12

Ro.58 — многоцелевой истребитель, разработанный итальянской фирмой IMAM. Коллектив конструкторов фирмы IMAM Джованни Галассо, Пьетро Калерио и Манльо Фьоре получил задание создать на базе тяжелого истребителя IMAM Ro.57 новый истребитель-охотник. Новый самолет должен был быть цельнометаллическим, сильное вооружение и хорошие летные характеристики (скорость не менее 600 км/ч, дальность — 1500 километров и практический потолок не менее 10 000 метров). Вооружение самолета должно было состоять из трех передних 20-мм пушек Mauser, двух таких же пушек под кабиной пилотов и оборонительного пулемета Breda-SAFAT калибра 12.7 мм, установленного в задней части самолета. Кроме того, предусматривалось подвеска легких бомб на подкрыльевых узлах подвески.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

При проектировании этого самолета была успешно применена интеграция работы группы конструкторов и опыта летчика-испытателя. Испытатель IMAM Адриано Мантелли участвовал совместно с инженерами фирмы на предварительном этапе проектирования нового самолета. На данном этапе с использованием натурных макетов в масштабе 1 к 1 были определены места пилота и стрелка, а также расположение приборов и органов управления. Это, как и другие элементы Ro.58, проектировалось с использованием передовых методов, несмотря на хронические проблемы итальянского авиапрома: относительно слабое моторо- и приборостроение. Примером этого может служить факт выбора двигателей самолета. Для силовой установки самолета было решено отказаться от итальянских моторов Fiat A.74 RC.38: вместо них были выбраны немецкие двигатели Daimler-Benz DB.601A мощностью 1175 л.с. (во время проектирования в Италии выпуск его лицензионной версии Alfa-Romeo RC.41-I Monsone еще не был налажен). В 1941 году было начато строительство двух экземпляров самолета (MM.431, 432).

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

Каподичино, май 1942: воздухозаборники для маслорадиаторов на передней кромке крыла Ro.58

Первый полет, в ходе которого с самолетом (MM 431) произошло ЧП, состоялся в мае 1942 года. После взлета над территорией аэродрома у самолета отказал двигатель. Адриано Мантелли с большим трудом удалось посадить самолет без повреждений. После посадки была выдвинута гипотеза, что остановка мотора произошла из-за отказа на взлете электрического насоса системы бензопитания, вследствие чего произошло перекрытие подачи топлива. Неисправность была устранена путем изменения положения этого насоса. Второй взлет и первый полет начался нормально, но почти сразу Мантелли заметил, что стрелки двух дистанционных термометров двигателей быстро движутся к максимальным значениям. Это произошло из-за того, что крыльевые водорадиаторы находились в аэродинамической тени. Мантелли оставались лишь пытаться раскрыть их створки и, выпуская закрылки, как можно быстрее садиться. Но тут закрылки сыграли злую шутку — самолет резко клюнул носом. Когда Мантелли пытался посадить самолет, для контроля за температурой раскрывая и закрывая створки радиаторов, в небе над аэродромом появились остатки авиаконвоя из Ju.52, перенесшего над Сицилией нападение истребителей противника. Многие самолеты с ранеными и убитыми на борту были повреждены и создали путаницу при посадке. Однако капитану Мантелли удалось посадить самолет всего в нескольких метрах от пары MC.202, готовых вылететь на боевое дежурство: помимо прохождения мимо садящихся юнкерсов летчик умудрился сохранить опытную машину в целостности и с неповрежденными моторами.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

схема Ro.58

Результаты этого первого полета привели к важным изменениям в конструкции самолета: водорадиаторы были перенесены под двигатели, маслорадиаторы установлены на левой стороне двигателей и радикально переработана хвостовая часть фюзеляжа. Конструкторы сделали распил в кормовой части фюзеляжа и разместили два новых соединения: в этой контактной поверхности, они разместили шарнир на верхней части фюзеляжа и гидравлический домкрат в диаметрально противоположной точке. Изменения, выполненные инженером Маньяги (Magnaghi), привели к тому, что все хвостовое оперение могло отклоняться на несколько градусов, чтобы закрылки выходили из аэродинамической тени. Последующие испытания подтвердили правомерность этих изменений. Другое изменение касалось водорадиаторов, у каждого из которых была увеличена поверхность: вместо замены к бокам радиаторов дополнительно были наварены пластины.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

