В конце 1931 года конструкторы корпорации Krupp начали работу над новой лёгкой гусеничной машиной Landwirtschaftliche Schlepper, которой предстояло стать первым немецким серийным танком Pz.Kpfw I. Однако в немецком уставе предусматривалось, что основу Panzerwaffe должны были составить средние танки, а потому руководство танковых войск потребовало от Управления вооружений сухопутных сил разработать более тяжёлую боевую машину, вооружённую артиллерией и способную бороться с бронетехникой противника.
Содержание:
После Первой мировой войны Германии было крайне сложно развивать собственное танкостроение, так как по условиям Версальского договора 1919 года ей категорически запрещалось покупать и конструировать бронированную технику. Чтобы обойти этот запрет, 3 октября 1926 года руководитель центра «Москва» полковник Герман фон дер Лит-Томзен (с немецкой стороны) и начальник 4-го разведывательного управления Генштаба РККА Я. К. Берзин (с советской стороны) подписали секретный договор о создании в окрестностях Казани совместного танкового центра «Кама». Таким образом, немцы получили возможность испытывать на его полигоне свои экспериментальные танки и обучать экипажи, а советские военные обрели доступ к передовым европейским разработкам и опыту немецких танкистов.
С этого момента основные немецкие танкостроительные компании (Krupp, Rheinmetall-Borsig и Daimler-Benz) начали разработку экспериментальной бронетехники, которая для секретности обозначалась в документации как малые или большие «трактора». Её испытания, которые велись в СССР несколько лет, выявили массу конструкторских недоработок. В конце 1931 года конструкторы корпорации Krupp начали работу над новой лёгкой гусеничной машиной Landwirtschaftliche Schlepper (нем. – «сельскохозяйственный тягач») или сокращённо LaS, которой в 1935 году предстояло стать первым немецким серийным танком Pz.Kpfw I. Однако в немецком уставе «Вождение войск», изданном в 1933 году, предусматривалось, что основу Panzerwaffe должны были составить средние танки, а потому генерал-лейтенант Освальд Лутц (начальник транспортного управления Министерства обороны) и полковник Хайнц Гудериан (начальник штаба моторизованных войск) требовали от Управления вооружений сухопутных сил (далее – УВС) разработки более тяжёлых боевых машин, вооружённых артиллерией и способных бороться с бронетехникой противника.
«Тягач» №100 как временное решение
Однако быстро разработать совершенно новую технику фактически с нуля в то время было невозможно. Гудериан писал об этом в своих мемуарах:
«Ввиду того, что производство основных типов танков затянулось на большее время, чем мы предполагали, генерал Лутц принял решение построить еще один промежуточный тип танка, вооруженного 20-мм автоматической пушкой и одним пулеметом»
В 6-м департаменте бронетехники и моторизации УВС мнение генерала поддержали, и в июле 1934 года подготовили спецификацию на лёгкий десятитонный танк с соответствующим вооружением. Тактико-технические требования к новому танку, которому присвоили код Landwirtschaftliche Schlepper 100 (сокращённо – LaS 100), довели до сведения конструкторских групп компаний Krupp, Henschel и MAN.
«Крупповские» конструкторы Хогельлох и Вольферт отнеслись к поставленной задаче несколько легкомысленно и предложили 6-му департаменту модернизированный Pz.Kpfw I в его модификации LKA II. Дело в том, что ещё летом 1933 года они переделали первые пять шасси LaS в вариант LKA (Leichter Kampfwagen Ausland – «лёгкий танк для экспорта») и, чтобы соответствовать требованиям нового конкурса, немного видоизменили корпус этой машины, добавив бронированную рубку механика-водителя и установив новую башню с 20-мм пушкой и 7,92-мм пулемётом MG13.
Однако чиновников из УВС эта машина не устроила – их больше заинтересовали шасси, разработанные компаниями Henschel и MAN. Ходовые части у них состояли из трёх двухкатковых тележек и отличались друг от друга только подвеской (компания Henschel использовала пружинную, а MAN – четвертьлистовую). Кроме того, на каждую сторону обеих ходовых приходилось по три поддерживающих ролика, а у машины компании MAN балансиры всех трёх тележек снаружи дополнительно скреплялись продольной балкой.
Как и у других серийных танков Третьего Рейха, изготовленные шасси были переднеприводными с задними направляющими колёсами, а ленивец для увеличения площади соприкосновения гусениц с грунтом опустили на уровень опорных катков. LaS 100 повторял ту же компоновку, что использовалась на LaS – впереди размещалось отделение управления, в котором располагалась трансмиссия, посредине – отделение управления, сзади – моторное отделение.
Летом 1935 года представители 6-го департамента УВС рассмотрели проекты и прототипы всех компаний-участниц конкурса, после чего остановили свой выбор на «изделии» фирмы MAN, которое вскоре после этого переименовали в 2cm MG Panzerwagen. Дополнительно машине присвоили индекс разработки Versuchskraftfahrzeug 622 (сокращённо – VK 622), что переводится как «экспериментальный образец».
Уже не лёгкий, но ещё не средний
Для завершения проекта танка и запуска его в серию компания MAN скооперировалась с Daimler-Benz AG. Конструкторы последней включились в работу по проектированию бронированного корпуса и башни, в то время как специалисты MAN продолжали дорабатывать шасси. В передней части корпуса они разместили элементы трансмиссии, которая состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения K230K (сталь по стали) и шестискоростной коробки перемены передач (далее – КПП) ZF Aphon SSG-45. К трансмиссии от двигателя вдоль всего днища машины тянулся карданный вал – его вращение посредством конической передачи через трансмиссию передавалось на поперечный вал, соединявший бортовые многодисковые фрикционы танка. Для доступа к трансмиссии с левой стороны верхнего бронелиста корпуса проделали люк.
