Торпедный крейсер «Тигер»
История создания
Кораблестроительной программой, разработанной австрийским морским министром вице-адмиралом бароном Максимилианом фон Штернеком и утвержденной императором Францем-Иосифом 8 сентября 1884 г., предусматривалось строительство трех «торпедных кораблей» (Torpedoschiffe). Два из них – «Пантер» и «Леопард» были заказаны британской фирме «Армстронг» и вошли в строй в 1885-1886 гг. Однако допущенные при разработке проекта ошибки, обнаруженные ведущим австрийским кораблестроителем Зигфридом Поппером, заставили руководство флота Двуединой монархии отказаться от заказа третьего корабля по чертежам первых двух.
Еще в июле 1885 г. Попперу поручили разработку предварительного (эскизного) проекта третьего торпедного корабля, а 16 сентября состоялось заседание под председательством контр-адмирала Александра Эберана фон Эберхорста, на котором обсуждались вопросы, связанные с постройкой торпедного крейсера «С». Именно на нем вместо принятого ранее термина «торпедный корабль» был принят новый – «торпедный крейсер» (Torpedokreuzer). Было принято решение, что новый корабль должен стать развитием существующего проекта, но с усиленным вооружением (четыре 120-мм/35 орудия вместо двух), скоростью не менее 16 узлов и, соответственно, как минимум на 50 тонн возросшим водоизмещением. На этот раз Морской отдел решил выдать заказ отечественной фирме «Стабилименто Технико Триестино» («S.T.T.») из Триеста, однако котлы, машины и детали рулевого устройства заказать в Англии. Тем не менее фирме «Армстронг» было отправлено предложение на участие в конкурсе.
На основе чертежей «Пантера» и представленного Поппером эскизного проекта Морской технический комитет разработал детальный проект торпедного крейсера водоизмещением 1658 т с вооружением из четырех 120-мм орудий. Предложение от Армстронга поступило 20 января 1886 г. Если вариант Поппера-МТК в целом повторял два предыдущих корабля, отличаясь лишь увеличенной длиной, то Армстронг предложил совершенно новый проект с уменьшенной площадью мидель-шпангоута и зауженными обводами в оконечностях. При длине между перпендикулярами 73,2 м корабль должен был иметь водоизмещение 1680 т. Оба проекта гарантировали среднюю скорость 17 уз при натуральной и 18 уз при форсированной тяге.
Рассмотрев оба представленный варианта, Морской отдел в своем докладе от 16 марта 1886 г. отдал предпочтение проекту Поппера-МТК. После проведения повторных расчетов, длину корабля увеличили на одну шпацию (0,61 м), увеличив размеры котельного отделения. Водоизмещение при этом выросло на 24,9 т, а запас угля – на 7,8 т.
В конце того же месяца дирекция «S.T.T.» назначила за свою работу цену в 780 тыс. крон золотом. Подписанный 25 мая контракт оговаривал передачу корабля заказчику через 15 месяцев и достижение им на испытаниях средней скорости 18 узлов при искусственной тяге, причем за каждую десятую долю узла свыше 18,5 уз фирме была обещана премия в размере 3000 крон. Стальной прокат поставляло Альпийское горнопромышленное общество, крупные стальные отливки – фор- и ахтерштевни, каркас пера руля и т.п. – заказывались британской фирме «Джессоп и Сыновья» из Шеффилда. Наблюдение за постройкой возлагалось на вернувшегося из Англии корабельного инженера З. Поппера.
Киль торпедного крейсера «С» был заложен 5 октября 1886 г. на стапеле в Сан-Рокко. Решением от 12 марта 1887 г. корабль получил название «Тигер» («Tiger» – Тигр). 28 июня он благополучно сошел на воду, однако 20 сентября руководство «S.T.T.» было вынуждено сообщить в Морской отдел, что не сможет выдержать сроки постройки вследствие того, что крупная партия стального проката, поставленного Альпийским горнопромышленным обществом, была забракована инспекцией кораблестроительного надзора, поскольку его прочность не соответствовала британским образцам.
Первые выходы крейсера на ходовые испытания состоялись в феврале-марте 1888 г. На четырехчасовой пробе 8 марта он прошел 70,4 мили, показав среднюю скорость 17,6 уз. На официальном 25-часовом пробеге, проведенном 12-13 марта, «Тигер» показал наибольшую скорость 19,25 уз (средняя – 18,78 уз) при искусственной тяге и, соответственно, 18,24 и 18,02 уз – при натуральной. За превышение контрактной скорости фирма получила 6000 крон премии, причитающийся же ей штраф в размере 65 875 крон был списан, учитывая неблагоприятное стечение обстоятельств и отсутствие ее непосредственной вины в срыве сроков готовности.