Ro.58 MM.431, выруливающий на аэродроме Каподичино

Данное изменение было испытано в полете на пикирование без каких-либо проблем. Однако в полете произошел еще один инцидент, который создал проблемы для испытателя: в пикировании самолет разогнался до скорости, превышающей максимальную на 50%: для сокращения скорости пилот пытался сделать бочку, но в ходе выполнения этого маневра из своей ниши в мотогондоле вывалилась незакрепленная стойка шасси. Вывалившаяся «нога» оказалась в полувыпущенном положении и, несмотря на ряд фигур пилотажа, ее не удалось перевести ни в выпущенное, ни в убранное положение. Стойка так и осталась полувыпущенной и зажатой створками, что привело к обрыву трубы гидросистемы уборки шасси. Из-за всего этого Мантелли вынужден был садиться на одну стойку: держа двигатель с поломанной стойкой как можно дольше на весу, описывал круги до полного падения скорости. Посадка прошла относительно удачно и закончилась небольшими повреждениями винта и консоли крыла. Впоследствии консоль была заменена, а винт выпрямлен и поставлен вновь на место.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

Эти эпизоды, иногда трагические, не следует считать прерогативой Ro.58: каждые разработка и тестирование — загадка с множеством неизвестных. Мантелли всю жизнь сохранял наилучшее воспоминания об IMAM Ro.58 и считал его исключительным самолетом.

После заводских испытаний опытный истребитель был отправлен из Каподичино в Экспериментальный центр. При нахождении Ro.58 в Гуидонии произошло интересное сравнение, о котором следует напомнить.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

переделанный самолет перед ангарами Гуидонии

Дело в том, что к 1942 году Regia Aeronautica испытывала серьезные проблемы с матчастью: производство не могло покрыть темпа потерь. Поэтому в руководстве итальянских ВВС возникла идея о принятии на вооружение немецких самолетов, что привело к обмену авиационными миссиями между Италией и Германией. Вскоре после визита в Рехлин итальянской миссии (летчики Ремондино, Байлон, Гаспери, Моци), в Гуидонию прибыла немецкая миссия с новыми самолетами, в том числе Messerschmitt Me.410 с двумя двигателями 1750 л.с. Daimler-Benz DB.603. Мантелли облетал мессер и определил, что его скорость у земли такая же, как у Ro.58.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

ясно видимы пять 20-мм пушек: три в носу и два в подфюзеляжном контейнере

И вот однажды когда в окружении старших офицеров в разговоре о Me.410 гости на итальянском и немецком языках убеждали в его преимуществах, к этой группе «случайно» подошел Мантелли и заявил, что в Гуидонии уже есть самолет лучше. Такая шутка стала причиной жарких дискуссий, а затем прямого сравнения между Ro.58 и Me.410. Мантелли летал на первом, тогда как на втором полетел другой хороший летчик-испытатель — капитан Паоло Моци, который уже был хорошо знаком с двухмоторной немецкой машиной. Моци взлетел и выполнил большую акробатическую программу хорошего качества, Мантелли взлетел вторым и не только повторил программу, но и превзошел своего коллегу в воздушной акробатике, делая «маневр для маневра». Затем пришел второй этап испытаний — «собачьи бега» от аэродрома Гуидонии до горы Соратте (Soratte) и назад: испытания на скорость в горизонтальном полете закончились отставанием Me-410 примерно на километр. Кроме того, были проведены сравнительные полеты на высоте, которые показали сравнительные преимущества Ro-58 на максимальной скорости практически на всем диапазоне высот. Можно было сказать, что Ro.58 был машиной самого высокого класса, но этот самолет не был легким и надежным в управлении: удельная нагрузка на крыло была очень высока и составляла 250 кг/м2.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

