Уважаемые коллеги. Многие из нас не раз отмечали, что предлагаемые нами образцы вооружений и другие частные решения не дадут эффекта без разрашения таких общих вопросов, как организация и подготовка. Осуществление вооружения, его образ и характеристики весьма зависят от облика армии, для которой оно предназначено. Дабы показать, что образцы создаются не для несовершенной РИ армии и не для некоей абстрактой, следует определить эти общие вопросы.
Обращаю внимание, что в предлагаемом варианте отсутствуют ограничения RustyBollard’а
— технологическое — поскольку в «лучших» образцах попаданческих текстов супертехнологии отсутствуют и без того. Возможности супертехнологий и так надёжно ограничены отсутствием соответствующих знаний у попаданцев (у авторов). С другой стороны, если найдётся автор, способный аргументировать возможность какой-либо из супертехнологий до войны, то вряд ли можно будет помешать ему описать процесс создания и применения сего кунштюка.
— временнОе — поскольку оно не позволяет создать нормальную армию, а лишь палиативную, кривую. Фактически подготовка к любой очередной войне начинается с началом строительства армии. В СССР это реформы Фрунзе, 1924-25й. Этот момент и прият для попадания.
Кроме того, для упрощения условностей принято попадание непосредственно в Сталина.
«…подготовка страны к обороне… …является главной задачей генерального штаба… …в системе управления Красной Армией одних только верховных органов столько, что они раздёргивают её в разные стороны, и ответственность каждого из них при том не определена». — М. Н. Тухачевский, 1927.
Итак, речь идёт не о какой-то степени сокращения аппарата военного управления, а о крайней его оптимизации.
Сразу можно заметить, что Совет Национальностей назван Территориальным Советом. Тем самым предлагается нейтрализовать одну из грубейших ошибок «вульгарных коммунистов» – их национальную политику. Суть национальной политики марксизма, в общем, состоит в изжитии в высокоразвитом обществе понятия «нация» как культурного, социального и, тем более, политического явления. Более того — Сталин сам является автором одной из первых не-ленинских статей в российском рабочем движении, посвящённых противостоянию культурно-национальной автономии – «Марксизм и национальный вопрос». Однако при создании государства этот принцип соблюден не был, не вернулись к нему и в дальнейшем. Крайне важно исправить данную ситуацию и в принципе и в военном отношении. Если мы признаём все нации объединяемого государства как развитые достаточно для этого объединения, то мы обязаны иметь и их полное и окончательное культурное, социальное и политическое объединение. В противном случае государственное объединение невозможно. Поэтому, с одной стороны, Союз следует делать не столь интегрированным как в РИ, а как союз независимых государств; но, с другой стороны, республики, готовые к полному культурному, социальному и политическому объединению (или, как минимум, критические для объединённого государства, то есть Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан) должны быть интегрированы абсолютно и окончательно, с изжитием социального и политического национального различия. Для остальных такое изжитие национального различия должно быть поставлено условием интеграции.
Далее схема демонстрирует изменение положения Военного Совета. В РИ Революционный Военный Совет Республики был создан, как высший орган руководства всей военной деятельностью. Оптимизированная же схема предусматривает вместо РИ некоего расплывчатого иррегулярного «поля военного управления» (если не сказать – «гуляй-поля») чёткую структуру зависимостей, в которой часть органов исчезает с ликвидацией дублирования, а часть меняет своё назначение. И поскольку предлагается передача всей полноты военного руководства непосредственно военным, штабу, то Военный Совет при реформе становится лишь одним из звеньев системы военно-политического решения, причём даже не самым главным из них. При этом никаких органов выше ЦИК/Верховного Совета или руководящих органов внутри ЦИК/Верховного Совета не предусматривается (партия – отдельный разговор). Президиум есть всего лишь частью ЦИК/Верховного Совета, исполняющей функции организационной комиссии, в том числе и между Сессиями принимающей решения, не терпящие отлагательства, каковые решения затем на следующей Сессии подтверждаются или отвергаются полным составом ЦИК/Верховного Совета. То есть как раз наоборот, формально Президиум находится в подчинении к ЦИК/Верховному Совету, и в случае, если решение Президиума, принятое без одобрения всего ЦИК/Верховного Совета, имеет плачевные последствия, Президиум может крепко за это ответить (теоретически). Вот в этой системе и предлагается поместить Военный Совет, как часть уже Президиума, наделенную правом принимать наиболее экстренные политические решения в случае, когда собрать весь состав Президиума в некоторый срок не удаётся. А фактически Военный Совет нужен для экстренного принятия единственного решения – на начало боевых действий. При этом, опять же, принимая данную функцию от Президиума, Военный Совет находится к нему в подчинении.
