Тройной триплан графа Джанни Капрони. Экспериментальная летающая лодка Caproni Ca 60 Noviplano

17
Тройной триплан графа Джанни Капрони. Экспериментальная летающая лодка Caproni Ca 60 Noviplano

Тройной триплан графа Джанни Капрони. Экспериментальная летающая лодка Caproni Ca 60 Noviplano

Винтажная статья из февральского выпуска 1974 года журнала «Aeroplane Monthly», которая, думаю, заинтересует коллег.

Содержание:

В истории авиации имелась и продолжает оставаться изрядная доля белых слонов. Самолетом, который вызывает улыбку даже сейчас, спустя сорок лет после его постройки, был Caproni Ca 60, неофициально носивший наименования Capronissimo и Noviplano.

Как следует из обоих названий, Ca 60 был гигантской машиной и имел девять крыльев. Он был построен в соответствии с требованиями спецификации Капрони и был запатентован 9 февраля 1921 года. За исключением металлических стоек, расположенных в стратегически важных местах, основным конструкционным материалом гидросамолета было дерево. Самолет Caproni Ca 60 представлял собой огромную летающую лодку, которая была изготовлена по хорошо проверенной формуле, использованной концерном Caproni в годы Первой Мировой войны при постройке тяжелых бомбардировщиков-трипланов.

на данном снимке хорошо видны масса межкрыльевых стоек, кили и рули направления. На переднем плане вытащенная на берег небольшая летающая лодка. Все представленные в статье фотографии из Музей аэронавтики Капрони в Талиедо

на данном снимке хорошо видны масса межкрыльевых стоек, кили и рули направления. На переднем плане вытащенная на берег небольшая летающая лодка. Все представленные в статье фотографии из Музей аэронавтики Капрони в Талиедо

Ca 60 имел три комплекта трипланных коробок, установленных тандемом вдоль верхней части фюзеляжа, похожего на лодочный корпус. Если бы не принадлежность этой машины к Апеннинскому полуострову, то она более уместно смотрелась бы в составе испанского флота, шедшего 150 лет назад под парусами в проливе Ла-Манш. Силовая установка летающей лодки Ca 60 состояла из восьми 400-сильных двигателей Liberty, сгруппированных в два комплекта: четыре двигателя были установлены в передней трипланной коробке и еще четыре двигателя в задней. Гондолы боковых передних двигателей были вытянуты по всей длине корпуса летающей лодки и соединялись с моторными гондолами внешних задних двигателей. В результате образуя жесткую балку коробчатого типа, соединяющую среднюю трипланную коробку с передней и задней.

схема летающей лодки Caproni Ca 60 (airwar.ru)

схема летающей лодки Caproni Ca 60 (airwar.ru)

Данные гондолы были сконструированы таким образом, чтобы члены экипажа могли проползать внутри них или проходить по их верхним поверхностям, чтобы обслуживать двигатели в полете. Четыре оставшихся двигателя были установлены попарно; двигатели вращали тянущий и толкающий винты и выступали за передние и задние кромки средних крыльев. Центральные двигатели вращали четырёхлопастные винты, тогда как боковые двигатели – двухлопастные винты.

на данном снимке хорошо показан гигантские размеры летающей лодки Caproni Ca 60. Обратите внимание на четырехлопастные тянущий и толкающий пропеллеры центральных двигателей

на данном снимке хорошо показан гигантские размеры летающей лодки Caproni Ca 60. Обратите внимание на четырехлопастные тянущий и толкающий пропеллеры центральных двигателей

В то время как передняя и задняя части нижних крыльев были прикреплены к верхней части корпуса, их центральные части были расположены ниже, и основных лонжероны нижних крыльев проходили через пассажирский салон. Корпус, в котором с комфортом могли разместиться 100 пассажиров, имел два редана, которые должны были облегчить взлет, и два вспомогательных поплавка, установленных по бортам фюзеляжа и обеспечивавших поперечную устойчивость на воде.

летающая лодка Caproni Ca 60 покидает сборочный ангар, специально построенный на берегу озера Календе (Calende)

летающая лодка Caproni Ca 60 покидает сборочный ангар, специально построенный на берегу озера Календе (Calende)

Испытания

Лодка была спущена на воду в Сесто Календе (озеро Маджоре) 21 января 1921 года в присутствии посла Соединенных Штатов. Испытания на плавучесть были начаты 4 марта под руководством шеф-пилота компании Семприни (Semprini). Первый полет был не более чем пробным подскоком и сразу же стало очевидно, что конструкция является неустойчивой. Песчаный балласт, равный массе 60 пассажиров, был загружен на борт для следующего полета, и Семприни с помощью 3200-сильной силовой установки попытался поднять Capronissimo в воздух.

