Универсальный 12,7 мм авиапулемёт Березина. СССР
В статье, посвящённой альтернативному советскому истребителю МиГ-18 М «Скат» упоминалось, что данный самолёт вооружался 12,7 мм пулемётами Березина. Оружие не самоё известное, так что думаю, многие о нём захотят узнать поподробней.
13 апреля 1939 года, ровно 75 лет назад, на вооружение Красной Армии постановлением Комитета обороны был принят синхронный пулемет БС конструкции М. Е. Березина. Проектирование мощного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета конструктор начал еще в 1937 году. Пулемет изначально создавался под мощный патрон от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре-декабре 1938 пулемет БС прошел серию заводских и полигонных испытаний. 13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых испытаний пулемета, на основании постановления Комитета обороны он был запущен в серийное производство.
12,7-мм авиационный пулемет создавался для борьбы с самолетами противника — истребителями и бомбардировщиками. Это и было его основным предназначением. Пулемет относился к системам автоматического оружия, действие которых основано на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе пулемета. Запирание канала ствола при выстреле производится за счет особого клина, в отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, в которых оно осуществлялось за счет перекоса затвора. Пулемет Березина оснащался механизмом ударникового типа, который приводился в действие от специальной боевой пружины.
Имеющийся спусковой механизм обеспечивал ведение лишь непрерывной стрельбы, шептало пулемета было оснащено буфером. Питание БС патронами осуществлялось при помощи звеньевой металлической ленты, механизм подачи ленты был ползункового типа. При этом подача патронов из приемника в патронник была не прямой. Под стволом пулемета был размещен возвратный механизм пружинного типа, который соединялся с затворной рамой при помощи специального вкладыша. Экстракция стреляной гильзы происходит с помощью зацепов затвора, а ее отражение — последующим в ленте патроном. В затыльнике авиационного пулемета располагался специальный буфер подвижных частей. Крепление ствола пулемета к ствольной коробке производилось при помощи клина.
К достоинствам данного 12,7-мм пулемета БС можно было отнести: удачную компоновку отдельных механизмов и всего автомата в целом; простое заряжание и разряжание; высокий темп стрельбы; быструю смену ствола и устранение задержек; сравнительно малое количество деталей и простое устройство механизма. Первый авиационный пулемет БС был выпущен уже в октябре 1938 года. Проведенные на заводе испытания продемонстрировали его хорошую живучесть и надежность работы его автоматики. Два других авиационных пулемета, которые были собраны в декабре того же года, также успешно прошли серию наземных испытаний.
Несмотря на наличие ярких положительных качеств, пулемет БС обладал и рядом достаточно серьезных недостатков. Главным из них можно назвать трудности с перезарядкой пулемета в воздухе при помощи тросовой системы, которая требовала от пилота больших физических усилий, иногда в самые решительные и ответственные моменты боя. Помимо этого, были выявлены дефекты, связанные с недостаточной живучестью некоторых деталей автоматики, и также требовали устранения причины появления некоторых задержек в работе пулемета.
Принимая всё это во внимание, конструктор-оружейник приступил к работе над усовершенствованным образцом своего пулемета, который получил обозначение УБ (универсальный Березина). Пулемет был создан в трех различных вариантах, которые менялись в зависимости от места установки: синхронный — УБС, крыльевой — УБК и турельный — УБТ. При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов были сохранены идентичными, за исключением ударного и спускового механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования данного оружия. В УБК и УБС использовалось дистанционное управление системой перезарядки пулемета в случае появления задержек в стрельбе во время полета. Перезарядка осуществлялась с использованием сжатого воздуха.
Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. При этом в связи с невозможностью применения данной системы на турельной версии пулемета (причина была в габаритах кабины) конструктор Г. И. Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа.
Войсковые испытания новой версии пулеметов состоялись в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м авиационном истребительном полку на самолетах И-153 и И-16. Всего испытаниям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общей сложности 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха доходила до -42-48 градусов по Цельсию.
Действие на работу пулемета Березина инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона во время выполнения различных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая небольшое число задержек. При этом при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки могли выпустить в среднем по 1470 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.
После успешного выполнения основной программы испытаний в воздухе пулеметы были подвергнуты испытаниям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. При этом новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, которые отстреливали его в воздухе. Старший лейтенант Крючков докладывал, что в процессе проведения войсковых испытаний пулемет БС продемонстрировал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. Во время испытаний пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав лишь несколько легко устранимых задержек в стрельбе. Поэтому Крючков считал работу пулемета отличной, такого же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его испытаниях. Комиссия, которую возглавлял Герой Советского Союза полковник Н. П. Каманин, в своем заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал испытания и может быть принят на вооружение.
22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что он поспел как раз вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по различным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах.
Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Березин без каких-то серьезных конструктивных изменений смог легко переделать свой авиационный пулемет в 20-мм авиационную пушку, которая получила обозначение Б-20 и использовала штатные снаряды от пушки ШВАК. Также во время войны было предпринято несколько попыток использовать пулемет Березина в сухопутных войсках. Так, в 1941 году испытания проходила установка И. С. Лещинского, которая предполагала монтаж 12,7-мм пулемета Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.
Уже после завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для увеличения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность пулемета возрастала приблизительно в 1,5 раза, но одновременно с этим резко снижалась надежность работы автоматики пулемета. В результате этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение.
Синхронные пулеметы Березина УБС были установлены на многих моделях советских истребителей, в частности: И-15, И-153БС, И-16 типа 29, Як-1Б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
Крыльевые пулеметы Березина УБК были смонтированы на пикирующем бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15, также они могли использоваться на самолете МиГ-3, подвешиваясь на специальных крыльевых контейнерах.
Турельные пулеметы Березина УБТ устанавливались на советские бомбардировщики и штурмовики СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ил-4, Ту-2 и Пе-8.
Тактико-технические характеристики УБ:
- Масса: УБС — 21,45 кг, УБК — 21,14 кг, УБТ — 21,43 кг.
- Используемый патрон: 12,7х108 мм.
- Скорострельность: УБК и УБТ — 800-1050 выстр./мин, УБС — 700-800 выстр./мин.
- Начальная скорость полета пули: 814-850 м/с.
Источник — https://topwar.ru/43382-universalnyy-pulemet-berezina-otmechaet-yubiley.html