В этот день в 1955 году в Севастополе был подорван линкор «Новороссийск». Версий этого катастрофического происшествия (погибло более 600 человек, вечная память нашим погибшим морякам!) довольно много, но наиболее непротиворечивая – уничтожение потенциального носителя ядерного оружия британскими диверсантами (возможно, с участием итальянских «коллег»).
С одной стороны — зачем в мирное время уничтожать устаревший корабль ("Юлий Цезарь" был построен итальянцами еще до 1-й мировой войны, модернизирован в 30-е годы, передан СССР в 1949 году, до него у нас на СФ "торчал" британский старичок "Ройал Соверен", в виде "Архангельска")? А с другой, теоретически, линкоры ЧФ и БФ, находясь в территориальных водах Болгарии и ГДР, соответственно, были способны обстреливать экстрадальними спец.снарядами (если бы таковые появились и имели бы проектную дальность — но британцы подробностей могли и не знать, а "у страха глаза велики") районы черноморских и балтийских проливов.
Ну, а вскоре после потери «Новороссийска» оставшиеся у нас 2 линкора были разделаны на металл, а ракеты получили «зеленый свет» везде. Вообще, наш флот, начиная с линкора «Императрица Мария» и заканчивая подводным крейсером «Курск» остается кладезем тайн, ну, или источником вдохновения для последователей теории заговоров.
И вот одна из версий, кто мог бы стать виновником гибели линкора:
Если следовать британскому "следу" в трагедии 1955 года, то наиболее вероятным орудием была сверхмалая подлодка Stickleback.
К середине 50-х оставшиеся сверхмалые подлодки типа XE (7 и 8), использовавшиеся англичанами во ВМВ были уже выведены из состава флота, для их замены разработан и реализован новый проект — Х51. Корабли специально предназначались для установки ЯДЕРНЫХ мин в советских военно-морских базах (в англоязычных описаниях проекта скромно указывается Кронштадт — видимо в память о налете британских торпедных катеров в 1919 году или чтобы отвлечь от других — например Севастополя). Ясное дело, такое оружие было предназначено не для использования в разгар ядерной войны в Европе (Америку нам тогда было практически не достать), а в качестве оружия ПЕРВОГО УДАРА. Основой для разработки ядерных морских мин (проект Cudgel) послужили авиационные бомбы (сначала Blue Danube, затем Red Beard).
Но, безусловно, лодка могла нести и обычные заряды (2 по 2т), в т.ч. опробованные в годы ВМВ на немцах и японцах. Всего было построено 4 подлодки, головная — Stickleback — вступила в строй в июне 1955 года, т.е. времени до конца октября было немного, но вполне достаточно, чтобы опытный экипаж освоил новую технику…
В 1958 Stickleback передали шведам — для организации охраны ВМБ, в 1977 вернули англичанам и сейчас она стоит в музее подлодок в Госпорте — можно посмотреть…
P.S. Да, а недавние "откровения" итальянских ветеранов 10-й флотилии MAS ("люди-лягушки" князя Боргезе) — не более как попытка срубить себе добавку к пенсии…
Источник — http://nosikot.livejournal.com/1320173.html