Тыл класса люкс: к вопросу о цене вопроса

17

Американское «Оперативное соединение 38/58» стало вершиной развития «авианосного флота» периода Второй мировой. При этом, рискну заметить, природа и масштаб явления не то, что «многими недооцениваются» — они, по большому счёту, до сих пор не изучены в полной мере. В недавних дискуссиях я дважды позволил себе указать на «дороговизну и сложность» авианосного флота. Не развивая тему в целом. Главным образом потому, что тема эта требует ещё одной книги — Fast Carriers Рейнольдса, при несомненных достоинствах, даёт лишь некоторые ответы. Я, как минимум, не встречал попыток прямо оценить расходы на создание, использование и поддержание боевой готовности TF38/58. А это, между тем, вопрос важнейший.

Тем не менее, есть некоторые факты, которые сформировали общее впечатление, которое можно суммировать так: «TF38/58 было инструментом невиданной доселе сложности и дороговизны, потребовавшим чрезвычайных даже для США усилий, финансовых, промышленных, интеллектуальных, мобилизационных и организационных«. Один из этих фактов — объёмы усилий, связанных с проблемой снабжения TF38/58.

Способность вести продолжительные операции у чужих берегов была главной особенностью TF38/58. Одним из ключевых — не единственным — отличием от «Кидо Бутай», тем, что впервые позволило использовать соединение авианосцев не только для набеговых операций (хотя они по-прежнему были основной формой боевого применения). Одним из оснований для того, чтобы профессор Рубель возвёл TF38/58 в особый организационный ранг: авианосный флот (не тождественный авианосному соединению).

Какова была цена логистического вопроса? Опять же, прямого ответа у меня нет. Но есть некоторые впечатляющие данные — в частности, по операциям TF38 в период «Филиппинской кампании». Как отмечает Сэмюэль Моррисон в соответствующем томике (на русский не переведён, сколько знаю), в период с 6 октября 1944 г. по 26 января 1945 г. TF38 провело в море 13 недель из 16: били японскую авиацию у Формозы, били японский флот в Лейте, поддерживали действия на берегу, под занавес — вломились в Южно-Китайское море. Напряжение сил и масштабы операций были невиданными.

Подобная активность была возможной благодаря наличию в составе 3-го флота TG30.8 — «Группы снабжения в море». «Возможной» буквально — без наличия «плавучего тыла» авианосцы так действовать не смогли бы. Состав этой группы описан тем же Моррисоном, его описания продублировано в сетевой энциклопедии «Тихоокеанской войны». В TG30.8 числилось:

— 34 (тридцать четыре) флотских танкера (для сравнения — весной 1942-го Нимиц имел 6 флотских танкеров на весь Тихий океан);

— 6 транспортов боеприпасов к началу операции; ещё 7 — в декабре;

— 11 эскортных авианосцев — и они использовались для пополнения авиагрупп TF38;

— 19 эсминцев;

— 26 эскортных миноносцев.

Браун в книге по авианосным операциям упоминает ещё 8 эскортных авианосцев, использовавшихся для защиты кораблей группы от атак подводных лодок — Моррисон так же об этом пишет, но в аппендиксе с организацией TG30.8 приводит данные только об 11 кораблях. Возможно, у Брауна — двойной счёт, и для обеспечения противолодочной обороны использовались авианосцы из числа упомянутых. Так или иначе, группы эскортных авианосцев на тихоокеанских коммуникациях действовали. Как много их было, я не знаю.

Словом, TG30.8 — это, как справедливо замечает Моррисон, был отдельный флот (добавка «маленький» простительна американца — по любым другим стандартам этот флот маленьким не был). Включавший в себя более полусотни кораблей пусть и полугражданских проектов, и конвейерной сборки — но, тем не менее, кораблей специальной постройки, кораблей, укомплектованных военными моряками. Далее — стоит оговорить особо — главной и задачей этой группы была поддержка операций именно TF38 — «десантный» 7-й флот имел свою группу снабжения в море. Наконец — и это тоже важно — TG30.8 отнюдь не обслуживала «транстихоокеанскую» линию — она обеспечивала связь между авианосным флотом и базой на атолле Улити. Иными словами — обеспечивала линию протяжённостью «всего-то» в 1 000 — 2 000 километров.

Суммарный объём топлива, переданного в море кораблям TF38, Моррисон даёт по периоду со 2 сентября 1944 г. по 2 января 1945 г. — 8,25. миллионов баррелей (1,12 млн. тонн) нефти 14,25 млн. галлонов (46 тыс. тонн) авиационного бензина. Более половины этого объёма было передано кораблям TF38 до конца октября. Некоторые детали можно найти в старой, но любопытной книге о службе снабжения американского флота на Тихом океане. В частности, при поддержке операций в Южно-Китайском море было передано 1,559 млн. баррелей (213 тыс. тонн) нефти и 3,416 млн. галлонов (11 тыс. тонн) авиабензина.