Слева от трансмиссии находилось место механика-водителя, на которое он попадал через люк в верхней лобовой бронедетали. На приборной панели размещались шкалы спидометра, тахометра, датчика уровня топлива, воды и другие. Справа, прямо на трансмиссии, крепился рычаг КПП. Слева и справа от сидения механика-водителя располагались рычаги управления танком, а под поперечным валом «скрывались» педали газа, тормоза и сцепления. Водитель обеспечивался тремя смотровыми приборами (двумя по бортам и одним спереди).
В средней части танка находилось боевое отделение, совмещённое с отделением управления. В нём размещались два остальных члена экипажа: командир танка (на которого возлагались обязанности наводчика) и заряжающий-радист. На относительно высокой подбашенной коробке машины на погоне подвижно крепилась башня с вооружением, приборами прицеливания и наблюдения. Последние представляли собой четыре призменных смотровых прибора (по два с каждого борта) и перископ с выводом на крышу башни. Прицеливание осуществлялось посредством телескопического прицела TZF 4.
Вооружение размещалось в орудийной маске: 20-мм пушка KwK30 и 7,92-мм пулемёт Dreise MG13k монтировались рядом. Маска позволяла наводить оружие по вертикали в диапазоне от -9,5° до +20°. В боекомплект входили 120 снарядов (как бронебойных, так и осколочных или разрывных, начинённых белым фосфором), а также 1425 патронов к пулемёту. Более тяжёлое оружие на танк не устанавливалось, так как в 1934 году, когда формулировались требования к нему, Германия, хоть и с многочисленными нарушениями, ещё соблюдала условия Версальского договора и не имела возможности развернуть широкое производство танковых пушек более крупного калибра. Кроме того, пушка KwK30 некоторое время считалась пулемётом, а потому её можно было спокойно выпускать, не обращая внимания на договор. Этот «пулемёт» бронебойным 148-граммовым снарядом PzGr на дистанции 100 м пробивал броню толщиной 20 мм, расположенную под углом 30°, с 500 м – броню толщиной 14 мм, а с 1000 м – 9-мм бронелист.
В боевом отделении размещалось и радиооборудование – у обычных линейных танков оно состояло из радиоприёмника FuG2 со штыревой антенной. Командирские машины комплектовались радиостанциями FuG5, работавшими как на приём, так и на передачу. Посадка и высадка осуществлялась через двухстворчатый башенный люк.
В моторном отделении устанавливался бензиновый шестицилиндровый двигатель Maybach HL-57TR рабочим объёмом 5698 куб. см. Он развивал максимальную мощность в 130 л.с. при 2100 об/мин и имел жидкостное охлаждение.
Для формирования бронированного корпуса танка производители использовали катанные поверхностно-закалённые стальные листы толщиной 13 мм. Верхняя лобовая деталь размещалась почти вертикально (под углом 8°), средняя – почти горизонтально (под углом 70°), нижняя – под углом 30°. Бортовые бронелисты располагались вертикально, верхняя кормовая бронедеталь приваривалась под углом 6°, нижняя – 60°. Крышу корпуса и днище сформировали из 5-10-мм бронелистов, а заднюю стенку подбашенной коробки – из 13-мм бронелиста, приваренного под углом 10°.
Боковые и кормовая стенки башни сваривались из 13-мм листов стали, находившихся под углом 22° к горизонтали. Лобовая часть башни и орудийная маска изготавливались из 13-15-мм брони.
Предсерийные искания
Компания MAN получила заказ на изготовление первой партии из 25 машин ещё в октябре 1935 года, то есть, до того, как закончились испытания опытного шасси. Первые десять (здесь и ниже данные по численности приведены на основании информации с сайта panzerschreck.de) предсерийных шасси 1./LaS 100 по своей конструкции ничем не отличались от прототипа. Вскоре, в связи с официальным отказом Германии от выполнения условий Версальского договора им присвоили индекс Pz.Kpfw II Ausf.а/1.
Следующие предсерийные танки с индексом Pz.Kpfw II Ausf.а/2 выпускались несколько изменёнными. Ленивец конструкторы «подняли» с земли, снабдив механизмом натяжения гусениц и резиновым бандажом, а опорные катки сделали необрезиненными. Помимо этого, был увеличен объём моторного отделения и улучшена система вентиляции. Эти пятнадцать машин получили заводские номера от 20011 до 20025.
В дополнение к Ausf.а/1 и Ausf.а/2 УВС заказало ещё 75 предсерийных машин. Новые танки также претерпели изменения, а потому в документах фигурировали под отдельным индексом Pz.Kpfw II Ausf.а/3. Двигатель отгородили от боевого отделения сплошной противопожарной броневой переборкой, для облегчения доступа к топливному насосу и фильтру в днище прорезали дополнительный люк, а для улучшения работы радиатора его сдвинули ближе к корме. Кроме того, приподнятый ранее ленивец вновь лишили резинового бандажа. Данные танки выпускались двумя партиями – №№ 20026–20050 и 20051–20100. Последние 50 машин получили усиленные рессоры и модернизированные опорные катки. Все машины предсерии Ausf.а в течение 1936 года передали танковым подразделениям вермахта, где они использовались исключительно для обучения личного состава.
