Ночной бой
Несомненно, это был большой сюрприз, что С-75 — возможно, самый старый из находившихся на вооружении в 1991 г. ЗРК, сбивал современные самолеты, подобные F-14А. С-75 состоял на вооружении уже 31 год, этим оружием был сбит еще U-2 Фрэнсиса Гарри Пауэрса 1 мая 1960 г. Американцы знали, что РЛС наведения этого ЗРК можно сравнительно просто подавить с помощью помех, генерируемых подвесными контейнерами РЭП, и они не могли понять, почему иракцам удается применять С-75 с такой эффективностью. Сегодня мы знаем, что ключом к их успехам было использование оптического канала наведения. Тем не менее, 19 января иракцы «завалили» американский самолет, используя именно РЛС — старый, но надежный локатор наведения этого ЗРК.
Вечером 19 числа полковники ВВС США Хол Хорнберг Скотт (Hal Hornberg, R. Е. «Scottie» Scott) и Дэвид Эберли (David W. Eberly) на авиабазе Эль-Харж (Al-Kharj) в Саудовской Аравии планировали очередной рейд на цели в Ираке. Они были старшими офицерами 4-го тактического истребительного авиакрыла (4th TFW), оснащенного ударными самолетами F-15E Strike Eagle [1], и уточняли последние детали рейда к Эль-Куэйму (Al-Qa'im), что в долине реки Евфрат. Но внезапно поступил новый приказ: нужно вылететь на поиск пусковых установок тактических ракет «Скад». Приказ пришел с самого верха — от Президента Джорджа Буша. Накануне войска Хусейна нанесли «Скадами» удар по Израилю, и это создало угрозу развала всей антииракской коалиции. Если бы Израиль ответил на иракские запуски адекватным ударом, арабские страны-участники коалиции (Египет, Сирия, ОАЭ, Саудовская Аравия) могли бы выйти из числа союзников США.
С 18 января 1-й батальон 224-й ракетной бригады Ирака запускал свои ракеты Р-17 класса «земля-земля», которые иракцы называли «Эль-Хусейн», а американцы — «Скад», по Хайфе и Тель-Авиву. Базировавшуюся в районе Эль-Куэйма бригаду прикрывал 147-й дивизион ПВО, организованный, правда, в основном, для защиты располагавшегося здесь же фосфатного комплекса. Как уже говорилось, в составе этого химического предприятия имелось небольшое секретное подразделение, занимавшееся выделением из фосфата низкообогащенного урана. С момента начала работы комплекса в 1983 г. Израиль и США неоднократно угрожали разбомбить это производство, поэтому Ирак принял меры к его защите. Начиная с 17 января, американцы неоднократно пытались уничтожить комплекс и ракетные установки, однако безуспешно.
В соответствии с приказом Буша, п-к Скотт разработал новый план предстоящей операции, начало которой назначил на 22 часа 19 января. Он решил атаковать Эль-Куэйм двумя волнами самолетов. Первая волна (12 «Страйк Иглов» из 335-й эскадрильи) должна была сбросить на фосфатный комплекс обычные 454-кг бомбы, вторая волна (еще 12 F-15E, но уже из 336-й эскадрильи) — кассетные бомбы «Рокай» и мины «Гэтор», чтобы усложнить попытки ремонта комплекса и доступа к скрывающимся в этом районе «Скадам». В группу обеспечения вошли два F-4G, задача которых состояла в уничтожении пусковых установок иракских ЗРК, и два EF-111A, которые должны были подавлять иракские радары. Тем не менее, оба полковника не были довольны этим планом. Во-первых, они знали, что для иракцев их появление не будет неожиданным, так как после пусков «Скадов» все силы ПВО были приведены в состояние высочайшей готовности. Во-вторых, хотя различные средства ПВО располагались по всему Ираку, но район вокруг Эль-Куэйма был защищен особенно сильно — летчики коалиции даже прозвали его «Аллеей зениток». В-третьих, они не получили ни конкретных координат целей, ни точного времени появления над ними, так как у высшего командования отсутствовали свежие спутниковые фотографии района Эль-Куэйма. В-четвертых, в первую ночь войны, несмотря на гораздо более тщательное планирование операции, 4-е крыло уже потеряло один F-15E. Скотт своими глазами видел, как «Страйк Игл» м-ров Томаса Коритза (Thomas F. Koritz ) и Донни Холланда (Donnie R. Holland) нарвался на иракскую зенитную ракету неподалеку от Басры и буквально исчез в огненном шаре взрыва. Оба офицера погибли (их тела были найдены уже после войны). Все это наводило на мысль, что подготовка рейда на скорую руку ничего хорошего не принесет.