14 марта 1888 г. торпедный крейсер «Тигер» был официально принят в состав австро-венгерского флота.
Строительство четвертого корабля, предусмотренного программой 1891 года (по некоторым сведениям, он должен был получить название «Пума»), так и не началось. Сначала руководство австро-венгерского флота хотело получить информацию об испытаниях нового итальянского крейсера «Джованни Баузан», а затем санкционировало постройку трех крейсеров III класса типа «Зента», более соответствующих общемировым тенденциям развития кораблей крейсерского класса.
Описание конструкции
Конструктивно «Тигер» являлся повторением «Пантера» и «Леопарда», отличаясь увеличенной длиной и наличием дополнительной пары орудийных спонсонов. Для уменьшения дифферента на корму, от которого страдали предшественники, котельные отделения и боевая рубка были несколько сдвинуты вперед. Тем не менее в полном грузу корабль кормой сидел на 0,61 м глубже, чем носом.
Стальной корпус, имевший небольшую седловатость, строился по распространенной в то время схеме с полубаком и полуютом, соединенными высоким фальшбортом. Глубина трюма составляла 6,159 м. Форштевень имел таранную форму. Силуэт формировался двумя высокими дымовыми трубами, двумя мачтами и расположенной на полубаке боевой рубкой с ходовым мостиком. На мачтах могло подниматься вспомогательное парусное вооружение — четыре косых паруса общей площадью 305 м². В действительности корабль никогда не ходил под парусами, а в начале 1890-х годов парусная оснастка была убрана.
Крейсер имел две сплошных палубы – верхнюю и среднюю (броневую). Броневая палуба состояла из двух стальных листов толщиной по 18 мм и имелась только над машинным и котельными отделениями. С бортов они прикрывались бортовыми угольными ямами, а поперечные угольные ямы защищали котельные отделения спереди и сзади.
Как и предшественники, «Тигер» оснащался двумя двухцилиндровыми вертикальными паровыми машинами системы «компаунд», пар для которых вырабатывали четыре двухсторонних цилиндрических котла. Котлы и машины располагались в одном машинном и двух котельных отделениях. Рабочее давление пара – 9,5 атм. Проектная мощность машин составляла 6000 л.с. при форсированной тяге, что должно было обеспечить скорость 18 узлов. Наибольшая мощность, достигнутая на испытаниях, составила 5692 и.л.с. при натуральной и 6222 и.л.с. при форсированной тяге, что позволило преодолеть отметку в 19,2 уз, хотя и на непродолжительное время. При полном запасе угля в 322 т крейсер мог пройти 1260 миль. В то же время качество изготовления механизмов, особенно котлов, оставляло желать лучшего, что негативным образом сказалось на судьбе корабля.
Паровая рулевая машина располагалась ниже ватерлинии и могла приводиться в действие из трех мест: боевой рубки, носового мостика и кормового рулевого поста. Боевая рубка соединялась телефонами и звонками с машинным отделением, артиллерийскими погребами, отсеками торпедных аппаратов, рулевыми постами, отсеком рулевой машины и каютой командира. На носовом мостике и на полуюте корабля было установлено по одному 60-см прожектору.
Третий австрийский торпедный крейсер отличался от предшественников усиленным вдвое артиллерийским вооружением. Четыре 120-мм/35 сталебронзовых орудия Круппа образца 1880 г. на центральном станке располагались побортно на спонсонах верхней палубы – парами в районе первой дымовой трубы и у среза полуюта. Скорострельная артиллерия включала шесть 47-мм/33 пушек Гочкиса и четыре пятиствольных 47-мм/25 револьверных пушки Гочкиса с боковой подачей снарядов. Четыре скорострелки стояли на верхней палубе в средней части корабля, по одной – на полубаке и полуюте и по две – под ними. Артиллерийский боезапас хранился в двух погребах (носовом и кормовом).
В ходе проведенной в 1896 г. модернизации прежние 47-мм «короткоствольные» и револьверные пушки были заменены на десять новых 47-мм/44 пушек фирмы «Шкода», которые устанавливались на тех же позициях.