На этом предсерийные искания немецких конструкторов не закончились. На новых танках модели Pz.Kpfw II Ausf.b силовую установку мощностью 130 л.с. заменили 140-сильным двигателем Maybach HL-62TR. В силу его больших габаритов всю систему мотор-кардан-трансмиссия пришлось сдвинуть к правому борту, чтобы освободить в моторном отделении место для вентилятора и радиатора. Длину машины увеличили с 4380 до 4760 мм. Кроме того, изменилась форма крыши моторного отделения, по которой танки модели Ausf.b визуально отличают от Ausf.а. Изменения также коснулись системы выхлопа, глушителя, модернизированная трансмиссия получила дополнительную понижающую передачу, и на танке установили новый планетарный механизм поворота.
Опорные катки и поддерживающие ролики стали шире, при этом последние немного уменьшились в диаметре, зато до 755 мм увеличился диаметр ведущего колеса и до 650 мм – ленивца. Гусеницы стали набираться из 108 двухгребневых траков новой конструкции. Поперечное смещение рессор предупредили установкой специальных скоб, а задние надкрылки танка приподняли, чтобы пространство между ними и гусеницами не забивалось грязью и могло самоочищаться.
Курсовой пулемёт MG13k заменили более современным и надёжным MG34, боекомплект которого остался прежним. Предсерию Ausf.b выпустили в 1936–37 годах небольшой партией в 100 машин.
Несмотря на все изменения, внесённые в конструкцию ходовой части, надёжной она не стала. Последующая эксплуатация танков выявила их склонность к поломкам, львиная доля которых приходилась именно на ходовую, и её решили кардинально переработать. Конструкторы отказались от тележек и уменьшили количество опорных катков до пяти, а их диаметр увеличили до 550 мм. Подвеску сделали индивидуальной на четвертьэллиптических рессорах, а число поддерживающих роликов увеличили до четырёх. Модернизации также подверглись ведущие и направляющие колёса. Изменились и габариты машины: до 4810 мм выросла её длина, и с 2140 до 2230 мм – ширина. Толщину брони увеличили с 13 до 14,5 мм. В результате вышеперечисленных изменений боевая масса танка выросла с 7,9 до 8,9 т.
Новая модель, получившая индекс Pz.Kpfw II Ausf.с, стала надёжной, приобрела плавность хода и способность разгоняться до 48 км/ч по шоссе (ранее этот показатель не превышал 40 км/ч) и до 24 км/ч – по пересечённой местности. Уже в марте 1937 года Ausf.с пустили в пробную серию, которую произвели двумя партиями по 100 машин каждая. На двадцати пяти танках второй партии (№№ 22020–22044) были установлены корпуса из «эрзац-стали» с примесью молибдена. По другим данным, выпустили всего 25 танков этой модификации.
Pz.Kpfw II в серии
Первой массовой модификацией танка стал Pz.Kpfw II Ausf.A, выпуск которого начался предположительно в марте 1937 года на заводе компании Henschel в Касселе, а затем продолжился на заводе Alkett в Берлине. На машины устанавливался модернизированный двигатель Maybach HL-62TRM той же мощности, что и раньше (140 л.с.) и синхронизированная КПП ZF Aphon SSG-46. В апреле 1937 года УВС издало распоряжение остановить конструкторские доработки Pz.Kpfw II, которые отвлекали слишком много производственных ресурсов.
В декабре 1937 года начался выпуск танков модификации Pz.Kpfw II Ausf.B, которая практически ничем не отличалась от Ausf.А. Производители лишь сделали детали и комплектующие более технологичными и простыми в производстве, чтобы безболезненно, «малой кровью» увеличить выпуск машин. К изготовлению башен, корпусов и агрегатов танка привлекли такие крупные машиностроительные компании, как MIAG, FAMO и Wegmann.
Несмотря на распоряжение УВС, полностью отказаться от доработки «двойки» у немцев не получилось. Гражданская война в Испании показала полное преимущество противотанковой артиллерии над танковой бронёй того времени, а потому требовалось срочно увеличивать её толщину. Новые веяния привели к созданию танка Pz.Kpfw II новой модификации – Ausf.С. Чтобы легко решить вопрос увеличения толщины бронирования уже разработанного танка, конструкторы предложили использовать листы накладной брони. Нижнюю бронедеталь, которую образовывал гнутый 14,5-мм лист, усилили двумя дополнительными бронеплитами толщиной 14,5 и 20 мм соответственно, которые сваривались между собой под углом 70°, а на верхнюю наварили 20-мм лист. Улучшилась и система охлаждения двигателя, а 12-мм бронестекло в смотровых блоках заменили 50-мм. Вместо двухстворчатого люка на крыше башни начали устанавливать командирскую башенку, которая обеспечивала командиру танка круговой обзор благодаря восьми перископическим смотровым блокам. Для высадки/посадки в ней имелся круглый люк.
Темп выпуска Pz.Kpfw II Ausf.С первоначально был крайне низким. В течение июля 1938 года собрали лишь 9 машин, в августе – 7, в сентябре – 5, в октябре – 8, в ноябре – 2. Возможно, это было вызвано тем, что параллельно с выпуском танков новой модели началась модернизация предыдущих танков Ausf.с, Ausf.А и Ausf.В. В связи с тем, что модернизацию проходили только машины, возвращённые на предприятия для проведения капитального ремонта, указанные выше изменения коснулись не всех из них.
После анализа Польской кампании, в которой потери Pz.Kpfw II оказались весьма значительными, уже собранные танки дополнительно усилили – получила дополнительное бронирование лобовая часть башни, маску орудия оснастили щитком с отгибами сверху и снизу, а зазор между подбашенной коробкой и башней защитили бронированным бортиком, приваренным к крыше коробки. Низкий щиток получил и бортовой люк механика-водителя. Хотя вооружение машины к концу 30-х годов устарело, его не поменяли – дело в том, что в стандартную башню Pz.Kpfw II устанавливалась только 37-мм танковая пушка, после чего в ней становилось слишком тесно. Взамен этого конструкторы снабдили танк новым модифицированным прицелом TZF4/38, а на корме корпуса предусмотрели возможность крепления дымовых гранатомётов (по два на борт). Стандартной стала установка приёмо-передающей радиостанции FuG5.
