В ходе обсуждения статьи «Бронетранспортёр БТР-Т», многие обсуждающие говорили что это далеко не лучшее решение для БТР на базе Т-54/55. Хотя я имел ввиду, что сама концепция именно БТРа на базе устаревшего а, гораздо более перспективна, чем просто модернизированный .
Но как бы там, ни было, большинство обсуждающих сошлись во мнении что лучший в мире вариант модернизации а Т-54/55 это израильский БТР «Ахзарит». Хотя я их считаю с нашей БТР-Т вполне равноценными. Наличие заднего люка у «Ахзарита» компенсируется более мощным вооружением у нашего БТР-Т.
Как раз в тему этого обсуждения мне попалась подробнейшая статья в Танкодроме №9 посвящённая Израильскому БТР «Ахзарит». Её я, собственно, и выкладываю. Далее текст статьи.
В ливанскую войну 1982 г. потери среди личного состава механизированных частей, оснащенных, главным образом, бронетранспортерами М113 оказались столь серьезными, что командование Армии Обороны пересмотрело роль и тактико-технические данные транспортеров пехоты. Анализ боевого опыта привел к неожиданному выводу — бронетранспортер должен иметь уровень -защищенности, больший, чем . В Армии Израиля очень чувствительно относятся к потерям в людях, в силу чего бронетранспортер М11З в новых условиях совершенно не устраивал командование ЦАХАЛ. Командование Армии Обороны хотело получить на вооружение одновременно и пехотный транспортер и штурмовую машину. Изучался вариант создания такой машины в корпусе ганка «Меркава». Однако нашлось более простое решение. С 1967 г арабы поставилии Израилю сотни ов Т-54 и Т-55. Большая часть этих ов после ремонта и модернизации поступили на вооружение Армии Обороны под обозначениями «Тиран-4» и «Тнран-5». Корпуса ов «Тнран-4» и «Тиран-5» решено было пустить на изготовление тяжелых боевых машин пехоты. Так родилась машина «Ахзарит».
Содержание:
От «Самовара» к «Ахзариту».
Уж сколько злословили нал русскими: дескать станут мясорубку строить, а получается автомат Калашникова. Еврейские конструкторы тоже взяли да собрат самовар…
Идеальным вариантом тяжелого штурмового бронетранспортера для пехоты представлялась машина на базе а «Меркава». который был принят на вооружение Армии Обороны в конце 70-х годов. Танк с передним размещением двигателя являлся идеальной базой для создания штурмового бронетранспортера. Есть данные, что эксперименты с безбашенными «Меркавами» в Израиле велись, однако Армии Обороны требовалось большое количество нормальных, башенных. «Меркав». Причем в минимальные сроки, из-за чего концепцию тяжелого штурмового бронетранспортера на основе а «Меркава» пришлось положить под сукно.
Тяжелый штурмовой бронетранспортер сделали на базе другого а. В арсеналах Армии Обороны скопилось несколько сотен ов Т-54 и Т-55. любезно оставленных евреям арабами в ходе войн 1967 и 1973 г. г. Часть этого парка в свое время израильтяне модернизировали, заменив вооружение, силовые установки, радиооборудование. Эти машины состояли на вооружении овых частей Армии Обороны под наименованием «Тиран». Самым ПРОДВИНУТЫМ являлся вариант «Тиран» модель S, оснащенный дизелем Детройт Дизель 8V-7IT мощностью 650 л.с. и полуавтоматической трансмиссией Аллисон. Разработку тяжелого штурмового бронетранспортера на шасси а «Тиран» модель S вела фирма NIMDA в рамках проекта Samovar. Скажите, какой еврей предложил такое название? Где этот еврей родился?!!! Упор был сделан на адаптации новой силовой установки и перекомпоновке корпуса а.
В пользу использования шасси ов Т-54 п Т-55 для переделки их в бронетранспортеры «Ахзарит» говорили следующие факторы:
— Присутствие наличия. В ремонтных мастерских и на хранении имелось несколько сотен корпусов ов Т-54 и Т-55 в различном техническом состоянии, тю помимо ов «Тиран», состоящих на вооружении.
— Пригодность. Толстая противоснарядная броня а Т-55 обеспечивала адекватный уровень защиты, а корпус имел достаточный дія размещения десанта внутренний объем.
— Соответствие критерию стоимость -эффективность. За достаточно скромную цену корпуса старых ов превращались в современные бронетранспортёры.
Проектирование бронетранспортера «Ахзарит» началось в первой половине 80-х годов. В І987г прототипы уже проходили Государственные испытания. На вооружение бронетранспортеры «Ахзарит» предположительно были приняты в 1987 г.
