0

В июне в Цвиккау скончался конструктор Вернер Ланг, создатель одной из самых массовых европейских машин — Trabant.

Этот автомобиль не выпускается уже более 20-ти лет, однако благодаря его огромней популярности память о нем и его конструкторе останется надолго. И не только потому, что кузов «Трабантов» не поддается коррозии. Модель, появившаяся в 1957-м и выпускавшаяся вплоть до 1991 года, стала для жителей Восточной Германии олицетворением целой эпохи.

После раздела Германии в конце 1940-х годов руководство молодого государства ГДР задалось целью создать массовый автомобиль, который был бы доступен широким слоям населения. В итоге на заводе в Цвиккау, где до войны выпускали автомобили «Хорьх», был налажен выпуск машины с пластиковым кузовом (металлы после Второй мировой были в дефиците) и 18-сильным (позже 26-сильным) двухтактным мотором.

Простота и дешевизна конструкции сделали свое дело — Trabant стал своего рода восточногерманской версией Ford Т, посадившей целую нацию на колеса.

Всего с конвейера сошло более трех миллионов машин. Учитывая, что население ГДР в конце 1980-х годов составляло 16 млн. человек, на каждые пять жителей Восточной Геомании приходилось почти по одному «Трабанту». Тем не менее, за заветным «Траби» немцы выстраивались в очереди, продолжительность которых порой достигала более десяти лет.

Кроме того, автомобили массово отправляли на экспорт. Причем они поставлялись не только в дружественные страны, но и в капиталистические государства — в Грецию, Нидерланды, Бельгию, ЮАР. Во многих странах мира до сих пор существуют клубы почитателей легендарной модели, которая стала одним из символов ГДР, оставив за собой богатое наследие. Мы собрали наиболее интересные примеры увековечения памяти пластикового «Траби».

Несмотря на то, что на нынешних дорогах этот автомобиль уже большая редкость, «Трабант» порой можно повстречать в самых неожиданных местах.

Как занесло Trabant в культовую компьютерную игру Half-Lire 2? На самом деле автомобили оказались в виртуальном игровом мире неспроста. При разработке этой «стрелялки», дизайнеры взяли за основу восточноевропейскую архитектуру, в том числе и ее стилистические направления 1970-х годов. Именно тогда «Трабанты» были неотъемлемой частью картины городов-соцлагеря. Очередь из «Трабантов» стояла у Берлинской стены, когда в 1989-м открыли границу и жители ГДР хлынули на Запад. Естественно, что ехали они на своих «Траби», других машин в стране не было. Или было очень-очень мало.

«В свое время «Трабантами» пропахла вся страна», — говорит Торстен Ян, который продает консервные банки с «Ароматом Траби» по цене четыре евро. Он утверждает, что действительно наполняет их выхлопными газами машины, которые можно учуять даже через две недели после откупоривания «консервов».

Несколько «Траби» были использованы в качестве светотехники в мировом концертном турне ирландской группы U2 -Zoo TV Tour, который начался в феврале 1992-го и продлился до 1993 года. Идея такого оригинального использования автомобилей, которые олицетворяли падение коммунизма, родилась у музыкантов во время работы над альбомом Achtung Baby, который записывался в Берлине. Некоторые из «осветительных Трабантов» затем нашли пристанище в берлинском и дублинском Hard Rock Cafe.

После падения железного занавеса Берлинская стена превратилась в многокилометровую выставку граффити, где не мог не появиться один из символов Восточной Германии. Trabant стал одной из наиболее распространенных тем творчества уличных художников (1).

«Траби» не ржавеет

В родном Цвиккау автомобилю даже установили памятник (2). «Траби» по праву считается одним из наиболее известных «горожан», наряду со знаменитым композитором и пианистом Робертом Шуманом и пионером автомобильной промышленности Аугустом Хорьхом.

«Траби» не ржавеет

Еще один монумент модели был установлен в 1989 году в центре Праги (3). Скульптура под названием «Quo Vadis» («Куда идешь?») посвящена политическим беженцам из ГДР, которые уезжали из родной страны на «Трабантах». Теперь этот памятник «шагает» по территории посольства Германии в Чехии. ТЁще одно каменное изваяние модели с пластиковым кузовом нашло свое место в парке скульптур при Национальной художественной галерее в болгарской Софии.

«Траби» не ржавеет

Крышу «Траби», установленного на металлической стеле на территории бывшей ГДР, облюбовала парочка аистов, свивших там гнездо. Людям он теперь не нужен, но вот птицам — в самый раз (4). Впрочем, люди тоже стремятся не выбрасывать нержавеющий автомобиль, а использовать его, где только можно (5).

«Траби» не ржавеет«Траби» не ржавеет

источник: Ярослав ТРОЙСКИЙ "«Траби» не ржавеет" КОНТАКТ-ШАНС №34 • 12.08.-18.08.2013

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account