Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
У итальянцев, в частности, у итальянского флота, очень интересная тенденция — если в деле участвуют два-три итальянских моряка, как в случае боевых пловцов, или 20-30, как в случае торпедных катеров и корветов — и под командованием капитано ди корветта, или, максимум, капитано ди фрегатта — тогда они могут показать чудеса героизма, военной смекалки, изобретательности и боевого мастерства. Если у нас корабль класса крейсера и выше, под командованием капитано ди вассело, или, что ещё хуже, соединение под флагом адмирала — всё, туши свет. Тупняк, неорганизованность, нерешительность, безответственность.
Сегодня исполняется 75 лет со дня разгрома итальянского флота в битве у мыса Матапан. Благодаря техническому превосходству, лучшей выучке и небольшому везению англичане под командованием адмирала Эндрю Каннинхэма 29 марта 1941 года практически без потерь уничтожили 1-ю итальянскую крейсерскую дивизию, утопив тяжелые крейсера "Зара", "Пола" и "Фиуме", а заодно и пару эсминцев. Кроме того, флагманский корабль итальянской эскадры адмирала Анжело Лачиньо — линкор "Витторио Венето" получил серьезные повреждения, но не затонул, и это была, пожалуй, единственная удача итальянцев в катастрофичном для них бою.
Людские потери "Реджиа Марина" составляли 2303 моряка погибшими и 1015 — пленными, а британский флот потерял всего трех человек убитыми и 15 ранеными. Таким образом, соотношение потерь для итальянцев было гораздо более прискорбным, чем для нашего флота — в печально знаменитом Цусимском сражении. И все из-за того, что англичане эффективно использовали ударную палубную авиацию и радары, а итальянцы не имели ни того, ни другого. И хотя английские корабельные торпедоносцы "Суордфиш" и "Альбакор" выглядели архаично и обладали довольно низкими летными данными, им удалось торпедировать вражеский линкор и крейсер "Пола".
В результате линкору пришлось возвращаться на базу, не вступая в бой с английскими кораблями, а крейсер лишился хода, став легкой добычей британских эсминцев. Еще два крейсера англичане обнаружили ночью с помощью радаров, когда итальянцы даже не догадывались об их присутствии. Подойдя в темноте на близкую дистанцию и заняв выгодное положение для стрельбы, английские линкоры внезапно ослепили врагов прожекторами и в считанные минуты превратили "Зару" и "Фиуме" в пылающие руины. Итальянцы даже не успели развернуть орудийные башни в сторону противника и открыть ответный огонь.
Итальянские эскадренные миноносцы пытались прийти на помощь гибнущим крейсерам, но все их торпеды прошли мимо целей, а английские комендоры продемонстрировали более высокую меткость, отправив на дно эсминцы "Альфиери" и "Кардуччи". Еще один эсминец "Ориани" получил снаряд в машинное отделение и с трудом доковылял до базы. Только одному эскадренному миноносцу "Джиберти" посчастливилось избежать попаданий и потерь в команде.
После Матапана итальянцы резко уменьшили активность своего флота в Средиземном море, а адмирал Лачиньо уныло констатировал, что этот бой наглядно продемонстрировал технологическую отсталость итальянских ВМС и их неспособность противостоять англичанам в темное время суток. Далее — рисунки кораблей и самолетов, принимавших участие в битве у Матапана.
Авианосец "Формидэйбл".
Флагман адмирала Кэннинхэма линкор "Уорспайт".
Однотипный с "Уорспайтом" линкор "Вэлиэнт".
Легкий крейсер "Эйджекс".
Итальянский флагман — линкор "Витторио Венето".
Погибшие в бою у Матапана однотипные тяжелые крейсера "Зара" и "Фиуме".
Тяжелый крейсер "Тренто".
Английские палубные торпедоносцы "Суордфиш" и "Альбакор".
Повреждения в кормовой части "Витторио Венето" от английской авиаторпеды.