Ausf.С стала далеко не последней модификацией Pz.Kpfw II. Ещё в конце 1937 года 6-й департамент УВС поставил перед разработчиками задачу создания скоростного варианта танка. Этими машинами планировали комплектовать подвижные группы в составе лёгких дивизий, создание которых так критиковал Хайнц Гудериан.
Проектирование новой машины под индексом разработки LaS 138 доверили компании Daimler-Benz. Конструкторы полностью переработали ходовую часть танка – пять опорных катков (на каждый борт) заменили на четыре сдвоенных катка большего диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. Вместо двухгребневых траков гусеницы начали набирать из одногребневых, а 140-сильную силовую установку сменил двигатель Maybach HL-66 мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин. Главный фрикцион трансмиссии заменили более новой моделью PF220K, а КПП – семискоростным (7+3) изделием фирмы Maybach.
Толщину лобового бронирования корпуса и башни увеличили до 30 мм. В правой части верхней бронедетали появились два дополнительных смотровых прибора. Пушку 2 cm KwK 30 заменили на 20-мм KwK 38 с лучшей баллистикой и новым прицелом TZF 3a. В 1940 году, после столкновений с французскими средними танками B1-bis и английскими Matilda II, на вооружение приняли остроконечный бронебойный снаряд Pzgr 40 L`Spur с бронебойным сердечником из твердого сплава с примесью вольфрама. При начальной скорости в 1050 м/с на дистанции до 100 м такой снаряд пробивал 40-49-мм броню, установленную под углом 30°, а с расстояния до 500 метров – 20-мм броню. Боезапас танка вырос до 180 снарядов и 2100 патронов. Ёмкость топливных баков увеличили до 200 литров, но на запасе хода это не сказалось, так как новые двигатели оказались более прожорливыми, чем предыдущие. Зато они позволяли развивать максимальную скорость в 55 км/ч на дорогах с твёрдым (и ровным) покрытием. Новый танк получил индекс Pz.Kpfw II Ausf.D.
Следом выпустили машины модификации Pz.Kpfw II Ausf.E, которые обладали улучшенной подвеской, гусеничными траками со смазываемым шарниром, а также изменёнными ведущими и направляющими колёсами. С мая 1938 по август 1939 года собрали 43 машины обеих модификаций, а в последующем общее число выпущенных танков Ausf.D и Ausf.E довели до 250. Во время боевых действий в Польше выяснилось, что особой необходимости в специальных скоростных танках нет, и уже в марте 1940 года их начали переоборудовать сначала в огнемётные танки (всего было собрано 155 единиц, включая 112 новых машин на тех же шасси), а затем в противотанковые самоходные установки.
Нескоростная модификация Ausf.С претерпела ещё одну модернизацию, в результате чего появилась модель, которую назвали Pz.Kpfw II Ausf.F. Необходимость её появления была вызвана формированием в 1940 году новых немецких танковых соединений, для которых не хватало техники. Танк получил переднюю часть корпуса, сваренную из 35-мм бронелистов, а толщину лобовой части башни и орудийной маски увеличили до 30 мм. В результате этих изменений масса танка выросла до 9,5 тонн.
Водитель получил новый прибор наблюдения KFF-2, закрытый двухстворчатой крышкой. С правой стороны подбашенной коробки установили ещё одну фальшивую двухстворчатую крышку, которая должна была ввести противника в заблуждение относительно расположении места механика-водителя.
Несмотря на то, что Pz.Kpfw II давно находился в производстве, новая модель запускалась в серию долго и мучительно. Первые три прототипа сдали заказчику в июне 1940 года, а выйти на показатели выпуска, приближённые к плановым (45 машин в месяц), промышленность смогла только к концу IV квартала 1941 года, когда уже стало ясно, что танк устарел. Тем не менее, по загадочным для немецких танкистов причинам Pz.Kpfw II Ausf.F выпускался ещё весь 1942 год, и только к 1943 году его производство полностью прекратилось. Всего немецкая промышленность выпустила 524 танка этой модификации.
Точное число и динамика производства Pz.Kpfw II автору неизвестны, так как числа произведённых машин различных модификаций значительно разнятся в различных источниках, и составить общую картину весьма сложно. Известно, что по состоянию на май 1937 года в составе вермахта имелось 115 единиц всех модификаций, а к началу Второй мировой войны их было уже 1223. В различных источниках общее число выпущенных машин указывается в пределах от 1760 до 2087 единиц, хотя автору встречались и утверждения, что всего немецкая промышленность выпустила 8500 шасси Pz.Kpfw II. Таким образом, остаётся открытым вопрос – куда пошла эта масса техники и выпускалась ли она на самом деле в таких огромных количествах?
Pz.Kpfw II программы «neue Art»
В 1938 году конструкция Pz.Kpfw II, в целом, была отработана, промышленность полным ходом выпускала его для Panzerwaffe, но немецкие танковые функционеры не были бы собой, если бы не усложнили жизнь и промышленникам, и военным. Они инициировали создание целой линейки машин на базе лёгкого танка, которая получила обозначение «neue Art» (nA) – «новая серия».
Летом 1938 года 6-й департамент УВС предоставил фирме MAN техническое задание на разработку 9-тонного лёгкого разведывательного танка на основе Pz.Kpfw II с индексом разработки VK 901. В серии под него был зарезервирован индекс Pz.Kpfw II Ausf.G.