Дэвид Эберли, бравый 43-летний полковник, также испытывал большое беспокойство в связи с недопустимо большим уровнем импровизации в предстоящем рейде. Те же чувства одолевали и второго члена его экипажа — оператора систем вооружения м-ра Томаса Гриффица (Thomas Е. Griffith), который уже взбирался в заднюю кабину их F-15E.
За несколько минут до взлета на стоянке появился молодой офицер, держа в руках только что полученный факс. Ну, наконец, координаты целей! Располагая этой информацией, Скотт смог уточнить детали операции. Он повел первую четверку «Страйк Иглов» в первой волне. Его позывной на этот раз был «Корвет лидер», а экипаж Эберли выходил в эфир под именем «Корвет-3».
Тем временем в штабе иракской 147-й бригады ПВО собирали информацию о повреждениях, полученных в результате предыдущих налетов. С первых же часов войны район Эль-Куэйма стал объектом ожесточенных атак с воздуха, которые по ночам совершали F-15E Военно-воздушных сил США, а днем — А-6Е Авиации флота. Эти налеты обычно проходили при поддержке самолетов радиоэлектронной борьбы и подавления ПВО. Повреждения получили оба поисковых радара французского производства, которые находились в распоряжении командира бригады, линии связи, много отдельных блоков оборудования, некоторые здания и сооружения. В результате командир бригады бригадный генерал Камаль (Kamal) вынужден был переместиться на запасной КП. Он знал, что, пока иракские ракеты продолжают падать на Израиль, американцы не оставят попыток уничтожить пусковые установки, а вместе с ними и его бригаду. Он думал о необходимости получить в свое распоряжение какое-либо средство раннего предупреждения, чтобы хоть в какой-то мере заменить вышедшие из строя радары. Он связался с подразделением электронной поддержки в Эль-Куэйме. Оно располагало электронными датчиками, которые могли засечь американские истребители по излучению их РЛС на расстоянии в несколько сотен километров. Эти датчики были пассивными, не излучали ровным счетом ничего, поэтому американцы не могли обнаружить их во время работы.
Когда F-15E ударной группы еще дозаправлялись в воздушном пространстве Саудовской Аравии, EF-111А и F-4G уже работали в районе будущего удара, выполняя важнейшие для успеха всей операции функции. Их лозунгом всегда была фраза: «Прийти первыми, уйти последними», поэтому они подвергались огромной опасности. Однако в ту ночь пилоты F-4G оказались неспособны следовать своему девизу до конца. Они не были информированы о смене полетного задания 4-го авиакрыла, а отвратительная погода не дала им вовремя дозаправиться. В итоге «Фантомы» вынуждены были досрочно уйти с места будущих событий, а для обеспечения рейда «Страйк Иглов» осталась только пара EF-111А. Она должна была занять такую позицию, чтобы обеспечить подавление сигналов любых иракских радаров ПВО. Помехи следовало включать в момент приближения истребителей к своим целям, продолжать их постановку во время самого удара и не прекращать какое-то время при отходе ударной группы от цели.
Иракцы заметили, что во время налетов 17 и 18 января американские самолеты РЭБ патрулировали в одном и том же месте — к северу от иракского города Хадиса (Haditha), расположенного в 120 км юго-восточнее Эль-Куэйма. И вообще американцы действовали очень шаблонно. С учетом этого командование ПВО Ирака подготовило план перехвата американских самолетов с помощью МиГ-25ПДС с авиабазы Таммуз. Было решено, что 19 января первыми целями «МиГов» будут два оставшиеся патрулировать EF-111А.
