Во время действия заключенного в Москве Договора о ненападении между СССР и Германией [1] (23 августа 1939 года – 21 июня 1941 года) советской стороной были закуплены пять истребителей Me 109E-3a, которые были доставлены в Советский Союз в середине 1940 года. После вступления в действие плана «Барбаросса» для СССР началась Великая Отечественная война [2] (22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года). В ходе войны советским войскам удалось захватить сотни более или менее поврежденных немецких истребителей, среди которых были Me 109.
СССР – Me 109F-2 (зав. № 12766)
Захвачен в СССР 20 июля 1941 года
Первым истребителем Me 109, который был захвачен на Восточном фронте, был «фридрих», совершивший вынужденную посадку в районе города Тосно 20 июля 1941 года. Пилот самолета, машина которого не могла пересечь линию фронта, должен был уничтожить свой летательный аппарат. Красноармейцы хотели захватить немецкого летчика (лейтенант Х. Раб [Lt. H. Rab]) в плен, но в во время перестрелки немец был убит. Немного поврежденный Me 109F-2 (зав. № 12766) из состава истребительной авиагруппы I/JG был перевезен в Ленинград и был выставлен на всеобщее обозрение.
В конце 1941 года к северо-западу от Москвы были захвачены два других «фридриха». Трофейные истребители Me 109F-2 имели заводские номера 12811 и 12913. Один из самолетов принадлежал истребительной эскадрилье 6./JG 52.
Трофейный Me 109F-2 (зав. № 12766) на всеобщем обозрении в Ленинграде
Истребитель Me 109F-2 (зав. № 5667) был сбит 11 августа 1941 года. Самолет пилотировал лейтенант Оттомар Маурер (Lt. Ottomar Maurer) из состава истребительной эскадрильи 9./JG 51
Фюзеляж неопознанного истребителя Me 109F-2, проходившего испытания в НИИ ВВС. Тактический номер на самолет был нанесен как минимум два раза – это были «4» и. возможно, «6» или «8». Ниже представлены снимки нескольких экземпляров истребителей Me 109 F, которые в первый год Великой Отечественной войны [3] совершили вынужденную посадку или были повреждены на неоккупированной территории СССР и были захвачены советскими войсками. Все эти машины были использованы для исследований. Самолеты не были восстановлены и использовались в качестве источников запчастей или в пропагандистских целях
Me 109F-2 (зав. № неизв.) из состава эскадрильи 2./JG 54 был сбит зимой 1941-42 годов
Me 109F-4 (зав. № неизв.) лейтенанта Вальтера Крупински (Lt. Walter Krupinski) из состава эскадрильи 6./JG 54 был брошен зимой 1941-42 годов; Центральный фронт
Me 109F-2 (зав. № неизв.) из состава эскадрильи 2./JG 54 был сбит весной 1942 года
Me 109F-4 (зав.ном. неизв.) из состава эскадрильи 2./JG3 был сбит летом 1942 года неподалеку от аэродрома Тусов. Пилот самолета лейтенант Хеллфритцш (Lt. Hellfritzsch) смог избежать пленения
- [1] у этих двух упоротых уродов и п*****сов «союз между Советской Россией и Германией»
- [2] у этих двух упоротых уродов и п*****сов «“Великая Советская Патриотическая Война”» (в кавычках)
- [3] у этих двух упоротых уродов и п*****сов слова приведены в кавычках
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»