В мире колониальной экзотики. Крейсер «Керсэн». Франция

17

К концу 19-го века Франция построила вторую в мире по размерам колониальную империю. Огромные территории в Африке, Индокитай, острова в трех океанах нуждались в многочисленных кораблях для несения стационарной службы. Во французском флоте традиционно подобная служба ложилась на авизо, специфически французский тип корабля, сочетавший качества канонерских лодок, колониальных крейсеров, посыльных судов.

В мире колониальной экзотики. Крейсер «Керсэн». Франция

В 1890 году была начата разработка программы по строительству кораблей для заморских станций на замену устаревших кораблей типов «Бурсэн» и «Шассёр». В программу входили крейсера-стационеры типа «Декарт» и колониальные канонерки типа «Сюрприз». Также 4 ноября 1890 года морской министр Барбей дал Строительному совету распоряжение рассмотреть техзадание на авизо 1-го класса для службы на дальних станциях.

У Барбея было готово уже свое техзадание-водоизмещение до 1000 тонн, осадка кормой до 4,4 метров, паровая машина тройного расширения, скорость 13 узлов при естественной тяге, дальность плавания 3500 миль 10-узловым ходом, угольные ямы с запасом топлива для дальности в 4500 миль. Вооружение- одно 138-мм орудие (на полубаке), пять 100-мм орудий (одно на юте и четыре на спонсонах) и семь облегченных 37-мм скорострельных пушек. Бронирование- 40-мм закаленная сталь для щитов 138-мм и 100-мм орудий и боевой рубки. При этом кораблю полагалось полное парусное вооружение трехмачтового барка, стальной корпус с деревянной обшивкой и экипаж в 100 человек.

Строительный совет скорректировал требования- скорость увеличена до 14 узлов (15 при форсировании), дальность до 4000 миль на 10 узлах. Водоизмещение при этом выросло до 1340 тонн. По требованию Совета на марсах должны были стоять 37 мм револьверные пушки.

Спецификацию на новый корабль 3 февраля 1891 года разослали государственным и частным верфям для подготовки проектов на конкурс.

Из семи проектов, поступивших на Совет к заседанию 9 февраля 1892 года был выбран проект инженера Эжена Ипполита Раймона. Доработанный проект Раймона в окончательном варианте был рассмотрен Советом 17 октября 1893 года.

Первоначальные планы Раймона по установке 20 мм карапасной палубы над силовой установкой с 6 мм противоосколочной палубой под ней не удалось реализовать. Совет также потребовал увеличения размеров боевой рубки до семиместной.

Судостроительная программа 1895 года (одобрена в марте 1894 года) предусматривала постройку на арсенале авизо-стационера под заводским номером S2 по проекту Раймона.

14 мая 1895 года новый морской министр Беснар распорядился начать постройку авизо-стационера под именем «Керсэн» на арсенале Рошфора. В программе 1896 года (одобрена в мае 1895 года) планировалось строительство еще одного подобного корабля (заводской номер S1) на Тулонском арсенале, но 13 июля 1895 года бюджетной комиссией все колониальные стационеры исключены из судостроительной программы, 24 октября выданные на них кредиты были аннулированы.

Имя авизо получил в честь Ги Франсуа Коэтнемпрен де Керсена (1703-1759), французского морского офицера, отличившегося в Семилетней войне. Это имя активно использовалось для кораблей французского парусного и парового флота.

«Керсэн» был заложен на арсенале в Рошфоре 19 августа 1896 года, спущен на воду 28 августа 1897 года, подготовлен к испытаниям 10 июня 1898 года. Корабль был назначен в Эскадру Севера 5 октября 1898 года. 3 ноября 1898 года он прибыл в Рошфор для окончательной подготовки к кампании. Испытания были завершены 7 ноября 1898 года, а 11 ноября 1898 года он вошел в строй.