вид на хвостовое оперение и на оборонительный 12,7-мм пулемет

День спустя произошло совещание на высшем уровне в Министерстве авиации, чтобы решить судьбу Ro.58. В ходе этого совещания обсуждался не столько самолет, сколько условия, в которых оказались Итальянские Королевские ВВС. В 1943 году можно было говорить о небольшой группе оставшихся подразделений, действующих против целей в Африке, на Мальте и в Средиземном море. Двухмоторный самолет с высокой нагрузкой на крыло требовал опытных пилотов с хорошей штурманской подготовкой для выполнения пятичасового полета. Формировать новое подразделение с элитными пилотами не было никакой возможности: это приводило к кризису всех других истребительных подразделений, которым опыт и руководство ветеранов были гораздо нужнее. Эти соображения и легли в основу непринятия Ro.58 на вооружение.

Тем не менее, Мантелли продолжал летать на Ro.58 при подготовке к особому использованию: рассматривался вопрос о превращении Ro.58 в специальный самолет для уничтожения бомбардировочных армад союзников. Согласно этим планам Мантелли должен был подвести самолет с подвешенными бомбами, которые должны были быть сброшены посреди формаций бомбардировщиков. Второй вариант предполагал использование телеметрической техники: второй самолет должен был управлять подводимым к бомбардировщикам Ro.58, оснащенным бомбами, для последующего подрыва.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

Ro.58 в окончательном виде: водорадиаторы с увеличенной поверхностью перенесены под двигатели

Дальнейшим работам над самолетом помешала капитуляция Италии. Судьба единственного построенного самолета теряется после сентября 1943 года. Второй экземпляр (MM.432) так и не был закончен.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

IMAM Ro.58 — тяжелый двухместный двухмоторный истребитель-моноплан. Фюзеляж цельнометаллический с работающей обшивкой из дюралюминия.

Крыло цельнометаллическое, отклоняемые поверхности имеют металлический каркас с полотняной обшивкой у элеронов и металлической у закрылков. Предкрылки типа Handley-Page.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

Основные стойки шасси убираются в мотогондолы поворотом назад. Хвостовая опора — поворотная, убирающаяся.

Двухкилевое хвостовое оперение — цельнометаллическое, отклоняемые поверхности обтянуты полотном.

Кабина пилота остекленная, фонарь открывается вбок; кабина стрелка остекленная, расположенная отдельно от пилота.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

Мантелли в кабине Ro.58 перед «собачьими бегами»

Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателями.

Основной топливный бак расположен в фюзеляже, в крыле расположены два дополнительных топливных бака.

Двигатели Daimler-Benz DB.601 с трехлопастными винтами Alfa Romeo с изменяемым в полете переменным шагом.

Вооружение самолета — три 20-мм пушки Mauser 151/20 в носу, две 20-мм пушки Mauser 151/20 в подфюзеляжном контейнере и один 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT для защиты в задней полусфере.

Тяжелый истребитель IMAM Ro.58. Италия

шутка от игроков в Ил-2: Пе-2, закамуфлированный под Ro.58

ПРОИЗВОДСТВО

  • MM. 431 — опытный образец,
  • MM. 432 — опытный образец (недостроен).
Модификация Ro.58
Габаритные размеры, м
размах крыла 13,40
длина 9,89
высота 3,39
Площадь крыла, м2 26,20
Масса, кг
пустого самолета 4350
нормальная взлетная 6100
Силовая установка
тип двигателя ПД Daimler-Benz DB 601A-1
мощность, л.с. 2×1175
общая мощность, л.с. 2350
Скорость, км/ч
максимальная 605 (на высоте 5120 м)
крейсерская 560
минимальная 220
Время набора высоты 6000 м 6 мин.
Практическая дальность, км 1500
Практический потолок, м 10 500
Экипаж, чел 2
Вооружение, мм
летчика 3×20 Mauser 151/20 (+2×20 Mauser 151/20 в подфюзеляжном контейнере)
стрелка 1×12,7 Breda-SAFAT

список источников:

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account