В тени великих держав. Авиационный пулемет LKK / 42
Обычно при упоминании американского полудюймового пулемета Браунинг, в частности его авиационной версии, крайне редко вспоминают о его многочисленных клонах, выпускавшихся в разных странах мира. И уж тем более, не акцентируют внимание на том, что многие клоны превосходили базовую конструкцию.
Так, японцы в годы войны создали целую линейку собственных Браунингов калибра от 12.7 до 37 мм, бельгийское отделение фирмы Браунинг — Fabrique Nationale d’Herstal – выпускало экспортный вариант своего пулемета Browning M1921 под исключительно мощный французский патрон 13,2×96 мм Hotchkiss. В результате бельгийские Браунинги, состоявшие на вооружении в самой Бельгии, во Франции и еще ряде стран, по массе залпа почти в полтора раза превосходили американский аналог. Создала свою версию знаменитого пулемета и маленькая Финляндия, причем технический уровень финской версии соответствовал самым высоким стандартам, значительно превосходя американский аналог.
История создания финского пулемета началась перед самой войной, когда легкое вооружение основного финского истребителя Фоккер D. XXI стало очевидно не соответствовать времени. Попытка установки в крыло Фоккера швейцарской 20-мм пушки Эрликон FF была признана не слишком удачным решением и среди финских военных было признано, что наилучшим компромиссом был бы крупнокалиберный пулемет.
В конце 1938 года Бельгия предложила наиболее мощный из существующих в мире на тот момент авиационных пулеметов – упомянутый выше Браунинг, вернее его экспортный 13.2-мм аналог — Mitrailleuse d'Avion Browning — F.N. В ноябре 1938 года был заключен контракт на поставку 24 экземпляров 13.2-мм пулеметов Браунинг, 132 тыс. патронов к нему и лицензии на производство пулемета в Финляндии. Однако, в последний момент финны начали колебаться и вернулись к контракту лишь после окончания Зимней войны с СССР, весной 1940 года. Причем контракт был расширен до 230 экземпляров пулемета. Впрочем, получить их финны так и не успели. Бельгия была оккупирована немцами.
В том же 1940 году финны закупили большую партию американских истребителей «Буффало». Всего в Финляндию было поставлено 44 истребителя B-239, что сделало этот тип машины едва ли не самым массовым истребителем в финских ВВС. По западным, да и восточным тоже, меркам «Буффало» был истребителем слабеньким, однако у финнов он пользовался большой популярностью. Именно на нем выросла плеяда финских асов — Э.Юутиляйнен (92 победы), X.Винд (78 побед), Э. Лууканен (51 победа). Американские истребители были вооружены тремя – четырьмя 12.7-мм пулеметами Браунинг AN-M2, вернее их экспортными аналогами производства фирмы Кольт – MG.53. Параллельно финны предприняли шаги по закупке дополнительной партии пулеметов. Контракт от апреля 1940 года с Кольтом предусматривал поставку еще 230 пулеметов MG.53. И все бы было ничего, пока Финляндия рассматривалась странами западной демократии как жертва «кровавых большевиков». Но уже 2 июля 1940 года Конгресс США ввел эмбарго на поставку оружия в Европу, погружавшуюся в хаос мировой войны.
А выступив на стороне стран Оси, Финляндия и вовсе отрезала себя от поставок запчастей своего парка авиации, что вынудило рассчитывать лишь на собственные силы.
Попытка обратиться за помощью к нейтральной Швеции, ВВС которой успело получить партию бельгийских 13.2-мм Браунингов до оккупации Бельгии, не имело успеха. Не смотря на то, что шведы сами были заинтересованы в крупнокалиберных авиапулеметах, документацию на лицензионный выпуск получить не удавалось. Переговоры с немцами, фактически теперь владеющими бельгийской фабрикой Fabrique Nationale, выпускавшей пулеметы Браунинга, не имели результата. И немцы, и бельгийцы аппелировали к материнской компании Кольт, которая напрочь отказывалась продавать лицензию.
Лишь к концу 1941 года, немцы предоставили финнам комплект документации на производство пулемета Браунинг. Вероятно на тот момент вопрос о вступлении в войну США был не за горами и немцы плюнули на лицензионные права.
Работу над пулеметом под американский патрон 12.7х99 мм поручили государственному оружейному заводу в городе Тоурула – VKT — Valtion Kivääritehdas, мозговым центром которого был знаменитый финский оружейник-самоучка Аймо Лахти. Версия финского Браунинга получила обозначение 12,70 LKk/42, где первые цифры, как очевидно, обозначали калибр оружия, аббревиатура LKk — LentoKone Konekivääri – то есть, «авиационный пулемет», а 42 – год разработки.
Заказ на серийный выпуск 585 экземпляров пулемета LKk/42 последовал 6 июня 1942 года. Однако первые поставки состоялись лишь в июле 1943 года.
Осенью 1943 года первые финские пулеметы были впервые успешно испытаны на одном из истребителей «Буффало» — номер BW-382. Зимой 1943-44 года еще четыре «Буффало» — (BW-373, 377, 384 и 386) получили по паре крыльевых LKk/42. Осенью 1943 года пару крыльевых пулеметов LKk/42 получили восемь истребителей Кёртисс «Хоук» Н-75 (CU-578, 505, 506, 551, 553, 559, 562 и 581). Тогда же один из истребителей MS-406 (MS-646) получил пулемет LKk/42, установленный в развале цилиндров вместо изношенной пушки Испано.