По классификации корабль считался стальным шлюпом, авизо 1-го класса, но в прессе чаще всего именовался безбронным крейсером 3 класса.

Французский флот официально предусматривал для авизо 1 класса использование в качестве крейсеров.

«Керсэн»  «Kersaint» Arsenal de Rochefort. Заложен 1896. Спущен на воду 28 августа 1897. Вступил в строй октябрь 1898 года. Погиб 5 марта 1919 на коралловых рифах в районе о.Таити

Водоизмещение 1276 ( 1296,419) тонн; длина между перпендикулярами 68,65 м, наибольшая 71,55 м, ширина 10,49 м (наибольшая по спонсонам 11,4 м), осадка средняя 4,248 м, наибольшая кормой 4,831 м;

Двигатели-одна четырехцилиндровая вертикальная паровая машина тройного расширения, четыре ( по др. данным восемь) водотрубных котлов Лаграфеля и д’Аллеса (15 атм.) фирмы «Фрэссине»; проектная 2200 л.с.; 2400 л.с., скорость 16,1 узла; запас топлива: 196/247 т угля + 17 т нефти; дальность плавания 2033 мили на скорости 15,326 уз ; экипаж: 120 -146 человек.

Бронирование (закаленная сталь): щиты орудий 54 мм, боевая рубка 40 мм;

Вооружение: одно 138-мм/45 орудие М1893, пять 100-мм/45 орудий М1891, одна 65-мм/16 десантная пушка М1881, семь 37-мм револьверных пушек (в 1917 заменены на 2 пулемета M1907). прожекторы: два 40-см;

Авизо со стальным корпусом и таранным форштевнем, подводная часть обшита деревом и медью. Корабль имел две трубы и три мачты с парусным вооружением баркентины. На испытаниях 17 сентября 1898 года «Керсэн» продемонстрировал 16,114 уз при мощности 2399,5 инд. л.с..

138 мм орудие размещалось в носовой части, одна из 100 мм-на корме, а четыре-в бортовых спонсонах.

После начала Первой мировой войны с крейсера были сняты три кормовых 100-мм орудия, их вернули в январе-феврале 1915 года, тогда же добавили два пулемета М1907. В 1917 году с корабля демонтировали пять 37-мм револьверных пушек из-за плохого технического состояния.

Готовый корабль 13 ноября 1898 года покинул Рошфор и перешел в Брест. Уже 15 января 1899 года его отправили в индокитайский Хайфон на замену авизо «Бенгали» в составе Морской дивизии Аннама и Тонкина.

В 1900 году корабль участвовал в действиях по подавлению восстания боксеров в Китае.

15 сентября 1907 года корабль ушел из Сайгона в Нумеа, где 14 октября 1907 года заменил авизо «Воклюз» в составе Морской дивизии Восточной части Тихого океана. Крейсер занимался поддержанием порядка на Новой Каледонии, островах Фиджи, Уоллисе и Новых Гебридских островах. Экзотики -море.

Во время мировой войны крейсер нес службу на Тихом океане.

В ноябре 1917- июне 1918 года у крейсера в Сайгоне заменили котлы. Новые котлы были изготовлены во Франции в декабре 1916 года для греческих эсминцев, захваченных при нейтрализации греческого флота.

8 декабря 1918 года крейсер в составе эскадры интервентов прибыл во Владивосток.

Крейсер потерпел кораблекрушение 5 марта 1919 года на коралловом рифе в бухте Папетоай (Papetoai) в заливе Опуноху на острове Муреа (Moorea) около острова Таити. Попытка спасения, предпринятая новозеландским кораблем «Флора», потерпела неудачу. «Керсэн» был исключен из списков флота 18 июля 1919 года. Продан на слом 27 февраля 1920 года мсье Пакьеру с Муреа.

В мире колониальной экзотики. Крейсер «Керсэн». Франция

Источник — https://dzen.ru/a/ZDQOVG3IxCOEVCug

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account