Корпус машины конструкторы полностью переработали, спроектировав лобовое бронирование на уровне 30 мм, а бортовое и кормовое – 15 мм, причём для повышения прочности танка эвакуационные люки и смотровые приборы механика-водителя были вынесены на крышу корпуса. Компания Daimler-Benz разработала башню новой формы с командирской башенкой TZF10, которая позволила убрать башенные бортовые лючки. Вооружение установили такое же, как и на скоростных машинах основной серии Ausf.D и Ausf.E. Первоначально планировалось заменить 20-мм пушку на 7,92-мм противотанковый пулемёт EW-141 фирмы Mauser, рассчитанный под противотанковый патрон Patrone 318, но так как это вооружение в серию не пошло, от идеи отказались.
Наиболее значительные изменения коснулись ходовой части танка. Инженеры MAN впервые применили на танках подвеску своего бывшего работника, а с 1936 года – руководителя конструкторской службы 6-го департамента УВС Генриха Эрнста Книпкампа. От поддерживающих роликов отказались, взамен танк получил по пять опорных катков увеличенного диаметра в 735 мм (на каждый борт), которые снабжались индивидуальной торсионной подвеской и располагались в шахматном порядке (два с наружной стороны гусеничных гребней, и три – с внутренней). Кроме того, инженеры увеличили ширину траков.
Двигатель танка заменили на 180-сильный бензиновый Maybach HL 66 P жидкостного охлаждения, который позволял развивать скорость до 50 км/ч. Почему УВС и командование Panzerwaffe в качестве разведывательного танка не устроили уже выпускавшиеся Pz.Kpfw II Ausf.E, и потребовалась разработка кардинально новой машины, для автора остаётся загадкой. Как бы там ни было, 18 июня 1938 года 6-й департамент УВС и компания MAN подписали контракт на поставку 75 новых машин, однако в силу загруженности мощностей производителя другими заказами танки начали поступать заказчику только в конце 1939 года. После боевых действий в Польше и Франции, когда военные, наконец, определились, что подобные разведывательные машины им не нужны, от идеи серийного производства Pz.Kpfw II Ausf.G отказались. В результате вместе с прототипом из сборочных цехов вышло только 12 танков, которые отличались некоторыми конструкторскими решениями, а потому выпускались в трёх (!) модификациях – Ausf.G1, G2 и G3. Известно, что эти машины отправили воевать на Восточный фронт, где они и нашли свой конец.
Любопытно, что за время бюрократической волокиты с определением размера госзаказа на Pz.Kpfw.II Ausf.G компания Daimler-Benz успела выпустить башен для этого танка в три раза больше необходимого. Впоследствии их использовали для оснащения бетонных ДОТов различных укрепрайонов. Последняя из них охраняла аэродром «Ольборг Западный» в Дании и была демонтирована только в 1998 году.
В 1940 году, кода немецкое командование ещё не определилось, нужны ли ему разведывательные танки, компания MAN договорилась с 6-м департаментом о создании модернизированной версии VK 901, которой присвоили индекс разработки VK 903. В случае её запуска в серию машины этой модели в военной документации обозначались бы как Pz.Kpfw II Ausf.Н.
Толщину бортовой и кормовой брони этих машин увеличили с 15 до 20 мм, из-за чего масса танка значительно возросла (с 9,2 до 12,5 т). Лобовая броня изменений не претерпела. Также остались прежними конструкция ходовой и башня с размещённым в ней вооружением, хотя рассматривался вариант вооружения танка 28-мм пушкой 2,8 cm KwK 42 фирмы Mauzer с коническим каналом ствола. Она пробивала 60-мм броню (под углом 30° к нормали) на дальности 100 м и 40-мм броню – с дистанции 500 м. Двигатель машины оставили прежним.
В 1940 году компания получила от УВС заказ на изготовление двухсот танков Pz.Kpfw II Ausf.Н (их планировали выпустить в апреле-декабре 1942 года). Однако в начале 1942 года удалось изготовить только прототип танка, после чего конструкторы надолго увязли в работах по замене трансмиссии на такой же агрегат с четырёхскоростной КПП ZF Aphon SSG 48 от более удачной чешской машины Pz.Kpfw.38(t) nA, которая, тем не менее, не пошла в серию. В результате было изготовлено всего пять Pz.Kpfw II Ausf.Н, и «на поток» машину так и не поставили.
Параллельно разрабатывался проект танка Pz.Kpfw II Ausf.M (индекс разработки – VK 1301, в документах также упоминался как VK 903b). Предполагалось, что на нём усилят бронирование и установят 55-мм пушку KwK 3901, но потом от этих идей отказались, оставив вооружение без изменений. Башню снабдили рациональными углами наклона и увеличенной орудийной маской. Погон башни спереди прикрыли низким бронированным буртиком. За 1942 год немецкая промышленность выпустила только четыре прототипа этого танка, минимум один из которых испытывался не с башней, а с её прямоугольным весовым муляжом. Как и его предшественники, в серию этот танк не пошёл, но послужил прототипом для более удачливой машины Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs» (нем. – «рысь»).
В связи с тем, что в экипаже Ausf.L появился четвёртый танкист (вместо радиста-заряжающего соответствующие функции стали выполнять два отдельных человека), габариты танка пришлось несколько увеличить, что привело к росту массы танка до 13 т. Степень бронирования новой машины по сравнению с Pz.Kpfw II Ausf.M не изменилась. Шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG 48 с мультипликатором обеспечила машине 12 скоростей, что для танка-разведчика было немаловажно.
