0

 В продолжении тем, поднятых коллегой Бякиным серии  "Семейство неудачников"— статья, посвященная армейскому тяжелому истребителю-штурмовику Rikugun Ki-93

Летом 1941 года, за несколько месяцев до начала война на Тихом океане, по распоряжению Koku Hombu в расположенном в городе Тачикава Армейском авиационно-исследовательском институте "Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo", сокращенно Giken или Kogiken, были начаты исследования по вопросу создания тяжелого двухмоторного истребителя. Для этого в институте был создан коллектив из специалистов нескольких японских авиастроительных фирм.Первоначально предполагалось, что новый самолет будет представлять собой одноместный дальний истребитель сопровождения. Однако в июле 1942 года конструкторский коллектив был распущен, а входившие в его состав инженеры из различных фирм были отозваны для решения более срочных задач. Машину же было решено переквалифицировать в тяжелый многоцелевой истребитель-штурмовик, предназначенный для действий на малых и средних высотах и одновременно способный поражать сильнобронированные наземные и надводные цели. Для ускорения работ в институт было направлено несколько инженеров из 1-го авиационного арсенала армии, расположенного в городе Тачикава. Исходя из новых задач, самолет было решено вооружить пушкой, большого для авиации калибра — 57-мм Ho-402, специально разработанной для этого самолета на фирме "Nippon Special Steel", выдающимся конструктором японского стрелкового оружия доктором Масая Кавамура (Masaya Kawamura).

Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93

Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93

Многие источники "вооружают" этот самолет пушкой Но-401 такого же калибра, но это не верно. Артиллерийские системы были совершенно различны, хотя и созданы одним конструктором. Но-401 — была, по сути, модификацией короткоствольной 37-мм пушки Но-203 и стреляла маломощными патронами 57х121R. Неудовлетворительные баллистические характеристики пушки Но-401 не позволяли использовать ее для воздушного боя, ввиду этого доктор Кавамура в начале 1944 года приступил к разработке нового орудия того же калибра, но под значительно более мощный патрон 57×477 R (масса фугасного снаряда 2.7 кг), разработанный для новейшей противотанковой/танковой пушки, впрочем, так и не воплощенной в металл.

Разработка нового автоматического орудия, получившего обозначение Но-402, шла параллельно с проектом Ki-93. При этом фирма "Nippon Special Steel" работала в тесном контакте со специалистами "Rikugun". Собственно весь проект штурмовика строился вокруг этой пушки, а пушка создавалась под проект самолета. Получившееся орудие в отличие от довольно легкой и компактной для своего калибра Но-401, представляла собой настоящего монстра, подходившего скорее для танка, чем для самолета. Длина достигала 4.5 метров, длина ствола 2.5 метра. Масса без учета обоймы и боеприпасов около 400 кг.

Пушка Но-402 располагалась в массивной подфюзеляжной гондоле, которая, по сути, определяла облик будущего самолета. 22 февраля 1943 года проект нового самолета был одобрен Koku Hombu и получил обозначение Ki-93. К тому времени когда Кi-93 уже начал приобретать очертания, военная ситуация в Японии стала уже очень тяжелой. Япония страдала от почти ежедневных налетов В-29, а на горизонте все отчетливее маячило вторжение США в Японию. Было срочно необходимо искать средства борьбы как с почти неуязвимыми В-29, так и с ожидавшимся флотом вторжения союзников. В результате Ki-93 мог бы стать и тем и другим, сложись его судьба несколько удачнее. Когда "Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo" приступила к формированию окончательного облика для будущего Кi-93, пришла идея, что создаваемый самолет мог бы одинаково хорошо решать задачи и анти-бомбардировочных операций, и противокорабельных задач. В обоих случаях самолет должен был быть хорошо защищен, чтобы держать неизбежные повреждения как от оборонительного огня пулеметов бомбардировщика, так и от зенитной артиллерии кораблей. Поэтому предполагалось параллельно строить две версии Ki-93. Во-первых, Ki-93-I Коh, — тяжелый истребитель-перехватчик. Второй Кi-93-I Оtsu — противокорабельный штурмовик. Первоначально на самолете планировалось установить двигатели Mitsubishi Ha-211, но впоследствии обе модели были оснащены двумя 18-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-214, каждый из которых развивал по 2400 лошадиных сил, для наиболее эффективного снятия огромного момента с двигателей, оснащенные шестилопастными винтами диаметном 3.8 м.

Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93

Для обеспечения максимальной живучести, самолет был хорошо забронирован. Пилот был защищен пятью 12-мм броневыми листами. Две броневые пластины защищали кабину пилота спереди, две по бокам и одна со стороны спины. Остекление фонаря кабины было выполнено из 70-мм бронестекла. Задний стрелок также был защищен 12 мм броней со стороны хвоста самолета. Кроме того, фюзеляжные топливные баки были протектированы, имели автоматические средства пожаротушения и также были защищены 8-мм броней. Каждый двигатель также имел локальную бронезащиту. Оборонительное вооружение состояло из одного 12,7-мм пулемета Ho-103, расположенного в задней части кабины под сдвижной секцией фонаря. Разница в двух версиях Ki-93 заключалась в типе пушке, установленной в нижней гондоле.

Ki-93-I Ко был оснащен, как уже отмечалось выше, 57-мм пушкой Ho-402 с 30 снарядами, усиленной двумя 20-мм пушками Но-5 (хотя первоначальная конструкция предполагала отказаться 20-мм пушек Ho-5 и использовать одну 37-мм пушку с 40 патронами, вероятно, длинноствольную Но-204). Ожидалось, что 57-мм пушка Но-402 способна нанести достаточно урона за один выстрел, гарантированно уничтожив B-29. Но-402 имела скорострельность 80 выстрелов в минуту, выпуская 2.7-кг снаряды с начальной скоростью 700 м/с. Для Ki-93-I Оtsu, предусмотрели вооружение из новейшей автоматической 75-мм пушки Но-501, общая масса которой без учета боеприпасов составляла 450 кг, темп стрельбы достигал 80 выстр/мин, начальная скорость снаряда 500 — 550 м/сек. Тип предполагаемого к использованию снаряда неизвестен. Опять же многие источники "вооружают" эту версию 75-мм зенитным орудием Тип 88 с ручным заряжением, что в корне ошибочно. Пушку Но-501 также помимо Ki-93 планировали в качестве основного вооружения тяжелого перехватчика Ki-109.

В дополнение к пушке Ki-93-I Оtsu должен был нести две 250-кг бомбы. При изготовлении прототипов выяснилось, что обеспечить требуемую массу не удалось. Это было обусловлено большей, чем ожидалось массой снаряжения, а также полным отстутствием у разработчиков опыта по созданию самолетов. Чтобы хоть как-то исправить положение, боекомплект пушки Но-402 пришлось уменьшить с 30 до 20 выстрелов. Дополнительные сложности доставляли недовведенные двигатели На-214, которые недодавали заявленной мощности. В результате первый прототип в конфигурации Кi-93-I Ко был завершен лишь в марте 1945 года. 08.04.45 летчик тюи (ст. лейтенант) Мория поднял машину в воздух с аэродрома Тачикава. В ходе испытаний вооружение на самолете отсутствовало.

Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93Тяжелый истребитель-штурмовик Rikugun Ki-93

Первый 20-минутный полет ее оказался и последним. При посадке на вязкий грунт из-за слишком высокой посадочной скорости, самолет подломил левую стойку шасси в результате чего были серьезно повреждены левая плоскость, винт, двигатель и шасси. Прототип вернули на завод для ремонта, который занял четыре недели. Когда самолет был готов к повторным испытаниям, американская авиация нанесла по городу Тачикава очередной удар, в результате которого самолет был полностью уничтожен. Судить о его летных качествах очень тяжело, поскольку сохранился лишь один отчет об единственном полете, в котором отмечалась хорошая управляемость, неполхие летные характеристики, а все бортовое оборудование работало безупречно. Второй прототип Ki-93-I Otsu накануне капитуляции Японии находился на финишной стадии сборки. После налета на Тачикава он был эвакуирован на аэродром Такахаги в префектуре Саитама, где предполагалось завершить сборку и произвести испытательный полет. Здесь некомплектный прототип и был захвачен американцами. После войны его вывезли в США как FE-152 в Middleton Air Material Aria, где он был доукомплектован и изучен в сентябре 1946 года. 18.09.46 был перевезен в Парк-Ридж, где его следы теряются после 1949 года.

 

Модификация   Ki-93-1а
Размах крыла, м   18.98
Длина, м   14.20
Высота, м   4.84
Площадь крыла, м2   54.74
Масса, кг  
  пустого самолета   7686
  нормальная взлетная   10660
Тип двигателя   2 ПД Мицубиси Hа-214
Мощность, л.с.   2 х 2400
Максимальная скорость , км/ч   625
Крейсерская скорость , км/ч   350
Практическая дальность, км   3000
Максимальная скороподъемность, м/мин   662
Практический потолок, м   12050
Экипаж, чел   2
Вооружение:   в варианте перехватчика : одна 57-мм пушка Хо-402 в подфюзеляжной гондоле (20 патронов) и две 20-мм пушки Хо-5 (по 300 патронов на ствол), 12,7-мм пулемет Хо-103 (400 патронов) в задней части кабины;
  В варианте штурмовика : одна 75-мм пушка Хо-501 , 12,7-мм пулемет Хо-103 и две 250-кг бомбы.
Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account