Военная функция ЦИК/Верховного Совета состоит в исчерпывающем законодательном определении функционирования системы обороны, а также в контроле соблюдения этого определения. Каждая из двух палат ЦИК/Верховного Совета организует в своём составе Постоянную Комиссию по Вопросам Обороны, которая по поручению соответствующей палаты координирует подготовку законопроектов, имеющих отношение к обороне, и проводит инспекции по вопросам обороны. Такими же полномочиями обладает и любая другая постоянно или чрезвычайно организованная группа ЦИК/Верховного Совета, как и любой отдельный депутат ЦИК/Верховного Совета.
Собственно военное руководство осуществляется только органами непосредственного командования вооружёнными силами – их главными штабами. Все остальные органы военного руководства, которые в РИ были равного и даже более высокого статуса, нежели Генеральный Штаб — такие как Наркомат по Военным и Морским Делам/Обороны, Главное Управление РККА и прочие управления — упразднены или подчинены главным штабам вооружённых сил. Это сделано потому, что невозможно ожидать, чтобы одно дело — ладно бы исполняемое – управляемое разными ведомствами, трактовалось ими однообразно. Желающие ощутить всю «прелесть» подобной «скоординированной» работы могут попробовать забить гвоздь вдвоём, когда один его держит, а другой бьёт молотком. Понятно, что при сокращении органов военного управления оставлен тот, который непосредственно командует боевыми элементами и от которого отказаться невозможно в любом случае – это штаб. Как конкретно управления подчинены штабам вооружённых сил, рассмотрим в следующей части.
Командующие вооружёнными силами подчинены ЦИК/Верховному Совету не функционально, то есть не тем, что выполняют его прямые распоряжения, а
— назначением на свой пост ЦИК/Верховным Советом,
— управлением деятельностью своих сил в рамках законодательного определения, созданного ЦИК/Верховным Советом,
— своёй подотчётностью ЦИК/Верховному Совету.
Имеются три независимые друг от друга вооружённые силы:
— Красная Армия (не Рабоче-Крестьянская, а просто Красная, поскольку следует признать нужду и в других профессиях);
— Красный Военный Флот (не Военно-Морской Флот, не «масло масляное»);
— Красные Воздушные Силы.
Однако поскольку Красные Воздушные Силы действуют над сушей и значительно коррелируют в своих действиях с Красной Армией, это отражается в порядке их подчинения. Командующий Красными Воздушными Силами является Членом Генерального Штаба Красной Армии. Тем самым он подчиняется лишь Главнокомандующему Красной Армией, но больше никому, и никакая часть Красных Воздушных Сил не входит ни в какую часть, соединение или объединение Красной Армии и не подчиняется никакому командующему Красной Армии. Лишь непосредственным приказом Командующего Красными Воздушными Силами командующий оперативного воздушного командования* или командующий воздушной армией может быть обязан к тесному взаимодействию соответственно с общевойсковым оперативным командованием* или с фронтом.
(*Оперативное командование – объединение организационным уровнем выше фронта (воздушное оперативное командование – выше воздушной армии), локализованное определённым ТВД. Создаётся на уровне Генерального Штаба.)
Главные штабы сил составляют командующие военных округов, оперативных командований и фронтов, а также начальники управлений аппаратов этих главных штабов. Главные штабы сил осуществляют полное и безраздельное руководство соответствующими силами в подготовке и ведении боевых действий. При этом все аспекты повседневного существования вооружённой силы трактуются как подготовка к боевым действиям.
Территория страны разделена на военные округа Красной Армии, военно-воздушные округа Красных Воздушных Сил и военно-морские районы Красного Военного Флота. Все эти единицы соответствуют административному делению и включают по нескольку областей. Военно-воздушные округа не обязательно соответствуют военным округам, но на территории одного военно-воздушного округа размещается целое число военных округов, и наоборот. Военно-морские районы совершено не соответствуют округам и включают прибрежные воды только акватории Мирового океана, то есть, например, уже Каспийское «море» в зону действия Красного Военного Флота не входит.
Есть два исключения независимости военных сил, касающихся их взаимодействия. Одно из них – взаимодействие Красной Армии и Красных Воздушных Сил — уже упомянуто. Второе исключение касается применения морской авиации. Поскольку Красные Воздушные Силы представляют собой исключительно оперативно-тактическую авиацию, вооруженную лишь типом истребителя-бомбардировщика, то для немногих редких случаев, требующих действия тяжёлых типов по наземным целям, привлекается морская авиация.