Стандартную радиостанцию FuG5 дополнили радиостанцией дальней связи FuG12. FuG5 монтировалась в башне (её антенна выводилась наружу у левого борта башни), а симплексная FuG12 размещалась в корпусе, имела выходную мощность 80 Вт и работала в диапазоне 1,12–3 МГц, обеспечивая дальность связи до 10 км телефоном и до 50 км телеграфным ключом. Её двухметровая штыревая антенна располагалась с правой стороны корпуса рядом с башней. Использовалась и штыревая антенна с «метелкой», при применении которой дальность связи возрастала до 25 км телефоном и 80 км телеграфом.
С сентября 1943 по январь 1944 года этот танк производили две немецкие компании – Henschel и MAN. Всего было выпущено 104 машины, хотя в некоторых источниках встречаются данные, что этих машин было выпущено 100 или 136 единиц (MAN – 118, Henschel – 18). Подавляющее большинство Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs» вооружили так же, как и Pz.Kpfw II других моделей (20-мм пушкой KwK 38), однако в башнях нескольких танков смогли разместить 50-мм пушку КwK 39 L/60. Сколько именно машин было вооружено 50-мм орудием, доподлинно неизвестно – по разным данным, таких танков было собрано от четырёх до шести.
На фронте умельцы пытались усилить недостаточное бронирование танка. Достоверно известно, что как минимум на одной машине танкисты 4-го разведывательного батальона 4-й танковой дивизии усилили лобовую бронедеталь подбашенной коробки 20-мм стальными экранами специфической формы.
Кроме разведывательных машин на базе Pz.Kpfw II конструкторы пытались разрабатывать и танки поддержки пехоты. 22 декабря 1939 года компании MAN и Daimler-Benz получили заказ на разработку подобной машины, которой присвоили номер VK 1601. При поступлении на вооружение танкам планировали присвоить индекс Pz.Kpfw II Ausf.J.
Разработку шасси конструкторы компании MAN планировали завершить к 18 июня 1940 года, а бронированный корпус и башню должны были собрать к 19 июля на заводе Daimler-Benz. Всего планировалось выпустить 339 танков этой модификации.
Ausf.J получил мощное бронирование – 80-мм лоб корпуса и башни, 50-мм борта и корма корпуса и башни, 25-мм днище и крыша корпуса, 10-мм крыша башни. Масса машины значительно увеличилась и достигла 18 тонн, то есть, лёгкий танк по массе приблизился к среднему. В связи с увеличением нагрузки проектанты усилили некоторые элементы подвески, но значительных изменений в её конструкцию не вносили.
На сей раз немецкие компании оказались на удивление пунктуальными и действительно собрали первый прототип Pz.Kpfw II Ausf.J к 19 июля 1940 года. Однако установленная 150-сильная силовая установка Maybach HL 45P смогла разогнать танк только до 30–32 км/ч – военных такая скорость не устраивала, и они предпочли аннулировать заказ. В результате к 1942 году было выпущено всего 22 танка, включая прототип. Большая часть этих машин впоследствии использовалась полицейскими подразделениями для борьбы с партизанами. На базе ещё одной машины построили БРЭМ, которая эксплуатировалась на территории Франции в составе 116-й танковой дивизии вермахта и впоследствии стала трофеем союзников.
От аншлюса до Дюнкерка
Как уже говорилось, первые предсерийные машины сразу начали поступать в линейные части и танковые школы, но использовались, в основном, для обучения личного состава. Следующие поступившие в армию танки пошли на укомплектование линейных частей, в которых каждая рота теперь включала четыре Pz.Kpfw I и один Pz.Kpfw II. В последующие годы доля «единичек» неуклонно уменьшалась, а «двоек» – увеличивалась, пока, начиная со второй половины 1940 года, не возросло поступление Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV, которые со временем полностью вытеснили лёгкие танки.
Принято считать, что к 1 сентября 1939 года вермахт располагал 3190 танками, в том числе:
- Pz.Kpfw I – 1145 единиц (36%);
- Pz.Kpfw II – 1223 (38%);
- Pz.Kpfw.35(t) – 219 (7%);
- Pz.Kpfw.38(t) – 76 (2%);
- Pz.Kpfw III – 98 (3%);
- Pz.Kpfw IV – 211 (6%);
- командирские – 215, огнемётные – 3, штурмовые орудия – 5 (всего 8%).
Во время Польской кампании больше всего машин выбыло в боях под Пётркувом-Трыбунальским и Томашувом-Мазовецким, а также в сражении за Варшаву. Всего за время боевых действий вермахт потерял 259 Pz.Kpfw II, при этом безвозвратные потери составили 83 танка.
Для вторжения в Данию и Норвегию немецкое командование распорядилось к марту 1940 года подготовить специальное танковое подразделение – Континентальный танковый батальон особого назначения №40 (Pz.Abt. z.B.v.40). Три первых взвода каждой из трёх рот батальона вооружили танками Pz.Kpfw I, а четвёртый – более мощными Pz.Kpfw II. Кроме того, в распоряжении штаба роты находились один Pz.Kpfw I, два Pz.Kpfw II и командирский танк Pz.Bef I. По состоянию на 9 апреля 1940 года батальон располагал сорока двумя Pz.Kpfw I, двадцатью одним Pz.Kpfw II и шестью Pz.Bef I.
Дания сдалась почти без боя, поэтому 1-я и 2-я роты просто промаршировали по её территории и отправились в порты для погрузки на транспортные суда, идущие в Норвегию, где уже кипели бои. 3-я рота ещё к 9 апреля погрузилась на суда «Urundi» и «Antaris H», однако вторая волна высадки, в которую она входила, приблизилась к побережью Норвегии только 11 апреля. Здесь «Antaris H» был торпедирован британской подводной лодкой, и 3-я рота единовременно потеряла 12 Pz.Kpfw I, 6 Pz.Kpfw II и один командирский танк Pz.Bef I. Чтобы хоть как-то компенсировать потери, ей придали тяжёлые трёхбашенные экспериментальные танки Nb.Fz.VI.
