Еще одна статья из ЖЖ нашего уважаемого коллеги
После неудачи с Armstrong Siddeley Hyena на фирме не сложили руки и приступили к созданию нового авиамотора, еще большего и по объему, и, естественно, по мощности — A.S.Deerhound. У "Борзой" в каждом ряду из трех теперь было по семь цилиндров, при этом немного увеличился объем каждого "горшка". Главный конструктор фирмы John Lloyd первоначально предлагал сделать охлаждение двигателя водяным, однако J.D.Siddeley (наверняка с подачи RAF) отверг весьма здравую с технической точки зрения идею. Начало работ над новым двигателем по-видимому 1934-1935года, в 1935ом же состоялся первый запуск Deerhound Mk.I.
Как и на Hyena на Deerhound'е цилиндры каждой отдельной "звезды" располагались друг за другом, линейно, что здорово облегчало задачу подачи топлива в каждый цилиндр и здорово усложняло задачу их охлаждения. (На американской четырехрядной "кукурузине" P&W R-4360 Wasp Major с ее "перекрученными" рядами впрочем здорово намаялись и с первым и со вторым). Авиамотор обладал завидно малым лбом — диаметр звезды составлял всего лишь 1117мм (44 дюйма), что где-то на 200-250мм меньше чем у двухрядных радиальных моторов близкой мощности.
1. Deerhound Mk.I. Возможно так выглядело капотирование двигателя первой модификации, первоначально установленного на Whitley Mk II
Создатели рассчитывали от нового мотора попадания в класс мощности 1500л.с., а предназначался он первоначально для установки на бомбардировщик по спецификации B.1/35. Фирма предложила на этот конкурс проект A.W.39, который представлял собой увеличенный A.W.38 Whitley с двумя Deerhound. Победителем A.W. не стала, но работы над перспективным двигателем конечно же продолжали идти. Первый "Дирхаунд" на заводских стендовых испытаниях выдал 1500л.с. при 2975 об/мин и литраже 38,2л, степень сжатия — 6,75, давление наддува — 239,4Па. Первым с новым мотором должен был взлететь Folland 43/37 — специализированный самолет для испытаний двигателей, однако он припозднился, и 6 января 1939 года совершил первый полет с "Борзыми" обычный серийный Whitley Mk II (K7243), единственно для компенсации возросшего веса мотоустановки в хвостовой части разместили балласт. На "Уитли" удалось добиться 1185л.с. взлетной мощности для мотора. Deerhound работал стабильно, единственной проблемой был перегрев цилиндров заднего ряда и, конечно, приличная недодача мощности.
Для решения этих проблем решено было увеличить оребрение цилиндров и ввести принудительное охлаждение двигателя, причем с обратным направлением потока внешнего воздуха. При переделке под заднее охлаждение пришлось перекомпоновать ряд вспомогательных агрегатов мотора. Кроме того увеличили объем цилиндров, теперь мотор стал 41 литровым. Работы над этой модификацией — Deerhound Mk.II — проходили уже под главенством нового главного инженера фирмы Стюарта Тресилиана (Stewart S.Tresilian), пришедшего из Rolls-Royce. После установки новой модификации мотора на тот же Whitley получили взлетную мощность 1350л.с. Полностью решить задачу нормального охлаждения мотора не удалось и в этот раз. В начале марта 1940 "Уитли" с "Дирхаундом" потерпел катастрофу, причем не по вине двигателя. За штурвал самолета сел не фирменный испытатель, а пилот RAF, видимо мало знакомый с повадками Whitley. Пилот слишком рано поднял хвост самолета, он скапотировал унеся жизнь незадачливого летчика и поставив точку на Deerhound Mk.II.
2. Whitley Mk II и Deerhound Mk.II
3. Whitley Mk II и Deerhound Mk.II
Последним из "Борзых" сделанных "в железе" стал Deerhound Mk.III, полностью переработанный Тресилианом. Двигатель был построен, ожидалось что на испытательном стенде он выдаст 1800л.с. Однако "ковентризация" смешала карты Armstrong Siddeley. В крупном налете немецкой авиации в октябре 1940 на город Ковентри сильно пострадало отделение фирмы занимающееся экспериментальными разработками. История "Дирхаунда" завершилась в октябре 1941, все наработки фирмы были переданы Rolls-Royce, а A.S. сосредоточилась на турбореактивных двигателях. Единственным уцелевшим мотором из всей программы стал Deerhound Mk.III, следы которого теряются в конце 70х.
Всего было изготовлено: Deerhound I — 4 двигателя, Deerhound II — 6, Deerhound III — 1.
Еще во времена шеф-конструктора Джона Ллойда на базе Deerhound'а предполагалось создать целое семейство моторов, все они остались на бумаге:
- Terrier — двухрядный, 14цилиндровый,
- Deerhound — трехрядный, 21цилиндровый,
- Wolfhound — четырехрядный, 28цилиндровый.
Под самый маленький из них — "Терьер" — был создан проект двухмоторного турельного истребителя A.W.34 по спецификации F.9/35 (заказ достался Boulton Paul Defiant).
4. Armstrong Siddeley A.W.34
Другой представитель этого семейства — Boarhound — увеличенный по литражу Deerhound.
Wolfhound по-видимому на A.S. забросили последним. В 1940 Тресилиан перепроектировал первоначальный проект, двигатель стал 24 цилиндровым четырехрядным, т.е. по 6 цилиндров в каждом ряду.
ТТХ
Диаметр поршня, мм 150
Ход поршня, мм 140
Объем, л 61
Предполагаемая мощность при 2800 об/мин — 2600-2800л.с.
Винты противовращения
Нагнетатель двухступенчатый.
"Волкодав" остался на этапе предпроектов, как и следующая модификация "Борзой" — Deerhound Mk.IV
Внешний вид двигателей одной модификации может отличаться, фотографии сделаны в разное время и относятся к разным периодам жизни "Дирхаундов".
Deerhound Mk.I
5.
6.
Deerhound Mk.II
7.
8.
Deerhound Mk.III
9.
10.
11. Deerhound Mk.VI
источник: http://p-d-m.livejournal.com/243716.html