бывш. Новосильцевская

м. Каразина (м. Новосильский), о. Рус.

6

16

буд. Великокняжеская

м. Вятлина — м. Ахлёстышева, о. Р.

4

17

"Великокняжеская-бис"

м. Вятлина — м. Ахлёстышева, о. Р.

6

18

XXIX

м. Вятлина, о. Русский

6

19

"Южная"

о. Шкота

4

20

"Южная-бис"

о. Шкота

6

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Схема обороны Владивостока с моря по новому плану 1900 г

(чтобы не перегружать схему, показаны сектора обстрела лишь некоторых батарей; сектора построены, исходя из максимальной дальности стрельбы)

      Владивосток расположен на берегах бухты Золотой Рог (в начале ХХ века — только на северном и, отчасти, на западном берегу) на юго-западной оконечности полуострова Муравьёва-Амурского в заливе Петра Великого Японского моря в северо-западной части Тихого океана. Сильно вытянутый в направлении с северо-востока на юго-запад полуостров Муравьёва-Амурского вместе с островом Русский и несколькими более мелкими островами (Попова, Шкота, Рейнеке, Рикорда), являющимися его условным продолжением, образуют два залива в заливе — Амурский на западе и Уссурийский на востоке, соединяющиеся проливом Босфор Восточный. С середины-конца декабря до конца марта — начала-середины апреля Амурский залив покрывается льдом, однако, навигация в нём с помощью ледоколов (а то и без них) поддерживается круглый год. В более просторном Уссурийском заливе сплошной ледяной покров отсутствует, наблюдается лишь плавающий лёд в виде припая у берегов, который разламывается волнами и выносится ветром в море.

       Главным по новому плану заключалось в том, что незащищённый ранее Уссурийский залив наконец-то планировалось прикрыть и прикрыть серьёзно: на мысе Басаргина и на 55-й высоте (между бухтами Соболь и Горностай) запланированы две 4-х-орудийные 254/45-мм батареи, каждая из которых была усилена 152/45-мм батареей 4-6-орудийного состава, кроме того 4 152/45-мм пушки планировали на мысе Вятлина, на юго-восточном берегу острова Русского. В итоге: 12 (3/9) батарей при 61(12/49) 254/152-мм орудиях.

     Всё бы хорошо, но от 55-й высоты и мыса Басаргина до противоположного берега Уссурийского залива (мысы Седловидный и Лифляндский) было 24-26 км, в то время как 254/45-мм орудия на лафетах Дурляхера с максимальным углом возвышения в 20 град. могли стрелять фугасными снарядами только на 16,6 км [18] (90 кбт). Таким образом, в результате искусственного ограничения дальности стрельбы* 254/45-мм пушек у северо-восточного побережья Уссурийского залива образовывался коридор шириной 7,5-9,5 км (4-5 миль), в котором неприятельские корабли могли чувствовать себя вполне комфортно (конечно же, после траления, которому никто бы не смог помешать). Этим коридором можно было провести войсковые транспорты и высадить десант, скажем в бухте Емар, в 16,5 км от передового укрепления главной сухопутной оборонительной линии крепости (форта Князя Суворова) за пределами зоны обстрела батареи 55-й высоты. Из этого же коридора корабли, вооружённые более дальнобойными (до 100 кбт) 254/45-мм орудиями Армстронга (учитывая корабли вероятного противника Японии и Великобритании), могли безнаказанно обстреливать обе русские 254/45-мм батареи и, в конце концов, подавили бы их, тем самым приблизившись к городу сразу на 5,7 км, к самой границе зоны досягаемости 152/45-мм пушек, по позициям которых с безопасного расстояния теперь могли бы стрелять уже и 305/40-мм орудия главного калибра японских и английских броненосцев.