Бои в Норвегии отличались ожесточённостью. Уже к 20 апреля в Осло, где собрались все роты батальона, у 1-й и 2-й рот оставалось всего 13 Pz.Kpfw I, 7 Pz.Kpfw II и один Pz.Bef I. В 3-й роте оставались только один Pz.Kpfw I, один Pz.Kpfw II и три Nb.Fz.VI.
Наиболее серьёзную опасность для немецких танков представляли две 3-дюймовые (76,2-мм) мортиры и пять 25-мм французских противотанковых орудий (далее – ПТО) Hotchkiss, которыми англичане распоряжались вполне умело. 25 апреля немцы двумя лёгкими танками Pz.Kpfw II и одним Nb.Fz.VI атаковали британский 1-й батальон Королевской Йоркширской пехоты. Замаскированные 25-мм ПТО подпустили танки на убойную дистанцию в 150 м и открыли огонь практически в упор. Первым залпом была подбита одна «двойка», затем вторая. Через несколько минут все пушки перевели свой огонь на неповоротливый Nb.Fz.VI, и вскоре экипаж был вынужден покинуть обездвиженную машину. Однако, несмотря на отчаянное сопротивление норвежцев и британцев, немецкий экспедиционный корпус упорно продвигался вперёд, и к 16 июня оккупанты заняли всю территорию Норвегии.
К началу наступления во Франции и против стран Бенилюкса Panzerwaffe обладали 1110 танками Pz.Kpfw II, из которых исправными являлись 995 машин. 920 из них находились в составе подразделений, готовившихся к вторжению (36% из 2574 (по другим данным – 2597) танков, сконцентрированных на французской и бельгийской границах).
В ходе боёв наибольшие потери в немецких танковых подразделениях понесли именно Pz.Kpfw II. Так, с 10 по 20 мая немецкая армия потеряла выведенными из строя 45 Pz.Kpfw II, а в битве у Дюнкерка, которая продолжалась с 21 по 31 мая, выбыло ещё 150 этих машин. Всего за время Французской кампании Panzerwaffe безвозвратно потеряли 240 танков этой модели.
Танки Pz.Kpfw II, входившие в состав 2-й, 5-й, 8-й, 9-й, 11-й и 14-й танковых дивизий, принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции. Всего здесь было задействовано 260 машин, из которых немцы безвозвратно потеряли 13. Позднее танки Pz.Kpfw II 5-й роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии были морем переброшены на Крит и поддерживали там действия немецких войск, а затем вошли в состав танкового батальона «Крит». Также известно, что 2-я танковая дивизия потеряла 37 Pz.Kpfw II, которые ушли на дно вместе с транспортами Kybfels и Marburg, подорвавшимися на минах.
В песках Сахары
На момент начала боёв в Северной Африке по 45 танков Pz.Kpfw II числилось у 5-го танкового полка 5-й лёгкой дивизии и 8-го танкового полка 15-й танковой дивизии. В условиях пустыни ходовая часть и двигатели Pz.Kpfw II быстро изнашивались, и вскоре машины начали массово выходить из строя (так, за февраль-апрель 1941 года немцам пришлось капитально отремонтировать 19 из 45 «двоек» 5-го танкового полка). Только после этого на машины начали устанавливать дополнительные воздушные фильтры.
В ходе неудачного штурма Тобрука 5-й танковый полк потерял 3 машины, которые подорвались на минах, а 15 мая 1941 года в бою за перевал Халфайя был потерян ещё один танк.
В июне 1941 года союзники провели операцию «Боевой топор» («Battleaxe»), пытаясь перехватить у немцев и итальянцев инициативу и перейти в наступление. Часть ударов пришлась по подразделениям лёгких немецких танков, в результате чего они понесли ощутимые потери. Утром 16 июня 1-й батальон 8-го танкового полка располагал девятью боеспособными Pz.Kpfw II, а к вечеру у него оставался всего один танк этого типа. В тот же день 5-й полк потерял два Pz.Kpfw II (правда, через две недели он получил пополнение в виде четырёх новых Pz.Kpfw II Ausf.F).
В ноябре 1941 года началась новая наступательная операция союзников – «Крестоносец» («Crusader»). К тому времени части Немецкого корпуса в Африке располагали 77-ю танками Pz.Kpfw II, а 5-ю лёгкую дивизию переформировали в 21-ю танковую. В тяжёлых боях обе немецкие танковые дивизии понесли потери, и 20 декабря 1941 года 5-й танковый полк располагал только тремя боеспособными танками Pz.Kpfw II. Всего в ноябре-декабре 1941 года немцы в Северной Африке потеряли 56 единиц Pz.Kpfw II.
В январе 1942 года Роммель развернул новое наступление, в котором участвовало несколько Pz.Kpfw II – 12 из 8-го танкового полка и 7 из 5-го танкового полка. К маю 1942 года в Африку доставили еще 20 танков Pz.Kpfw II Ausf.F, и 25 мая (к началу наступления под Газалой) немецкие части располагали в общей сложности 58-ю танками Pz.Kpfw II (по 29 в каждой танковой дивизии). К 20 июня 1942 года (день капитуляции Тобрука), немцы потеряли 25 танков Pz.Kpfw II.