П-к Эберли вел свой F-15E на высоте 8 км над лишенной каких-либо ориентиров иракской пустыней. Луны не было, но его самолет нес контейнер, облегчающий самолетовождение в темное время суток. В сплошной темноте он видел далекие вспышки иракских зениток, да перечеркивающие небо огненные трассы. Полковнику казалось, что все идет по плану. Однако иракская система электронной разведки СПН-30 советского производства уже засекла сигнал радиолокатора AN/APG-70 одного из F-15E ударной группы. Это случилось как раз в момент, когда она пересекла саудовско-иракскую границу в 340 км от Эль-Куэйма. Американцы шли прямо на город! Это дало иракцам целых 22 минуты, чтобы подготовиться к встрече. Все ЗРК и артиллерия были приведены в полную готовность, пусковые установки «Скадов» рассредоточены по заранее подготовленным и замаскированным укрытиям.
Тем временем на КП генерала Камаля пришла информация от расчета РЛС, расположенной в Хадисе. Она подтверждала, что основная группа американских самолетов направляется именно к Эль-Куэйму, а два самолета РЭБ патрулируют к северу от Хадисы. Командование первого иракского сектора ПВО приняло решение их атаковать. Наперехват отправили МиГ-25ПДС, вооруженный двумя ракетами Р-40РД и двумя Р-40ТД. Ответственную задачу поставили перед м-ром Ибрагимом (Ibraheem), старшим летчиком 96-й эскадрильи.
Оператор самолета AWACS наблюдал, как группа F-15E в соответствии с планом приближается к Эль-Куэйму. Внезапно новая отметка возникла неподалеку от города Эль-Рамади (Al-Ramadi), и он буквально впился глазами в экран локатора.
Когда антенна над его головой совершила полный круг и компьютер определил параметры движения новой цели, стало ясно: это неприятельский самолет, который быстро разгоняется до сверхзвуковой скорости и набирает высоту. И что самое худшее – он летит по направлению к двум EF-111А!
Первый л-т Виссам Эль Куадо (Wissam Al Qado) был офицером наведения 203-го дивизиона 147-й бригады ПВО. Он сидел за своим пультом с раннего вечера, готовя себя к встрече с американскими самолетами. У него было предчувствие: что-то обязательно должно произойти. Виссам был готов к бою, так же, как и его оружие — комплекс С-75М3 «Волга». Его командир по телефону обсуждал воздушную обстановку с командованием бригады. Около 21 часа поступила команда о максимальной степени боевой готовности — американские самолеты находились всего в 75 километрах! Виссам знал, что американцы широко применяют противорадиолокационные ракеты AGM-88, которые и поразили локаторы на командном посту бригады. Он усилил внимание, чтобы самому не стать жертвой одной из таких ракет. Он слышал, что многие иракские РЛС защищены от них специальными ловушками, и жалел, что его ЗРК в их число не входит. Чтобы обмануть ракету, он мог полагаться только на своевременное выключение локатора.
Когда поисковый радар П-12 показал, что первая группа американских самолетов подошла на 40 км к позиции дивизиона Виссама, он получил приказ включить РЛС наведения. Однако сектор в 10 градусов в середине ее экрана оказался белым, как снег. Виссам знал, что это помехи, которые ставят американцы, из-за них он не мог выделить ни одной цели. Он попробовал переключиться на вспомогательную частоту, но через несколько секунд помехи появились и на ней.
МиГ-25ПДС м-ра Ибрагима на полном форсаже стрелой мчался в ночном небе над Западным Ираком. Ибрагим посмотрел на приборную панель — все было в норме. Взгляд остановился на лампочке системы предупреждения об облучении СПО-15.
