Тяжелый крейсер вместо «карманного линкора». «Адмиралы» фюрера.
Последняя часть "серии 220-мм", на этот раз — четырехорудийные (куда же мы без своей нормы).
Собирался выложить раньше, но прочитав еще раз, понял что или надо ставить юмор, или покупать губозакаточную машинку. Да и сама альтернатива показывала столько вариантов, что не мог выбрать какой именно. И самое плохое что от тонущих вариантов так и не избавился.
Первоначальное название "адмиралы", предполагало что все серии будут именно адмиральскими "Адмирал Шеер" (вместо "Дойчланда"), "Адмирал Хиппер", "Адмирал Тирпиц", но затем пришлось возвращаться к норме, а вот название решил оставить.
***
Первоначально в недрах Адмиральштаба вынашивался проект мощного океанского рейдера, способного выйти победителем из боя с любым английским крейсером и в то же время уйти от любого британского линкора. Этой концепции придерживался Шеер, однако победила точка зрении Хиппера. «Причина гибели эскадры фон Шпее при Фольклендах, – говорил командующий линейными крейсерами, – не подавляющее огневое превосходство англичан, а недостаточная скорость хода наших броненосных крейсеров. Океанский корсар-рейдер должен придерживаться тактики «кусай и беги» – даже незначительные повреждения, полученные в бою, пусть даже этот бой закончился уничтожением неприятельского военного корабля, крайне нежелательны для крейсера, оперирующего за многие тысячи миль от своих баз, и поэтому боя следует всячески избегать». Так появился на свет проект «корсарского» крейсера, который и был принят кайзером (книга "Авианосцы: Евразия против Америки").
Нечто подобное произошло и в нашем мире, естественно в рамках АИ (или произошло в каком-то параллельном мире). В 1924 году на пост командующего рейхсмарине был назначен адмирал Ценкер. Он предложил подобрать характеристики будущего корабля таким образом, чтобы он легко уходил от 20—23-узловых линкоров и уверенно брал верх в бою со стандартным тяжёлым крейсером и даже, при острой необходимости, вступал в бой с противником посерьёзнее.
Но тут, слово взял случайно оказавшийся здесь штабной работник военно-морской станции «Остзее» —
Вильгельм Маршалль и задал адмиралу Ценкеру резонный вопрос:
— А, что вы подразумеваете под противником посерьёзнее?
И прежде чем Ценкер смог дать ответ, последовал разбор полетов.
— Если стандартный ("вашингтонский") тяжелый крейсер это 6-9 203-мм и 10 т.т водоизмещения, то "противник посерьёзнее" выглядит как типичный линейный крейсер с 8-10 305-мм и 25 т.т… И даже если немецкий рейдер, будет иметь мощные кулаки (283-381-мм орудия), то весовой категории он (т.е. наш десятитысячник) будет все равно проходить как "в легком весе" (а то и вовсе: "полулегком весе"). Поэтому, вооружение рейдера должно быть легким, а вот скорость — высокой. Сторонники такого подхода считали, что 9 150-мм (или 170-мм) орудий, будет вполне достаточным.
Другими словами предполагался увеличенный проект крейсеров типа "Эмден"
Но адмирал Ценкер показал, что адмиралом он стал не зря — и сразу же нашел другой аргумент — "Эмден". Не тот который сейчас, а тот в честь которого он так назван. А за одно Ценкер вспомнил и всю серию легких "городских" крейсеров. Идеальные для тактики "кусай и беги", они оказались слишком слабы не только для боя с равным ("Сидней" против "Эмдена"), но даже для противника уступающему им в водоизмещении ("Бреслау" против "Новиков"). Никогда не стоит забывать, что наш рейдер может нарваться на гоночный крейсер противника (например не 8 152-мм, а с 6 203-мм) или вражеский транспортник будет вооружен (т.е. это будет не транспортник а "судно-ловушка" против крейсеров), да и мало ли каких случаев?
С другой стороны сторонники "скорость вместо пушек" настаивали, что мощные пушки не спасут рейдер от повреждений. Да конечно броня может спасти от 6-дюймовых фугасок, но тогда упадет скорость — и в дело могут вступить уже 203-мм.
Далее последовал обмен препирательствами, постепенно перешедший в конструктивный спор, а он — в окончательное об рисование конструкции.
