0

В статье посвящённой французскому тяжелому танку АRL-44, я писал, что это была, так сказать, переходная машина. Которая должна стать связующим звеном между предвоенными французскими танками 30-х и современными, послевоенными. машинами. Так вот, танк AMX-50, можно считать, уже первой более-менее, современной французской машиной, для своего времени.

Тяжёлый <a  data-cke-saved-href=

В вышеупомянутой статье он упоминался — как АRL-50. Но во всех других источниках, эта машина идёт исключительно под индексом AMX. Честно говоря, не знаю, почему так получилось? Вероятно, изначально, его планировали назвать АRL. Но потом, всё же, решили дать название по имени производителя – компании AMX.

Ранняя версия проекта АМХ-50

История этого танка началась ещё до окончания войны. Когда в марте 1945 года был объявлен конкурс среди французских компаний на создание нового тяжёлого танка. Правда, реальные работы, над этой машиной, начались, только, в конце этого года. В этом конкурсе, приняли участие, две известные французские танкостроительные компании. Собственно, упомянутая ранее AMX и Сомуа. В своих компаниях опытные машины получили названия: AMX М4 и Somua SM. На танке фирмы Сомуа я в этой статье останавливаться не буду, о нём я сделаю отдельный материал. Здесь же, рассмотрим танк компании AMX.

Тяжёлый <a  data-cke-saved-href=танк AMX-50, Франция " />

Опытный танк — AMX М4, был построен в 1946 году. Он очень сильно напоминал немецкий тяжёлый танк – «Королевский Тигр». В основном, сходство с немецким аналогам, делала знаменитая немецкая шахматная торсионная подвеска. А так же, немецким, на танке был двигатель — Майбах HL295, мощностью 735,5 kW (1000 л.с.). Башня же, у танка, была, абсолютно, оригинальной. Она изготавливалась путём сварки листов брони, толщиной, всего, 30 мм.

В качестве вооружения на танке использовалась 90 мм пушка Шнайдер. Такая же, как и на танке АRL-44. Для испытаний, было построено две машины.

Тяжёлый <a  data-cke-saved-href=танк AMX-50, Франция " />

Испытания сразу же показали недостаточную защищённость башни (неужели, сразу не было понятно). Поэтому для танка, компанией FAMH, была разработана абсолютно новая башня, с усиленным бронированием. Толщина её лобовой части составляла 85 мм. Эта башня появилась на танке AMX в начале 1950 года. Тогда же, на танке, появилась и новая 100 мм пушка.

Тяжёлый <a  data-cke-saved-href=

На конструкции башни, хочется остановиться поподробней, так как башня, подобного типа, применялась и на других послевоенных французских машинах. Эта башня состоит из двух частей. Соответственно, верхней и нижней. Основной особенностью башни является то, что пушка, расположенная в верхней части, не имела обычной, для того времени, маски, и была закреплена в башне неподвижно. При вертикальном перемещении, перемещалась вся верхняя часть башни, вместе с пушкой. Горизонтальное перемещение, осуществлялось обычным способом – при помощи поворота башни. Эта конструкция имела ряд преимуществ. Она сильно экономила внутреннее пространство башни, за счёт отсутствия механизма подъёма-опускания пушки. Кроме того, она давала возможность использовать автомат заряжания (интересно, не первый ли в мире это был АЗ).

Тяжёлый <a  data-cke-saved-href=

Что касается использования шахматной подвески. То французам, были хорошо известны все её недостатки. Ведь сразу после войны танковые части Франции были вооружены трофейными Тиграми и Пантерами. Но это была вынужденная мера. Так как, в послевоенной Франции, обычная, банальная, резина, была в большом дефиците. А без неё, добиться приемлемой плавности хода можно было только путём использования «шахматки». В дальнейшем, после преодоления резинового кризиса, от неё планировали отказаться.

Тяжёлый танк AMX-50 – «Королевский Тигр» по-французски

Танк был классической компоновки. То есть, двигатель размещался сзади. В качестве коробки передач на AMX-50 использовалась немецкая КПП ZF, от танка «Пантера». Как я уже писал выше, в качестве двигателя, на танке, использовался немецкий бензиновый карбюраторный двигатель Майбах HL295. Этот мотор, имел 12 цилиндров, и был объёмом 29,5 литров. По началу, он имел мощность в 1000 л.с. Но после установки на нём системы впрыска топлива, его мощность удалось поднять до 1200 л.с. С этим мотором, танк развивал, по шоссе, максимальную скорость в 51 км/час.

Тяжёлый <a  data-cke-saved-href=

По толщине брони танка, подробных данных мне найти не удалось. Но известно, что толщина лобовой брони, с учётом её наклона в 45 градусов, была эквивалентна120 мм вертикальной брони. Борта у танка были защищены бронёй в 100 мм. По мнению французов, это должно было дать надёжную защиту от стоявших в то время на вооружении в СССР танков ИС-3 (как по мне, очень сомнительно). Ведь, именно эти машины, рассматривались, в качестве наиболее вероятного противника.

Из дополнительного вооружения, на танке, стояли — спаренный 7,5 мм пулемёт, и такой же, пулемёт, находился на крыше башни, в качестве зенитного. Из положительных качеств машины стоит отметить очень хорошие приборы наблюдения у командира танка. Которые находились в куполе, в задней части башни.

Экипаж у танка был 4 человека. Но как я уже писал, на танке стоял автомат заряжания, и в дополнительном члене экипажа, как бы, не было необходимости. Но, тем не менее, его решили оставить. Его задачей, была помощь при загрузке боеприпасов в танк, при различном ремонте, и, как говориться, если, что-то случиться, он должен быть готов заменить любого члена экипажа, или вышедший из строя автомат заряжания.

Тяжёлый <a  data-cke-saved-href=

Изначально, французы, на эту машину, возлагали огромные надежды. Они говорили, что у них получился танк, с защитой Пантеры, огневой мощью Тигра, подвижностью Т-34, и надёжностью Шермана. И казалось, его судьба будет, вполне, благополучной. Предпосылкой к этому, был, так же, резерв к модернизации этой машины. Уже, в начале 50-х, были проведены, вполне, удачные эксперименты по установке на него 120 мм орудия (об этой машине я так же планирую сделать отдельную статью). Кроме того была предварительная договорённость, о постановке его на вооружение в армии ФРГ. Видимо, положительную роль в этом плане, играла высокая насыщенность — AMX-50, немецкими комплектующими. Однако, не смотря, на, все эти, положительные качества, серийное производство танка, так и не было начато. Было построено всего 5 экземпляров этой машины. А на вооружение Французской армии был принят американский танк  М47 «Патон». Почему же так получилось?

Тяжёлый танк AMX-50 – «Королевский Тигр» по-французски

В сети, мне попалось, не мало материалов, с подозрениями, о том, что, видимо, в этом деле, не обошлось без коррупции, и подкупа французских чиновников. Дело в том, что в это время, как раз, проходила война в Корее. И Америка, снова возобновила массовое производство танков. Потом война закончилась, и у американцев осталось много бесхозных машин. Часть, из которых они, и «удачно» пристроили во Франции.

Тяжёлый танк AMX-50 – «Королевский Тигр» по-французски


Подписаться
Уведомить о
guest

55 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account