Бронетранспортер «Ахзарит» представляет собой очень низкопрофильную боевую машину — высотой всего порядка 2 м, Т-55 без башни. Боевое отделение имеет круговое бронирование, то есть экипаж защищен бронекрышей, бронебортами и бронеднищем. Бронелоб и бронекорма — само собой. Двигатель установлен в корме машины поперек корпуса со смешением влево относительно продольной оси бронетранспортера. Между двигателем и бортом правее продольной оси устроен узкий проход от люка-лаза к боевому отделению. Створки (верхняя и нижняя — рампа) люка-лаза открываются гидроцилиндрами. В передней части боевого отделения расположены места для трех членов экипажа (все лицами по ходу движения), слева — механик-водитель, в центре — командир, справа — стрелок. В крыше над сиденьем каждого из членов экипажа обустроен люк. Еще два люка в крыше корпуса сделаны нал сиденьями десантников. На предсерийных машинах в крышах имелось по семь люков, но затем количество люков сократили в целях улучшения защищенности от обстрела сверху — каждый вырез в броне ее ослабляет.
В пассажирском отсеке боевою отделения способно разместиться восемь пехотинцев, хотя штатно пассажиров всего семеро. Пассажиры размешаются на трех/четырехместной лавке лицом к двигателю, лавка смонтирована в левой заднее части боевого отделения. Правее сзади лавки поставлено откидное сиденье для одного бойца. Еще три откидных индивидуальных сиденья размешены вдоль правого борта машины (на некоторых машинах вместо индивидуальных силушек поставлена еще одна лавка).
Защищенность.
«Ахзарнт» является самой защищенной в мире серийной боевой машиной, предназначенной для перевозки пехоты. Броня бронетранспортера обеспечивает защиту как от подкалиберных, так и от кумулятивных боеприпасов, в том числе от выстрелов РПГ. Масса в 44 т для пехотного бронетранспортера беспрецедентна. Фактически 14 т из 44 приходится на броню, установленную в ходе переделки ового корпуса в бронетранспортер. Эта цифра сама по себе уже характеризует уровень защищенности бронетранспортера
«Ахзарнт». Материал, используемый для бронирования лобовой части весьма похож на композитную броню ганка «Меркава-3». В наибольшей степени бронетранспортер защищен от обстрела спереди.
В конструкции машины использован принцип зашиты более важных агрегатов менее важными. По бокам боевого отделения установлены топливные баки, выполняющие роль дополнительной защиты обитателей боевой машины. Кормовые части бортов прикрыты перфорированными бронелистами. В левой задней части корпуса установлен массивный силовой блок. Машина оборудована совершенной автоматической системой пожаротушения и индивидуальными системами защиты от оружия массового поражения.
Штатно на бронетранспортере монтируются два блока дымовых гранатометов TAAS CL-ЗОЗО. Также дымовая завеса может быть поставлена путем впрыска дизельного топлива в струю горячих выхлопных газов двигателя.
Вооружение.
Вооружение бронетранспортера рассчитано на поражение живой силы противника, а не легкобронированных целей, как на большинстве БМП. Согласно тактической концепции, бронетранспортеры «Ахзарнт» должны действовать совместно с ами, на которые возлагается задача уничтожения бронетехники. Бронетранспортер же должен перевезти пехоту через простреливаемые зоны без потерь. Основой комплекса вооружения бронетранспортера «Ахзарнт» является модуль OWS. Масса модуля порядка 160 кг. в основном вся конструкция комплекса находится вне забронированного объема. Штатно на модуль OWS монтируется 7,62-мм пулемет FN М240. Стрельба из пулемета возможна как в ручном режиме, так и дистанционно при закрытом верхнем люке стрелка. В дистанционном режиме стрелок пользуется для наводки пулемета оптическим прицелом без увеличения (I-кратная оптика, угол поля зрения 25 градусов) Помимо основного 1-кратного прицела, установлен прицел с 8-кратным увеличением, снабженный шкалой дальности. Оба прицела снабжены ночными каналами.
На первых материалах по бронетранспортеру, публично представленных фирмой NIMDA. были изображены машины «Ахзарнт». оснащенные тремя модулями OWS каждый. Реально на состоящих на вооружении Армии Обороны бронетранспортерах «Ахзарнт» смонтировано только по одному модулю OWS. но на простых штыревых турелях поставлено еще по три 7.62-мм пуле-. мета М240. Бронетранспортер «Ахзарнт» также вооружен минимум одним минометом калибра 60 мм. в боекомплект которого входят осколочные, дымовые и осветительные боеприпасы.
Подвижность.
