Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова.
Пожалуй, самая известная разновидность верхнепалеолитического искусства – статуэтки так называемых «венер». В своем большинстве (но не все) они передают один и тот же тип много рожавшей женщины – матери, основательницы семьи. Лицо часто не обозначено, зато обнаженное женское тело почти всегда передается правдиво и точно. На основной массе фигурок над грудью есть пояски с орнаментом. Именно в таком виде кроманьонцы находились внутри домов – голыми, но практически всегда с пояском.
Некоторые статуэтки "одеты" в меховые комбинезоны.
Статуэтки женщин обычно находят внутри остатков жилищ, как бы намеренно припрятанные в специальные ямки и углубления, которые очень часто находились вблизи очагов или у края жилой площадки, и чаще всего были прикрыты сверху костями животных или плитками известняка.
Из того времени до нас дошло немало выдающихся произведений, точный смысл которых утерян, возможно навсегда, но вот для «венер» современные аналоги есть – например, кетские алэлы.
Алэл – это такой дух четвертого уровня, крохотная старушка, помогающая по хозяйству, берегущая добро и здоровье семьи. Воплощали её кеты в виде маленькой куклы с большой головой, ручками, ножками и глазами из бусинок. Обязательно старушка должна быть одета: и потому, что ей голой будет холодно, и потому, что быть голой неприлично. Как правило, их в семье бывает одна или две, а то и несколько. Эти старухи – помощницы семьи во всех делах: они охраняют жизнь и богатства семьи, охраняют от враждебных сил (хотя бывают и специализированные алэлы — например, алэл против мышей или алэл против болезней). Более того, функции шамана и алэла как охранителей человека часто пересекаются и дублируются.
Алэлы непременные, обязательные члены каждой кетской семьи, они переходят от родителей к детям, хранятся в укромном месте в чуме или в доме, при перекочевках их возят с собой в санках-ящиках с домашним скарбом. Человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае семья останется без постоянных помощников и погибнет.
Алэлы чувствуют всё, как люди. Им доступны жалость, обида, они знают горе, беды и радость, у них есть душа. Обычно это одна из душ (шаманы знают – у человека несколько душ) старшей женщины в роду, основательницы семьи, после ее смерти переселенная в специально сделанную для этого фигурку.
По всем признакам, палеолитические изображения женщин имели тот же смысл и значение, что и кетские алэлы или мансийские пупыги. Бабушка и после смерти была рядом со своими внуками, помогала, наставляла, оберегала. Так что специфические очертания фигурок не означают, что в качестве эротических объектов все кроманьонцы предпочитали mature moms.
Кроманьонские художники при желании прекрасно умели правдоподобно изображать человеческое лицо – посмотрите хотя бы на портрет слева. То, что у многих «венер» нет лиц, не признак неумения: фигурка – это только вместилище для духа, домик, как раньше домом для него служило человеческое тело, а для инвольтации вполне достаточно одной-двух деталей – например, пояска, орнаментированного определённым образом.
Голова юноши. Неизвестный скульптор. Дольни-Вестонице, ок. 20 000 лет до н.э.