Тяжёлый истребитель ДИ-8 (АНТ-46 / СБ-3). СССР

15

Тяжёлый истребитель ДИ-8 (АНТ-46). СССР

Туполевский самолёт СБ задумывался как бомбардировщик, обгоняющий истребители. Вполне естественно было создать на его базе тяжёлый истребитель, предназначенный, в первую очередь, для борьбы с бомбардировщиками. Всего изготовили три опытных образца СБ. Согласно решению совещания от 14 февраля 1934 года, один из них получил американские моторы «Циклон», другой – французские «Испано-Сюиза», а третий собирались держать про запас в виде набора агрегатов. Тремя днями позже появилось постановление Совета труда и обороны (СТО), в котором говорилось, что третий опытный образец СБ следует оснастить тем типом двигателей, который лучше проявит себя на испытаниях.

22 ноября 1934 года наркомат обороны направил в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) письмо, в котором выражалась озабоченность, что на все бомбардировщики, заказанные военными на 1935 год, моторов «Испано-Сюиза» не хватит. Предлагалось поручить ЦАГИ установить на третьем экземпляре французские двигатели Гном-Рон 14Krsd. Это были двухрядные звездообразные моторы воздушного охлаждения номинальной мощностью 800 л.с., которые осваивались заводом №29 в Запорожье под обозначением М-85. Если бы переделка оказалась удачной, часть серийных СБ во второй половине 1934 года можно было бы выпустить с этими двигателями.

Но производство нового бомбардировщика задержалось и увеличившегося выпуска М-100 (советской копии «Ислано-Сюизы») вполне хватило на всю серию. Однако ещё с ноября 1934 года в АГОС ЦАГИ на базе СБ начали проектировать тяжёлый истребитель АНТ-46 (ДИ-8). На соответствующем обращении руководства института начальник ВВС РККА командарм Я.И. Апкснис начертал резолюцию:

«Не возражать против перепроектирования самолёта СБ в ДИ8».

10 января 1935 года комиссии уже предъявили полноразмерный макет АНТ-46. Он представлял собой почти полный аналог опытного бомбардировщика СБ-2ИС, но с моторами фирмы «Гном-Рон». Экипаж состоял из трёх человек – штурмана, пилота и стрелка-радиста, размещавшихся так же, как и в бомбардировщике. Бомбовое вооружение у истребителя отсутствовало. За счёт бомб значительно усилили стрелковое вооружение. В консолях размещались автоматические динамореактивные (безоткатные) пушки АПК-4 калибра 76 мм. Их поставили так, чтобы газовая струя не попадала на хвостовое оперение. К каждой пушке имелось 15 снарядов: один в стволе, а остальные – в магазинах. В носовой части неподвижно стоял крупнокалиберный пулемёт ШВАК (именно пулемёт калибра 12,7 мм, в 20-мм пушку его переделали позже) с боезапасом 150 патронов. Оборонительное вооружение в фюзеляже ДИ-8 (АНТ-46) соответствовало СБ, то есть состояло из одного ШКАСа на турели Тур-9 сверху и второго – на шкворне в люке. В дополнение к ним у истребителя в центроплане находились два неподвижных пулемёта ШKAC, стрелявших назад. К каждому из них имелось по 500 патронов. Для ведения разведки в фюзеляже самолёта предусматривалась установка фотоаппарата АФА-13.

Комиссия одобрила макет, сделав сравнительно немного замечаний. Её члены предложили прорезать дополнительное окно у штурмана по левому борту кабины, смонтировав линию пневмопочты между штурманом и стрелком, разместить носовой пулемёт ШВАК на подвижной установке, поставить в хвостовой части фюзеляжа пусковые трубы для двух парашютных ракет ПАР-13И.

Динамореактивные пушки хотели предварительно проверить, установив их на СБ-2ИС, но скорейшей доводке бомбардировщика придавали такое большое значение, что от этой идеи отказались.