Впрочем, я в своё время обратил внимание на другую составляющую снабжение — пополнение авиагрупп. В частности, в первом томе книжки Бэйтса есть данные по таким операциям во время «Сражения над Формозой» и перед началом высадки. По моим подсчётам, в период 15-16 октября TF38 получило с 4 эскортных авианосцев 111 самолётов (62 истребителя, 27 бомбардировщиков, 20 торпедоносцев, 2 ночных истребителя) и 89 лётчиков (52 пилота). В период 18-21 октября с 2 эскортных авианосцев было передано ещё 33 самолёта (13 истребителей, 1 бомбардировщик, 19 торпедоносцев) и 20 лётчиков (10 пилотов).

Итого — 144 самолёта и 109 человек лётного персонала. Самолётов — больше, чем было, скажем, в Коралловом море у каждой из сторон. А это ведь — всего лишь маршевое пополнение (на качество которого, к слову, иногда поступали жалобы: дескать, самолёты поломанные, а пилоты слабенькие, на эскортных авианосцах засиделись, летали мало). И это — только октябрь (отрывочные сведения о пополнении в январе есть всё в той же старой/интересной книге о сравнении).

Всё это не то, чтобы вполне доказывает, но неплохо иллюстрирует ряд важных тезисов:

1. «Географическйи гандикап» был велик — и вступление Японии в войну с США не было чистым безумием, у них были основания надеяться. Иными словами, сказанное выше — одно из объяснений того факта, что при десятикратном разрыве в экономическом потенциале соотношение сил на поле боя было куда как более благоприятным для японцев.

2. Преодоление гандикапа потребовало серьёзного напряжения американских сил. Соответствующие проблемы американцы решили — но не «с лёгкостью». Так, если на нехватку танкеров Моррисон не жалуется, то дефицит транспортов боеприпасов отмечает. Жалобы на качество «маршевого пополнения», упомянутые Бэйтсом — в ту же строчку.

3. Численность групп снабжения была близка к необходимой. Это — тоже напрашивающийся вопрос, не были ли танкеры лишними? По-видимому — нет, не были. Общий объём переданного в море топлива был сравним с вместительностью танкеров, но, что куда важнее: вместительность береговых хранилищ топлива на Гуаме и Сайпане, по Моррисону, составляла всего 430 000 и 100 000 баррелей соответственно (в 16 (!) раз меньше, чем было передано TF38). На Улити береговых хранилищ не было, в качестве «фермы» использовались 6-8 старых танкеров торгового флота, каждый вмещал 60…100 000 баррелей. По-видимому, корабли TG30.8 приходилось использовать так же в качестве хранилища топлива.

4. Упрёки, которые американские историки высказывают в адрес японских адмиралов, не уделивших должного внимания борьбе на коммуникациях, справедливы. Японцы вполне справедливо посчитали, что борьба с морской торговлей в исполнении японского флота не будет серьёзной проблемой для США — эта страна от торговли морем зависела слабо. Соответственно, должного внимания борьбе на коммуникациях японцы не уделяли — однако атака на линии снабжения американского флота могли существенно повлиять на ход боевых действий. В первую очередь потому, что потребовали бы выделения очень больших сил для их прикрытия. По факту же американские танкеры действовали с минимальным прикрытием, в группах типа «3 танкера, 3 эсминца». За время операции был потерян только 1 танкер (и ещё вроде бы взорвался 1 транспорт боеприпасов).

5. Опыт TF38/58 является уникальным, распространять его в пространстве и времени нельзя. Этот вывод очень важен: уникальность явления  исключает использование его в неких общих рассуждениях о «возможностях авианосцев», продемонстрированных опытом войны.

Наконец, следует так же отметить, что TF38/58 было необходимым условием для вполне конкретного стратегического решения: наступления в центарльной части Тихого океана. Именно там и только там была необходима продолжительная и мощная поддержка палубной авиации. Причём непосредственной поддержкой сил на берегу занимались вовсе не флотские авианосцы, а «джипы» 7-го флота. Таким образом, главной задачей TF38/58 было предварительное завоевание господства в воздухе —  и это же было единственной задачей, для которой «авианосный флот» требовался как таковой. Изменение состава авиагрупп по мере движения американцев на запад — постепенное уменьшение числа бомбардировщиков и торпедоносцев, увеличение числа истребителей — так же укладывается в этот тезис.

В смысле же завоевания господства на море TF38/58 было инструментом дорогим, избыточным и не очень эффективным: оно не смогло остановить силы Куриты, и оно не смогло уничтожить даже силы Одзавы. Вообще, бой у мыса Энганьно является, как ни странно, прекрасной иллюстрацией избыточности и дороговизны TF38/58 в смысле борьбы с кораблями противника — его материальный результат не сильно отличается от результата сражения у Мидуэя, где авианосцев было намного меньше. Во многом — из-за нерешённой (и, видимо, нерешаемой на том уровне) проблемы распределения усилий, избыточного поражения уже тонущих кораблей.

Это — с одной стороны. С другой же — только TF38/58 во время войны отметилось уничтожением вражеского линкора (даже двух) на ходу в море. Иными словами, для решения такой задачи требовались авианосные силы исключительной мощи. Что и позволяет говорить о том, что линкоры — да, возможно, в сопровождении авианосцев (но не «авианосного флота») — были наиболее эффективным, простым и дешёвым средством решения как частных задач борьбы на море, так и более общей проблемы завоевания и поддержания господства на море. И остались таковыми вплоть до конца Второй мировой.

 

Источник: ЖЖ naval-manual

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account