За счет борьбы с нелегальной торговлей горючим Греция надеется получить миллиард евро прибыли. Как же осуществляется контрабанда бензина?
Самый «взрывоопасный» пункт в перечне реформ, которые надлежит осуществить Греции, – целенаправленная борьба с контрабандой бензина. Из-за нелегальной торговли бензином казна Греции теряет целое состояние. Ущерб, нанесенный ей за последние 20 лет, оценивается в 25 млрд. евро. Однако правительство не может решить эту проблему. Ведь за ней стоят преступные группировки и коррумпированные таможенники и полицейские. Ситуация в стране прямо-таки подталкивает к обману: цены на бензин в Греции одни из самых высоких в ЕС. Цена на 64% состоит из налогов и сборов.
Шайки контрабандистов используют хитроумные пути, чтобы обмануть государство. Мы расскажем о четырех излюбленных трюках контрабандистов.
1. На заправках
До 10% горючего, реализуемого в Греции, фальсифицировано. Особенно часто сталкиваются с этой проблемой жители небольших городков и деревень. В бензин греки часто подмешивают химикаты. Дорогие сорта горючего с октановым числом 100 смешивают с дешевыми. Кроме того, мошенники смешивают горючее, приобретенное легально, с бензином, купленным гораздо дешевле на черном рынке. Популярен и такой метод: в раздаточную колонку на заправке может быть вмонтирован элемент размером с шариковую ручку, чтобы она отпускала меньше бензина, чем показывает счетчик.
2. На дизельном топливе для судов
Но нечестные владельцы заправок всего лишь мелкая рыбешка в океане контрабанды горючего. И их не так уж много в сравнении с контрабандистами дизельного топлива для судов. В этой области существуют свои особенности. Ведь топливо для судов в Греции освобождено от всех потребительских налогов и поэтому оно намного дешевле, чем горючее на заправках. По этой причине возникает немало возможностей обмануть государство, а часто и судовладельцев. Представьте, что для судна заказывается 20 тонн беспошлинного дизельного топлива по цене 60 центов за литр. Контрабандисты договариваются, со своими сообщниками на борту. Те используют для судовых двигателей лишь часть заказанного топлива, а остальное заливают в цистерны. Они направляются в одно из нелегальных бензохранилищ, коих в Греции более 200. Позже горючее продается как дизельное топливо для легковых автомобилей или для отопительных котлов. Таможне сообщается, что горючее было доставлено на судно. Даже когда таможенники получают наводку и начинают следствие, оно часто не приносит успеха. Потому что контрабандисты заранее узнают о расследовании.
3. Надувательство за счет экспорта
Только один пример: в 2013 году Греция задекларировала экспорт горючего в Турцию на сумму 612,3 млн. евро. Но, словно каким-то чудом, турецкий импорт греческого горючего был оценен всего лишь в 418,8 миллиона.
Контрабандисты действуют следующим образом. Греческий водитель цистерны декларирует на таможне горючее, которое он везет на экспорт — беспошлинно (!). Через несколько часов он разворачивается и едет обратно в Грецию — с той же полностью загружённой цистерной. И продает его в Греции.
Еще один метод: греческий водитель заявляет на таможне, что везет полную цистерну топлива на экспорт. В действительности же цистерна заполнена лишь наполовину. Остальное топливо хорошо спрятано в Греции для последующей продажи на внутреннем рынке.
4. «Бермудский треугольник»
Особенно выгоден так называемый «Бермудский треугольник». Грек обращается на таможню и с точностью до литра декларирует количество бензина, которое он .загрузил в цистерну для экспорта. После таможенного контроля он делает вид, что едет в сторону таможни соседнего государства. Но где-то на этом кратком отрезке пути цистерна «исчезает». Одна-единственная цистерна с 30000 литрами беспошлинного бензина, якобы предназначенного на экспорт, но в действительности реализованного на внутреннем рынке, приносит каждому из участников аферы до 9000 евро. Неплохо, не так ли?
Удастся ли пришедшему к власти движению «Сириза» (Syriza) добиться успеха там, где предыдущие правительства ничего не смогли сделать? По крайней мере, премьер-министр Алексис Ципрас (Alexis Tsipras) сделал эксперта по борьбе с контрабандой бензина Димитриса Мардаса (Dimitris Marcias) заместителем министра финансов. Мардас, профессор экономики в университете города Фессалоники, только за счет борьбы с контрабандой бензина мог бы пополнить казну миллиардом евро.
Димитрис Мардас предлагает систему контроля, которая будет регистрировать все звенья в цепи поставки горючего, применять GPS-системы во всей сети сбыта бензина, от нефтеперегонных заводов до мест назначения. А кроме того, планируется ввести суровые наказания для нарушителей закона. Так власти Греции смогут на 95% решить проблему и за шесть месяцев добиться ощутимого увеличения налоговых поступлений.
Реальна ли эта цель? Да, утверждает Гиоргос Асматоглу (Giorgos Asmatoglou), президент Объединения владельцев заправок и торговцев нефтью и бензином.
источник: Максим МЕЛЬНИКОВ «Уловки контрабандистов» «КОНТАКТ-ШАНС» 13/2015