        В Амурском заливе наблюдалась похожая картина. 254/45-мм Сапёрная батарея простреливала Амурский залив в районе Владивостока до противоположного берега, включая весь полуостров Песчаный — потенциальный плацдарм сил вторжения. При этом противник, пользуясь 4-км коридором у юго-западного берега Амурского залива, предоставленным ему недостаточными углами возвышения на сей раз 152/45-мм орудий на мысах Створном и Таран (те же 20 град. и 11,3 км [18] или 61 кбт), получал возможность высадить десант в бухте Перевозной или даже вблизи устья реки Барабашевки (как раз напротив бухты Золотой Рог) и, подавив изложенным выше способом 4-х-орудийную Сапёрную батарею, занять полуостров Песчаный с одноимённым мысом, откуда до ближней окраины Владивостока было 12,5 км (67 кбт), а до дальней — 15,5 км (84 кбт). Установив на мысе Песчаном дальнобойные морские орудия и/или используя всю мощь артиллерии флота, вражеский экспедиционный корпус мог в короткое время превратить береговые укрепления и сам город в руины и занять его с минимальными для себя потерями. Ключевое слово и в первом, и во втором случае — непростреливаемый свободный для траления и прохода кораблей и судов водный коридор.

В целях устранения недостатков и ещё большего усиления береговой обороны Владивостока были запланированы следующие меры:

1. Проработан план минно-артиллерийских позиций. Этих позиций было три, а конфигурация их минных заграждений, в целом представлявшая из себя замкнутый контур (своеобразный морской минный обвод крепости), выглядела следующим образом:

— на Амурской позиции они простирались от мыса Низкий на острове Попова до полуострова Ломоносова на противоположном берегу Амурского залива;

— на Уссурийской — шли от мысов Седловидный и Лифляндский на восточном берегу Уссурийского залива сначала строго на запад, затем, не доходя 7,5 км до другого берега, изгибались на юго-запад и далее тянулись вдоль него примерно на таком же расстоянии до широты северного побережья острова Рейнеке;

— на Южной, которая принимала эстафету у Уссурийской, они направлялись к островам Верховского, от них — к острову Рейнеке, затем к южной оконечности острова Попова, от которого, в свою очередь, уходили на запад-северо-запад заграждения Амурской минно-артиллерийской позиции.

Морской минный обвод Владивостока имел общую протяжённость около 37 миль (68 км). Он состоял из двух, а на особо важных участках — из трёх, рядов мин (в основном — гальваноударных), выставленных с интервалом 46 м (40 мин на милю). Потребность в минах составляла 3750 штук. Тем не менее, при наличии на ТВД достаточного запаса мин и средств их постановки было решено не расходовать мины зря раньше времени, т. е. до возникновения реальной угрозы вторжения флота (флотов) противника в залив Петра Великого, считалось которая никак не могла возникнуть неожиданно.

2. Батареи Басаргина и 55-й высоты были передислоцированы на участок побережья между бухтами Горностай и Кетовая, откуда до безымянного полуострова с мысами Седловидный и Лифляндский на противоположном берегу Уссурийского залива было всего 21,5 км. Их 2х4х254/45-мм пушки при угле возвышения в 30 град., предусмотренном в конструкции нового лафета генерала Дурляхера, разработанного им в 1900 г., могли стрелять фугасными снарядами на дальность в 19,4 км. Цена вопроса сводилась к двум километрам. Безо всяких расчётов было понятно, что при увеличении угла возвышения до 35-40 град. эти самые километры будут преодолены. В результате невиданных ранее темпов разработки и внедрения в производство было своевременно изготовлено 20  усовершенствованных лафетов "для нужд Владивостокской крепости". При рекогносцировке на местности и «пристрелки» акватории по карте, лишний раз убедились в том, что управление стрельбой с батарейного КП по той её части, которая прилегала к противоположному берегу, т. е. на самых предельных дистанциях, представляет собой задачу едва ли разрешимую — не было ни соответствующих приборов управления стрельбой (ПУС), ни мощной оптики. Зато были туманы, облачность и осадки, снижавшие повторяемость видимости более 10 миль (18,5 км) весной и летом до 40-70%. Поэтому по дну залива проложили телефонный кабель, а на восточном берегу оборудовали два основных и четыре запасных замаскированных наблюдательных пункта для артиллерийских корректировщиков. Аналогичный замаскированный НП с телефонной связью оборудовали на о. Аскольд. Две 254/45-мм батареи на участке побережья Горностай-Кетовая, заблокировавших Уссурийский залив (в составе одноимённой минно-артиллерийской позиции), в силу своей сверхдальнобойности, позволявшей простреливать почти весь полуостров Муравьёва-Амурского, с равным успехом могли быть использованы и для дальней встречи неприятеля на Северном сухопутном фронте обороны крепости. Помимо них и Сапёрной батареи, лафеты на которой не менялись по причине и без того достаточной для места её дислокации дальности стрельбы, в Южном отделе обороны устанавливались три новых того же состава:

