Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова.
На стоянках кроманьонцев среди останков крупных животных редко находят кости птиц и еще реже – рыб. Иногда обнаруживают целые скелеты песцов и волков – на них охотились только ради меха. Более того, нередко существовала узкая специализация племен, охотившихся почти исключительно на мамонтов, или северных оленей, или зубров… Им хватало, незачем было попусту менять привычную тактику охоты ради добычи другого зверя.
К реалиям Европы верхнего палеолита относится и парадоксальный, если вдуматься, симбиоз людей с волками – мало того, что биологическими конкурентами, но и одними из самых опасных для человека стайными хищниками. Именно кроманьонцам принадлежит честь выведения путем селекции ручной собаки – первого домашнего животного.
Если от предшествующих эпох до нас дошло очень мало остатков жилищ, то от верхнего палеолита их сохранилось много – землянки, жилища на фундаменте, свайные поселения. В Средней Азии, Закавказье, Иране очень рано стали строить из кирпича-сырца. В северных безлесных местностях были распространены жилища из костей мамонта, рогов северного оленя, каменных плит. Большинство оседлого населения обитало в "поселках" – комплексах, состоящих из нескольких жилищ и связанных с ними мастерских и хозяйственных помещений.
Каркас жилища из мамонтовых костей. Сверху это сооружение, разумеется, обтягивалось тентом.
Характерная черта той эпохи – отсутствие крепостей. Укрепленные поселения наподобие Аркаима, Чатал-Хуюка или Эйвбери-хенджа появились гораздо позже, после перехода на земледелие. Однако отсутствие городов не говорит о примитивности культуры – дикари не строят храмово-научных комплексов, таких, как Стоунхендж или менее известный, но более грандиозный Карнак на территории Франции.
Некоторые из самых крупных камней в подобных сооружениях весят свыше 350 т. Подобный проект требовал огромного количества не занятых ничем другим работников и хорошей организации, что, на мой взгляд, говорит о существовании политических структур, выходящих за рамки традиционных представлений о "родоплеменном" (и тем более о "первобытно-общинном") строе.
Основная черта, отличающая сохранившиеся до наших времен орудия верхнего палеолита – разнообразие и богатство инструментария: несколько сотен разновидностей. Широко распространяются вкладышевые и составные орудия. Некоторые нам понятны – разнообразные топоры, острия, гарпуны, различные шилья, буравчики, иглы, булавки, лощила, мотыги. О назначении многих, например, так называемых тесел, лопаточек, выпрямителей (так называемые "жезлы начальников") и целого ряда других, нам неизвестно до сих пор.
При их изготовлении применялись такие совершенные методы, как обработка поверхности при помощи абразивов. Существовали неизвестные нам технологии – например, размягчение кости для придания ей определенной формы с последующим восстановлением жесткости.
А верхнепалеолитическое каменное оружие – это вообще отдельная песня!
Обсидиановый нож. Чатал-Хуюк, мезолит:
Новодел – точные копии (за исключением рисунка на рукояти) ножей североамериканских индейцев:
Появляются и широко распространяются украшения – ожерелья из бус, изготовленные из бивня мамонта, зубов животных, раковин или керамики. Нередко в них включались более крупные подвески или бляхи. На голове верхнепалеолитический человек носил скрепляющие волосы орнаментированные диадемы из бивня мамонта, на руках – различные браслеты из бивня или бус.
Бусы и раковины украшали головные уборы и одежду. По расположению этих украшений в погребениях, а также по скульптурам можно реконструировать два вида одежды – меховые комбинезоны шерстью наружу, плотно облегающие тело с головы до ног, и более привычный нам комплект из анорака и штанов, а также плащи, заколотые крупными булавками. Женщины и мужчины иногда носили сложные, тоже украшенные прически. Судя по всему, кроманьонцы владели и искусством татуировки.
Все это относится к верхнему палеолиту Ближнего Востока и Европы. На остальных территориях (Африка, юго-восток Азии, Австралия) верхний палеолит в традиционном понимании вообще не известен. Там в это время существуют более архаичные культуры совершенно другого облика. Таким образом, вся ойкумена делится на две провинции: в одной из них – верхний палеолит со всеми его характерными проявлениями, в другой – верхний палеолит, как археологическая эпоха, отсутствует.