Торпедное вооружение было представлено четырьмя 350-мм надводными аппаратами. Два из них крепились неподвижно в штевнях, а два других стояли на средней палубе в районе грот-мачты (перед спонсонами 120-мм орудий) в поворотных шаровых установках.
История службы
Завершив испытания и подняв флаг, «Тигер» перешел в военно-морской арсенал Полы, где на него установили артиллерийское и торпедное вооружение. Первым командиром корабля стал капитан 2 ранга эрцгерцог Карл-Штефан. С 12 июня по 24 июля 1888 г. крейсер участвовал в кампании в качестве флагманского корабля Торпедной флотилии. В ее составе он действовал и в следующем году, с 13 июня по 16 июля, а еще через год совершил первое заграничное плавание.
После трехнедельных учений в составе эскадры, 21 июля 1890 г. «Тигер» присоединился к новейшим броненосцам «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф», «Кронпринцессин Эрцгерцогин Штефани» и крейсеру «Кайзер Франц Иосиф I», отправлявшимся на Балтику через Англию и Северное море. Маршрут отряда пролегал через Гибралтар, Портсмут и Копенгаген. На входе в Балтийское море «Кронпринц Рудольф» отделился и направился в Киль, остальные корабли – в шведскую Карлскруну, куда прибыли 24 августа, а спустя несколько дней также перешли в Киль, где приняли участие в военно-морском параде, который принимал император Вильгельм II. В обратный путь корабли отправилась 29 сентября – через Скаген, Шербур, Лиссабон и Палермо. 13 октября «Тигер» отделился от эскадры и ушел в Мессину, чтобы пополнить запасы угля и произвести чистку котлов. После возвращения в Полу 26 октября он был выведен в резерв.
В течение следующих лет – в кампании 1891, 1892 и 1894 годов – крейсер проводил в море в среднем от шести до восьми недель, участвуя в маневрах Летней эскадры (Sommereskadre) в акватории Адриатического моря, а в остальное время, как и полные 1893, 1895 и 1896 годы, стоял в резерве первой или второй очереди. В 1896 году на корабле был проведен большой ремонт силовой установки, а также заменена скорострельная артиллерия.
8 марта 1897 года «Тигер» был вновь введен в строй для усиления австро-венгерской Блокадной эскадры у острова Крит. После двухнедельного плавания у далматинского побережья, предназначенного для практики машинной команды, 25 марта крейсер вышел из Триеста к месту назначения, сопровождая зафрахтованный пассажирский пароход «Электра», на борту которого находилось 678 солдат и офицеров 2-го батальона 87-го пехотного полка. 29 марта «Тигер» и «Электра» бросили якоря в бухте Суда на северо-западной оконечности острова. У берегов Крита корабль оставался в течение года. Основной задачей его экипажа было несение полицейской службы и разрешение конфликтов между греческим и турецким населением острова, предотвращение вооруженных столкновений и наблюдение за переброской морем регулярных частей греческой армии. Так, 12 апреля артиллерия крейсера разрушила турецкий блокгауз.
В ночь с 24 на 25 октября «Тигер» оказался в очень опасном положении. Он стоял на якоре у входа в залив Киссамо, когда с северо-востока налетел шквалистый штормовой ветер с сильным волнением. Якорь не держал, и корабль понесло на прибрежные скалы. Командир крейсера капитан 2 ранга Густав Риттер фон Чимиотти-Штайнберг был вынужден обрубить якорную цепь и укрыться в защищенной гавани Грабуза. 15 ноября при помощи водолазов потерянный якорь с цепью был найден и возвращен на место.
31 марта 1898 г. «Тигер» вернулся в Полу и был выведен в резерв, в котором пребывал до 29 мая 1900 года. 30 мая он вновь вошел в кампанию и в качестве флагманского корабля 2-й дивизии в течение трех месяцев участвовал в деятельности Летней эскадры, после чего вновь отправился в резерв.
В 1901 году крейсер прошел очередную модернизацию, в ходе которой был оснащен скуловыми килями для уменьшения бортовой качки, новой паровой рулевой машиной, а также 5-киловаттным турбодинамо, предназначенным для внутреннего освещения и улучшения вентиляции артиллерийских погребов. В 1902 и 1903 годах «Тигер» вводился в кампанию на срок около трех месяцев для участия в практических плаваниях Летней эскадры, но 15 сентября 1903 г. был разоружен и выведен в бессрочный резерв.