— на уссурийском берегу острова Русский между мысами Вятлина и Ахлёстышева (позднее её назовут Великокняжеской);

— на острове Шкота, расположенном к югу от острова Русский и соединённом с ним насыпной дамбой;

— на мысе Андреева острова Попова, расположенного в 3 кбт к юго-западу от острова Русский.

Значение этих трёх батарей, также как и батарей на участке Горностай-Кетовая, трудно переоценить. Став южным форпостом всего владивостокского укреплённого района, они отодвинули бы границу зоны свободного маневрирования кораблей противника более чем на 40 км (215 кбт) от бухты Золотой Рог, а самая близкая дистанция, на которую они могли бы безнаказанно приблизиться к Владивостоку (она определялась расположением стыка секторов обстрела уссурийских и южных батарей) составляла теперь 25 км (135 кбт), что исключало любую возможность обстрела города даже из самых дальнобойных корабельных орудий того времени. Необходимо отметить, что и сами 254/45-мм береговые орудия на новых лафетах превосходили по дальности стрельбы все без исключения морские артиллерийские системы, находившиеся на вооружении флотов ведущих морских держав.

3. Все имевшиеся и вновь поставленные 152/45-мм пушки планировались к установке на новые лафеты с наибольшим углом возвышения 40 град., что увеличило дальность стрельбы почти до 15 км (80 кбт)*. Теперь все пять 152/45-мм батарей Амурского залива могли простреливать его до противоположного берега, а огневая производительность их 30 орудий в зоне пересечения всех секторов обстрела составляла 150 снарядов в минуту, что при 5% вероятности (не слишком высокой при стрельбе по хорошо пристрелянной акватории) должно было дать 7,5 попаданий в корабль (корабли) класса броненосец или крейсер — желать чего-то большего было бы, наверное, несерьёзно.

Из Петербурга и Перми должно быть получено 49 вновь изготовленных 152/45-мм пушек — 30 для 5 новых батарей, 5 для доукомплектования некоторых до 6-орудийного состава.

Первоисточник: http://geum.ru/next/art-362564.leaf-4.php

(Небольшая сноска — если честно, я сначала даже не понял, что это альтернатива. И «срисовывал» это со своими изменениями, как реальные планы после РЯВ, а потом не стал убирать – весьма интересным показалось. Надеюсь Шишкин Александр Георгиевич (автор этого грандиозного опуса) простит меня за использование его труда «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ВАРИАНТ» в моей выдумляндии. Тем более, что я его не использую, а только упомянул).

       Если рассмотреть схему секторов обстрела береговых батарей по плану 1900 г. в целом (на рисунке все они не поместились), можно видеть, что, окружив плотным кольцом большую часть полуострова Муравьёва-Амурского и остров Русский, сектора эти образовали бы сплошной огненный вал, вставший стеной на пути потенциального агрессора.

