«Эффект Бильбао»
«Никто не слышал о Бильбао, не знал, где это находится и как это пишется», — сказал директор Художественного музея Майами Тереис Райлне 2007 году в связи с 10-летием Открытия музея Гуггенхайма в Бильбао. В путеводителях двадцатилетней давности вы вряд ли найдете совет посетить Бильбао — главный город провинции Бискайя в Стране Басков, родину печально известной баскской сепаратистской организации ЭТА.
Бильбао был основан в 1300 г. на месте рыбацкой деревни. Выгодно расположенный к устье реки Нервьон, в 14 км от удобной океанской гавани, среди богатых ископаемыми гор и корабельных лесов, Бильбао вырос в крупный морской порт, финансовый, торговый и промышленный центр Испании, снабжавший всю страну сталью и станками. Уродливый ландшафт и отравленная природа — вот каким был Бильбао в середине XX столетия. Зажатая меж холмов речная долина превратилась в сплошную индустриальную зону: здесь размещались порт, корабельные верфи, железная дорога, заводы… Ржавые воды реки смердели так, что на берегу трудно было дышать.
70-е-80-е годы прошлого века были для Бильбао несчастливыми: экономический кризис, в особенности кризис судостроения, болезненно сказался на городе. Предприятия закрывались одно за другим, почти четверть жителей остались без работы, а в довершение ко всему в 1983 г. я Бильбао случилось невиданной силы наводнение.
В 1992 г. правительства Испании и Баскской автономии привлекли частные компания и творческие силы многих стран, чтобы осуществить грандиозную градостроительную программу и стратегический план реконструкций Бильбао. Процесс, который начался в Бильбао 20 лет назад и продолжается по сей день, многократно анализировался и описывался, по всё равно в триумфальном возрождении города остается что-то от чуда. Этот феномен называют «эффектом Бильбао», или «эффектом Гугенхайма». Однако считать, что город стал туристическим центром, обогатился и обновился лишь благодаря тому, что американский фонд Соломона Гуггенхайма упрощать суть дела. Реконструкция Бильбао не увенчалась бы успехом, не будь она комплексной, последовательной, глубоко продуманной. Однако строительство музея действительно стало для города переломным событием.
Сегодня Бальбао отмечен в путеводителях тремя звездами: «обязательно посетить!», и туристу вряд ли хватит одного дня, чтобы осмотреть город. Конечно же, нельзя миновать очищенный от вековой копоти старый квартал Каско Бьехо с его узкими улицами, над которыми нависают изящно застекленные эркеры домов. В переулках старого города царит вечное застолье: почти в каждом доме — ресторанчик или бар, мостовые сплошь заставлены огромными столами-бочками, вокруг которых по-домашнему располагаются посетители. На площади с готическим собором Сантьяго ощущаешь дух Страны Басков: журчит фонтах, звонят колокола, перебирает струны уличный гитарист. Достойны внимания пышные здания рубежа XIX-XX веков: театр, вокзал, ратуша — но, право же, самое впечатляющее, что есть в Бильбао, — город XXI века, открытый инновациям, культуре, искусству, комфортный для жизни и привлекательный для туристов.
Парад звезд
Дойдя по речной набережной до бывшего промышленного района Абандоибарра, в котором не так давно коптили небо заводы и шумел порт, перенесенный ныне в устье реки, мы словно попадаем на выставку современной архитектуры и городского дизайна под открытым небом. Здесь собраны работы крупнейших архитекторов планеты, тех, кого называют "Starchitecs" (гибрид английского «star», звезда, и "architects", архитекторы). Интернациональный парад архитектурных эвезд oткрывает испанец Сантьяго Калатрава. Представитель архитектурного направления био-тек, он вдохновляется природными формами. Фирменный стиль Калатравы : белый цвет, ажурность и легкость филигранных конструкции. Его подвесной пешеходный мост (1997) называется по-баскски Субисури — белый мост. Белоснежная наклоненная арка, подобная гребню волны или крылу чайки, поддерживает мост из стеклянных плиток с помощью тонких стальных тросов, которые можно сравнить со струнами арфы или косыми струями дождя. Чаще одна работа Калатравы для Бильбао — новый терминал аэропорта (2000), снаружи напоминает полураскрытую раковину, а изнутри — крону тропического растения.
Невесомый мост Субисури контрастирует с мощными зеркально-стальными башнями-близнецами Исодзаки Атеа (2007), построенными по проекту лидера японской архитектуры Араты Исодзаки. А чуть выше по течению реки сияет титановым покрытием звезда первой величины: филиал нью-йоркского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма (1997), или, как называют его жители Бильбао, «Е1 Goog». Оценив музей Гуггенхайма как «величайшее здание нашего времени», классик архитектуры XX века Филипп Джонсон выразил мнение многих. Автор проекта — выходец из семьи польских евреев-эмигрантов, американский архитектор Фрэнк Гэри (Эфраим Гольдберг), лауреат более чем ста наград, в том числе самой престижной в архитектурном мире Притцкеровской премии. Гэри сторонник деконструктивизма, экспериментального направления современной архитектуры, представители которого, в своем стремлении бросить вызов устоявшимся архитектурным нормам, обращаются к наследию русских художников-авангардистов начала XX века. Постройки Гэри больше напоминают гигантские абстрактные скульптуры, чем здания. Традиционные элементы дома — стены, колонны, окна — искривляются и распадаются, словно под воздействием неких сокрушительных сил, изломанные формы полны движения и энергии.