С июня 1942 года танки Pz.Kpfw II в Африку больше не поставлялись – вместо них прибывали средние Pz.Kpfw IV Ausf.F2 и Pz.Kpfw III, вооружённые длинноствольными пушками калибра 75 и 50 мм. Поэтому в сражении при Эль-Аламейне Роммель располагал лишь единичными уцелевшими Pz.Kpfw II (14 единиц из 21-й танковой дивизии и 15 – из 15-й танковой дивизии). Помимо этого, танки Pz.Kpfw II имелись в составе 10-й танковой дивизии (21 штука) и 190-го танкового батальона 90-й лёгкой дивизии (7 штук), отправленных в конце 1942 года в Тунис.
Сквозь жару, грязь и холод
По состоянию на 1 июня 1941 года в Panzerwaffe числилось 1074 Pz.Kpfw II, из которых на границе с СССР сконцентрировали 825 обычных и 84 огнемётных машины. Будучи ещё актуальными для Северной Африки, Франции и Балкан, для реалий Восточного фронта эти машины совершенно устарели. Вот что вспоминал по этому поводу командир танка Людвиг Бауэр (интервью опубликовано на сайте frontstory.ru):
«Если говорить о танке, то с механической точки зрения он был хорошим. Но двигатель бензиновый. При попадании в танк он легко загорался. Броня тонкая. Поэтому нас вводили в бой только вместе с Pz.III и Pz.IV, всегда во второй волне или на флангах. Этот танк прошёл в 1940-м году французскую кампанию. Там он был ещё так-сяк, но для России он уже не годился и быстро сошёл»
Только в течение 1941 года на Восточном фронте вермахт потерял 424 танка Pz.Kpfw II. Среди этих танков числится и машина Людвига Бауэра, которая погибла в осенних боях за Тулу:
«В конце ноября 1941 года наши силы уже заканчивались, но мы всё ещё пытались овладеть Тулой. Перед городом была пологая долина, перегороженная противотанковым рвом… Разобрав деревенские дома, на корму шести или восьми танков сапёры укрепили верёвками брёвна… Танки подъехали к противотанковому рву. Русские немедленно открыли огонь из всех имеющихся у них орудий… Один из танков с брёвнами свалился в ров, но остальные сбросили свой груз так, как это было задумано. Танки второй и третьей волны переехали через ров по проложенному настилу и вышли к высотам прямо перед городом, за ними шли гренадёры на бронетранспортёрах и мы на танках Pz.II.
Я поднялся на высоту и увидел красные тормозные огни городского трамвая. В этот момент по нам попали. Танк сразу же загорелся, я успел выскочить, а водитель и радист сгорели, не успев покинуть танк. Выскочив из танка, я получил ранение большим осколком мины в ногу, а через короткое время ещё пять осколков в бедро. Маленький осколок попал мне в правый глаз, я его не заметил, его мне удалили только в госпитале в Германии»
В 1942 году Pz.Kpfw II Ausf.F ещё выпускались, но их производство было ничтожным по сравнению с выпуском средних танков, более нужных на Восточном фронте. Наконец, к 1943 году их производство прекратили. Гудериан писал в своих мемуарах:
«Обращение Гитлера «Ко всем работникам танкостроения» от 22 января 1943 г… свидетельствовали обо все растущей тревоге в связи с понижающейся боевой мощью германских бронетанковых войск … …В начале февраля Гитлер приказал …Все заводы, производящие танки T-II, он перевёл на выпуск самоходных орудий, вооруженных легкой полевой гаубицей, а заводы, выпускающие старый чешский танк 1938 года, – на производство самоходных орудий, оснащенных противотанковой пушкой «Pak-40»
В 1943 году немецкая промышленность продолжала выпускать только Pz.Kpfw II Ausf. L «Luchs», и то, их производство вскоре прекратилось. В то же время, оставшиеся в боевых частях Pz.Kpfw II использовались и в 1943 году (так, в операции «Цитадель» приняло участие 70 танков этой модели). Однако большую часть Pz.Kpfw II к концу 1942 года убрали с передовой, передав в полицейские и учебные части, а также на второстепенные участки фронта. Часть шасси использовали для создания САУ (в основном, Wespe и Marder II), а также различной вспомогательной техники. К марту 1945 года в войсках насчитывалось всего 145 единиц Pz.Kpfw II.
Разведывательные танки Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs» отлично зарекомендовали себя в 1944–45 годах во время тяжелых боёв в Курляндии – сохранились сведения, что машины из состава 4-й танковой дивизии продержались в строю до самой капитуляции Германии.
После битв и походов
До наших дней сохранилось всего девять танков Pz.Kpfw II различных модификаций:
- Pz.Kpfw II Ausf.B – Военный музей в крепости Калемегдан (Белград, Сербия);
- Pz.Kpfw II Ausf.B – Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей (Россия);
- Pz.Kpfw II Ausf.C – Музей танковых войск (Сомюр, Франция);
- Pz.Kpfw II Ausf.C – Канадский военный музей (Оттава, Канада);
- Pz.Kpfw II Ausf.F – Танковый музей в Бовингтоне (Великобритания);
- Pz.Kpfw II Ausf.F – Бронетанковый музей в Кубинке (Россия);
- Pz.Kpfw II Ausf.F – Национальный музей пехоты (Форт-Беннинг, штат Джорджия, США);
- Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs» – Танковый музей в Бовингтоне (Великобритания);
- Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs» – Музей танковых войск (Сомюр, Франция).
Когда-то эти машины служили завоевательным целям, а теперь мирно стоят под открытым небом или в просторных залах танковых музеев, радуя глаз любителей бронетехники.
Автор: Алексей Стаценко
Источник – http://warspot.ru/3358-tyagach-100-dlya-armiy-vtorzheniya