Французский тяжелый танк АRL-44 – так и не успевший на войну.
Очень интересная машина с точки зрения альтернативной истории. Особенно для тех миров, где Франция активно участвует во Второй Мировой Войне. Если бы Франция не была разгромлена в 1940 году за 40 дней — скорее всего именно эта машина, и её потомки, стали бы основными соперниками немецких танков.
Содержание:
Работы над этим танком были начаты еще до захвата Франции немцами в 1940 году. Ещё до начала войны французы ясно осознавали что их тяжёлые танки, особенно в плане вооружения, не соответствуют современным требования ведения войны. И в 1938 году они начали разрабатывать новую машину на базе шасси тяжёлого танка В1. По проекту танк предполагалось оснастить башней абсолютно новой конструкции и установить в ней 75-мм длинноствольную пушку. Но, к сожалению, к моменту захвата Франции немецкими войсками этот проект был только в стадии разработки.
Тем не менее, несмотря на оккупацию Франции, конструкторы продолжали работу в тайне от захватчиков, и в 1944 году, сразу же после освобождения Парижа, новая модель танка была немедленно запущена в производство. Первый серийный танк был выпущен в 1946 году, что являло собой настоящий подвиг французской промышленности, особенно если принять во внимание ее состояние после четырех лет оккупации. Машина получила обозначение ARL-44 и стала называться переходным танком.
По предварительным планам должно было быть выпущено 300 машин. Но, учитывая проблемы с восстановлением экономики, удалось выпустить всего 60 танков. Эти машины были приняты на вооружение 503-го танкового. Производила танки АRL-44 фирма «Рено».
Производство башен для танка АRL-44 было налажено на заводе компании «Шнейдер». Гусеницы и подвеска на танк практически без изменений перекочевали с танка В1, а вот корпус, башня и двигатель были абсолютно оригинальной разработкой и до этого во Франции ничего подобного не было. На танке стояла модернизированная 90-мм зенитная пушка «Шнейдер», имевшая начальную скоростью полёта снаряда 830 м/сек.
Описание
Конструкция танка ARL 44 является логическим продолжением французских тяжелых танков 30-х годов. Корпус танка имел длину чуть более 9 метров и был сравнительно узким. Это было сделано для того, чтобы танк мог преодолевать широкие окопы и противотанковые рвы. Подвеска состояла из большого количества небольших катков. Как ни печально, но такая конструкция подвески устарела ещё в тридцатые годы. Но именно она указывает на то, что этот танк может вести свою родословную от тяжёлого танка B1, имевшего такую же подвеску. Основным недостатком подвески такой конструкции было то что она серьёзно ограничивала максимальную скорость танка. И у танка ARL 44 она составляла всего 37 км/час – самый низкий показатель среди всех послевоенных тяжёлых танков. Правда, виной этому была не только подвеска, а и то, что во Франции 40-х просто отсутствовал достаточно мощный мотор. Ещё одним из недостатков трансмиссии было то, что она довольно сильно перегревалась. Поэтому танк ARL 44 был оснащен довольно сложной системой вентиляторов и охлаждающих каналов. Броня лобовой части корпуса была толщиной 120 мм, и броневые плиты располагались под наклоном в 45 °, что делало лобовую броню танка эквивалентной 170 мм вертикальной брони. Именно благодаря этому ARL 44 оказался наиболее сильно бронированным французским танком, вплоть до появления танка «Леклерк», уже в наше время. 7,5-мм пулемет устанавливался спаренно с пушкой в башне.
Башня была самой современной частью танка, хотя также имела серьёзные недостатки. Основным из них было плохое качество сварных швов. А литую башню со столь толстой бронёй в начале 40-х компания Шнайдер просто не могла делать исходя из своих технических возможностей.
Передняя часть корпуса танка с учётом опыта Второй Мировой войны была спроектирована наклонной. Танк имел классическую схему. Экипаж состоял из пяти человек. Механик-водитель танка с помощником располагались впереди в отделении управления, а три остальных члена экипажа располагались в довольно просторной башне. Двигатель и трансмиссия, как и положено для классической схемы, находились сзади. Любопытно, но у ARL-44 был запланирован потомок — танк ARL-50.
Танк ARL-44 считался переходной моделью. Именно эта машина должна была быть тем звеном в цепи, благодаря которому французский танкопром перейдёт от предвоенных к послевоенным танкам. Именно эта машина имела элементы как старых, так и новых машин.
В целом, ARL 44 оказался довольно неудачным танком. Но основной его задачей было не вооружение Французской армии, а возрождение французского танкопрома после оккупации. Так как большинство инженеров, работавших во Франции перед войной, в период оккупации либо умерли, либо пропали. Но тем не менее, опыт, наработанный на этой машине, оказался просто таки бесценным, и в 1966 году во Франции будет создан первый полноценный основной боевой танк — AMX 30.
История применения
Как я уже писал выше, танки ARL 44 поступили на вооружение 503-го танкового полка, который базировался в Мурмелон-ле-Гран, и пошли на замену трофейным Пантерам, которые составляли основу вооружения этого полка. Танк ARL 44 показал себя довольно ненадёжным. Часто выходили из строя тормоза, коробка передач и подвеска. Была даже разработана специальная программа для увеличения надёжности этих танков. Перед народом ARL 44 засветился только один раз — 10 машин приняли участие в параде на День взятия Бастилии 14 июля 1951 года. Производство этих танков было свёрнуто в 1953 году, после того как во Францию стал активно поставляться американский танк М47 Паттон. Оставшиеся танки, в дальнейшем, использовались в основном в качестве мишеней.
До наших дней дошло три танка ARL 44s. Они выставлены в музее в Сомюре и в музее 503 танкового полка в Мурмелон-ле-Гран.