Она оставалась темной, что свидетельствовало о том, что ни один вражеский радар не захватил его истребитель и ни одна ракета не наводится на него. Его РЛС тоже не излучала, он ждал команду на ее включение с земли. Но система управления вооружением уже была включена, и он уже выбрал ракету Р-40РД для пуска. Когда долгожданная команда поступила, майор хладнокровно включил РЛС. Отметка вражеского самолета появилась на дистанции около 30 км, через секунду произошел захват цели, и Ибрагим нажал боевую кнопку. Ракета покинула направляющие с ослепительной бело-желтой вспышкой. Ибрагим не впервые запускал Р-40 ночью и сделал все как надо. Он увидел цель, которая летела прямолинейно на высоте около 8000 м. Но он не знал, что запустил ракету к наиболее совершенному самолету радиоэлектронной борьбы, который в тот момент ставил помехи иракским ЗРК, защищавшим Эль-Куэйм.
Спустя несколько секунд иракский пилот заметил нечто странное: отметка о захвате цели на индикаторе на лобовом стекле пропала. Зато появились отметки о применении множества ловушек. Одновременно противник начал маневрировать. Ибрагим попытался захватить EF-111А снова, но это было бесполезно. Тогда он попросил наземный КП дать ему направление на вторую цель. Такая информация поступила, и он развернул свой МиГ-25 по направлению ко второму EF-111А. Майору не пришлось много трудиться, чтобы обнаружить и захватить вторую цель, поскольку та находилась в 36 км перед ним. На этот раз майор решил запустить сразу две ракеты — и с радиолокационным, и с тепловым наведением. Как только он это сделал, то увидел, что цель перешла в пикирование, сбрасывая множество ловушек обоих типов. Пилот «МиГа» попытался сопровождать ее своим локатором, но тут СПО-15 подала сигнал, что его самолет уже захвачен радаром F-15, и ракета «Спарроу» уже летит к Ибрагиму! В этой обстановке майор решил прекратить преследование EF-111A, выполнил правый разворот с большой перегрузкой и включил форсаж. Это позволило уклониться от двух ракет AIM-7, которые Ибрагим успел увидеть во время маневра. Таким образом, бой закончился безрезультатно. Однако описанные события имели одно важное последствие, которое не было осознано их участниками в тот момент.
После того, как пилотам обоих EF-111А удалось увернуться от ракет Ибрагима, они предпочли прервать выполнение своей миссии и взять курс на базу в Таифе (Taif). Это значительно ухудшило для американцев общую обстановку: внезапно экран локатора перед л-том Виссамом очистился от помех, и он ясно различил на нем воздушную цель. Виссам немедленно включил свой примитивный компьютер и определил, что американский самолет находится в зоне поражения. Он запросил у командира разрешение на запуск сразу трех ракет и получил положительный ответ. Смертоносные серебряные сигары устремились к F-15E, пилоты которого не подозревали, что самолеты РЭБ уже прекратили постановку помех. Виссам видел на экране, как первая ракета разорвалась возле своей цели, но американский самолет еще продолжал полет. Через 6 секунд рванула вторая ракета, и на экране возникли яркие засветки. Как Виссам рассказывал авторам, в этот момент он понял, что «Страйк Игл» развалился на куски, которые перешли в беспорядочное падение.
Сбитым оказался самолет Эберли-Гриффица. Впоследствии Эберли рассказывал, что увидел справа оранжевый шар (очевидно, это взорвалась первая ракета), но ему удалось сохранить контроль над самолетом. Он еще попытался выполнить правый разворот с переворотом, чтобы атаковать наземную цель, однако управление стало отказывать, и его повлекло к земле. Второй ракеты, поразившей его F-15E, Эберли не видел. Его жизнь и жизнь Гриффица были спасены лишь благодаря тому, что в момент поражения самолет находился на средней высоте, и у летчиков было достаточно времени, чтобы катапультироваться. Через два дня их схватили иракские пограничники. П-к Давид Эберли стал наиболее важным американским офицером, попавшим в плен к иракцам.
…Прошло несколько лет, и Виссама вызвали в штаб ПВО Ирака, где он рассказал все обстоятельства этого боя генералу Камалю, который знал о действиях в ту ночь МиГ-25. Только тогда офицеры поняли, что уничтожение «Страйк Игла» стало следствием действий м-ра Ибрагима.
