Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

1

Cреди фирм, принявших участие в конкурсе по спецификации на создание ночного бомбардировщика B.19/27, компания Fairey была единственной, предложившей моноплан и совершившей логичную, если не сказать смелую, попытку сломать стереотипы по отношению к конструкции больших бомбардировщиков.

Проект бомбардировщика был разработан командой под руководством Д.Л. Холлис-Уильямса (D L Hollis Williams), который был ответственным за проектирование и прочностные расчеты знаменитых сверхдальних монопланов Fairey, один из которых в феврале 1933 года принес Великобритании мировой рекорд дальности полета.

Конструкция бомбардировщика отличалась низкорасположенным свободнонесущим крылом, центроплан которого изготавливался как единой целое с фюзеляжем. Два основных лонжерона крыла, отличавшегося большой хордой и довольно высоким аэродинамическим качеством, состояли из верхних и нижних поясов и полок. Пояса представляли собой изготовленные из стальных полос трубы квадратного сечения; полки во внутренних секциях представляли собой стальные полосы, а у законцовок — ферму Уоррена.

Покрытый полотном фюзеляж, имевший в верхней и боковой проекциях почти параллельное поперечное сечение от носа до хвоста, состоял из трех частей. Две первые секции представляли собой ферму Уоррена коробчатого сечения, переходившую к хвосту в ферму Уоррена треугольного сечения. гондолы 525-сильных двигателей Bristol Jupiter XF были расположены на внешних краях прямоугольного центроплана и имели свое продолжение в виде больших обтекателей шасси. Обтекатели в районе оси колес соединялись с передними лонжеронами консолей одиночными диагональными стойками.

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

бомбардировщик Fairey B.19/27 в процессе постройки

Стабилизатор с небольшим поперечным V был низко установлен в задней части фюзеляжа. Вертикальное оперение было двухкилевым с четырьмя V-образными стойками, соединявшими кили со сторонами корпуса.

Позиции стрелков располагались в носовой и хвостовой оконечностях фюзеляжа, а также в его середине в верхней части. Через весь фюзеляж были протянуты гофрированные алюминиевые мостки, соединявшие между собой носовую и хвостовую стрелковые позиции и проходившие мимо верхней позиции.

Основной бомбоотсек, расположенный в центральной секции фюзеляжа, был достаточно большим для размещения одной новейней тысячефунтовой (453,6 кг) бомбы; вспомогательные отсеки в центроплане крыла могли вмещать бомбы меньшего калибра или дополнительные топливные баки.

Кабина пилота, смещенная влево для обеспечения пространства для мостков, была покрыта фонарем с многослойными прозрачными панелями. Место радиста/штурмана размещалось перед основным крыльевым лонжероном и снабжалось небольшими окнами, размещенными по обеим сторонам фюзеляжа.

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

кабина пилота Fairey B.19/27

Скептицизм Министерства авиации в отношении конструкции самолета привел к некоторой задержке, но после предварительного одобрения проекта со стороны Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment — RAE) (а также придложение Ричарда Фэйри (Richard Fairey) взявшего на себя большую часть стоимости прототипа) в 1928 году был заказан один прототип, получивший военный номер K1695. Посторйка самолета началась сразу же после заказа на заводе компании Fairey в Хайесе (Hayes). однако постройка застопорилась вплоть до января 1930 года, когда после испытаний в аэродинамической трубе в Фарнборо был решен вопрос о профиле крыла. По этой причине K1695 был завершен в ноябре этого года — спустя несколько месяцев после начала полетов прототипов конкурентов компаний Vickers и Handley Page. Первый полет K1695 состоялся 25 ноября и был выполнен под управлением Нормана Макмиллана (Norman Macmillan); это был последний прототип Fairey, на котором летал этот знаменитый летчик. 

Два других претендента столкнулись с проблемами, что вызвало задержку оценки конкурсного предложения на девять месяцев. В течение периода времени, когда прототипы Vickers и Handley Page были подвергнуты изменениям, бомбардировщик Fairey разбился во время испытаний (15 марта 1931 года) и был сильно поврежден. Поскольку служебного донесения сделано не было, то компания Fairey была исключена из конкурса, и победителем был объявлен Handley Page Heyford.

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

прототип Fairey B.19/27, K1695, до его несвоевременной аварии. На данном этапе не было сделано никакой попытки укомплектоваль верхнюю и хвостовую стрелковые позиции, и самолет оснащался двигателями Bristol Jupiter (фото: The Bristol Aeroplane Co Ltd, негатив №17582)

Тем не менее, проявленная Ричардом Фэйри определенная настойчивость помогла проекту: K1695 в основном за счет средств компании был восстановлен со внесением в конструкцию многочисленных изменений. Двигатели Jupiter были заменены на 480-сильные двигатели Rolls-Royce Kestrel IIIS, от фонаря кабины пришлось временно отказаться, было ликвидировано поперечное V стабилизатора и с целью смещения срыва к законцовкам и его задержки были введена крутка законцовок крыла и изменен его профиль. В этом виде в ноябре 1931 года  K1695 пилотировался Крисом Станландом (Chris Staniland). 18 мая 1932 года машина была доставлена в Мартлшем-Хит. Заводские испытания, оценка характеристик и испытания вооружения сопровождались эксплуатационными испытаниями в 10-й бомбардировочной эскадрилье. К маю 1933 года Министерство авиации начинало более благоприятно  рассматривать бомбардировщик Fairey вследствие превосходства его характеристик над Handley Page Heyford, а не в качестве переходной ступени от биплана к моноплану. В конце концов его характеристики были хуже требований, приведенных в новой спецификации B.9/32. 

