Те, кто пытался разобраться с историей создания этой машины, наверняка наткнулся на одно несоответствие. По одним данным опытная машина с таким названием была построена, по другим так и не вышла из стадии эскизного проектирования. Такая путаница возникла из-за того, что практически две разные машины носили это имя.
Танк ИС-5 с пушкой С-34.
Первым построенным танком с этим именем стал «Объект 248». В некоторой литературе он проходит как предшественник серийного ИС-4 (о нём я рассказывал в статье «Тяжёлый танк ИС-4. СССР»). Эта машина возникла в результате экспериментов по установке на ИС-2 других вариантов вооружения в начале 1944 года. Она представляла собой по сути ИС-2 со 100 мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ. Но нужно отметить что установка этого орудия потребовала коренной переделки башни танка. Это было вызвано необходимостью размещения наводчика пушки С-34 справа. Командирская башенка с рабочим местом командира была перенесена соответственно на правую сторону крыши башни. В башне помимо наводчика, командира и заряжающего, который находился слева от орудия, должен был разместиться также механический досылатель выстрела, а впоследствии предполагалось установить и стабилизатор прицела.
Танк ИС-5 после испытаний.
Испытания эта машина, прямо скажем, провалила. Конструкция орудийной люльки была недостаточно прочной, противооткатный механизм так же не выдерживал ни какой критики. Но был отмечены и положительные моменты. В машине были признаны хорошими условия работы наводчика и заряжающего.
Следующие испытания этой машины прошли уже в июле 1944 года. Пушка С-34 вновь не хотела надёжно работать, кроме того, откатывающаяся при выстрелах казенная часть орудия могла задеть командира танка, рабочее место которого следовало перенести еще дальше вправо, что требовало снова переделывать башню.
В октябре 1944 г, ЦАКБ в очередной раз доработало свое изделие. В башне ИС-5 появился досылатель. Боекомплект орудия был доведен до 39 выстрелов. Рабочее место командира танка было отнесено еще дальше к правому борту, была наконец проведена доработка конструкции люльки, Испытания подтвердили значительно возросшие боевые качества танка. По скорострельности, например, ИС-5 оставлял позади себя все известные тяжелые танки, а по бронепробиваемости и точности стрельбы с хода (после установки прицела со стабилизированной линией визирования) равных ему в то время также не было. Но для принятия машины в серию этого было явно недостаточно. 100-мм пушка не давала тяжелому танку никаких серьезных преимуществ, так как 122-мм орудия «теперь способны бороться со всеми вражескими танками на дистанции 1700 м и более» (писал Вячеслав Малышев в своем письме Л.Берия), а их фугасное действие не в пример больше, чем у 100-мм орудий.
Макет танка ИС-5 разаработанного Котиным.
Следующий проект тяжелого танка с обозначением ИС-5 разрабатывался с конца 1944 года на Опытном заводе №100 в Челябинске под руководством, настоящего мастера в конструировании тяжёлых танков — Ж.Я. Котина. Котин сделал несколько различных эскизов будущей машины. Среди них был даже вариант установки башни в кормовой части корпуса. В ходовой части на этом этапе ни каких инноваций применять не планировалось. О выборе конкретной пушки на этом этапе проектирования речь ещё не шла. Но, на деревянной модели ИС-5 вы можете заметить немецкий вариант пламегасителя, возможно, это говорит о том, что Котин планировал установку на свою машину 100 мм пушки С-34-I, имевшей такой, же пламегаситель, но это только предположение.
Дальше эскизного проектирования работа над этой машиной так и не пошла.
Источник картинок — http://panzer-journal.ru/news/ttx-i-skrinshoty-is-5.html