В начале следующего года Морскому техническому комитету было поручено подготовить предложения насчет перевооружения корабля. 19 февраля на заседании Морского отдела было рассмотрено четыре варианта:
- • сохранить вооружение из четырех старых 120-мм орудий обр. 1880 г.;
- • переделать эти орудия в скорострельные за счет внедрения нового затвора и раздельно-гильзового заряжания;
- • заменить старые 120-мм/35 орудия на крупповские скорострельные 120-мм/40;
- • заменить имеющиеся 120-мм орудия на четыре скорострельных 66-мм с длиной ствола 45 калибров.
Однако ни одно из предложений не было реализовано. Тщательный осмотр крейсера, проведенный в январе 1905 года, показал, что дымогарные трубки в котлах имеют множество дефектов и требуют замены, в то время как машины и корпус находятся в хорошем состоянии. Принимая во внимание, что 20-летний корабль имеет весьма небольшую боевую ценность, было решено перестроить его в адмиральскую яхту – на место срочно требовавшей замены старой яхты «Пеликан», в свою очередь переоборудованной в плавбазу миноносцев.
Проект переоборудования начали готовить в июне, а 9 ноября 1905 г. военно-морской арсенал Полы получил распоряжение о начале работ. Все прежнее вооружение с корабля снималось и заменялось на шесть 47-мм/44 пушек (две – Гочкиса, остальные – «Шкода»), предназначенных в основном для салютов. Бортовые спонсоны демонтировались, в кормовой части оборудовались роскошные помещения для высокопоставленных пассажиров, появилась и новинка того времени – радиостанция. Но в целом внешний вид изменился не сильно. Экипаж уменьшился до 177 человек.
Распоряжением от 29 января 1906 года «Тигер» исключался из списков боевых кораблей Императорского и Королевского флота и зачислялся в категорию судов специального назначения под названием «Лакрома» («Lacroma»). После проведенных 9 июля 1906 г. испытаний он вновь поднял флаг и вошел в строй.
Служба в качестве яхты не изобиловала яркими эпизодами. На борту «Лакромы» неоднократно совершал плавания наследник престола эрцгерцог Франц-Фердинанд, но чаще – высшие чины флота. Она присутствовала на торжественных церемониях спуска на воду броненосца «Эрцгерцог Франц-Фердинанд» (30 сентября 1908 года) и линейного корабля «Сент-Иштван» (15 января 1914 года). В 1915 году корабль был разоружен и выведен в резерв, но начиная с 16 июля 1916 года использовался в качестве плавучей казармы для экипажей германских подводных лодок в Поле.
15 ноября 1918 года военно-морское командование союзников на Адриатике передало яхту в качестве флагманского корабля старшему югославскому морскому начальнику адмиралу Метоху Коху. На ней он перешел сначала в Сплит, а 25 ноября – в Кастеланский залив, где уже находились интернированные американцами броненосцы «Радецкий» и «Зриний» с миноносцами №12 и №52.
2 декабря 1918 года «Лакрома» стала флагманом флота самопровозглашенного Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, однако согласно Парижскому договору 1920 года она отходила по репарациям к Великобритании, которая продала корабль на слом итальянской фирме. В том же году бывший «Тигер» был разобран.
* * *
Авторы выражают признательность Виктору Галыче (Беларусь) и Владимиру Якубову (США) за предоставленные материалы.
Литература и источники:
- • Bilzer F.F. Die Torpedoschiffe und Zerstorer der k.u.k. Kriegsmarine 1867-1918. -Graz: H. Weishaupt Verlag, 1997.
- • SiecheE. Die Torpedoschiffe und Zerstorer der k.u.k. Kriegsmarine//«Marine Arsenal», Bd.34,1996.
- • LengnickA., Frhr. von Klimburg R. Unsere Wehrmacht zur See. — Wien: Seidel & Sohn, 1904.
- • Greger R. Austro-Hungarian Warships of World War I. — London: Ian Allan Ltd., 1974.
- • Gogg K. Osterreich Kriegsmarine 1848-1918. — Salzburg/Stuttgart: Verlag das Bergland Buch, 1974.
- • Conway’s All the World's Fighting Ships 1860-1905. — London: Conway Maritime Press, 1979.
Источник: Виталий ГРИГОРЬЕВ, Сергей ПАТЯНИН «Торпедный крейсер «Тигер»» // «Арсенал-Коллекция» № 2'2014