На первые серийные бронетранспортеры ставились дизельные двигатели Детройт Дизель 8V-7I ТТЛ мощностью 650 л.с. В; комбинации с трансмиссией Аллисон XTG-. 411-4. Какие силовые установки имелись на прототипах — не известно, но кормовая часть прототипа отлична от кормовой части серийной машины. Большинство серийных бронетранспортеров «Ахзарнт» оснащены теми же силовыми установками, что и самоходные гаубицы Ml09. состоящие на вооружении Армии Обороны.
В исходном варианте бронетранспортер обладает совершенно недостаточной удельной мощностью — всего 14.77 л.с./т. Установку более мощного двигателя откладывали по соображениям финансового порядка. Впрочем, в Армии Обороны удельная мощность бронетехники, а значит ее подвижность и проходимость, никогда не относилась к числу первостепенных приоритетов. Однако с принятием на вооружение ганка «Меркава-3». обладающего удельной мощностью 19,35 л.с. возникла настоятельная необходимость в установке на бронетранспортеры «Ахзарит» более мощных двигателей. На бронетранспортере «Ахзарит-2» стоит уже дизель 8V-927A DDC III мощностью 850 л.с. в сочетании с
трансмиссией XTG-4II-5A. Удельную мощность бронетранспортера удалось таким образом поднять до значения 19.31 л.с./т.
«Ахзарнт» демонстрирует хорошую проходимость но пересеченной местности не в последнюю очередь по причине модернизации ходовой части. Надо прямо сказать — модернизации весьма ограниченной: к оригинальной ходовой части тайка Т-54/55 добавлены гидравлические стопоры и установлены новые торсионы. Одно время фирма NIMDA утверждала, что бронетранспортер является полноценной амфибией, движение по воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Если «Ахзарнт» — амфибия, то «Спейс Шаттл» — истребитель завоевания превосходства в воздухе! В то же время очевидно — бронетранспортер способен форсировать вброд достаточно глубокие водные преграды.
Эксплуатация.
На вооружении батальона состоит 36 бронетранспортеров «Ахзарит» плюс одна машина в командно-штабном варианте. На командирском бронетранспортере не установлен модуль OWS. зато смонтировано дополнительное радиооборудование. В батальоне бронетранспортеров «Ахзарнт» также иметься четыре гусеничных бронетранспортера МПЗ в ремонтном взводе. Элитная бригада «Голани» первой получила на вооружение тяжелые штурмовые бронетранспортеры «Ахзарнт». Общую численность состоящих на вооружении Армии Обороны бронетранспортеров «Ахзарнт» независимые эксперты оценивают штук эдак в 300 — 400.
Помимо строевых частей, бронетранспортеры «Ахзарнт» используются в учебном центре пехоты, дислоцированном в пустыне Негев, в основном это ранние машины с 650-сильными двигателями, хотя сеть несколько бронетранспортеров, оснащенных моторами мощностью 850 л.с. Часть машин учебного центра оснащены удлиненными противопульными ограждениями, закрывающими ходовую часть.
Если судить по учениям, то бронетранспортеры используются, главным образом, группами по три машины. Десант покидает бронетранспортеры на ходу. Выдвижение к объекту осуществляется с использованием складок местности, две машины идут впереди строем фронта, третья — чуть сзади. После высадки пехоты бронетранспортеры продолжают движение, но с очень небольшой скоростью. Не смотря на узкий лаз. десант покидает бронетранспортер за короткий срок. Реально высадка десанта с бронетранспортера очень похожа на высадку десанта с самолета. Недостатком считается тот факт, что одна из створок люка откидывается вверх, за счет противник может определить момент покидания пехотой бронетранспортера.
Заключение
Бронетранспортер «Ахзарнт» оставляет впечатление импрессивной машины, рожденной сочетанием опыта и прагматизма, но главное отражающей чувствительность гражданского общества государства Израиль к потерям Армии Обороны в живой силе. Жизнь воина — вся главный приоритет в Армии Обороны Израиля! Именно в силу такого
приоритета на вооружении появился очень дорогой и очень хорошо защищенный штурмовой бронетранспортер. Тактика боевого применения тяжелых штурмовых бронетранспортеров «Ахзарнт» решительно отличается от тактики использования боевых машин пехоты. Личный состав Армии Обороны приветствовал принятие на вооружение тяжелых штурмовых бронетранспортеров «Ахзарит».
В боевой обстановке особенно эффективно совместное Использование основных боевых ов «Меркава». тяжелых штурмовых бронетранспортеров «Ахзарнт» и боевых машин саперов «Пума». Бронетранспортеры «Нагмашот», «Нагмачои» и «Накпадон» применяются только для проведения антитеррористических операций и, вероятно, в обозримом будущем будут выведены в резерв.
Опыт Израиля оказался востребован в армиях друг их государств. Так в России на базе а Т-55 разработан тяжелый бронетранспортер БТР-Т. схожий концептуально с «Ахзаритом», но лишенный люка в корме корпуса.