Встречи с противником надо избегать (характерно для рейдеров), но не забывать, что рейдер все же может быть вести бой с противником (что опять характерно для рейдеров). А что бы встреч с противниками было поменьше надо (нет не сидеть в своем порту, хотя это то же вариант), а иметь высокую скорость, а если встреча произошла то иметь орудия побольше, что бы противник пожалел что вообще встретился.
Таким образом, планировавшееся вооружение в виде 8 283-мм было постепенно уменьшено до 8 240-мм, а оно в свою очередь трансформировалось в 8 220-мм. Конечно, уменьшить можно было и до стандартных 203-210-мм (что и было сделано "официально"), но ведь должен же немецкий рейдер иметь "длинную руку".
Первая тройка кораблей,"Адмирал Шпее" — 8 (2*4) 220/58-мм, 24 (2*12) 105-мм установок, зенитные автоматы 37-мм и 20-мм 2 ТА 450-мм, 2 гидросамолета. Скорость 34-35 узлов. Всего было построено три корабля. Тип "Адмирал Шпее" (построено три корабля "Шпее", "Дойчланд", "Шеер").
В РИ "Карманные линкоры" вышли дорогими кораблями — попытка остаться в рамках ограничения (пусть и формально) привела к попытку впихнуть многое в малое. А это неизбежно привело к росту цены.
Теперь, перед немцами стоит меньше проблем. 2 башни с 4 220/58-мм орудиями весят меньше 6 283-мм орудий, плюс унификация в виде 105-мм артиллерии (вместо 105-мм и 150-мм). В результате мудрить с водоизмещением приходится меньше. Важным преимуществом, является авиация: в РИ корабли типа "Дойчланд" имели 2 самолета по штату, но фактически несли только 1 самолет. Теперь (в этой АИ), размеры позволяют оставить второй (штатный) самолет.
Следующий тип тяжелых крейсеров — "Адмирал Хиппер", представлял собой улучшенный вариант "Адмирала Шпее" — "Шеера". Было увеличенно водоизмещение, улучшилось бронирование, силовая установка не смотря на ожесточенные споры, осталась дизельной. Несмотря на прибавку в размерах, вооружение немного было сокращено 8 (2*4) 220/58-мм, 8 (16 стволов) 105-мм, 2 ТА, 2-3 гидросамолета (по факту 2). Скорость 34 узла.
Заложено 5 кораблей "Хиппер", "Блюхер", "Ойген", "Лютцев", "Зейдлиц".
Тип "Адмирал Хиппер" разрабатывается на основе "Адмирала Шпее", и представляет его улучшенный вариант. Образец позволяет немцам прийти к уменьшению его стоимости, ведь затраты на разработку, так и самого корабля.
Таким образом, к началу ВМВ в составе Крисмаринге 4 крейсера типа "Хиппер" (к Норвежской операции уж точно) и 5-й будет введен в строй в 1940 году.
Не успокоившись на достигнутом, немцы приступили к созданию рейдеров следующего класса — линейного.
Тип "Шарнхорст"
Вооружение 8 283-мм, 24 128-мм, 37-мм и 20-мм автоматы по 8 штук каждого, 3 самолета. Скорость 32 узла. Силовая установка — дизельная.
С закладкой обеих линейных крейсеров, связано одно противостояние. Дело в том, что Гитлер хотел большие корабли, а точнее — линкоры. Но новый командующий флотом (им стал В.Маршалль) считал, что Англию линкорами не подавить (во всяком случае "подавителем" будет не Германия). Ведь Англия уже имеет превосходство в линкорах, и попытка Германии начать новую линкорную гонку будет англичанами легко парирована. Да, сейчас Германия может разработать линкоры которые превосходят Вашингтонские, но ведь и Англия наверняка проектирует подобные (послевашингтонские), так что все вернется на круги свои. Не удивительно, что неизбежен был конфликт по кораблям.
К чести Гитлер он не отверг с ходу замечания зациклившись на одном ("хочу линкоры"!), а внимательно выслушал доводы своего оппонента. Но оппоненту (Маршаллю) не удалось сразу убедить своего противника, ведь как может Германия обойтись без линкоров?
Но, Маршалль показал высший класс дипломатии, политики и манипуляции: от линкоров не отказываемся. Англия боится рейдеров, но не линкоров. Германии нужны не рейдеры, а линкоры (т.е. адмирал противоречил тому, что сказал ранее). Поэтому Германии надо построить несколько рейдеров, и сказать что планируется серия (а то и заложена серия из 10 кораблей — подпишите уважаемый фюрер вот здесь). Англичане, естественно захотят, что бы Германия от рейдеров отказалась, на что Германия естественно пойдет — но в обмен на что-то. А этим "что-то" будет например иметь флот не в треть английскому, а в половину (или 40% от английского). А что касается линейных крейсеров, так их можно и перевооружить — довооружить — позднее.