Опытный образец ДИ-8 получил подвижной пулемёт в носовой кабине. 1 августа 1935 года М. Ю. Алексеев впервые поднял его в воздух. Унаследовав планёр первого варианта СБ, истребитель страдал теми же недостатками, что и опытный бомбардировщик – недостаточной путевой устойчивостью, неэффективностью элеронов, склонностью к самопроизвольному крену. И способы борьбы со всем этим были аналогичны использованным на опытном СБ: установили новые консоли с разворотом назад и увеличенным поперечным V, новое оперение.

Но ДИ-8 не отвечал главному требованию технического задания: он оказался тихоходнее бомбардировщика. Максимальная скорость у него составляла 388 км/ч на высоте 4250 метров. Хуже оказалась и скороподъёмность: высоту 5000 метров самолёт набирал за 11,4 мин, уступая СБ-2ИС около двух минут.

В ЦАГИ стали думать, как исправить ситуацию. В частности, предлагалась установка моторов М-34Ф (ещё не существующих). Отказ от применения динамореактивных пушек с их низкой скорострельностью, малой скоростью полёта снаряда и плохой кучностью боя привёл к разработке альтернативных вариантов вооружения ДИ-8. Предлагалось установить в крыле четыре пулемёта ШBAK или разместить под фюзеляжем съёмный контейнер с пятью такими пулемётами.

В итоге работы начались по трем направлениям – «легкое вооружение», «новые моторы» и «улучшение аэродинамики».

Аэродинамика была поправлена путем уменьшения размаха и соответственно площади, нос стал более заостренным.

Что касается двигателей, то были поставлены движки М-103 (М-105), двухлопастный винт сначала заменили на четырехлопастный,

а в ходе работ — на шести лопастный винт.

Благодаря всем этим нововведениям, удалось повысить скорость и скороподъемность.

Что касается вооружения, то с этим оказалось сложнее. Наибольшего успеха получил проект, создававшийся в 7-м отделе ЦАГИ под руководством инженера Шмидта. Первый его вариант, именовавшийся 5-ШBAK (он же 5-ШB), подготовили в 1937 году (цифра «5» указывала на количество орудий).

Развитием 5-ШВАК стала система 4-ШВАК. Пушек в ней было на одну меньше – убрали ту, что стояла по центру. 4-ШВАК также отличалась усовершенствованным исполнением ряда узлов. Вес получился меньшим и вполне приемлемым – около 470 кг вместе с боезапасом. Боезапас немного уменьшился – до 100-130 патронов на ствол. 4-ШВАК реально смонтировали на самолёте, который вывезли на полигон НИПАВ в Ногинске. Пушки были отрегулированы так, что давали сходящийся веер трасс. В Ногинске вели стрельбу на земле с 13 января 1938 г.

Служба ДИ-8 оказалась насыщенной, самолеты такого типа приняли участие в боях на Халхин-Голе, в Польском походе, в советско-финской войне. При этом, самолеты ДИ-8 применялись не только по своему прямому назначению – дальний истребитель (к сожалению, к числу успешно перехваченных целей – в «Зимней войне» — есть и два советских бомбардировщика Ил-4), но и в качестве самолета огневой поддержки.

В начале Великой Отечественной Войны, самолеты типа ДИ-8 чаще применялись как штурмовики и бомбардировщики, нежели тяжелые истребители (эту роль успешно выполнял ВИ-100 или Пе-1). Превосходные летно-технические характеристики на середину 30-х годов, в начале 40-х годов уже были посредственными. Попытки использовать испанский и японский опыт, когда самолеты СБ-2 уходили от вражеских истребителей, зачастую оборачивались большими потерями СБ-3 (в ближнем маневренном бою ДИ-8, уступая в скорости и маневренности немецкими истребителями, легко становился их жертвой). Обычной советской тактикой, было действие в группе, когда легкие одномоторные истребители (И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1) связывали боем немецкие Ме-109, а ДИ-8 занимались бомбардировщиками.

В 1942 году производство ДИ-8 было полностью.

Почти источник: В. Котельников «СБ с пушечным вооружением» «Моделист-конструктор» 2014-02, стр.21-24

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account