    Но почти ничего сделано небыло. Хотя укрепления и батареи продолжали строиться, в ожидании своей артиллерии. Запланированные 254х45 и 152/45 уехали в Порт-Артур, а Владивосток остался со своими старыми пушками. В качестве временной (ох уж эта «временка» со своей постоянностью) меры, приняли план вооружения Владивостокской крепости передельными орудиями. И это единственное, что удалось сделать к 1904 году. По настоянию  ВК Алексея Александровича – переложили стволы старых орудий на новые лафеты. Которые  имели угол возвышения до 65 градусов. Орудия были 203-мм и 152-мм калибра. Так как эти орудия могли вести навесной огонь, их расположили в естественных  укрытиях вне зоны видимости и обстрела со стороны моря. По сути батареи были расположены на склонах сопок со стороны города. Это незначительно сократило дистанцию стрельбы в сторону заливов. Но в умах фортификаторов уже отложилось, что открыто стоящая недальнобойная артиллерия, с низкой скорострельностью – это просто выбрасывание денег на ветер. Такие орудия будут быстро уничтожены корабельной артиллерией и причем с большой дистанции, без какого либо ущерба для противника. Поэтому по принципу «из двух зол выбирают меньшее» и остановились на таком варианте. При этом телефонизированные, замаскированные командно-наблюдательные пункты оборудовали со стороны Амурского и Уссурийского заливов. То есть в сторону моря. Была еще одна причина установки орудий навесного огня – слабая бронепробиваемость старых пушек. А при навесном огне – есть возможность пробить палубу корабля противника.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

«Короткая 6-дюймовая морская пушка навесного огня образца 1898 года»

         Масса ствола с замком – 3200 кг, масса станка со щитом – 5299 кг, вес щита – 487 кг, масса в боевом положении – 8499 кг. Начальная скорость снаряда – 623 м/с, вес снаряда 41,5 кг, максимальная дальность стрельбы – 15580 м (84 кабельтовых). Станок позволял наводить орудие по горизонтали в пределах 360º, максимальный угол возвышения — +67,5º, максимальный угол склонения —  −5º. Орудие имело поршневой затвор и скорострельность до 6 выстрелов в минуту. В 1898 году четыре таких орудия отгрузили для канонерских лодок Амурской речной флотилии «Вогул» и «Орочанин». Морское ведомство заказало 24 орудия такого типа, для крепостей Владивостока и Порт-Артура. Владивостоку досталось 12 орудий – две батареи.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

152-мм орудие образца 1877 года на гаубичном крепостном станке образца 1898 года.

          Александровский завод предоставил новые лафеты для переделочных орудий на основе старых 6 дюймовох корабельных пушек с длинной ствола в 25, 28 и 32 калибра. Станки были по типу станка короткой 6-дюймовой морской пушки навесного огня образца 1898 года. Длинна орудия составляла 4267 мм, длинна нарезной части 3816 мм (25 калибров).  Вес ствола с замком 4177 кг. Вес станка-новодела 5230 кг. Вес орудия без щита (не предусматривался конструкцией) – 9407 кг. Орудие стреляло снарядами весом 41,5 кг с начальной скоростью 542 м/с. на максимальную дальность в 13350 метров. Станок позволял производить вертикальную наводку в пределах -3,5 ÷ +65º и на 360º по горизонтали. Таких орудий имелось 36 штук – 6 батарей. Орудие с длинной ствола 32 калибра имело следующие данные: длинна орудия составляла 5334 мм, длинна нарезной части 4877 мм.  Вес ствола с замком 5078 кг. Вес станка-новодела 5230 кг. Вес орудия без щита – 10308 кг. Орудие стреляло снарядами весом 41,5 кг с начальной скоростью 701 м/с.на максимальную дальность в 17616 метров. А тяжелыми снарядами весом 56 кг с начальной скоростью 578 м/с на 16354 метра. Таких орудий так же было 36 штук.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

203-мм морское орудие образца 1877 года на крепостном станке с центральным штырем, гаубичного типа образца 1900 года

       Путиловский завод предоставил новые лафеты для переделочных орудий на основе старых 8 дюймовох корабельных пушек с длинной ствола в 28 и 32 калибра. Станки были по типу станка короткой 6-дюймовой морской пушки навесного огня образца 1898 года, адаптированные для орудий большего калибра. Длинна орудия составляла 7112 мм, длинна нарезной части 6509 мм (32 калибра).  Вес ствола с замком 13710 кг. Вес станка-новодела 8523 кг. Вес орудия без щита (не предусматривался конструкцией) – 22233 кг. Орудие стреляло снарядами весом 98 кг с начальной скоростью 663 м/с.на максимальную дальность в 19118 метров. А тяжелыми снарядами весом 133 кг с начальной скоростью 583 м/с на 18597 метров. Таких орудий так же было 12 штуки – 3 батареи.