Такой подход к проблеме позволял адмиралу быть в хороших отношениях с Гитлером (я всей душой за линкоры!), а с другой стороны сосредоточиться на любимой рейдерской тактике (да когда ваши линкоры будут построены!).
К несчастью и Маршалля и Гитлера, Германия хотя и подписала выгодное соглашение с Великобританией по кораблям, но 10 штук линейных кораблей не получила.
Ла-плата.
"Адмирал Шеер" имеет два гидросамолета, что позволяет ему увеличить зону обхвата, и соответственно увидеть больше кораблей. Но пусть все пошло как в РИ, и происходит встреча у Ла-Платы. Немецкий гидросамолет (второй номер) вылетевший с "Шеера" вечером / утром обнаруживает цель — транспортное судно и два эсминца сопровождения (т.е. пилот совершает ту же ошибку). Обнаружив такую заманчивую цель, пилот решает ее рассмотреть внимательнее: Не-115 подлетает ближе, и понимает, что видит три крейсера. Три крейсера с одной стороны могут означать, что рядом есть конвой, и пилот пытается найти конвой. Но не обнаружив его, немецкий самолет возвращается обратно, а вот английские самолеты с крейсеров начинают поиск. "Шеер" получив данные о противнике, (транспортник, охрана, конвой не обнаружен), решает до боя дело не доводить.
Учитывая, что обе стороны на данный момент, имеют равную сторону А вот англичанам, даже установившем контакт с помощью авиации, не догнать противника, и "Шеер" имеет все шансы выскочить из западни.
Успешное рейдерство "Шеера" — значит можно выпускать другие рейдеры в океан?
Если в РИ:
Но главным недостатком паротурбинной установки являлась та относительно небольшая дальность, которую она могла обеспечить тяжелым крейсерам. Если дизельные "карманные линкоры" могли после прорыва в Атлантику дойти до мыса Горн и вернуться обратно в Германию, имея при этом 20-процентный запас горючего^ для боя, то намного более крупные и имевшие больший запас топлива "Шарнхорст" и"Гнейзенау" смогли бы "пропутешествовать" в тех же условиях только до экватора, а "Тирпиц" достигал лишь северного тропика. Хуже всех выглядели в этом отношении тяжелые крейсера, имевшие еще меньший боевой радиус, едва превышавший аналогичные характеристики германских линкоров и крейсеров времен первой мировой войны.
то в этой АИ, немецкие корабли ("Хипперы", "Шарнхорсты", "Тирпицы") могут похвастаться автономностью как и "карманные линкоры", а то и еще дальше плавать.
Но не только дальность плавания играет на руку немцам, в первую очередь — скорость.
Крейсера Великобритании
Типы "Каледон" и "Даная" 29 узлов. Тип "Хрукинс" 30,5 узлов. Тип "Фиджи" и "Кент" 31,5 узла. Тип "Саутгемптон" 32 узла. Типы "Дидо", "Уганда", "Лондон", "Норфолк" и "Йорк" 32,25 узла. Типы "Манчестер" и "Белфаст" 32,3 узла. Типы "Линдер" и "Артьюза" 32,5 узла. Тип "Эсмеральда" 33 узла.
То немецкие "Адмиралы" могут выжать 34 узла. Конечно в условиях рейдерства скорость снизится, а английский крейсер напротив может быть свеж — но и тогда немецкие крейсера не сильно уступают в скорости противнику.
Вторая проблема для англичан, в том что четверка "адмиралов" (все три проекта крейсеров и линкоры) имеет сходные черты.
Даже классические линкоры — "Тирпиц" и "Бисмарк" немцы строили как и в РИ, но попытались придать им сходство с крейсерами. Так концевым башням пририсовывали стволы и тени (точнее палубам), стволы верхних башен, опять же путем рисования сокращали и "утоньшали".
Понятно, что "Хиппер" или "Шеер" с 8 220-мм орудиями не соперник 2-3 английским крейсерам. Собственно даже в схватке один на один, "Хиппер" с 220-мм орудиями не имеет решающего преимущества перед английским крейсером с 8-9 203-мм орудиями. Но ведь вместо "Хиппера" или "Шеера" может быть "Шарнхорст", который англичане могут принять за его "облегченную версию". Или обнаружив "Хиппер", примут его за "Гнейзенау", отправят мощные силы ("Худ", "Ринаун") в то время как они (линейные крейсера) не окажутся в другом нужном месте (Средиземное море, Канал).