Обычный боекомплект составлял 400 патронов у крыльевых пулеметов и 260 у синхронных. Новые пулеметы, установленные на старых предвоенных истребителях, сохранили такой анахронизм, как тросовую систему перезарядки. Видимо финны решили не заморачиваться капитальной модернизацией стремительно устаревающих самолетов.
Изначально проектировался под установку трех LKk/42 финский аналог истребителя «Буффало» — «Humu». Но проект «Humu» завяз практически до самого конца войны, когда полностью потерял боевую ценность.
Еще одним самолетом, получившим на вооружение пулеметы LKk/42, был истребитель финской конструкции «Myrsky II». Достаточно современный на момент начала разработки в 1941 году, к моменту запуска в серию в 1944, этот истребитель уже не представлял особой боевой ценности и был тиражирован лишь в нескольких десятках экземпляров.
Вооружение его составляли четыре синхронных пулемета LKk/42, расположенных над мотором. Боекомплект внутренней пары составлял 220 патронов на ствол, наружной – 260. Дистанция сведения 400-600 метров.
Синхронные пулеметы LKk/42 на истребителе Myrsky II .
Надо отметить, что финские оружейники справились с задачей на отлично. Пулемет LKk/42 значительно превзошел по характеристикам американский AN-M2 и по темпу стрельбы, достигшей 1000-1100 выстр/мин, скорее соответствовал AN-M3, принятому на вооружение в США в самом конце 2-й Мировой войны. Это было достигнуто уменьшением на 100 мм длины ствола, хотя при этом баллистика системы практически не пострадала.
Мощность залпа из четырех стволов LKk/42 была такова, что по свидетельству пилотов истребителей «Myrsky», самолеты изрядно теряли скорость в воздухе при стрельбе.
Ресурс стволов LKk/42 при стрельбе в воздухе мог достигать 4000 выстрелов. Правда, на первых порах стволы пулеметов первых серий выпуска имели свойство к образованию трещин, причиной которого было вероятно качество примененной стали. Впоследствии ствол финских браунингов получил наружное оребрение для более эффективного охлаждения.
В пулемете использовалась рассыпная металлическая лента оригинальной финской конструкции, взаимозаменяемая со штатной американской лентой. Подача ленты осуществлялась с любой стороны пулемета. Финский пулемет унаследовал от исходника неприятную особенность Браунинга – изрядную потерю в темпе стрельбы при синхронизации. В зависимости от режима работы двигателя у LKk/42 он составлял от 550 до 850 выстр/мин., что правда, все равно было выше, чем у крыльевых американских AN-M2 и, во всяком случае, не меньше, чем у наших УБС. Финские «Буффало» и «Хоуки», вооруженные парой LKk/42 по массе залпа практически не уступали нашим Як-9, вооруженным моторпушкой и одним синхронным УБС.
Выпуск пулеметов LKk/42 на заводе в Тоурула осуществлялся до конца 1945 года сравнительно большой серией для финской промышленности. Всего было изготовлено около 500 экземпляров.
С окончанием войны большая часть выпущенных пулеметов LKk/42 оказалась невостребованными и так никогда и не поднялась в воздух – время авиационных пулеметов стремительно катилось к закату. Отправлялись на склады и демонтированные со списанных самолетов повоевавшие пулеметы.
В 1947-48 годах большое количество хранившихся на складах пулеметов было решено использовать в качестве зенитных установок. Пулеметы монтировались на одно-, двух- и четырехствольных установках на зенитных тумбах. Правда практическая ценность таких установок была невелика. Чисто авиационный пулемет с огромной скорострельностью и облегченным стволом просто не выдерживал длительной стрельбы в «сухопутной» версии. Рекомендованная длина непрерывной очереди в этом исполнении не превышала 30-40 выстрелов.
Тем не менее, еще в 1956 году на вооружении Финляндии еще находилось 254 пулемета LKk/42 в на одно-, двух- и четырехствольных зенитных установках и еще 183 штуки находились в резерве. Эти зенитные установки, как правило, осуществляли ПВО финских военных аэродромов, а поскольку в послевоенное время Финляндия взяла курс на нейтралитет, то и служба старых пулеметов была долгой и спокойной.
Более того, в 80-е годы пулеметам вновь довелось подняться в воздух. На этот раз пулеметами-ветеранами заинтересовались шведы.
Выводимые из боевых частей шведские истребители J.35 «Дракен» и штурмовики «Хоук» массово переводили в учебные эскадрильи. Учебные версии в целях экономии перевооружили с пушек на пулеметы и финские Браунинги пришлись как раз кстати. Испытания «пулеметных» «Дракенов» успешно прошли в 1983 году. Однако массово использовать их не стали.
Калибр, мм |
12,7 |
Тип автоматики |
короткий откат ствола |
Темп стрельбы, выст/мин |
1000-1100 |
Начальная скорость пули, м/с |
700-835 |
Масса пулемёта, кг |
24,25 |
Длина орудия, мм |
1350 |
Длина ствола, мм |
810 |
Тип патрона |
12,7×99 |
Ёмкость магазина |
лента |
Масса пули, г |
42-49 |