         Еще 8 орудий (2 батареи) было с длинной ствола 28 калибров. Они имели следующие ТТХ: Длинна орудия составляла 6096 мм, длинна нарезной части 5732 мм (28 калибров).  Вес ствола с замком 12989 кг. Вес станка-новодела 8523 кг. Вес орудия без щита (не предусматривался конструкцией) – 21512 кг. Орудие стреляло снарядами весом 98 кг с начальной скоростью 599 м/с.на максимальную дальность в 16917 метров. А тяжелыми снарядами весом 133 кг с начальной скоростью 536 м/с на 16703 метра.

       Всего во Владивостоке имелось 5 четырехорудийных батарей 203 мм «гаубиц» и 14 шестиорудийных батарей 152 мм орудий. Все гаубичные станки выполнялись по типу новых корабельных и позволяли стрелять по движущимся целям. ВСе старые орудия перевели на бездымный порох. Во Владивостоке имелись и 280-мм и 229-мм мортиры образца 1877 года. Но они проигрывали орудиям на новых станках по горизонтальному наведению и скорострельности. Поэтому числились противодесантными.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 6. Николаевск на Амуре, Корсаков, Владивосток.

Состояние береговой обороны Владивостока на 1904 год

(показаны сектора обстрела только батарей 203-мм калибра)

          С изменением состава артиллерии, изменили и план обороны. 203-мм батареи с орудиями в 28 калибров установили в сторону Амурского залива. Одну на острове Попова (7А), одну рядом с «Иннокентьевской» батареей (3А). Три батареи 32 калиберных орудий смонтировали в сторону Уссурийского залива.16А на острове Русском, на сопке со сторонц залива Новик. 10А в распадке над бухтой Кетовой. И батарею «Е» в распадке над мысом Энгельма. Эта батарея «ушла» за урез сухопутной обороны, но другого места для прикрытия минных полей на противоположном берегу Уссурийского залива небыло. Тем более, что данное положение считалось временным. Батареи 152-мм калибра расположили вдоль побережья в основном на капитальных позициях первоначального плана. Единственным изменением было то, что орудия убрали в закрытые искусственными валами капониры.

        Минные постановки так же претерпели изменения. Их разделили на первоочередные и постановки второй очереди. По плану в случае начала войны сразу же выставляются минные поля первой очереди. Полностью перекрывается Амурский залив: от полуострова Ломоносова до острова Попова. Полностью перекрывается залив Стрелок: от мыса Бартенева до мыса Корнильева. Вычставляются мины в проливе между островами Аскольд и Рейнеке. Следующая линия от острова Шкота в Уссурийский залив через острова Верховского до уровня траверз мыса Ахлестышева. Еще один участок идет от мыса Красный до до траверза мыса Седловидный и к возвращается к мысу Седловидный. Для судоходства запрещаются залив Амурский и залив Стрелок. Участок Уссурийского залива от островов Рикорда и Аскольд. Судоходство разрешено по маршруту через пролив Аскольд и северный проход от острова Скрыплева. Об этом сообщается в печати и всем судовладельцам Владивостокского порта лично. Оставшиеся не заблокированными участки заполняются минами при появлении эскадры противника. Для своевременного обнаружения которой в заливе Петра Великого на удалении 50 миль выставляется брандвахта из миноносцев оборудованных радиостанциями. В заливе Абрек стоит дежурный минзаг с целью по сигналу миноносцев перекрыть пролив Аскольд, пролив Стрелок от мыса Радионов до мыс Сысоев и далее разрыв в минном поле Уссурийского залива. Для прикрытия первой нитки мин из Владивостока выдвигаются канонерские лодки.

         По новому «временному» плану береговой обороны Владивостока тоже все выглядело хорошо. Так же блокировались проходы минами и имелась возможность их прикрыть артиллерийскими батареями. К июню 1905 года ожидались первые орудия 254/45 для установки в возводимые укрепления.

 

Ну вот как всегда очень много. Наверное никто читать не будет.

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account