Другим театром военных действий, давшим войскам союзников многочисленные победы, были Сицилия и южная часть итальянского полуострова. На аэродромах, расположенных в Южной Италии и Сицилии, союзниками были захвачены многочисленные трофеи. Бои на острове были эпизодическими и скоротечными [1] и привели к отставке правительства Муссолини, падению фашистского режима и подписанию Перемирия.
Занятие союзниками Сицилии привело к захвату большого количества немецкой и итальянской техники. Также из-за нехватки топлива на аэродромах войсками Оси были оставлены сотни самолетов. Хотя большая часть из них были в аварийном состоянии либо разбитыми, некоторые из них имели небольшие повреждения или были полностью пригодны для полетов.
Естественно, что среди захваченных самолетов были и Me 109, являвшиеся основой противовоздушной обороны Сицилии и составлявшие большую часть расквартированных там немецких и итальянских подразделений.
Что касается итальянских частей, то «мессерами» были оснащены 3-я и 150-я авиагруппы. По штату каждое из подразделений должно было оснащаться 21 истребителем Me 109, но фактическое их количество было меньшим. На 9 июля в составе 150-й группы в исправном состоянии было всего шесть Me 109.
Размещенный на Сицилии II авиакорпус (Юг) [Fliegekorps II (Süd)] был оснащен 131 истребителями Me 109 из которых пригодными к эксплуатации были 64 машины. Истребители входили в состав эскадр JG 53 и JG 77, группы которых базировались в Катании (Catània), Комизо (Comiso), гербини (Gerbini) и Мило (Milo).
Спустя несколько дней после захвата Сицилии солдаты части 3201 командования технического обслуживания (No. 3201 Servicing Commando Unit) Королевских ВВС обнаружили на аэродроме Комизо в общей сложности сорок пять Me 109, несколько MC.202 Folgore и другие самолеты. Некоторые из найденных машин были приличном состоянии. На других аэродромах союзники обнаружили множество аварийных немецких и итальянских самолетов. Среди множества списанных машин были найдены лишь единицы в исправном состоянии.
два из множества «густавов», найденных союзниками на аэродроме Комизо в июле 1943 года. Верхний Me 109 G-6 («желтая 7»; зав.ном. 18068) из состава эскадрильи 6./JG 53. Нижний Me 109 G-6 (◄; зав.ном. неизв. [возможно 18xxx]) – персональный истребитель командира группы II/JG 53. Оба самолета находились в хорошем состоянии
Me 109 G-6 (зав.ном. 18141) был захвачен американцами 16 августа 1943 года на аэродроме Катания. Это был недавно прибывший самолет из Германии и у технического персонала не было времени удалить с фюзеляжа военный номер (Stammkennzeichen)
Me 109 G-6 (зав.ном. 18023) был обнаружен союзниками на аэродроме Комизо среди итальянских самолетов. «Густав» был в хорошем состоянии и принадлежал 153-й эскадрилье 3-й группы. На этом истребителе чаще всего летал старший сержант Аугустино Унгарелли (Serg. Magg. Agostino Ungarelli)
еще один полностью исправный итальянский Me 109 G-6 (зав.ном. 18096) из состава 154-й эскадрильи 3-й группы. В июне 1943 года самолет был захвачен союзниками на аэродроме Комизо. «Гкстав» находился в составе 154-й эскадрильи с 19 мая 1943 года
в июне 1943 года союзниками на сицилийских авиабазах были захвачены другие более или менее исправные «мессершмитты». На данном рисунке показаны «густавы» из состава 150-й группы. Верхний Me 109 G-4 (зав.ном. 19426) входил в состав 364-й эскадрильи и был единственным итальянским «густавом» с немецким пустынным камуфляжем. Нижний Me 109 G-2 (зав.ном. 10825) принадлежал 365-й эскадрилье и был захвачен среди других машин. Следует упомянуть, что хотя 365-8 не имел подкрыльевых пушек, пустыне гондолы были оставлены
группа итальянских истребителей, захваченных союзниками на одном из аэродромов Сицилии
один из множества итальянских «густавов» (Me 109 G-4 из состава 365-й эскадрильи), обнаруженных на аэродромах Сицилии. Самолет в целом был исправен, хотя хвостовое оперение было повреждено
- [1] у авторов книги написано, что «бои на Сицилии и в Южной Италии были чрезвычайно жестокими»
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»