СССР – Me 109 F-2 (зав.ном. 9209)
Захвачен в СССР в январе 1942 года
Во время наступательного этапа Битвы за Москву (5 декабря 1941 года – 30 марта 1942 года) [1] только в декабре 1941 года советскими войсками удалось захватить 34 немецких самолета различных типов (Me 109, Me 110, Hs 126, Ju 52, He 111 и Bu 131), брошенных отступавшими нацистами на аэродромах. Большинство немецких машин было отправлено в ЦАГИ, различные конструкторские бюро и ремонтные мастерские. Специальная команда инженеров из военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского [2] сделала значительный вклад в экспертизу немецких авиационной техники и оборудования. Группа специалистов, которую возглавлял бригадный инженер В.А. Сёминов, внимательно изучила все усовершенствования, внесенные в конструкцию немецких самолетов, особенно в конструкцию истребителя Me 109F. Хотя советские войска захватили множество «фридрихов», пригодного к полетам самолета у них не было. И вот ситуация счастливым образом изменилась.
Летя на малой высоте над аэродромом Тушино, «стодевятый» командира эскадрильи 8./JG 51 обер-лейтенанта А. Низы (Oblt. A. Nisa) был обстрелян из пулеметов. Самолет получил повреждения радиаторов и топливного бака и совершил вынужденную посадку на советской территории. Позднее Me 109F-2 (зав. № 9209) был восстановлен техническим персоналом базировавшейся в Тушино 47-й авиационной дивизии. Во время первого полета произошел несчастный случай, во время которого были повреждены стойка шасси и законцовка консоли крыла.
Информация об этом трофее поступила из Тушино инженерам ЦАГИ, которые смогли восстановить самолет. Вскоре после этого в марте 1942 года самолет был отправлен в НИИ ВВС для выполнения сравнительных испытаний с советскими самолетами. Ответственным за испытания самолета был капитан-инженер А.С. Розанов, считавшийся в НИИ ВВС одним из лучших специалистов по немецким самолетам. Розанов выполнил тщательное наземное тестирование Me 109F, в ходе которого он обнаружил, что самолет ремонтировали по крайней мере четыре раза.
Сравнительные испытания «фридриха» были проведены летчиком-испытателем майором Е.П. Николаевым, имевшим небольшой опыт полетов на Me 109E. После учебных боев с Як-1 (зав. № 0511) советские пилоты получили рекомендации как бороться со «стодевятым». Руководитель НИИ ВВС генерал Федоров отправил наркому авиационной промышленности, в котором он упоминал, что
«в то время, когда в Советском Союзе нет самолета лучше Me 109F или, по крайней мере, равного ему по техническим параметрам».
Истребитель Me 109F-2 (зав. № 9209), управлял которым командир эскадрильи 8./JG 51 обер-лейтенант А. Низа, совершил вынужденную посадку на неоккупированной немцами советской территории. В марте 1942 года самолет принял участие в проводившихся в НИИ ВВС учебных боях с советскими истребителями. На «стодевятом» был оставлен оригинальный немецкий камуфляж за исключением киля вертикального оперения и задней части фюзеляжа, закрашенных темно-зеленой краской. Тем же самым цветом были закрашены эмблема эскадры JG 51 и кресты на верхних поверхностях крыла. Немецкие опознавательные знаки на нижних поверхностях крыла и нижняя часть капота двигателя были закрашены светло-голубой краской. Советские красные звезды были нанесены в восьми местах (верхние и нижние поверхности консолей крыла, борта фюзеляжа и вертикальное оперение)
СССР – Me 109F-2 (зав.ном. 13043)
Захвачен в СССР 22 апреля 1942 года
Помимо Me 109F-2 (зав. № 9209) в ходе контрнаступления под Москвой советскими войсками был захвачен еще один «стодевятый». В день рождения Владимира Ильича Ленина красноармейцами была захвачена новейшая модификация «фридриха» – принадлежавший авиагруппе I/JG 77 истребитель Me 109F-4/R1 (зав.ном. 13043). Самолет был проверен группой инженеров под командованием военинженера 1-го ранга Степанова. В ходе проверки выяснилось, что Me 109F-4 был оснащен более мощным двигателем, нежели Me 109F-2 (DB 601E был заменен на DB 601N).
- [1] у этих двух упоротых уродов и п*****сов 5–31 декабря 1941 года
- [2] у этих двух упоротых уродов и п*****сов Н.И. Жуковский
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»