ТВРС-44 — новая машина или очередное распиливание бюджета?
В 2020 году министерством промышленности и торговли было утверждено тактико-техническое задание на разработку турбовинтового самолёта для региональных линий, вместимостью 44-48 пассажиров. В качестве прототипа была выбрана машина чешского производства L-610G. Новый самолёт получил обозначение ТВРС (Турбовинтовой региональный самолёт) и по словам главы министерства Дениса Мантурова новая машина — это не чешский самолёт, а совсем другой региональный лайнер.
То же самое утверждает и главный конструктор ТВРС Сергей Меренков. Получился совершенно новый самолёт рассказывает С. Меренков «Комплектация, материалы и крепёж — новые на 100% и полностью отечественные. Новым является фюзеляж, включая всю теорию, поперечное сечение, носовую и хвостовую части, обводы фонаря кабины экипажа, всю конструктивно-силовую схему, всю компоновку и навеску крыла и оперения».
Проще говоря от прототипа были взяты лишь углы установки крыла и поперечного V — всё остальное было спроектировано заново. Фюзеляж нового ТВРС удлинили на метр с небольшим, пассажирскую дверь-трап перенесли в переднюю часть фюзеляжа, ширина на уровне пола увеличилась до 2250 мм. Топливные крыльевые баки спроектировали с увеличенной ёмкостью почти в два раза — это повлекло за собой увеличение максимальной взлётной массы с 15.1 тонны до 17 тонн, что заставило установить усиленное шасси и более мощную силовую установку.
Проект предусматривает традиционную сборно-клёпанную конструкцию металлического крыла с верхним расположением. Не могли обойти и инновационные технологии — композиционные материалы применяются для изготовления обтекателей носовой части и законцовки фюзеляжа, также из них будут выполнены интерцепторы, закрылки и зализ крыла с фюзеляжем и обтекатель шасси. Композиты нашли применение в ТВРС при изготовлении транспортных полов, облицовки интерьера и багажных полок.
Большинство систем разрабатывается и комплектуется на Уральском заводе гражданской авиации. Ряд агрегатов, требующих длительных сроков испытаний и сертификации позаимствованы с уже давно летающих машин — это Ан-72/74, Ан-140/148, С-80ГП, а вспомогательная установка ТА-14 изготовляется в России.
Большую надежду, что машина будет серийно выпускаться даёт установка на неё двигателя российского производства ТВ7-117СТ-02, на разработку которого «ОДК -Климов» в июле этого года получило техническое задание и уже в середине 2023 года будут созданы опытные силовые установки для предварительных испытаний, а в конце того же года ими будет оснащён ТВРС-44 и начнутся лётные испытания.
Новый двигатель отличается от ТВ7-117СТ-01 пониженным расходом топлива и срезанной мощностью на взлётном режиме, а также замкнутой масляной системой. Версия 02 получит новый самолётный генератор, электрический запуск и другой воздушный винт АВ-44.
Ещё одна важная причина, что этот региональный самолёт не очередной распил бюджета -это возможность его работать с грунтовых полос, как и Ан-24/26, поскольку Ил-114-300, как бы не заявляли разработчики, с низким расположением крыла и большим диаметром винта не может эксплуатироваться с грунтовых полос, особенно в распутицу, когда много грязи. Ил-114-300 предназначен лишь для бетонных ВПП в региональных центрах и крупных городах.
44-местный ТВРС-44 сможет поддерживать крейсерскую скорость 460-480 км/час на высоте 7200 метров. Новая машина с 44 пассажирами преодолевает расстояние в 2200 км, а с загрузкой в пять тонн — 1200 км. Максимальный взлётный вес позволяет эксплуатировать его с грунтовых полос длинной 1300 м и шириной 35 метров.
Надеемся, что ТВРС-44 закроет нишу между 64-местным Ил-114-300 и 19-местным L-410 и поможет наладить авиасообщение между небольшими посёлками и городами, пока в этом сегменте это удалось сделать за последнее время лишь канадскому Bombardier и франко-итальянскому ATR.