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

прототип Fairey B.19/27, K1695, с двигателями Rolls-Royce Kestrel IIIS на земле

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

прототип Fairey B.19/27, K1695, с двигателями Rolls-Royce Kestrel IIIS. В крейсерском полете машина выглядела необычно — хвостовая часть находилась выше носовой

Весной 1934 года был выдан предварительный заказ на 14 бомбардировщиков компании Fairey, которые получили обозначение Hendon Mark II (Hendon II). Сразу же вслед за этим была выдана новая спецификация B.20/34, охватывавшая установку двигателей Kestrel VI и другие небольшие изменения. Этих самолетов было достаточно для вооружения одной эскадрильи и создание производственной линии привело к задержке внедрения нового поколения тяжелых бомбардировщиков-монопланов, которые должны были быть приняты на вооружение в 1938 году или раньше.

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

схемы ночного бомбардировщика Fairey B.19/27 Hendon II

Первые Hendon II, построенные в Хитон-Чапель (Heaton Chapel), Стокпорт (Stockport), в ноябре 1936 года были переданы в расквартированную в Милденхолле (Mildenhall) 38-ю бомбардировочную эскадрилью, которой командовал сквадрон-лидер (майор) (позднее групп-капитан (полковник)) Стэнли Майлз Парк (Sqn Ldr (later (Gp Capt) Stanley Miles Park). К этому времени уже летали и показывали куда лучших перспективы прототипы бомбардировщиков Whitley, Wellington и Hampden. В этой связи небольшая партия из еще четырех Hendon II (военные номера K5768-K5771), предназначенная для возможных потребностей в замещении потерь, была отменена равно как и гораздо больший заказ на 58 машин (военные номера K6555-K6612).

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

серийный Hendon Mk.II на земле

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

первый из 14 изготовленных Hendon II (серийный номер K5085). Крутка консолей крыла создавала иллюзию эллиптической формы в плане. Куполообразная турель была установлена не только для защиты носового стрелка, но и для устранения потоков ледяного ветра, который прокатывался через фюзеляж (фото: из коллекции Э.Дж. Джексона (A J Jackson)) 

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

в полете серийный Hendon Mk.II

Бомбардировщики Hendon II оставались на вооружении 38-й бомбардировочной эскадрильи вплоть до января 1939 года, когда большинство из них были Министерство авиации сняты с вооружения и отправлены на слом. Однако четыре самолета были отправлены в расположенную в Крэнвелле (Cranwell) 1-ю школу подготовки специалистов по электрооборудованию и радиотехнике, где применялись в качестве наземных учебных машин.

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

вариант окраски ночного бомбардировщика Fairey B.19/27 Hendon II

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

Тяжелый ночной бомбардировщик Fairey B.19/27 Hendon. Великобритания

рисунки Fairey B.19/27 в полете

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: двухдвигательный ночной бомбардировщик моноплан с нижним расположением крыла

Спецификация Министерства авиации: 

прототип — B.19/27
серийные — B.20/34

Компания-производитель: The Fairey Aviation Co Ltd, Стокворт, Чешир (Cheshire)

Экипаж: 5 человек

Силовая установка:

прототип — два 525-сильных радиальных двигателя воздушного охлаждения Bristol Jupiter XF, вращавших двухлопастные винты, затем Kestrel IIIS
серийные — два 600-сильных двенадцатицилиндровых V-образных рядных двигателя водяного охлаждения Rolls-Royce Kestrel VI, вращавших трехлопастные винты 

Конструкция: цельнометаллическая, покрытая полотном

Размеры:

размах крыла 101 фт 9 дйм (31,01 м)
длина 60 фт 9 дйм (18,52 м)
высота  18 фт 8 дйм (5,69 м)
площадь крыла 1146 фт² (106,47 м²)

Вес:

пустого 12773 фнт (5806 кг)
с полной нагрузкой 20000 фнт (9091 кг)

Летные характеристики (Mk II):

максимальная скорость на высоте 15000 футов (4572 м) 152 миль/ч (244,57 км/ч)
подъем на высоту 6500 футов (1981,2 м) 9 мин 12 сек
практический потолок 21400 фт (6522,72 м)
дальность 1360 миль (2188,24 км)

Вооружение:

стрелковое — три одиночных пулемета Lewis в носовой, хвостовой и спинной установках
бомбовое — максимальное 1660 фнт (752,97 кг), включая 1000-фунтовую (453,6 кг) бомбу

Прототип: один (K1695); первый полет состоялся 25 ноября 1930 года в  (Harmondsworth) под управлением Нормана Макмиллана 

Производство: изготовлены 14 бомбардировщиков Hendon II (военные номера K5085-K5098)

Сводный служебный перечень: Hendon II проходили службу в 38-й бомбардировочной эскадрилье в Мидленхолле и Мэйраме (Marham) с ноября 1936 года по январь 1939 года

источники: 

  1. Francis K Mason "The British Bomber since 1914"
  2. http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft26448.htm
  3. http://www.airwar.ru/enc/bww2/hendon.html
  4. http://en.wikipedia.org/wiki/Fairey_Hendon
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account