летающая лодка Caproni Ca 60 непосредственно перед испытаниями на плавучесть. Обратите внимание на мужчин, идущих вдоль удлиненных гондол двигателей

летающая лодка Caproni Ca 60 непосредственно перед испытаниями на плавучесть. Обратите внимание на мужчин, идущих вдоль удлиненных гондол двигателей

летающая лодка Caproni Ca 60 во время испытаний на плавучесть на озере Маджоре, недалеко от озера Календе

летающая лодка Caproni Ca 60 во время испытаний на плавучесть на озере Маджоре, недалеко от озера Календе

На высоте примерно 20 метров все пошло наперекосяк. Нос гидросамолета плавно опустился вниз, и, несмотря на попытки Семприни избежать этого, летающая лодка ударилась о воды озера и развалилась. К счастью, Семприни выжил, чтобы рассказать историю полета и дать графу Капрони свой собственный отчет о катастрофе. Обломки были выловлены из озера и доставлены обратно в цех завода для длительных ремонтных работ. К счастью или к сожалению – в зависимости от того, как вы смотрите на данный проект – самолет был уничтожен пожаром до того, как он смог возобновить испытания.

пилотом летающей лодки Caproni Ca 60 был летчик-испытатель Семприни. Снимок был сделан, когда он летал на бомбардировщиках Caproni

пилотом летающей лодки Caproni Ca 60 был летчик-испытатель Семприни. Снимок был сделан, когда он летал на бомбардировщиках Caproni

На этом этапе стоит изучить прилагаемые фотографии, особенно вид сбоку, и позволить примести цитату из справочника Jane’s того времени:

«Общая компоновка машины указывает на то, что нагрузка – в виде пассажиров или альтернатив [1] им – распределяется по всей длине летающей лодки, в то время как двигатели сосредоточены в оконечностях корпуса. Следовательно, продольный момент инерции колоссален, что в любом случае потребовало бы чрезвычайно мощных продольных стабилизирующей и управляющей поверхностей. Однако распределение нагрузки таково, что все три комплекта крыльев должны быть почти одинаково загружены, что полностью противоречит общепринятым принципам устойчивости, и а продольное управление, по-видимому, обеспечивается противоположным использованием элеронов задней и передней несущих плоскостей. В результате машина, как можно предположить, была не просто неустойчивой в продольном направлении, но и неуправляемой. По-видимому, довольно хорошо установлено, что гибель машины была вызвана медленным, но непреклонным и неконтролируемым полетом прямо в воду – обстоятельство, которое полностью согласуется с приведенными выше выводами.»

Так что, с его огромным продольным моментом инерции вкупе с очень маленькими рулями высоты и метрами пространства между передней и задней группами силовой установки судьба летающей лодки Capronissimo была предрешена. В те годы также сообщалось, что несколько тонн песчаного балласта сместились в полете и что конструкция крыла разрушилась во время попытки выхода из пикирования, хотя при взгляде на гидросамолет создается впечатление, что хрупкая конструкция все равно разрушилась бы при ударе о воды озера.

летающая лодка Caproni Ca 60 после катастрофического приводнения на озеро Маджоре

летающая лодка Caproni Ca 60 после катастрофического приводнения на озеро Маджоре

Если бы летающая лодка Capronissimo имела успех, её конструктор взялся бы за еще более амбициозный проект. Используя Capronissimo в качестве крупномасштабной модели, граф Капрони рассчитывал получить все необходимые данные для еще большего трансатлантического гидросамолета, вмещающего 150 пассажиров. В конце концов летающая лодка Ca 60 войдет в историю авиации как первый тройной триплан и первый самолет, предназначенный для перевозки 100 пассажиров.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Caproni Ca 60 Noviplano

Назначение: экспериментальная летающая лодка

Статус: прототип

Силовая установка: восемь 12-цилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения Liberty, развивавших мощность по 400 л.с. и вращавших четырех- и двухлопастные тянущие и толкающие винты

Размеры:

размах крыльев 30,00 м
длина 23,45 м
высота 9,15 м
площадь крыльев 750 м²

Масса:

пустого самолета 14000 кг
с полной нагрузкой 26000 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 130км/ч
крейсерская скорость 103 км/ч
дальность полета 660 км


[1] заслуживают внимания два альтернативных варианта нагрузки летающей лодки Ca 60. Почтовый самолет должен был перевозить 7700 кг почты в носовом и кормовом отсеках, в то время как морской бомбардировщик мог нести восемь 725кг торпед и восемь 300 кг бомб

источник: Giorgio Apostolo «Caproni’s Triple Triplane» «Aeroplane Monthly» 1974-02, pages 492-494

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account