Поворотная точка
В ночь с 19 на 20 января 1991 г., то есть к концу третьего дня операции «Буря в пустыне», генерал Норман Шварцкопф и командование USAF приняли решение о смене характера войны в воздухе. Оно основывалось на данных о ходе воздушных атак на Ирак, особенно на тревожной статистике потерь самолетов. В первый день союзники потеряли сбитыми и списанными в результате повреждений 17 самолетов. Во второй день — только 3 машины. Зато на третий день потери возросли до 7 самолетов (один F-4G, один Tornado GR.1A, три F-16C, один F-14A и один F-15E). Такие потери были признаны неприемлемыми. Анализ показал, что большинство самолетов было сбито во время полета на малой высоте, когда они несли груз обычных неуправляемых бомб. Стало ясно, что ПВО Ирака ожидала атак именно с малых высот и была к ним готова. С другой стороны, американские атаки, выполненные со средних высот, стоили значительно меньших потерь, а их результаты становились намного более заметными при использовании управляемых боеприпасов. Поэтому Шварцкопф и его штаб решили: начиная с четвертого дня войны ни один американский самолет над Ираком не должен летать ниже 5000 м, а «умные» бомбы и ракеты следует использовать так широко, как это только возможно.
Это решение стало поворотной точкой в войне. Несмотря на то, что в системе ПВО Ирака насчитывалось много ЗРК и артиллерийских систем советского производства, после трех суток непрерывных атак крылатые ракеты и самолеты «стелс» смогли повредить многие ее ключевые объекты. Система ПВО Ирака действительно была ориентирована на перехват, в первую очередь, низковысотных целей. Эта точка зрения укрепилась во время ирано-иракской войны 1980-88 гг., когда все иракские налеты происходили на высотах до 25 м. Внезапный переход коалиционных сил к атакам со средних высот стал для иракцев настоящим сюрпризом, и они не смогли найти адекватного ответа на новую угрозу. Причина заключалась в недостатке современных вооружений для борьбы с самолетами на средних высотах, ставшем следствием предвоенного эмбарго ООН на поставку в Ирак оружия. Начиная с четвертого дня войны, система ПВО Ирака смогла оказать лишь минимальное влияние на процесс систематического разрушения с воздуха инфраструктуры страны и разгрома бронетанковых сил.
Выводы
Изучая многочисленную американскую литературу о войне в Заливе 1991 г., можно заметить, что американским авторам нравится думать, будто различия между коалиционными силами и иракскими войсками носили фундаментальный характер, естественным образом проистекающий из превосходства американского образа жизни. Якобы именно это позволило американцам, в конечном счете, победить, и это есть основная причина того, что ведение эффективных боевых действий в принципе невозможно для вооруженных сил «стран-негодяев», таких как Ирак, Иран или Югославия.
Однако наше исследование ясно показывает, что такая точка зрения является предвзятой. Профессионализм, способность учиться, становиться лучше, предвидеть действия противника, вовремя изменять собственную тактику и т.д. – все это не есть американская прерогатива. Данный текст полон примеров, когда перечисленные достоинства были на стороне иракских солдат, технических специалистов, летчиков, операторов ЗРК. Конечно, USAF выиграли сражение за небо Ирака. Это произошло потому, что они обладали технологическим и численным превосходством и смогли эффективно реализовать эти преимущества. Но также очевидно, что ВВС и ПВО Ирака сражались достойно, намного лучше, чем американцы готовы признать.
- 4th TFW является одним из самых прославленных боевых соединений ВВС США. В его истории записано, что в 1943-45 гг., сражаясь на «Тандерболтах» и «Мустангах» его летчики уничтожили 1058 самолетов Германии. В период Корейской войны они заявили об уничтожении 506 «коммунистических» самолетов (491 МиГ-15, 9 Ту-2 и 6 Ла-9/11), свои потери составили 119 «Сейбров». Во Вьетнамскую войну 4-е крыло работало на «Тандерчифах» и «Фантомах», потеряв 19 машин.
источник: Ахмад Садик, Диего Фернандо Зампини «Третий день (и последующие…)», пер. А. Савенко, «Авиация и Время» 2006-02