Облик музея, облицованного сверкающими титановыми листами, меняется с каждым шагом. Свободно изогнутые поверхности здания (их вряд ли можно назвать стенами) то почти растворяются, отражая небо, воды реки и бассейна, то сверкают серебром, как рыбья чешуя, и приобретают совсем уж фантастический вид при вечерней подсветке. Какие только ассоциации не вызывает это невероятное здание! Его сравнивают с космическим кораблем пришельцев и с парусником, с раскрывающим лепестки цветком и с плывущей рыбой. (Самому Гэри ближе всего образ рыбы, напоминающей архитектору о фаршированной рыбе его еврейской бабушки.) Далеко не все туристы находят время и силы, чтобы посетить музей Гуггенхайма, но зайти в его фантастический вестибюль необходимо!
Более чем необычные скульптуры оттеняют и подчеркивают красоту музея. Это 15-метровая композиция из 76 стальных шаров — работа индийского скульптора Аниша Капура; восьмиметровый металлический паук с телом-корзиной, в которой лежат паучьи яйца, — произведение франко-американской художницы и скульптора Луизы Буржуа; и, наконец, «Паппи», ставшая символом Бильбао 13-метровая скульптура-клумба в виде фигуры щенка терьера, плод фантазии одного из самых преуспевающих современных художников, американца Джеффа Кунса. 3а цветочной шерсткой Паппи ухаживает целая армия садовников, его изображениями полны сувенирные киоски, а фотография на фоне Паппи входит в обязательную программу каждого туриста, посещающего Бильбао.
Щенок-гигант особенно выразительно смотрится на фоне 165-метрового треугольного небоскреба Ибердрола (2012). Его создатель — уроженец Аргентины, а ныне американский архитектор с мировым именем Ссзар Пелли, автор генерального плана застройки района Абандоибарра. Среди архитектурных чудес Бильбао — торговый центр Субиарте (2004), творение теоретика архитектуры постмодернизма американца Роберта Стерна; бывшие винные склады, преобразованные экстравагантным французским дизайнером Филиппом Старком в культурно-развлекательный центр Альхондига (2010); университетская библиотека (проект испанца Рафаэля Манео, 2009) в ансамбле с Актовым залом университета (проект португальца Альваро Сиса, 2010). И Манео, и Снса — лауреаты Притцкеровской премии. Этой же премии были ранее удостоены иранка Заха Хадид, автор дерзкого проекта будущего жилого квартала на искусственном острове, и англичанин сэр Норман Фостер, который спроектировал для города суперсовременный метрополитен (1995). Павильоны метро, похожие на прозрачный панцирь улитки, жители называют в честь их создателя «Fosteritos». Они стали еще одной достопримечательностью Бильбао, равно как и бесшумные экотрамваи, словно прикатившие из будущего.
По воздуху через реку
Для того чтобы стать настоящим туристическим центром, Бильбао не хватало лишь памятника и включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И такой памятник появился в 2006 г.: им стал Бискайский мост, или Пуэнте Колганте — первый в мире летающий паром, сооруженный в 1893 г. в устье реки Нервьон и соединяющий пригороды Бильбао Португалете и Гечо. С первого же взгляда мост из ажурных металлоконструкций напоминает о своей знаменитой современнице — Эйфелевой башне. И не случайно; его спроектировал ученик Гюстава Эйфеля, баскский архитектор Альберто де Паласио.
Мост металлическим динозавром возвышается над провинциальными улочками Португалете. Между двумя башнями высотой 61 м натянуты тросы, на которых на высоте 45 м висит центральный пролет моста длиной более 160 м. Под мостом на тросах подвешена платформа-гондола. Скользя от одной башни к другой, гондола за полторы минуты переправляет через реку одновременно шесть автомобилей и несколько десятков пассажиров. Смысл у той оригинальной конструкции в том, что высокий «летающий мост» не мешает движению по реке крупных судов — именно то, что нужно для портового города. Пуэнте Колганте был выдающимся для своего времени инженерным сооружением, по его образцу в течение трех десятилетий строились подобные мосты в разных частях света.
Не менее интересно, чем пронестись над рекой в гондоле, подняться па одну из башен на лифте и перейти центральной пролет моста по деревя иному настилу. Этот проход был сооружен в 1999 г. и торжественно открыт в присутствии королевской четы. Путь по настилу совершенно безопасен, но от прогулки на пятидесятиметровой высоте захватывает дух. Однако смельчаки будут вознаграждены прекрасными видами на обрамленный горами город и порт в устье полноводной реки, соединяющей свои воды с Атлантическим океаном.
источник: Марина Аграновская "В зеленой Стране Басков"