Норвегия.
Операция "учения на Везере".
Немцы могут привлечь к операции минимум 3 крейсера ("Хиппер", "Блюхер" и "Ойген"). Причем "Лютцев" не продан СССР.
Предположим "Ойген" действует, но где — Тромсе или Нарвик?
Пойдет ли он на дно вместе с эсминцами (второй бой под Нарвиком или предварительно английские эсминцы сократятся в числе?
Или поможет "Хипперу", а это в свою очередь приведет к аду из выложенных благих намерений для обеих кораблей (потонут оба)
И если "Принц Огейн" теперь вместо "Блюхера", но корабль несколько больше, лучше защищен, и не смотря на попадания может успеть добраться до отмели.
Опять же, если немцы отправили крейсера в океан, то проводить операцию против Норвегии будет сложнее. Но ведь не обязательно штурмовать ее во всех местах. Высаживай десант в Осло, и продвигайся на север (что в принципе и произошло в РИ)
Операция Юно.
В 8 утра 4 июня «Гнейзенау», «Шарнхорст», «Адмирал Хиппер» и 4 эсминца вышли из Киля. Для обеспечения выхода в Северное море эскадре придавались тендер «Хай» (флаг FdM «Ост» контр-адмирала Штовассера), два миноносца, прорыватель заграждений и два моторных тральщика, которые Маршалль отпустил при входе в Скагеррак. Три Не-115, а позже два Не-111 обеспечивали противолодочное охранение….
Транспорт "Орама" может быть потоплен раньше — "Хиппер" развивает скорость не в 32 узла а больше, да и орудия не на много но мощнее. Затем немцы отправили испытывавшие недостаток топлива эсминцы на заправку, и в 13:10 (или раньше 10-15 минут выигрыша?) они взяли курс на Тронхейм. Это позволило решить вторую задачу — атаковать корабли, угрожавшие прибрежному флангу 2-й горной дивизии.
Три крейсера (как минимум) легли на курс WNW, немцы намеревались атаковать ближайший конвой. Погода к тому времени прояснилась, и может быть немцам удаться заметить "Девоншир" — нагнать его, и не смотря на удар авиации с "Глориеса" его потопить / принудить к сдаче? Другими словами король Норвегии оказывается у немцев в плену (или погибает от коварных англичан подставивших норвежского монарха)
Или немцы замечают только дым авианосца типа "Арк Рояал"?
Фактически обнаруженным немцами кораблем был «Глориэс». Рано утром 8 июня его командир кэптен Д'Ойли-Хьюз связался с адмиралом Уэллсом и попросил разрешения следовать в Скапа-Флоу самостоятельно. Разрешение было получено, и в 02:53 авианосец в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста» отделился от эскадры. Причиной данной просьбы был конфликт между Д'Ойли-Хьюзом и командиром авиагруппы коммандером Хитом. В предшествующие дни Хит отказался выполнить приказ об атаке «Суордфишами» плохо выявленных береговых целей, мотивируя это неподготовленностью пилотов и тем, что самолеты не предназначены для решения подобных задач. Для разрешения инцидента в базе должно было состояться судебное разбирательство…
В 17:32 заговорил главный калибр «Шарнхорста» (носовая башня «Гнейзенау» открыли огонь в 17:46), с третьего залпа добившийся попадания. Наличие "Хиппера" позволяет использовать его против эсминцев и тем самым "Шарнхорст" избегает попаданий.
Учитывая что линейные крейсера теперь целы, немцы продолжают операцию по поиску и уничтожению тихоходного конвоя. Уничтожение конвоя еще одна капля в ухудшении положения англичан (потеря судов, потеря людей которые были использованы в РИ)
Дальнейшая альтернатива тонет в куче ответвлений.
1. Выпустив рейдеры в океан (1939 год) немцы проводят операцию против Норвегии по-другому и сохраняют флот (т.е. "Глориес" не потоплен).
2. Немцам удается выпустить в океан кучу рейдеров (1940 год). Точнее не кучу, а даже десятка не наберется — но ведь тут будут корабли которые имеют большую автономность и другие характеристики. Соответственно Великобритания получает серьезный удар как по кораблям, так и по экономике.