Тройной триплан графа Джанни Капрони. Экспериментальная летающая лодка Caproni Ca 60 Noviplano
Винтажная статья из февральского выпуска 1974 года журнала «Aeroplane Monthly», которая, думаю, заинтересует коллег.
Содержание:
В истории авиации имелась и продолжает оставаться изрядная доля белых слонов. Самолетом, который вызывает улыбку даже сейчас, спустя сорок лет после его постройки, был Caproni Ca 60, неофициально носивший наименования Capronissimo и Noviplano.
Как следует из обоих названий, Ca 60 был гигантской машиной и имел девять крыльев. Он был построен в соответствии с требованиями спецификации Капрони и был запатентован 9 февраля 1921 года. За исключением металлических стоек, расположенных в стратегически важных местах, основным конструкционным материалом гидросамолета было дерево. Самолет Caproni Ca 60 представлял собой огромную летающую лодку, которая была изготовлена по хорошо проверенной формуле, использованной концерном Caproni в годы Первой Мировой войны при постройке тяжелых бомбардировщиков-трипланов.
Ca 60 имел три комплекта трипланных коробок, установленных тандемом вдоль верхней части фюзеляжа, похожего на лодочный корпус. Если бы не принадлежность этой машины к Апеннинскому полуострову, то она более уместно смотрелась бы в составе испанского флота, шедшего 150 лет назад под парусами в проливе Ла-Манш. Силовая установка летающей лодки Ca 60 состояла из восьми 400-сильных двигателей Liberty, сгруппированных в два комплекта: четыре двигателя были установлены в передней трипланной коробке и еще четыре двигателя в задней. Гондолы боковых передних двигателей были вытянуты по всей длине корпуса летающей лодки и соединялись с моторными гондолами внешних задних двигателей. В результате образуя жесткую балку коробчатого типа, соединяющую среднюю трипланную коробку с передней и задней.
Данные гондолы были сконструированы таким образом, чтобы члены экипажа могли проползать внутри них или проходить по их верхним поверхностям, чтобы обслуживать двигатели в полете. Четыре оставшихся двигателя были установлены попарно; двигатели вращали тянущий и толкающий винты и выступали за передние и задние кромки средних крыльев. Центральные двигатели вращали четырёхлопастные винты, тогда как боковые двигатели – двухлопастные винты.
В то время как передняя и задняя части нижних крыльев были прикреплены к верхней части корпуса, их центральные части были расположены ниже, и основных лонжероны нижних крыльев проходили через пассажирский салон. Корпус, в котором с комфортом могли разместиться 100 пассажиров, имел два редана, которые должны были облегчить взлет, и два вспомогательных поплавка, установленных по бортам фюзеляжа и обеспечивавших поперечную устойчивость на воде.
Испытания
Лодка была спущена на воду в Сесто Календе (озеро Маджоре) 21 января 1921 года в присутствии посла Соединенных Штатов. Испытания на плавучесть были начаты 4 марта под руководством шеф-пилота компании Семприни (Semprini). Первый полет был не более чем пробным подскоком и сразу же стало очевидно, что конструкция является неустойчивой. Песчаный балласт, равный массе 60 пассажиров, был загружен на борт для следующего полета, и Семприни с помощью 3200-сильной силовой установки попытался поднять Capronissimo в воздух.
На высоте примерно 20 метров все пошло наперекосяк. Нос гидросамолета плавно опустился вниз, и, несмотря на попытки Семприни избежать этого, летающая лодка ударилась о воды озера и развалилась. К счастью, Семприни выжил, чтобы рассказать историю полета и дать графу Капрони свой собственный отчет о катастрофе. Обломки были выловлены из озера и доставлены обратно в цех завода для длительных ремонтных работ. К счастью или к сожалению – в зависимости от того, как вы смотрите на данный проект – самолет был уничтожен пожаром до того, как он смог возобновить испытания.
На этом этапе стоит изучить прилагаемые фотографии, особенно вид сбоку, и позволить примести цитату из справочника Jane’s того времени:
«Общая компоновка машины указывает на то, что нагрузка – в виде пассажиров или альтернатив [1] им – распределяется по всей длине летающей лодки, в то время как двигатели сосредоточены в оконечностях корпуса. Следовательно, продольный момент инерции колоссален, что в любом случае потребовало бы чрезвычайно мощных продольных стабилизирующей и управляющей поверхностей. Однако распределение нагрузки таково, что все три комплекта крыльев должны быть почти одинаково загружены, что полностью противоречит общепринятым принципам устойчивости, и а продольное управление, по-видимому, обеспечивается противоположным использованием элеронов задней и передней несущих плоскостей. В результате машина, как можно предположить, была не просто неустойчивой в продольном направлении, но и неуправляемой. По-видимому, довольно хорошо установлено, что гибель машины была вызвана медленным, но непреклонным и неконтролируемым полетом прямо в воду – обстоятельство, которое полностью согласуется с приведенными выше выводами.»
Так что, с его огромным продольным моментом инерции вкупе с очень маленькими рулями высоты и метрами пространства между передней и задней группами силовой установки судьба летающей лодки Capronissimo была предрешена. В те годы также сообщалось, что несколько тонн песчаного балласта сместились в полете и что конструкция крыла разрушилась во время попытки выхода из пикирования, хотя при взгляде на гидросамолет создается впечатление, что хрупкая конструкция все равно разрушилась бы при ударе о воды озера.
Если бы летающая лодка Capronissimo имела успех, её конструктор взялся бы за еще более амбициозный проект. Используя Capronissimo в качестве крупномасштабной модели, граф Капрони рассчитывал получить все необходимые данные для еще большего трансатлантического гидросамолета, вмещающего 150 пассажиров. В конце концов летающая лодка Ca 60 войдет в историю авиации как первый тройной триплан и первый самолет, предназначенный для перевозки 100 пассажиров.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Caproni Ca 60 Noviplano
Назначение: экспериментальная летающая лодка
Статус: прототип
Силовая установка: восемь 12-цилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения Liberty, развивавших мощность по 400 л.с. и вращавших четырех- и двухлопастные тянущие и толкающие винты
Размеры:
размах крыльев 30,00 м
длина 23,45 м
высота 9,15 м
площадь крыльев 750 м²
Масса:
пустого самолета 14000 кг
с полной нагрузкой 26000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 130км/ч
крейсерская скорость 103 км/ч
дальность полета 660 км
[1] заслуживают внимания два альтернативных варианта нагрузки летающей лодки Ca 60. Почтовый самолет должен был перевозить 7700 кг почты в носовом и кормовом отсеках, в то время как морской бомбардировщик мог нести восемь 725кг торпед и восемь 300 кг бомб
источник: Giorgio Apostolo «Caproni’s Triple Triplane» «Aeroplane Monthly» 1974-02, pages 492-494